рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Единство существа Божия

Единство существа Божия - раздел Религия, ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса   Как Существо Беспредельное Во Всех Отношениях И Всесовершенно...

 

Как существо беспредельное во всех отношениях и всесовершенное Бог может быть мыслим только единым в своем существе. Высочайшее и совершеннейшее из всех существ возможно только одно. Бог един, прежде всего, в смысле количественном, численном: нет другого существа, столь же совершенного, которое можно было бы поставить рядом с Ним. При численном единстве Бог обладает и полнейшим внутренним единством. Единство Божие внутреннее — это несложность, простота, единство и тождество всех Его свойств. По изъяснению святого Иоанна Дамаскина, единство Божие не представляет собою чего-либо похожего на то единство, какое мы замечаем в мире, где единое слагается из многого, где, например, камни, деревья соединяются в одно и образуют один дом. Существо же Божие просто (то есть цельно, едино) и не делимо. Не есть это также и единство рода, распадающего на многие неделимые, отдельные существа, потому что единство Божие — не отвлеченное понятие. Бог живет единою жизнью в Трех нераздельных Лицах. Следовательно, единство Божие несравнимо с каким-либо единством, известным нам из опыта.

Истина единства Божия возвещается как в Ветхом, так и в Новом Завете. В ветхозаветной религии учение о Едином Боге составляет первый догмат, первую заповедь для народа еврейского; это учение отличало еврейскую религию от религий всех других древних народов. Веровать в единого Бога — Творца, Ему одному служить, не почитать языческих богов за действительных богов и не поклоняться им, это была первая обязанность древнего еврея, о которой постоянно и настойчиво напоминал богоизбранному народу Моисей и другие пророки. Первою заповедью Моисеева закона была заповедь о почитании единого Бога: «Я есть Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20 : 2-3).

Прощаясь с народом перед смертью, ветхозаветный законодатель в таких словах внушал хранить эту заповедь твердо и вечно: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш. Господь един есть» (Втор. 6 : 4).

В Новом Завете эта истина также находит многократное подтверждение. Так, Спаситель на вопросы законника: «Какая первая из всех заповедей», отвечал: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш, есть Господь единый» (Мк. 12 : 28-29).

В первосвященнической молитве Своей к Богу Отцу Он говорил: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога» (Ин. 17 : 3). Апостолы также возвещали эту истину. Апостол Павел, например, многократно обличал многобожие язычников и в послании к коринфянам в противоположность языческому многобожию писал: «Идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него» (1 Кор. 8 : 4-6).

В Древней Церкви истина единства Божия особенно сильно защищалась против манихейского дуализма, признававшего два начала — Бога доброго и злого. В новейшее время истина единства Божия не отрицается человеческою мыслию, но она не считается первоначальною, а производною. Как высшая и отвлеченная идея, она говорит, могла образоваться только в результате длинного процесса человеческого мышления, поэтому первоначальная форма религии была не монотеизм, а политеизм.

Следы этого политеизма усматривают и в ветхозаветной религии в наименовании Бога «Елогим», Адонаи, Иегова, Ел. Шалдай и наименование Его Богом израилевым, еврейским, Богом богов и Господом господей, и т.д. Однако все эти ссылки при надлежащем понимании соответствующих мест Библии нисколько не противоречат учению о единстве Божием. Так, наименование «Елогим» формой множественного числа указывает на полноту свойства Божества, а не на множество богов, что подтверждается, например, тем, что сказуемое (глагол) при этом употребляется в единственном числе, а также и тем, что это наименование употребляется нередко там, где с особой силой утверждается истина единства Божия, например, в словах: «чтобы ты знал, что Иегова есть Бог (Елогим), и нет еще, кроме него» (Втор. 4 : 35), или еще: «И говорит Бог (Елогим) к Моисею: Я есть сущий» (Исх. 3 : 14). Наименование Бога еврейским, израилевым и проч. указывает на особенные отношения Иеговы к народу израильскому и народа Божия к Иегове вследствие домостроительства человеческого спасения.

Защищая истину единства Божия против еретических извращений этой истины, древние учителя пользовались и рассудочными соображениями. Так они основали эту истину на понятии о Боге как существе всесовершенном и при наблюдении над миром: наблюдаемый в мире порядок и гармония приводит к мысли о едином Творце и промыслителе, потому что «многоначалие есть безначалие» и потому порядок и гармония немыслимы при многобожии.

Против двубожников учители Церкви представляли следующие соображения. Система дуализма вовсе не так уж и необходима для объяснения происхождения зла, так как зло физическое есть результат зла нравственного, а зло нравственное есть дело сотворенной свободы, из которой оно и объясняется. Сосуществование двух начал доброго и злого - притом же совершенно немыслимо, ибо если эти начала равносильны, то борьба их окончилась бы истреблением добра и зла в мире, то есть самоистреблением их, а если они неравносильны, то сильнейшее уничтожило бы слабейшее и осталось бы в результате одно начало.

Можно еще предположить существование некоего высшего начала, третьего, которое удерживает их на соответствующих границах, но тогда мы придем неизбежно или к трибожию, если допустить, что все эти начала равны, или к единобожию, если принять, что доброе и злое начала находятся в подчинении высшему началу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса

На сайте allrefs.net читайте: "ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Единство существа Божия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неизменяемость.
Теологичность догматов указывает на то, что содержанием догматических истин является учение о Боге в Самом Себе и в Его отношении к миру и человеку. Значит, догматы суть истины

Задача и метод науки
  Задача науки православно-христианского догматического богословия состоит в том, чтобы изложить все догматы христианской веры, ничего не опуская и ничего не прибавля

Важность и значение догматов
  Среди истин христианской религии догматы веры имеют первостепенное значение, так как они содержат в себе учение о Боге и Домостроительстве человеческого спасения и, таким образом, в

Источники христианского вероучения
  Источником христианского вероучения и истины, раскрываемых в Догматическом Богословии, является сверхъестественное откровение Божие. Оно дано нам в Священном

Священное Предание
Вторым источником христианского вероучения является Священное Предание. Под именем Священного Предания в собственном или узком смысле этого слова разумеется Откровение Божие

И возможность его совершенствования
Православная Церковь признает, что в учении Господа Иисуса Христа и Его апостолов однажды навсегда дана людям вся необходимая им в их земном бытии истина, и не должно ожидать откровения каких-либо

Символические книги Восточной Православной Церкви
  Все христианские догматы даны в Божественном Откровении, которое в виде Священного Писания и Священного Предания и является первым и главным источником христианского вероучения. Но

И апостольской церкви восточной
Составлено оно было киевским митрополитом Петром Могилою или по его благословению и при его участии. Затем оно было рассмотрено и принято сначала на соборах киевском — в 164

Церкви о православной вере
Оно составлено патриархом иерусалимским Досифеем, рассмотрено и признано выражением истинной православной веры на Соборе Иерусалимском. В 1672 и в 1823 годах оно было послан

Отношение разума к истинам откровения
  Так как догматические истины даны в Божественном Откровении, то положение и деятельность разума в догматике будет носить иной характер, чем в других науках. Очевидно, разум не может

Краткая история науки
В истории постепенного развития догматического богословия как науки можно различить три периода. Первый период обнимает первые семь веков христианства. В это время выработ

Непостижимость существа Божия
Первая и основная истина христианского вероучения и христианского Богословия есть истина бытия Божия. Священное Писание нигде не доказывает бытие Божие, но оно предполагает эту истину общеизвестною

Способы богопознания
  Существует два главных способа богопознания — естественный и сверхъестественный. Естественный способ богопознания состоит в познании

Нравственные условия богопознания
  Как естественный способ богопознания оказался недостаточным для того, чтобы, руководствуясь только им, люди достигли надлежащего познания о Боге, так и сверхъестественный способ бог

И существенных свойствах Божиих
  Что такое Бог во внутреннем существе Своем — это непостижимо никаким ограниченным разумом — не только человеческим, но и ангельским. Познаваемою в Боге является та сторона Его, кото

Свойства существа Божия
как «бытия» всесовершеннейшего (онтологические свойства Божии) Бог есть бытие всесовершеннейшее. Отсюда, прежде всего, вытекает, что Он, дейст

Самобытность
Самобытность есть такое свойство Божие, которое обозначает, что Бог по началу своего бытия не происходит ни от чего другого, не зависит ни от какого другого бытия, но начало, п

Вечность и неизменяемость
Эти свойства характеризуют бытие Божие по отношению к условиям времени. 2. Вечность — это такое свойство, которое означает, что Бог не имеет ни начала, ни конца Своего быт

Неизмеримость и вездеприсутствие Божие
Эти свойства характеризуют отношение Бога к условиям пространства. Находясь выше условий времени, Бог не ограничен никакими пределами пространства. Он — неизмерим, то есть не подлежит никакому огра

Духовность Божества
Бог есть чистейший и всесовершеннейший личный Дух. Истина и духовность Божества с самого начала проповедовалась в Ветхом Завете. Не называя Бога прямо Духом, Ветхозаветное Откровение усвояет Богу в

Всеведение Божие
Всеведение Божие означает, что Бог знает все и притом знает всесовершеннейшим образом. Что же именно является предметом Бедственного ведения? Прежде всего — само существо Божие. «Все предано Мне

Премудрость Божия
  Если теоретическая сторона Божественного разума проявляется во всеведении, то практическая сторона выражается в премудрости. Премудрость Божия состоит в том,

Свойства чувства Божия
  Наряду с разумом и волею Откровение усвояет Богу как существу личному сердце — орган чувствований. Так о Боге в Священном Писании говорится, что Он нашел мужа по сердцу Своему — Дав

О Пресвятой Троице
Догмат о троичности лиц в Боге есть догмат богооткровенный в полнейшем значении этого слова. Если до познания некоторых свойств Божиих и до признания истины единства Божия человек может дойти путем

Краткая история догмата о Святой Троице
  Важность догмата о Святой Троице побуждала углубляться в раскрытие этого догмата, а непостижимость его приводила к тому, что человеческий разум при понимании этого догмата часто укл

Первый (доникейский) период
Самыми первыми ересями в древней Церкви были ереси иудействующих или евионитов и гностиков. Евиониты, воспитанные на букве за

Второй (посленикейский) период
Этот период обнимает время борьбы с ересями арианской и македонианской, существенную черту которых составляет мысль об единосущии в

Третий период
В Никео-Цареградском символе веры дано ясное и точное учение о единосущии лиц Святой Троицы и вместе с тем учение об ипостасном различии Божеских Лиц. В дальнейшем забота Церкви сводилась лишь к не

Пресвятой Троицы
  Истина о том, что в Боге действительно, три Лица со всей ясностью открыта в Новом Завете. Однако, некоторые указания на нее были и в Ветхом Завете. Но, поскольку эти указания неясны

Божество и единосущие (равенство)
лиц в Святой Троице   Призывая веровать во Святую Троицу, Церковь учит, что «Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святой также есть Бог». Это значит, что каж

Личные свойства Божественных ипостасей
  Личными свойствами Лиц Святой Троицы называются те особенности, которыми Лица Святой Троицы отличаются друг от друга при полном равенстве по Божеству и тождеству природы Их. Правосл

Личное свойство Бога Отца
  Бог Отец «ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден». Значит, отличительное свойство Его есть нерожденность или безначалие, то есть независимость по бытию от другого начала.

Личное свойство Бога Сына
Личное свойство Бога Сына состоит в том, что он, не рождая и не изводя из себя другого лица божественного, Сам предвечно и неизменно рождается от Бога Отца. Священное Писание на рожденность или сын

Личное свойство Бога Духа Святого
Личное свойство Бога Духа Святого есть то, что Дух Святой исходит от Бога Отца. От вечного исхождения духа Святого надо отличать временное исхождение Его на тварей или посольство Его в мир. Временн

Отношение догмата о Святой Троице к разуму
  Догмат о Святой Троице есть глубочайшая тайна внутренней жизни Божества, живущего во свете неприступном. Понятно, что человек не в состоянии вполне и всецело уразуметь эту тайну. Од

Основная
1. Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный катехизис. – М., 1990. 2. Алипий (Кастальский - Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богослови

Дополнительная
1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви.– М.: Мартис,2000.Т. 2, 4. 2. Булгаков Сергей, протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. – М.: Терра, 1991. – 41

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги