Православное Нравственное Богословие
Московская Духовная Академия
Архимандрит
Платон (Игумнов)
ПРАВОСЛАВНОЕ НРАВСТВЕННОЕ
БОГОСЛОВИЕ
Сергиев Посад
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК ДИСЦИПЛИНА...…..5
Необходимость изучения Нравственного богословия……………........6
Нравственное богословие и нехристианская этика………………….....7
Предмет и источники Нравственного богословия……………………..8
История Нравственного богословия……………………………….......10
Глава I. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ………………….....14
Проблема личности в Нравственном богословии..…………………..14
Нравственное начало в становлении личности………………………16
Развитие личности и мировоззрения ребенка…………………...........17
Формирование религиозного сознания…………………...………......19
Формирование ценностного сознания..……………………………….20
Развитие личности в среднем возрасте……………………….…….....21
Стадии развития личности……………………………………..…........22
Глава II. ЕСТЕСТВЕННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН……………………25
Реальность естественного нравственного закона……………..………25
Естественный нравственный закон в учении святого апостола Павла……………………………………………………………………..25
Естественный нравственный закон в учении отцов церкви…....…....27
Содержание естественного нравственного закона……………………29
Теории нравственной санкции…………………………………………30
Автономная этика……………………………………………….……....31
Естественный нравственный закон и православная этика….…….…33
Глава III. ЭМОЦИИ, ВЛЕЧЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ…………………….…34
Эмоционально - потребностная сфера в структуре личности….........34
Виды эмоциональных состояний…………..………………………….34
Возникновение, продолжительность и диапазон эмоций…………....35
Функции эмоций…………………………………….………………….36
Христианский взгляд на эмоции………………………..……………..37
Роль эмоций в нравственной жизни…………………….……………...38
Влечение как эмоциональное переживание потребности……………39
Возникновение, характер и контролируемость влечений………..…..40
Потребность как стремление личности к переживанию блага….……41
Основные категории потребностей…………….………………………42
Аффилиативная потребность……………………………………..…….43
Потребности в структуре жизнедеятельности личности ……….........43
Формирование потребности в процессе становления личности…….44
Глава IV. НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ……………………………….…..46
Нравственное сознание в структуре личности….……..……………46
Стыд как первоначальное проявление нравственного сознания…..47
Стыд как переживание вины и экзистенциальной исключительности…………………………………….………….......48
Стыл и несостоятельность ложной надежды…………………….…49
Совесть как категория нравственного сознания………………..….50
История термина «совесть» в античной и христианской письменности…………………………………………………………51
Взгляд на совесть в патриотической письменности………….……53
Теории совести……………………..…………………………….…..54
Функционирование совести…………………………..…….……….55
Основные функции совести……………………………...……….….56
Состояния совести………………………………………..……..……56
Освящение совести…………………………………...……….…..….57
Воспитание совести…………………………………….…………….58
Нравственное учение о долге…………………………….........….…59 Метафизический и этический аспекты должного……………..……60
Интерпретация долга в философии И. Канта и Н.Ф. Федорова……61
Долг как сознание нравственной необходимости……………….….62
Практическая деонтология Запада и православная этика……….....63
Обязанность как требование нравственного закона…………………64
Определение и содержание понятия ответственности………….....66
Нравственная ответственность и проблема личной виновности…68
Универсальное значение ответственности как формы
нравственного сознания.......………………………………………….70
Понятие воздаяния в Священном Писании………………………..71
Воздаяние как онтологический принцип…………………………..73
Сознание воздаяния в личной жизни……………………………….74
Глава V. СВОБОДА НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ………77
Тема свободы в учении Церкви……………………………….…....77
Свобода как основа нравственного становления личности………77
Свобода и самоопределение человека
в материально-духовном мире……………………………………...78
Самовыявление твари через форму, индивидуальность
и ипостась…………………………………………………………….79
Свобода богозданного человека……………………………………80
Нравственная свобода личности …………………………………..82
Виды нравственной свободы………………………………….……83
Эмпирическая и трансцендентальная свобода…………………….84
Борьба мотивов в ситуации морального выбора………………….84
Детерминизм и индетерминизм……………………………….…….85
Свобода самоопределения и феноменология зла………………….87
Потеря духовной свободы и грех……………………………...……90
Взгляд на грех в Священном Писании…………………………..….91
Грех как ошибка в духовном самоопределении человека…..….….93
Причины греха……………………………………………….……….94
Нечистые, злые и власфемические помыслы…………………..…..96
Развитие страстного помысла и грех………………………...……100
Последствия греха………………………………………………......104
Природный эгоизм и проблема личного соперничества…………105
Грех и феноменология отчуждения личности…………………......107
Преодоление греха и достижение совершенной свободы………..109
Свобода человека и воля Божия………………………………..…..110
Свобода Божественного произволения…………………………....112
Нравственно-богословский аспект свободы Богочеловека………113
Предопределение Божие и нравственная свобода
человеческой личности……………………………………………..114
Глава VI. ЦЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И НРАВСТВЕННОЕ
ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ…………………………………..118
Личность в системе ценностных ориентации……………………..118
Достоинство и назначение человека……………………………….123
Диалектика достоинства и унижения личности……………………126
Эмпирическая и метафизическая судьба человека………………..128
Ценность и обреченность личности в духовно
не преображенном мире……………………………………………..131
Аспекты ценностной ориентации личности………………………..132
Честность как принцип отношения человека к человеку………….137
Благочестие как принцип религиозного отношения
человека к Богу……………………………………………………….143
Благочестие как путь деятельной и созерцательной жизни……….145
Место добродетели в системе нравственных ценностей ………….148
Добродетель в античной и христианской письменности………….150
Описание добродетелей как системы ценностей…………………..152
Ориентация на конформность как результат
порочности личности………………………………………………...157
Преодоление порочности в ценностном
переживании добродетели……………………………………………161
Ценностный самоотчет и мировоззренческая
ориентация личности………………………………………………….164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……168
ВВЕДЕНИЕ
В предлагаемом курсе лекций говорится о том, что человек является носителем трех начал ¾ естественного, разумного и Божественного, что его… В системе богословского образования Нравственное богословие является одной из… Нравственное богословие занимается изучением всего того, что происходит на внутреннем горизонте человеческой личности…
Известно, какие высокие требования предъявляются к личности пастыря Церкви, призванного быть духовным отцом, наставником и руководителем… Заповеданный Христом идеал нравственного совершенства относится ко всем Его… Изучение дисциплины Нравственного богословия способствует формированию высокой нравственной культуры пастыря,…
Когда христианские богословы столкнулись с необходимостью сформулировать нравственные понятия, они осознали, что на этом пути они не являются…
Нравственное богословие одновременно и специфично, и универсально. Оно опирается на неповторимость Божественного Откровения, но учитывает также и… В своем содержании Нравственное богословие опирается на источники, из которых… Основной источник Нравственного богословия ¾ Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Главные положения…
Как богословская дисциплина Нравственное богословие сформиро-валось в новое время. Тем не менее мы можем говорить об истории христианской этики,… История христианской этики делится на три периода: патристический (I-VIII… Начало христианской этики относится к той эпохе, когда отживавшее свое историческое время язычество в борьбе с…
Глава I
РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
В подходе к проблеме личности Нравственное богословие исходит из догматических предпосылок и данных, представляемых общей наукой о человеке.
В свете догматического учения Церкви личность, как запечатленный в человеке… Личность нельзя объяснить из каких-либо посторонних внеличностных элементов. То, что лично, уже не составимо из…
Начиная с самого раннего детства, жизнь человека протекает одновременно в трех сферах бытия: в сфере природного существования, в сфере… В сфере природного существования человек определяет себя в отношении к… Социально-культурная среда является второй существенно важной сферой формирования личности. Как ни совершенен…
В процесс формирования человек вступает с самых первых шагов своей жизни. Сущность формирования в первоначальный период заключается в том, что… Первый год жизни человека является периодом перехода от натуральной жизни к… Вещи открываются ребенку не только в их физических свойствах, но и в особом качестве, в том функциональном значении, в…
Религиозное сознание связано с верой. Хотя сама вера является эмпирическим фактом, возникновение веры не поддается эмпирическому анализу. Согласно… С момента Святого Крещения ребенок вступает в новую жизнь. Святитель Феофан… Страх Божий является самой первоначальной формой веры и связанного с верой религиозного восприятия жизни. Как чистый и…
Ценностное сознание связано с выбором. Перед необходимостью выбора человек сталкивается уже на первых порах своей жизни. В ситуации выбора перед… По мере формирования и совершенствования личности выбор теряет свою…
Для характеристики развития личности в среднем возрасте вводятся понятия самоактуализации и озабоченности. Оба понятия, как мы сейчас увидим, имеют… Понятие самоактуализации следует определить, как стремление человека стать как… Озабоченность ¾ это очень широкое понятие, охватывающее как родительские отношения, рождение детей и их…
Вполне возможно, что стадии развития личности в среднем возрасте
представляют определенные критические периоды, отражающие особенности… У большого числа людей «жизненные кризисы» имеют место приблизительно в одном и том же возрасте. Это дает основание…
Глава II
ЕСТЕСТВЕННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН
В богословии Православной Церкви принимается положение о реальности естественного нравственного закона как принципа, имеющего безусловный и всеобщий… В признании естественного нравственного закона Церковь исходит из… Реальность естественного нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность отдельных людей,…
Многие исследователи Нового Завета задавали вопрос: действительно ли фрагмент из Послания к римлянам (Рим. 2, 14 -15) указывает на учение о… Некоторые протестантские ученые ставят под сомнение ценность этого текста в… Здесь также возникает вопрос о влиянии стоической философии на мысль апостола Павла. Использовал ли апостол Павел…
Православный Восток связывал учение о естественном нравственном законе с глубоким христианским опытом. Здесь всегда имелась в виду цель спасения и… Отцом учения о естественном нравственном законе следует считать святого… Другой представитель ранней патристики ¾ святой Ириней Лионский говорит, что при творении Бог вложил в человека…
Содержание естественного нравственного закона
Мы уже указали на неоспоримые свидетельства' святоотеческого учения, убеждающие нас в существовании естественного нравственного закона. Тем не менее, представляется весьма трудной задачей определение действительного содержания естественного нравственного закона как универсального начала общечеловеческой нравственности. Признавая естественный нравственный закон в качестве всеобщего фундаментального этического принципа, мы в то же время не можем не замечать большого разнообразия кодексов морали, характерных для нравственных культур различных древних и новых обществ. Отсюда следует, что определение содержания естественного нравственного закона сводится к нахождению общего знаменателя, составляющего неотъемлемый элемент среди всего разнообразия нравственных норм. Так, из приведенного нами свидетельства святого Иустина Философа следует, что конкретное содержание естественного нравственного закона сводится к требованиям, которыми запрещаются убийство, прелюбодеяние и другие нравственные преступления и которые признаются в качестве необходимых нравственных предписаний в жизни различных народов. Становится вполне очевидным, что существует один общий источник, в свете которого вырабатываются правила и нравственные предписания, составляющие этическую основу личной и общественной жизни и выражающие заранее предустановленное соответствие между абсолютными требованиями нравственного закона и нравственным сознанием человека (Втор. 30, 14). Поэтому в целом патриотическая традиция отождествляет содержание естественного нравственного закона с десятью заповедями Ветхого Завета. Сопоставляя естественный закон с законом, записанным на скрижалях, отцы Церкви указывают на существующую между ними внутреннюю связь. В библейском и нравственном богословии можно считать прочно утвердившимся мнение о том, что Богооткровенный закон раскрывает и конкретизирует содержание естественного нравственного закона. В предельно обобщенной форме эта мысль выражена Климентом Александрийским: «От Бога закон природы и закон Откровения, которые составляют нечто одно». О том, что содержание естественного нравственного закона тождественно нравственным предписаниям Ветхого Завета, говорит еще одно немаловажное обстоятельство. Изучение мировых религий убеждает нас в том, что в плане человеческих взаимоотношений ни одна религия не проповедует ничего, что могло бы противоречить Десятисловию.
Таким образом, содержание естественного нравственного закона совпадает с основными понятиями, присущими нравственному сознанию каждого народа. В процессе культурно-исторического развития естественный нравственный закон облекался в те различные конкретные формы выражения, в которых открывалось его действительное содержание.
Проблема происхождения естественного нравственного закона сводится к основному вопросу: кто является законодателем в области нравственности? Кем… Существующие теории нравственной санкции ¾ психологическая,… Психологическая теория нравственной санкции, или теория нравственного чувства, ведет свое начало от английской…
Призыв человека к самостоятельности, или автономии, характеризует философскую и этическую мысль нового времени. Понятие автономии было введено в… 1. «...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь кото-рой ты в то… 2. «...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к…
Как бы высоко мы ни ставили естественный нравственный закон, мы должны признать, что он указывает лишь на самый элементарный уровень нравственности… Святой Симеон Новый Богослов, говоря о том, как душа соединяется с Богом,… Таким образом, требования естественного нравственного закона и заповеди Ветхого Завета следует понимать как выражение…
ГЛАВА III
ЭМОЦИИ, ВЛЕЧЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ
Эмоции, влечения и потребности связаны с формированием личности и с развитием ее интересов. Они возникают вследствие взаимодействия человека со всем… Хотя в общей структуре жизнедеятельности доминирующее положение и руководящая… Не следует думать, что эмоции, влечения и потребности являются неким составным элементом биологической сущности…
Универсальное значение эмоций в жизни человека является очевидным. Какие бы условия ни определяли жизнь человека и его деятельность, действительными… Чувство ¾ длительное устойчивое переживание человеком своего отношения… Аффект ¾ сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание, например, гнев или ужас.
Обычно признается, что эмоции возникают в тех случаях, когда в жизни человека происходит нечто значимое. Одни авторы считают, что любое… Вообще, эмоции возникают в любых обстоятельствах, но проявляются наиболее… Возникающие эмоции обладают различной степенью глубины, устойчивости и продолжительности. Эмоциональная окрашенность…
В нравственной сфере эмоции выполняют различные жизненно важные функции.
По единодушному мнению многих исследователей, эмоции признаются выполняющими… Эмоции выполняют и другие, более специфические функции. Одной из них является функция регуляции деятельности человека.…
На протяжении человеческой истории мы встречаемся с двумя противоположными воззрениями на эмоциональную жизнь человека ¾ стоическим и… Христианский взгляд на эмоциональную жизнь человека находится между этими… Святые отцы Церкви, не отрицая реальности и влияния эмоциональной сферы на нравственную жизнь человека, разделяют все…
Хотя, в первую очередь, не что иное, как воля ведет человека к действию, решению воли предшествует эмоциональная склонность. Отсюда роль эмоций… Человек, у которого возникла нежелательная эмоция, не ответственен за нее до… 1. Неупорядоченные чувства, которые намеренно желанны омраченным сознанием и намеренно вызваны злой волей.…
Одной из отмеченных нами важнейших функций эмоций является регуляция целенаправленной деятельности, ведущей к удовлетворению потребностей. Не… Влечение ¾ это не совсем осознанное стремление личности к достижению… Таким образом, влечение ¾ это особое эмоциональное переживание какой-либо потребности, предшествующее…
Наблюдается определенная закономерность в возникновении влечений. Так, повседневные, самые элементарные влечения, связанные с потребностями в труде… Влечения, как и эмоции, могут быть положительными, отрицательными и… Реализация влечений связана с осознанием конкретных нравственных целей. Под влиянием осознанной цели влечения могут…
Потребность ¾ это особое, сложное нравственное переживание, в основе которого лежит осознанное стремление к какой-либо деятельности,… Потребность включает ясное осознание цели, достижение которой связывается с… Потребность в переживании блага составляет основной принцип личностного бытия, его содержание и его цель.
Все великое многообразие потребностей можно разделить на три основные категории: витально-органические, или первичные, эгоцентрически-личные и… Витально-органические потребности связаны с ростом и жизнедеятельностью… Эгоцентрически-личные потребности связаны с самоутверждением личности. Обычно они направлены на достижение…
Потребность человека в общении с окружающими людьми называется аффилиативной потребностью. Аффилиативная потребность выражается в желании и…
В подходе к проблеме личности многими авторами предложены различные варианты интерпретации потребностей.
Фрейд выделял две основные потребности человека: потребность в получении… Адлер, исходя из того, что человеческая личность ориентирована на межличностное общение, полагал в качестве основы…
Развитие личности в процессе ее становления проходит гетерохронно и циклично. Гетерохронность в развитии личности состоит в том, что отдельные… Цикличность в развитии личности представляет собой не простой законченный… Потребности ребенка и потребности взрослого человека существенно различаются. Потребности ребенка характеризуются…
ГЛАВА IV
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Нравственное сознание является неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. В структуре личности нравственное сознание… Эмпирически человек становится носителем нравственного сознания в процессе… Нравственное сознание является частью общего сознания личности. Функция общего сознания состоит в том, что оно…
Не что другое, как, в первую очередь, нравственное сознание делает каждого конкретного человека нравственной личностью. Следует со всей… Как элементарная форма нравственного сознания стыд выражает отношение человека… Как первичное проявление нравственного сознания стыд является важнейшей гарантией, предохраняющей личность от…
Осознание вины является преобладающим компонентом в переживании стыда. Феномен вины можно установить эмпирически, но основная проблема ¾… Полагаясь на нравственный опыт, мы можем констатировать, что человек обладает… Сознание вины переживается в ситуациях межличностных отношений. Обстоятельства, являющиеся причиной стыда, могут быть…
В Священном Писании стыд выступает как одна из ключевых категорий во все моменты священной истории. О стыде говорится в связи с повествованием о… Переживание Адамом чувства стыда явилось прообразом различных примеров,… Упасть, быть нагим, терпеть поражение, отступать, быть ненужным для других ¾ все это ситуации, вызывающие…
Личность несет в себе не только все свое настоящее, но и все свое прошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокую и… Общепризнанно, что совесть является личным сознанием и личным переживанием… Как понятие и как реальность совесть является предметом не только теоретического исследования, но находит отражение в…
Термин «синейгносис» впервые встречается у Демокрита, который употребляет его в специфическом нравственном смысле ¾ как сознание совершенного… «Если даже кто-то полагает, что он надежно отгорожен и защищен оттого, что его… До нас дошли письма Сенеки к Луцилию, в которых мы находим рассуждения Сенеки о совести: «... Священный и высокий дух…
Церковные писатели и святые отцы, следуя истине Божественного Откровения, развили и углубили христианское понимание совести.
Ориген дал точные разъяснения относительно понятия «совесть» как особого… Этот акцент отцов Церкви и церковных писателей на глобальный характер совести не затмевает их рассуждении о…
Совесть не может быть рассмотрена и описана в каком-то одном аспекте. Современные православные богословы считают, что понимание совести как явления… В мистических воззрениях совесть обычно понимается как невидимая и… Так, преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лестнице» пишет, что «совесть есть слово и обличение…
Современные православные богословы придерживаются мнения, что совесть ¾ это выражение всего нравственно-психологического функционирования… Функционирование совести включает участие ума, чувства и воли. Участие ума в… Таким образом, принимая во внимание, что функционирование совести включает участие ума, чувства и воли, мы можем…
В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующее положение и выполняет свои специфические функции. Основными функциями совести… Авторитет совести связывается с ее законодательной функцией и состоит в том,… Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает или одобряет совершенные поступки, вознаграждает…
Нравственная природа человека, несмотря на поврежденность грехом, сохранила совесть как неотъемлемый Божий дар, полученный при творении. Задачей… Верный смысл понятию «добрая и совершенная совесть» следует придавать,… Различные негативные состояния совести можно выявить, проследив степень ее пассивности в связи с недостаточным…
Апостол Павелописывает достойную сожаления участь человека с нечистой и помраченной совестью. Воспоминания о совершенных злодеяниях обрушиваются на… Апостол Павел, проповедуя благую весть о спасении, указывает на живущий в… В благодатном освящении нуждается совесть всякого человека, в том числе и такая совесть, которая от природы является…
Формирование христианской совести осуществляется в динамическом процессе, в котором совершенствуется способность человека видеть смысл и ценность… Способность быть не только чутким, но и верным приговору совести и умение… Значение христианского воспитания совести состоит в том, что свобода, достоинство, авторитет и обязывающая сила…
Нравственное учение о долге составляет один из важнейших разделов этики. В некоторых философских системах, в частности, в стоической философии и… Понятие долга возникает и формируется в опыте повседневной жизни. Быть перед… 1. Достойный поступок есть тот, который совершается во имя долга.
В Священном Писании понятие должного предстает в двух аспектах: метафизическом и нравственном. В метафизическом аспекте понятие должного… Метафизический аспект в трактовке понятия должного может быть истолкован также… Нравственный аспект понятий должного и недолжного освещается в Священном Писании Нового Завета с точки зрения…
Кант, исходя из принципа автономии морали, склонен видеть везде долг человека только перед самим собой. Например, тенденция к разрушению прекрасного… Величайшее нарушение долга перед самим собой ¾ противопоставлять истине… Согласно Канту, необходимость соответствия поступка во всех обстоятельствах требованиям нравственного закона есть…
В русской философии идея долга нашла отражение в творчестве Ф.М.Достоевского и Н.Ф. Федорова. По мысли Ф.М. Достоевского, люди находятся в страшном… Долг ¾ это налагаемое на человека со стороны его разума требование… 1. Видение нравственного идеала.
Православие, как отмечает протоиерей Сергий Булгаков, не знает автономной этики, которая представляет собой преимущественную область и своеобразный… С другой стороны. Православию чужда и практическая мораль католицизма с ее…
Обязанность, как и долг, является санкцией нравственного закона. Требования нравственного закона носят императивный характер. Человек не может не… 1. Осознание требований нравственного закона.
2. Уважение к требованиям нравственного закона.
Определение и содержание понятия ответственности
Нравственная ответственность это внутренняя отчетность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков.
Нравственная ответственность является одной из важнейших форм нравственного сознания. В процессе развития и формирования личности нравственная ответственность является не чем иным, как диалогическим отношением личности к самой себе, к путям и способам реализации своей свободы. Чем большим нравственным доверием и авторитетом облечен человек, тем выше степень налагаемой на него ответственности. Основной смысл нравственной ответственности заключается в самоотчете личности за реализацию ее возможностей и свободы. Сознание ответственности ограждает личность от совершения бесчестных, недолжных и недостойных поступков и подчиняет ее требованиям чести, долга и совести. Отсюда следует, что сознание ответственности самым существенным образом связано с понятиями достоинства и свободы. Чем глубже укоренены в личности эти нравственные понятия, тем сильнее они влияют на степень ее нравственной ответственности.
Как категория нравственного сознания, ответственность представляет собой весьма специфичный и сложный аспект нравственной феноменологии личности. В содержание понятия нравственной ответственности входят следующие компоненты.
1. Осознание человеком своего «я» в свободе его нравственного выбора.
2. Оценка нравственного выбора с точки зрения понятий достоинства и свободы.
3. Определение степени ценности совершенного поступка.
4. Переживание нравственных последствий своего поступка в виде одобрения или порицания со стороны совести.
Глубина нравственной ответственности в каждом конкретном случае зависит от значимости переживаемой личностью ситуации и роли и места личности в ней. В целом же сознание нравственной ответственности, как и всех других форм нравственного сознания, возрастает и формируется в процессе развития и становления личности.
Ответственность как принцип отношения к жизни.
Бог призывает человека к ответственному отношению к жизни. Все, что осуществляется человеком в плане ценностной ориентации и в области нравственного выбора, в сфере межличностного общения и в стихии свободной творческой деятельности, все это предполагает его нравственную ответственность. Призыв Адама к ответу перед Творцом является библейским прообразом всеобщей человеческой ответственности за всякое свободно и сознательно допускаемое личное зло. В евангельских притчах Христа Спасителя содержится призыв к личной нравственной ответственности и особенно глубоко подчеркивается мысль об ответственности человека за свою эсхатологическую судьбу, которая всецело определяется его этическим отношением к жизни, к окружающим людям и к собственному религиозно-нравственному предназначению. Вместе с потерей религиозной веры современный человек все в более значительной степени подвержен утрате сознания нравственной ответственности.
Из опыта жизни или из описаний художественной литературы каждому человеку известны те несобранные и нравственно распущенные натуры, которые относятся к своим поступкам, так или иначе, безответственно. Не только равнодушие к своему нравственному состоянию, но и непростительное легкомыслие, и беспечность, в сочетании с безотчетным влечением к греху, определяют стиль их внутренней жизни. Как правило, это люди, не наученные руководствоваться в своих действиях понятиями чести и долга, не считающие себя ни в чем и ни перед кем обязанными и не умеющие прислушиваться к голосу совести. Отсутствие личной ответственности открывает простор для разного рода недозволенных и безнравственных поступков. Живя безответственно и безнравственно, эти люди не способны глубоко задумываться над смыслом своего существования, как не способны заметить низость и бесчестность своих деяний, цель которых они оценивают лишь с точки зрения своих эгоистических желаний и интересов. Правило «никогда не сожалеть о содеянном» является главным принципом их безответственного отношения к жизни.
Все это, однако, не означает, что нравственно безответственные натуры всегда равнодушны к суждениям о них со стороны окружающей их ближайшей среды. Здесь, несмотря на свою подверженность безотчетному стремлению к эгоизму, чувственности и потребительству, они, за редким исключением примеров откровенного цинизма, стараются показать себя с лучшей нравственной стороны.
Прямую противоположность этим натурам составляют люди, в жизни которых сознание их личной ответственности имеет фундаментальное этическое значение. Это люди высоких нравственных принципов и долга, отдающие себе отчет в своей внутренней личной свободе и в своем творческом отношении к жизни как к дару Творца. По мысли архимандрита Киприана, человек в метафизическом аспекте предстает как Ответ на Зиждительное Слово, которым он призывается к обладанию бытием. В реальной жизненной ситуации Бог посредством нравственного сознания призывает всякого человека к ответственному отношению к нравственным выборам и поступкам, подобно тому, как Он в раю потребовал от Адама ответа за нарушение заповеди, устанавливавшей точные границы между недолжным и должным.
В отличие от нравственно безответственных натур человек с высоким сознанием нравственной ответственности готов честно и искренно признать свою вину за неправильный нравственный выбор, выразить сожаление и раскаяние в своих заблуждениях и увлечениях, исправить допущенные просчеты и ошибки, ставя на первое место не свой личный авторитет, а требования чести и долга. В своем универсальном значении сознание нравственной ответственности человека не ограничивается пределами его личностно-биографической индивидуальности. В рамках христианского миросозерцания оно достигает поистине вселенских масштабов. Здесь человек способен сознавать свою ответственность и виновность перед Богом не только за всю ту неправду, которую он допускает в личной жизни, но и за все те невзгоды и бедствия, в которые погружены весь окружающий мир и вся богозданная тварь, которая по вине человека «стенает и мучится» (Рим. 8, 22). В метафизическом смысле каждый человек ответственен за все то, что совершается в мире. Жизнь человека в конкретной географической и социальной среде налагает на него нравственную ответственность за состояние этой среды, благополучие которой находится в метафизической зависимости от степени нравственной чистоты, праведности и святости каждого человека или, наоборот, от степени его омраченности грехом. Из всего того нравственного зла, которое творится в мире, нет ничего, за что каждый сознательный человек не нес бы прямой или косвенной ответственности. Христианский призыв к борьбе человека со злом в своей собственной душе ив своей личной жизни особенно ярко и отчетливо выявляет этот всеобщий аспект человеческой нравственной ответственности.
Руководствуясь сознанием нравственной ответственности, человек ставит для самого себя задачу установить виновность или невиновность совершенного или… С другой стороны, достижения психологии, вскрывшей глубину, богатство и… Проблема личной ответственности предполагает принципиально важный вопрос: может ли, вообще, каждый человек выполнить…
Универсальное значение ответственности
Будучи неотъемлемым даром человеческой природы, данным человеку в творении, сознание ответственности получает свое высшее оправдание в свете…
Представление о воздаянии коренится в человеческом опыте, в характере взаимоотношений господина и слуги:
всякая верность должна быть вознаграждена, и всякая услуга требует… При рассмотрении вопроса воздаяния в Ветхом Завете следует обратить внимание на два принципиальных момента. Первый…
Ни один из аспектов нравственного сознания не имеет, пожалуй, такого глубокого мировоззренческого значения, как проблема личного воздаяния.… Бог создал человека и предопределил структуру его бытия для осуществления… Итак, в силу универсальности предопределенного Богом строя бытия личное биографическое время соотносится с вечностью,…
С опытом воздаяния каждый человек встречается с детства. В рамках нравственного воспитания ребенок впервые усваивает связь, существующую между… Главным элементом формирующегося в детстве сознания воздаяния за совершенные… Самым существенным элементом, определяющим глубину личного сознания воздаяния, являются свидетельства Священного…
ГЛАВА V
СВОБОДА НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Тема свободы составляет один из наиболее глубоких и ярких моментов в нравственном благовестии Церкви. Какие бы проявления человеческой личности ни…
Свобода ¾ это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. С точки зрения своего…
Задача становления человека предполагает его свободу. Как всякий дар, полученный человеком от Бога, свобода открыта для совершенствования. В… В решении поставленного вопроса нужно иметь в виду двойственность человеческой… Своим телом человек принадлежит земле, но своим умом человек вышел за пределы материального мира, и принадлежит миру…
В окружающем нас мире, где все, кроме человеческой личности, подчинено закону необходимости, мы, тем не менее, видим на всем творении творческую… Так, например, все, что относится к неживой природе, выражает себя через… В живой природе мы встречаем бесконечное многообразие растительных и животных форм. Разнообразие деревьев и трав,…
Нельзя ставить проблему свободы человека исключительно в абстрактно-метафизическом смысле, то есть нельзя, например, говорить о свободе человека как… Если создание человека, как его призвание из небытия в бытие, совершилось в… Возможность выбора была дана именно для того, чтобы жизнь в раю была не только даром Творца, но и личной заслугой…
Нравственная свобода ¾ это способность личности осуществлять посредством разума господство над чувствами и желаниями.
Из приведенного определения нравственной свободы с непосредственной… Самообладание личности проявляется в двух связанных между собой аспектах ее бытия ¾ природном и…
В зависимости от степени актуализации нравственного самоопределения человека, его свобода разделяется на три вида: формальную, реальную и… Понятие формальной свободы вводится для обозначения состояния человека,… Реальная нравственная свобода ¾ это свобода самоопределения в ситуации морального выбора. Реальная свобода…
Деление свободы на формальную, реальную и идеальную в наибольшей степени может представляться оправданным, с точки зрения библейской антропологии,… В поисках другой, более приемлемой, схемы модификаций свободы мы должны… В то время как эмпирическая свобода выявляет и объясняет поведение человека, трансцендентальная свобода помогает нам…
Для объяснения механизма эмпирической свободы вводится понятие «борьба мотивов». Под мотивом имеется в виду побуждение, отвечая на которое человек… Побуждение возникает в сфере сознания и обладает способностью заинтересовать… Сознание констатирует возникшее побуждение, анализирует и оценивает ситуацию. Перед фактом возникшего мотива,…
Детерминизм в этике ¾ это концепция, отрицающая нравственную свободу выбора и рассматривающая нравственное поведение человека с точки зрения… Детерминисты отрицают свободу. Одни из них утверждают, что все в мире… Другие детерминисты утверждают, что мораль определяется биологической эволюцией и есть результат эволюционного…
С тайной свободы, как способности разумной твари к самоопределению, в православном христианском сознании и учении связывается проблема происхождения… Проблема зла представляет собой логически непреодолимую трудность для нашего… Правильное понимание отношений между свободой сотворенных существ и благостью Бога поможет нам пролить свет на эту…
Стремление человека к свободе самоопределения составляет основную черту существования личности в новое время. Современный человек не желает… С момента Адамова преступления на протяжении всей человеческой истории… Христианство явилось в мир как благая весть о возвращении человеку духовной свободы через преодоление гибельных…
В отличие от многих современных теоретиков религии, пытающихся найти для греха оправдание и подчеркнуть его несерьезность, Библия очень строго… Наиболее часто используемое в Библии для наименования греха слово «хет»… Несправедливость по отношению к человеку является покушением на бесконечно бескорыстную благость Божию. Это видно из…
Как сложное и многоликое явление, грех человека представляет совокупность трех основных компонентов: ошибку в плане ценностной ориентации, нарушение… В плане ценностной ориентации грех состоит в обращенности человека к мнимому… В плане нравственного поведения грехом является нарушение нравственных норм. Поскольку человек является носителем…
Главные причины греха таятся в неправильном устроении ума, в недолжном расположении чувств и в ложном направлении воли. Все эти аномалии указывают… В святоотеческой письменности всякий грех рассматривается как проявление… При неправильном устроении ума, то есть при порочном воззрении на мир, восприятия, впечатления и желания приобретают…
Говоря о различных страстях ¾ проявлениях порочных наклонностей человека, святитель Григорий Нисский решительно утверждает, что все они… Все многообразие страстных помыслов можно разделить на три основные категории:… По утверждению преподобного Макария Египетского, душа, не причастная Божественной благодати, наполняется великим…
Страстный помысел возникает в сфере сознания человека и, овладев вниманием, переходит в сферу чувств и воли, вызывая у человека желание, склонность… В святоотеческой и богословской литературе называются различные моменты… Первый момент возникновения в душе страсти называется в переводной славянской письменности и в русской…
Действие греха производит определенные психологические, духовные и даже физические изменения в природе человека. Все эти последствия, хотя и могут… По учению Церкви, в грехе было нарушено единение человека с Богом как… Потерю человеком естественного и сверхъестественного блага следует рассматривать как результат первородного греха.…
Проблема соперничества является никогда не исчезающим центром межчеловеческих конфликтов. Соперничество доставляет трудности. каждому человеку, но… В свете подобных примеров многие межличностные конфликты можно объяснить не… Если желаемая цель достигнута и честолюбие удовлетворено, человек стремится явить образ добродетели: притязания на…
В жизни каждого человека следствием совершенного греха является отчужденность личности от Бога и от общения с людьми. Отчужденность от Бога… Склонности к эгоизму, соперничеству и враждебности каждый человек подвержен в… Феномен отчуждения личности находит яркое отражение в описаниях внутренней жизни человека в произведениях…
Если для реализации Божественного замысла о человеке и достижения им спасения и обожения необходимо возрастание в достоинстве и свободе, то грех… Непреодолимая и фатальная сила греха сокрушена в своих самых коренных и… Победа над грехом не просто декларируется, но означает действительное преображение и обновление жизни. Благовестие…
Общение человека с Богом есть тайна, совершающаяся в глубине человеческой личности. В тайне этого общения происходит соединение человеческой свободы… Воля Божия ¾ это то, чего Бог требует от людей. Но, вместе с тем, воля… Когда Бог открывает Свою благую волю, человек не должен «советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1, 16), но должен…
Свобода человека не может быть понятой до конца и в всей своей необъятной глубине вне тайны свободы Бога, которая становится доступной для человека… Воля Божия ¾ это свобода любви и благости Божией, это надмирная,… О свободе Бога можно говорить, основываясь на традиционных принципах апофатического и катафатического богословия. В то…
Свобода Богочеловека Господа Иисуса Христа в тех проявлениях, как она описана в Святом Евангелии, предстает перед нами в двойном аспекте: это… Свободная воля Господа Иисуса Христа как воля совершенного Человека во всем… Своим учением, Своими делами и всей Своей жизнью Христос творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, заключающую…
Православная Церковь учит и исповедует, что превечное предопределение Божие о мире и человеке не исключает и не устраняет личную свободу отдельного… Иначе смотрит на вопрос о предопределении инославный Запад. Идущая от времен… Последовательность кальвинизма в вопросе о предопределении вызвала в католичестве реакцию в сторону самозащиты. На…
ГЛАВА VI
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
И НРАВСТВЕННОЕ ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ
Основополагающим и важнейшим аспектом свободного и творческого отношения к жизни является ориентация личности в области этических смыслов и… Прежде всего, необходимо выяснить, какие факторы определяют способность… В разработанной К.Г Юнгом типологии характеров доминирующее значение в системе ценностной ориентации имеет одна из…
Учение о достоинстве человека и его творческой деятельности в мире, о ценности всего того, что создается или воплощается им в области всеобщего и… Понятие «достоинство» выражает отношение человека к жизни, ее смыслу и… В воззрениях на достоинство человека следует исходить из учения Церкви о творении человека Богом, Боговоплощении и…
Начиная с древнейших времен, мы встречаемся с парадоксами на пути рационального объяснения человека. Уже в Ветхом Завете человек представлен как… В идеальном плане человек как образ Божий имеет высшее и ни с чем не сравнимое… С идеально-аксиологической точки зрения, человеческая личность является высшей и царящей в мире ценностью. Однако в…
Рождение человека, его возрастание, формирование и становление, его жизненные интересы, цели, деятельность и, наконец, его старение, и умирание… Ценностная ориентация человека в мире имеет самое непосредственное отношение к… Нравственное сознание и свобода создают предпосылки для ориентации человека в области нравственного самоопределения и…
В нашем материальном царстве бытия существует закон обратного соотношения между ценностью какого-либо вида жизни и его внешними преимуществом и… Если обратиться к области этики, можно также с сожалением отметить, что все,… В результате всех аномалий, произведенных в мире грехом, во всей силе стал проявляться иррациональный закон…
В раскрытии конкретного содержания в понятии достоинства личности следует исходить из признания тройственной ориентации человека в мире. Человек… Благочестие, как основной принцип религиозного отношения человека к Богу,… Понятие «честь» содержит в себе не только аксиологический, но и онтологический смысл: «честь» означает «что есть»…
В зависимости от преобладания в ценностной ориентации личности принципа «быть» или принципа «иметь» ее отношение к другому человеку может быть… Если в ценностной ориентации человека преобладает стремление к осуществлению… Если в ценностной ориентации человека преобладает стремление к осуществлению принципа «иметь», то его отношение к…
Почитание Бога, составляющее основное содержание религиозной жизни, выявляет самый существенный и, вместе с тем, самый идеально-возвышенный аспект… В отношении к теме благочестия и достоинства понятия «святиться», «слава» и… В то время как «святость» указывает на абсолютную непостижимость и неприступность Бога, «слава» указывает на…
Религиозному переживанию славы и святости Бога соответствуют два аспекта христианского православного благочестия: это деятельность и созерцание.
Святые отцы Церкви видели пример деятельной и созерцательной жизни в… Деятельная жизнь последователей Христовых, являющихся «светом миру», включает «добрые дела», видя которые люди…
В системе нравственных ценностей добродетель занимает одно из центральных мест. Следует, однако, прежде всего, отметить, что слово «добродетель» как… Добродетель ¾ это нравственная доблесть и красота, которые способны… Являясь высшей этической ценностью, добродетель должна быть, понята и оправдана не только в плане временной…
Греческое слово «арете» и равнозначное ему латинское слово «virtus» употреблялись в древности в идеально-возвышенном смысле. Эти слова означали… Впервые мы встречаем термин «добродетель» у Гомера. У Гесиода понятие… В Священном Писании Ветхого Завета нет термина, который бы соответствовал греческому термину «areth». Понятие…
Несмотря на то, что энтузиазм в стремлении к воплощению добродетели в реальной жизни среди большинства людей совсем охладел и современный мир… Добродетели являются важными характеристиками человеческой личности. Они… Когда идет речь о различных состояниях человеческого существования, добродетели различаются по степени. Поскольку…
Известно, что добродетель составляет прямую противоположность пороку. Если добродетель есть результат правильной ценностной ориентации личности, то… В сфере межличностных отношений человек подвержен пороку в той мере, в какой… Взятая человеком роль не есть что-то случайное в его поведении. Напротив, она призвана в максимальной степени отвечать…
Порок и добродетель составляют два полюса в ценностной ориентации личности и определяют собой положение человека между двумя аксиологическими… Мы уже видели, что при отсутствии стремления к добродетели, целью ориентации… Чем глубже погружается человек в порочное состояние, тем сильнее он способен переживать внутреннюю ценностную пустоту,…
Жизнь каждой отдельной человеческой личности проистекает одновременно в трех основных сферах бытия: сфере природного существования, в сфере… Если, предаваясь чувственности или проявляя свой эгоизм, человек попирает в… Одиночество, как следствие естественного атеизма, совсем не похоже на простое одиночество, переживаемое человеком в…
Что можно сказать об основном содержании предлагаемого курса лекций по Нравственному богословию, о главном предмете и центральной теме его, о том,… Несомненно, что этим предметом, этой темой является учение о человеческой… Человеческая личность... Разве можно объять ее? Она ¾ живая реальность, неуловимая и непостижимая тайна. Она…