рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Личное свойство Бога Духа Святого

Личное свойство Бога Духа Святого - раздел Религия, ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса Личное Свойство Бога Духа Святого Есть То, Что Дух Святой Исходит От Бога Отц...

Личное свойство Бога Духа Святого есть то, что Дух Святой исходит от Бога Отца. От вечного исхождения духа Святого надо отличать временное исхождение Его на тварей или посольство Его в мир. Временное Его исхождение есть не только от Отца, но и от Сына, иначе говоря, — Дух Святой посылается в мир Отцем через Сына. Отец посылает Духа, как вечно исходящего от Него, посылает ради заслуг Сына.

Учение о личном свойстве Духа Святого, а именно о том, что Он вечно исходит от Отца, именно только от одного Отца, основывается на словах Спасителя апостолам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит. Он будут свидетельствовать о Мне» (Ин. 15 : 26). Выражение «иже от Отца исходит» обозначает вечное исхождение Святого Духа, виною которого представляется один Отец, а слова «Его же Я пошлю вам от Отца» — обозначают временное посольство Его в мир по ходатайству или посредничеству Сына. Правильность такого понимания слов Спасителя подтверждается, во-первых, самим образом выражения. В изречении Спасителя употребляются два разных глагола и в разных формах: пошлю — форма будущего времени, исходит — форма настоящего времени. Отсюда можно заключить, что в словах Спасителя указывается различное состояние Духа Святого. Исходит — форма настоящего времени глагола выражает состояние вечное, неизменяемое, подобно тому, как Спаситель и для обозначения Своей вечности употребил глагол в настоящем времени в изречении: «прежде нежели был Авраам Я есть» (Ин. 8 : 58). Напротив, формою «пошлю вам» ясно доказывается временное посольство Духа Святого в мир.

Такое послушничество Духа Святого Спаситель не раз обозначал в будущем времени, так как в это время Дух Святой с Его благодатными дарами еще не был ниспослан в мир. Отсюда и объясняется такое выражение: Отец «иного Утешителя даст вам» (Ин. 14: 16) еще не дал, а только даст в будущем), «Его же пошлет Отец во имя Его» (Ин. 14 : 26) — (еще не послан, а только пошлет), или о Себе Спаситель говорит: «Его же Я пошлю вам от Отца» (Ин. 15 : 26). Но не только различие форм глагольных, но и различие значения самих глаголов показывает, что здесь речь идет о различных состояниях Духа Святаго. «Пошлю» означает посольство какого-либо уже существующего лица, а «исходит» — означает самое происхождение такого лица, иначе говоря, второй глагол (исходит) обозначает вечное исхождение Святого Духа, а первый — временное посольство Его в мир. Если бы под словом «исходит» разумелось не вечное исхождение Святого Духа от Отца, а то же, что обозначает и словом «пошлю», то и в речи Спасителя получилось бы странное тождесловие: Я пошлю вам от Отца Того, Кто от Отца посылается.

Такое понимание приведенного изречения подтверждается и внутренним течением данного места. Слова эти сказаны Спасителем пред разлукою с учениками, когда Он хотел утешить их ниспосланием Духа —Утешителя. Достоинство этого Утешителя представляется столь высоким, что даже Он — Христос, Которого ученики исповедовали Сыном Божиим, не может Сам послать Его ученикам, а обещает умолить об этом Отца. Естественно возникал вопрос: почему же Он Сам не может ниспослать Духа-Утешителя, почему Ему нужно умолять об этом Отца? Ответом на этот вопрос и служат слова Спасителя «Иже от Отца исходит»; потому что «только Отец — причина бытия Святого Духа», что, следовательно, от Него — Сына — не исходит. Если бы, наконец, в словах Спасителя заключалась мысль об исхождении Святого Духа не от одного Отца, но от Отца и Сына, то почему Он не сказал «от Нас исходит» или «иже от Отца и Меня исходит». Очевидно, Иисус Христос полагал между тем, что принадлежность Им обоим в отношении к Духу Святому (ниспослание Святого Духа в мир) и тем, что принадлежит единому Отцу (ипостасное изведение Духа).

Таким образом, по прямому смыслу слов Спасителя, Дух Святой имеет ипостасное бытие от одного Отца, и именно образом исхождения, Сыну же принадлежит участие в посланничестве Отцом Духа Святого в мир, которое осуществляется Отцом по ходатайству или посредничеству Сына.

Основываясь на словах Спасителя и руководствуясь голосом апостольского предания, Святая Церковь с самого начала учила не иначе исповедывать исхождение Святого Духа, как именно от одного Отца. Свидетельством этого служат:

а) «древние символы, из которых особенно замечателен символ святого Григория Чудотворца, в котором о Святом Духе говорится: «один Дух Святой, от Бога имеющий бытие и чрез Сына явившийся, то есть людям»;

б) древние соборы вселенские и поместные.

На Первом Вселенском соборе святой Леонтий, епископ Кессарийский так говорил одному просившему вразумления философу: «Веруй во единого Бога Отца, неизреченно родившего Сына, и Сына от Него рожденного, и Духа Святого, от Того же Отца исходящего и собственного (единосущного) Сыну».

На Втором Вселенском соборе, как известно, Церковь также исповедала веру в Духа Святого иже от Отца исходящего». На последующих вселенских соборах даже и не возникло мысли о каком-либо дополнении учения о Святой Троице, изложенного в Никео — Цареградском Символе веры, так как отцы соборов были твердо убеждены в том, что символ «в совершенстве учит об Отце, Сыне и Святом Духе»;

в) Писания древних отцов и учителей Церкви. Древнейшие учители церкви — как восточные, так и западные (за исключением блаженного Августина и его почитателей), говоря об ипостаси Святого Духа, или прямо относили исхождение Его к одному Отцу, обычно вовсе не упоминая о Сыне, или если упоминали о Сыне, то ясно различали отношение Духа к Отцу и Сыну, выражаясь, например, так: «Дух Святой исходит от Отца и является чрез «Сына», разумея под последним выражением временное явление Святого Духа в мир ходатайством Сына. «Сын от Отца по рождению, —говорит святой Иоанн Дамаскин, — Дух же Святой, хотя также от Отца, но не по рождению, а по исхождению. И хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит образ этого различия не знаем. Только вместе от Отца и рождение Сына, и исхождение Святого Духа».

Западная Церковь, как известно, в учении об исхождении Святого Духа расходится с восточной: она учит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына (Филиокве). Однако, это учение не имеет для себя оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании в самой римской Церкви, оно только с IX века стало приобретать значение догмата, окончательно же утвердилось в начале XI века.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса

На сайте allrefs.net читайте: "ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. Учебное пособие для студентов 2 класса"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Личное свойство Бога Духа Святого

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неизменяемость.
Теологичность догматов указывает на то, что содержанием догматических истин является учение о Боге в Самом Себе и в Его отношении к миру и человеку. Значит, догматы суть истины

Задача и метод науки
  Задача науки православно-христианского догматического богословия состоит в том, чтобы изложить все догматы христианской веры, ничего не опуская и ничего не прибавля

Важность и значение догматов
  Среди истин христианской религии догматы веры имеют первостепенное значение, так как они содержат в себе учение о Боге и Домостроительстве человеческого спасения и, таким образом, в

Источники христианского вероучения
  Источником христианского вероучения и истины, раскрываемых в Догматическом Богословии, является сверхъестественное откровение Божие. Оно дано нам в Священном

Священное Предание
Вторым источником христианского вероучения является Священное Предание. Под именем Священного Предания в собственном или узком смысле этого слова разумеется Откровение Божие

И возможность его совершенствования
Православная Церковь признает, что в учении Господа Иисуса Христа и Его апостолов однажды навсегда дана людям вся необходимая им в их земном бытии истина, и не должно ожидать откровения каких-либо

Символические книги Восточной Православной Церкви
  Все христианские догматы даны в Божественном Откровении, которое в виде Священного Писания и Священного Предания и является первым и главным источником христианского вероучения. Но

И апостольской церкви восточной
Составлено оно было киевским митрополитом Петром Могилою или по его благословению и при его участии. Затем оно было рассмотрено и принято сначала на соборах киевском — в 164

Церкви о православной вере
Оно составлено патриархом иерусалимским Досифеем, рассмотрено и признано выражением истинной православной веры на Соборе Иерусалимском. В 1672 и в 1823 годах оно было послан

Отношение разума к истинам откровения
  Так как догматические истины даны в Божественном Откровении, то положение и деятельность разума в догматике будет носить иной характер, чем в других науках. Очевидно, разум не может

Краткая история науки
В истории постепенного развития догматического богословия как науки можно различить три периода. Первый период обнимает первые семь веков христианства. В это время выработ

Непостижимость существа Божия
Первая и основная истина христианского вероучения и христианского Богословия есть истина бытия Божия. Священное Писание нигде не доказывает бытие Божие, но оно предполагает эту истину общеизвестною

Способы богопознания
  Существует два главных способа богопознания — естественный и сверхъестественный. Естественный способ богопознания состоит в познании

Нравственные условия богопознания
  Как естественный способ богопознания оказался недостаточным для того, чтобы, руководствуясь только им, люди достигли надлежащего познания о Боге, так и сверхъестественный способ бог

И существенных свойствах Божиих
  Что такое Бог во внутреннем существе Своем — это непостижимо никаким ограниченным разумом — не только человеческим, но и ангельским. Познаваемою в Боге является та сторона Его, кото

Свойства существа Божия
как «бытия» всесовершеннейшего (онтологические свойства Божии) Бог есть бытие всесовершеннейшее. Отсюда, прежде всего, вытекает, что Он, дейст

Самобытность
Самобытность есть такое свойство Божие, которое обозначает, что Бог по началу своего бытия не происходит ни от чего другого, не зависит ни от какого другого бытия, но начало, п

Вечность и неизменяемость
Эти свойства характеризуют бытие Божие по отношению к условиям времени. 2. Вечность — это такое свойство, которое означает, что Бог не имеет ни начала, ни конца Своего быт

Неизмеримость и вездеприсутствие Божие
Эти свойства характеризуют отношение Бога к условиям пространства. Находясь выше условий времени, Бог не ограничен никакими пределами пространства. Он — неизмерим, то есть не подлежит никакому огра

Духовность Божества
Бог есть чистейший и всесовершеннейший личный Дух. Истина и духовность Божества с самого начала проповедовалась в Ветхом Завете. Не называя Бога прямо Духом, Ветхозаветное Откровение усвояет Богу в

Всеведение Божие
Всеведение Божие означает, что Бог знает все и притом знает всесовершеннейшим образом. Что же именно является предметом Бедственного ведения? Прежде всего — само существо Божие. «Все предано Мне

Премудрость Божия
  Если теоретическая сторона Божественного разума проявляется во всеведении, то практическая сторона выражается в премудрости. Премудрость Божия состоит в том,

Свойства чувства Божия
  Наряду с разумом и волею Откровение усвояет Богу как существу личному сердце — орган чувствований. Так о Боге в Священном Писании говорится, что Он нашел мужа по сердцу Своему — Дав

Единство существа Божия
  Как существо беспредельное во всех отношениях и всесовершенное Бог может быть мыслим только единым в своем существе. Высочайшее и совершеннейшее из всех существ возможно только одно

О Пресвятой Троице
Догмат о троичности лиц в Боге есть догмат богооткровенный в полнейшем значении этого слова. Если до познания некоторых свойств Божиих и до признания истины единства Божия человек может дойти путем

Краткая история догмата о Святой Троице
  Важность догмата о Святой Троице побуждала углубляться в раскрытие этого догмата, а непостижимость его приводила к тому, что человеческий разум при понимании этого догмата часто укл

Первый (доникейский) период
Самыми первыми ересями в древней Церкви были ереси иудействующих или евионитов и гностиков. Евиониты, воспитанные на букве за

Второй (посленикейский) период
Этот период обнимает время борьбы с ересями арианской и македонианской, существенную черту которых составляет мысль об единосущии в

Третий период
В Никео-Цареградском символе веры дано ясное и точное учение о единосущии лиц Святой Троицы и вместе с тем учение об ипостасном различии Божеских Лиц. В дальнейшем забота Церкви сводилась лишь к не

Пресвятой Троицы
  Истина о том, что в Боге действительно, три Лица со всей ясностью открыта в Новом Завете. Однако, некоторые указания на нее были и в Ветхом Завете. Но, поскольку эти указания неясны

Божество и единосущие (равенство)
лиц в Святой Троице   Призывая веровать во Святую Троицу, Церковь учит, что «Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святой также есть Бог». Это значит, что каж

Личные свойства Божественных ипостасей
  Личными свойствами Лиц Святой Троицы называются те особенности, которыми Лица Святой Троицы отличаются друг от друга при полном равенстве по Божеству и тождеству природы Их. Правосл

Личное свойство Бога Отца
  Бог Отец «ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден». Значит, отличительное свойство Его есть нерожденность или безначалие, то есть независимость по бытию от другого начала.

Личное свойство Бога Сына
Личное свойство Бога Сына состоит в том, что он, не рождая и не изводя из себя другого лица божественного, Сам предвечно и неизменно рождается от Бога Отца. Священное Писание на рожденность или сын

Отношение догмата о Святой Троице к разуму
  Догмат о Святой Троице есть глубочайшая тайна внутренней жизни Божества, живущего во свете неприступном. Понятно, что человек не в состоянии вполне и всецело уразуметь эту тайну. Од

Основная
1. Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный катехизис. – М., 1990. 2. Алипий (Кастальский - Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богослови

Дополнительная
1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви.– М.: Мартис,2000.Т. 2, 4. 2. Булгаков Сергей, протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. – М.: Терра, 1991. – 41

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги