Колена Левиина на служение при скинии (Числа, 1) - раздел Религия, СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
На Втором Году По Выходе Из Египта, Перед Уходом Израильтян О...
Все темы данного раздела:
II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КНИГАХ.18
1. Первоначальная нераздельность законоположительных книг и их
название…………………………………………………………………..…18
2. Сведения о писателе Пятикнижия …………...…………………………....18
II
Понятие о Священном Писании
Бог, создав человека как существо разумное, свободное и бессмертное, благоволил открыть ему все, что относится к его жизни и спасению. Это откровение, данное Самим Богом, называется
Наименования состава священных книг
Полный состав священных книг называется различно: «Слово Божие» (Лк. 11, 28), «Священное Писание» (2 Тим. 3, 15), просто «Писание» (Мф. 21, 42), «Закон» (Исх. 10, 34). Эти наименова
Значение науки о Священном Писании Ветхого Завета
Значение Ветхого Завета и необходимость его изучения ясна уже потому, что он, как и Новый Завет, является Божественным Откровением, переданным на человеческом языке, применительно к
Понятие о книгах канонических и неканонических
По сравнительной важности к достоинству своего содержания священные книги разделяются на канонические и неканонические; слово «канон»
А) Смысл буквальный
Священные писатели, выражая свои мысли словами, употребляют эти последние иногда в их собственном прямом значении, иногда в несобственном, переносном значении.
Например, сл
Б) Смысл таинственный
Так как лица, вещи, действия, события, описываемые для передачи таинственного смысла, берутся священными писателями из разных областей, ставятся в неодинаковые отношения между собой
А) из самого Священного Писания
1) Во-первых, таковыми следует считать толкования самими священными писателями разных мест Писания: таких толкований на Ветхий Завет в особенности много в книгах Нового Завета. Напр
Б) Из разных вспомогательных источников
К вспомогательным источникам изъяснения Священного Писания относится:
1) Знание тех языков, на которых написаны священные книги — преимущественно еврейского и греческого, и
Настроение души, необходимое для чтения слова Божия
Приступать к чтению Священного Писания должно с благоговением и готовностью принимать заключающееся в нём учение, как Божественное Откровение. Здесь не должно быть места сомнениям,
II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КНИГАХ
1. Первоначальная нераздельность законоположительных
книг и их название
У евреев пять книг Священного Писания — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второз
Сведения о писателе Пятикнижия
Моисей — великий пророк, законодатель и вождь народа еврейского. Он был сыном благочестивых потомков Левия-Авраама и Иохаведы (Исх. 2, 1-2; Исх. 6, 7) и родился
Название и главный предмет книги
Книга Бытия в еврейской Библии, как все книги Пятикнижия, озаглавливается первым словом, с которого она начинается: «Бершит». В греческом переводе Семидесяти
Богослужебное употребление книги Бытия
Из книги Бытия берется 35 паремий. Они, большей частью, рядовые, то есть такие, которые берутся подряд и читаются непрерывно во все дни четыредесятницы, искл
Грехопадение прародителей (Быт. 3)
В содержание этой главы входит повествование об искусительных речах змея к жене (1-5 стихи), нарушении прародителями данной им заповеди (6-7 стихи), призвании их Богом к покаянию и
Окончание потопа (Быт. 8)
Ной выпускает птиц — ворона и голубя, чтобы узнать состояние земли. В шестьсот первом году, в первый день первого месяца жизни Ноя, земля осушилась (13 стих), а в 27 день второго ме
Родословие сынов Ноевых (Быт. 10)
Данная глава заключает в себе родословие послепотопного человечества, разделившегося на три главные ветви или группы, из которых каждая находится в связи с одним из сыновей Ноя, как
Стихи 1-9, 15-16
По указанию Писания, обрезание имело нравственное и таинственно-прообразовательное значение. В своем нравственном смысле и значении обрезание внушало человеку необходимость бороться со своими грехо
Стихи 17-22
Недоумение и смех Авраама, с которыми он встретил слова обетования, не выражали неверия и сомнения в возможности исполнения обетования. Глубокую веру, с которою Авраам встретил обетование, засви-де
Стихи 12
Божие обетование: в «Исааке наречется тебе семя» в ближайшем смысле указывало, что не все плотские потомки Авраама (например, измаильтяне) будут считаться его семенем, потомками Авраама, изб
Стихи 11-14
Под ангелом Господним (евр. «Ангел Иеговы») явившемся Аврааму, толковники разумеют Ангела Завета, Второе Лицо Святой Троицы. Слова, которые произносит явившийся патриарху Ангел, показывают в нем ли
Стихи 15-19
Настоящее обетование есть повторение и заключение всех обетовании, бывших Аврааму, и потому отличается особенною торжественностью. Обетование о семени, через которое все человечество получит благос
Исав и Иаков (Быт. 25)
Два сына Исаака — Исав и Иаков явились родоночальниками двух народов ¾ идумеев или эдомитян
Стихи 12-15
Видение Иаковом таинственной лестницы можно рассматривать прежде всего в ближайшем значении по отношению к самому Иакову и затем в духовном или таинственно-прообразовательном смысле по отношению к
Стихи 16-22
Проснувшись, Иаков засвидетельствовал, что Господь показал Свое особенное присутствие на месте бывшего ему видения; с благоговейным страхом патриарх сказал, что здесь Дом Божий и врата небесные, то
Стих 24
По ясному указанию Писания с Иаковом боролся Сам Бог. На это указывает — во-первых, имя, данное патриарху — Израиль, что означает «богоборец». Далее сам Иаков дает месту таи
Стихи 25-32
Божественный борец, конечно, с намерением не одолевает Иакова, чтобы дать борьбе то таинственное значение, которое Господу было благоугодно соединить с нею. Но при этом Господь повреждает сустав бе
Стихи 1-2
Выражение «в грядущие дни» в Священном Писании означает не просто неопределенные последующие дни, но время определенное, известное и ожидаемое. Таким временем для Иакова и его потомков, преж
Стихи 3-4
Рувим был «начатком чад» Иакова, его первенцем, рожденным во всей крепости физических сил патриарха. С первородством в патриархальные времена соединялись немаловажные преимущества, первенец был гла
Стихи 5-7
В словах, обращенных к Симеону и Левию патриарх вспоминает жестокость братьев при избиении сихемлян за оскорбление, нанесенное Дине (36 гл.). В наказание за это, братья осуждаются на разделение и р
Стихи 8-12
Словами «Иуда! тебя восхвалят братья твои… поклонятся тебе сыны отца твоего» — Иуде дается одно из прав и преимуществ первородства — главенство над родом. Исполнение этого пророчества отчаст
Стихи 16-18
Пророчество Дану о происхождении от него самостоятельных судей исполнилось на судии Самсоне, который происходил из колена Данова (Суд. 13, 1-2). Что касается сравнения Дана со змеем, угрызающим кон
Стих 19
Гаду Иаков говорит: «толпа будет теснить его», указывая этим на постоянные нападения врагов, которые будут теснить колено Гадово. История свидетельствует, что колено Гадово, получившее удел а восто
Стих 21
По принятому еврейскому тексту «Неффалим — торевинф: рослый, распускающий прекрасные ветви» и по славянскому переводу: «Неффалим стебль распускающаяся…» — благословение, изреченное Иаковым Неффалим
Стихи 22-26
Обращаясь к Иосифу, патриарх прежде всего вспоминает враждебное отношение к нему братьев, но эти козни братьев не имели успеха, потому что Иосиф находился под покровительством Господа. Затем Иаков
Стих 27
Сравнение Вениамина с хищным волком, который утром выходит на добычу и вечером делит её, указывает на воинственный характер вениамитян. Своею воинственностью потомки Вениамина засвидетельствовали в
Стихи 29-33
Завещание Иакова о перенесении его тела в пещеру Махпела («пещера сугубая») свидетельствует о его глубокой вере в истинность и непреложность божественных обетований. Очевидно, что несмотря на те бл
Время, место и цель написания
Книга Исход написана Моисеем в пустыне Аравийской по принятии от Бога законов церковных и гражданских.
Цель написания усматривается в том, чтобы, во-первых, показать исполн
Значение книги
Второй книгой Моисеевой сохраняется на вечные времена память о таком великом событии, как исход из Египта. Значение этого события усматривается из того, что в память его, по Божию п
Важнейшие прообразы Иисуса Христа в книге Исход
Рабство евреев в Египте, по святоотеческому толкованию, есть прообраз рабства диаволу, в котором пребывало человечество вне Церкви Христовой, поэтому приступающие к таинству крещени
Богослужебное употребление книги Исход
В богослужении книга Исход имеет широкое употребление. На первое место следует поставить песнь Моисея по переходе евреев через Чермное море (гл. 15), которая послужила основной част
Стихи 1-5
Призвание Моисея в качестве освободителя Израиля совершилось на Хориве, на горе, которая известна и по другим великим событиям. Явившийся Моисею в купине «Ангел Господень» называется Богом (ст. 6)
Стихи 13-15
Слова Господа, заключенные в 14-15 стихах, содержат ту общую мысль, что Моисей посылается Тем Богом, Которому служили праотцы народа еврейского, единым Богом истинно существующим. Господь говорит М
Стихи 1-2
Исходом из Египта для евреев полагалось начало новой жизни, с этого времени порабощенному народу давалась возможность широкого государственного развития и духовно-нравственного совершенствования. П
Стихи 3-14
Господь называет установленный Им праздник Пасхою (евр. «песах»).
Объясняя затем значение праздника, Господь говорит, что Он этою ночью пройдет землю египетскую, по
Стихи 15-20
Ближайшее историческое значение праздника опресноков было указано выше и Сам Господь определяет в словах 17 стиха: «в сей бо день изведу силу вашу от земли Египетския». Опресноки, таким образом, до
Стихи 1-2, 11-16
Точное исполнение закона о посвящении Богу первенцев Моисей относит ко времени, когда евреи наследуют землю обетования (11 стих). Здесь евреи всех первенцев мужского пола от человека до скота должн
Стихи 11-12
С человеческой точки зрения положение евреев, расположившихся при море, казалось безвыходным: к востоку перед ними расстилалось море, к югу и западу стояли отвесные гряды скал. В таком положении, у
Стихи 13-29
Моисей обратился к народу со словами ободрения, убеждая его, что Господь погубит врагов и чудесным образом спасет Израиль (13-14 стихи). Отвечая на внутреннюю молитву Моисея, Господь сказал, чтобы
Стихи 30-31
Ближайшее историческое значение чудесного перехода евреев через Чермное море священный писатель, во-первых, указывает в том, что этим переходом Израиль окончательно избавился от египетского порабощ
Стихи 1-21
Победно-благодарственная песнь, которую воспели Моисей и все израильтяне после чудесного перехода через Чермное море, по своему содержанию разделяется на две части. В первой части (ст. 1-12) изобра
Стихи 2-3
Первая заповедь десятисловия: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов, пред лицем Моим» (по-славянски —
Стихи 4-5, 6
Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на тебе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бо
Стихи 7
Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (по-славянски — «Не прием
Стихи 8-11
Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работый и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого
Стих 17
Десятая заповедь: «Не желай ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что есть у ближне
Стихи 3-8
После получения Моисеем церковных и гражданских законов, изложенных в 20, 22-23 главах, евреи торжественно вступили в завет с Богом. Торжество это состояло в следующем:
Моисей, опустившись
Ходатайство Моисея за согрешивший народ (Исх. 33)
Снисходя на ходатайство Моисея о помиловании народа, поклонившегося золотому тельцу, Господь однако сказал, что в дальнейшем странствовании уже не Сам Он непосредственно будет руков
Стихи 18-23
Обращаясь с молитвою к Богу: «покажи мне славу Твою» Моисей очевидно желал, чтобы явлением Своей славы Господь ясным и очевидным образом засвидетельствовал Свое благорасположение к Моисею и народу,
Стихи 1-10
Для полноты восстановления нарушенного завета Господь повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и утром взойти с ними на гору, обещаясь написать на них слова, которые были написаны на пер
Стихи 29-35
Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился в стан, лицо его от близкого общения с Богом сияло лучами (слав. «прославися зрак плоти лица его»), так что народ не смел взирать на
Сооружение Скинии (Исх. 35-37)
Слово «скиния» (евр. «огел», греч. «скини») значит палатка, шатер, куща. Этим именем называется переносной подвижный храм евреев, служивший еди
Изложение содержания
Книга состоит из 27 глав и разделяется на 4 части.
Первая часть (главы 1-7) — богослужебная, включает законы о жертвах всесожжения, бескро
Значение книги
Все изложенные в книге Левит законы по достоинству своему недосягаемо высоко стоят перед законами других древних народов, показывая свое божественное происхождение. Многочисленные п
Постановления о жертвоприношениях (Лев. 1-7)
О происхождении жертвоприношений Священное Писание не дает ясных указаний. Несомненно, однако, что с самого начала истории падшего человечества жертвы являлись даром, который челове
Священники
Священниками были сыновья и дальнейшие прямые потомки Аарона. Они приносили жертвы, поддерживали священный огонь на жертвеннике всесожжения, следили за горением светильника и с
Первосвященник
Звание первосвященника принадлежало Аарону, а после его смерти — его старшим потомкам по прямой линии, переходя от отца к сыну. Все священнические обязанности относились к п
Первые священнодействия (Лев. 9)
После посвящения первых священников и первосвященника Аарона были принесены жертвы сначала за первосвященника (за грех и всесожжения), а затем — от народа (о грехе, всесожжения и ми
Поражение Надава и Авиуда (Лев. 10)
Сыновья Аарона Надав и Авиуд, после утреннего каждения своего отца, вознамерились, как новопоставленные священники, совершить установленное вечернее каждение во святилище. По небреж
Стихи 1-2
Установление празднования дня великого очищения связано с событием, рассказанным в 10 главе книги Левит. Страшная смерть Надава и Авиуда показала, с какою внимательностью и осторожностью должны отн
Стихи 5-22
По своему ближайшему внутреннему смыслу вхождение первосвященника во Святое Святых только однажды в год указывало на то, что грех положил трудно преодолимую преграду между Богом и согрешившим челов
Постановления о праздниках Господних (Лев. 23)
По закону, изложенному в этой главе, еженедельным праздником является суббота (1-3 стихи). Из годовых праздников первым по времени является Пасха, начавшаяся с вечера 14 дня первого
Стихи 23-25
Праздник труб, совершавшийся в первый день седьмого месяца священного года, был праздником гражданского новолетия. Наступление каждого новомесячия у евреев возвещалось трубным звуком (Числ. 10, 10)
Стихи 10-13
Значение и цель установления юбилейного года определяется словами 10 стиха: «возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя», то есть каждый еврей в юбилейный год возвраща
Значение обрядовых постановлений
Народ еврейский, избранный Самим Богом из среды других народов (Исх. 19, 5-6), должен был служить среди ветхозаветного человечества носителем истинной веры и благочестия, мессиански
Обзор содержания
Книга может быть разделена на три части.
В первой части (1-10 главы) говорится о приготовлении израильтян к отшествию от горы Синая; сначала повествуется о
Цель написания книги
Цель написания, очевидно, состояла в том, чтобы увековечить в памяти людей чудеса Божественного промышления об избранном народе во время странствования, оставить урок потомкам не пр
Порядок следования евреев к земле обетованной (Числа, 9-10)
После совершения Пасхи у подножия Синая, по-видимому, единственной за время странствования по пустыне, евреи двинулись в дальнейший путь. Движение евреев и остановка их в пути завис
Стихи 4-34
Вскоре возник новый ропот народа, возбужденный пришельцами из-за отсутствия мяса и прочих египетских яств. Моисей, огорченный непостоянством народа и утомленный тяжестью управления, просил от Госпо
Осуждение народа на 40-летнее странствование по пустыне
Устрашенный рассказами соглядатаев, народ поднял плач и ропот на Моисея и Аарона, сожалея о своем выходе из Египта. Возмутители решились даже побить камнями своих вождей, вместе с И
Стихи 1-10
Пепел рыжей телицы назначался для очищения осквернений, происходящих от прикосновения к трупу, человеческой кости, гробу — всему, что напоминало о смерти, бывшей следствием грехопадения человеческо
Стихи 11-22
Жертва рыжей юницы (телицы) имела таинственно-прообразовательное значение. В этой жертве апостол Павел видел указание на голгофскую жертву. «Пепел юнчий, кропящий осквернения» и давший человеку пло
Время, место и цель написания
Книга написана Моисеем в конце сорокового года по исшествии из Египта на восточной стороне Иордана, в земле Маовитской. К этому времени уже почти никого не оставалось в живых из тех
Богослужебное употребление книги Второзаконие
В качестве паримийных чтений из книги Второзакония берутся следующие отрывки: 1, 8-17, 10; 1-5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) — в неделю Святых отец и
Стихи 14-20
Моисей предвидит время царского правления в Израиле и дает народу указания относительно избрания царя и его деятельности. Законодатель запрещает этим высшим правителям народа умножать коней (потому
Стихи 1-5
Под «жребием», которого не имели права наследовать левиты, разумеются доставшиеся по жребию земельные участки каждому из 12 колен Израилевых при разделении земли обетованной
Стихи 9-22
Все виды ложных прорицателей и чародеев, как-то вызывающие духов и вопрошающие мертвых и т.п., должны быть казнены смертью, потому что все такие люди, как обманщики, мерзки перед Господом, как и сл
Стихи 1-14
Когда евреи, поселившись в земле обетованной, будут хранить и исполнять закон Божий, благословения изольются на народ (1-2 стихи). Израиль будет благоуспешен «во граде»‚ то есть в своих горо
Стихи 15-68
В том случае, когда Израиль не будет исполнять заповедей Господа, многочисленные проклятия придут на народ (15 стих). Неудачи в городских промыслах и полевых занятиях (16 стих), лишение плодородия
Наставления Моисея Израилю, и Иисусу Навину (Втор. 31)
Моисей объявил народу, что по преклонности лет и Господнему определению, он слагает с себя звание вождя израильского. Но при этом Господь, по словам Моисея, не оставит народ Своей п
Стихи 5-14
Изображая благодеяния Бога Израилю, Моисей говорит, что этот грешный, строптивый и развращенный народ должен помнить постоянную, с самых древних времен, попечительность о себе Господа; Израиль изна
Стихи 19-34
Наказание, имеющее постигнуть богоотступный народ, представляется Моисеем в следующем виде. Так как Израиль оставил истинного Бога и обратился к идолам, которые суть «не боги», то Господь накажет И
Стихи 35-42
Но настанет день отмщения для врагов Израиля и когда в бедствиях народ ослабеет, то есть исчезнет гордость и самоуверенность его, Господь умилосердится над рабами Своими после суда над народом. Суд
Стих 43
В заключение Моисей приглашает возвеселиться о помиловании Израиля, вместе с избранным народом и язычников. Главная мысль этого замечательного пророчества, провидящего вдали общую радость Израиля и
Стихи 1-5
В вступительных словах своего благословения народу израильскому Моисей вспоминает явление Господа при Синае, когда Он дал Израилю закон (Исход‚ 19), у горы Сеира, когда Он спасал уязвляемых змеями
Стихи 6-25
Моисей благословляет народ, перечисляя его, подобно патриарху Иакову, по коленам. Первыми упоминаются Рувим и Симеон (в еврейском тексте имя Симеона опущено).
Благословение Моисея Иуде в б
Стихи 5-7
После этого Моисей скончался и был погребен близь Бефегора (слав. «дому Фегорова»), но место его погребения оставалось неизвестным.
Косвенным ответом на вопр
VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во времена Моисея ветхозаветная Церковь получила полное и окончательное устроение в отношении веры и нравственности богослужения и порядок управления.
Для утверждения учени
Московской духовной семинарии (Сектор заочного обучения)
1 билет
1. Книга, Бытие 1, 1-2 (творение мира); значение слов «в начале», «сотвори», «Бог», «небо и землю», «безвидна», «пуста», «тьма над бездною», «Дух Божий носился н
Новости и инфо для студентов