рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Христианские представления о творении мира и предназначении человека

Христианские представления о творении мира и предназначении человека - раздел Религия, Основное Богословие - 1   Христианские Пред...

ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ - 1

 

Христианские представления о творении мира

и предназначении человека

Согласно библейскому повествованию мир и человек сотворены Богом:

 

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1)

 

Если мы действительно воспринимаем Писание как слово Божие, нам следует отнестись к Шестодневу всерьез. Текст этот еще издревле почитался одним из сложнейших. Не случайно ветхозаветные иудеи запрещали читать его людям незрелым, не достигшим еще тридцатилетнего возраста. Обращаясь сегодня к ветхозаветной традиции мы сталкиваемся со множеством трудностей. Библейское повествование отделено от нас не только тысячелетиями истории, но и особым способом мировосприятия. Шестоднев не содержит привычного для современного новоевропейского воззрения на мир от-страненного описания миро-здания, он содержит описание того, как этот мир был сотворен, повествование о миро-(со)-здании. В Библии, строго говоря, нет космо-логии, там есть лишь тео-логия, повествование о явлениях, действиях, энергиях Божиих в мире[1]. Библейские категории – не умозрительные, но экзистенциальные[2]. То, насколько библейский образ мира отличается от привычного нам сегодня, видно уже хотя бы из того, насколько библейский ‘olam отличается от античного kovsmoÇ’а[3]. «Греческий мир - это “космос”, по изначальному смыслу слова такой “наряд”, который есть “ряд” и “порядок”; иначе говоря, законосообразная и симметричная пространственная структура. Древнееврейский мир - это “олам”, по изначальному смыcлу слова “век”, иначе говоря, поток времени, несущий в себе все вещи: мир как история, - подчеркивает С. С. Аверинцев. - Внутри “космоса” даже время дано в модусе пространственности: в самом деле, учение о вечном возврате, явно или латентно присутствующее во всех греческих концепциях бытия, как мифологических, так и философских, отнимает у времени свойство необратимости и дает ему взамен мыслимое лишь в пространстве свойство симметрии. Внутри “олама” даже пространство дано в модусе временного движения - как “вместилище” необратимых событий. Бог Зевс - это “олимпиец”, т. е. существо, характеризующееся своим местом в мировом пространстве. Бог Йахве - это “Сотворивший небо и землю”, т. е. господин неотменяемого мгновения, с которого началась история, и через это - господин истории, господин времени. Структуру можно созерцать, в истории приходится участвовать. Поэтому мир как “коcмос” оказывается адекватно схваченным через незаинтересованное статичное описание, а мир как “олам”, напротив - через направленное во время повествование, соотнесенное с концом, с исходом, с результатом, подгоняемое вопросом: “а что дальше?”»[4].

Когда мы сталкиваемся с традицией библейской мысли, существенно отличной от той, что воспитывается современной культурой, естественно возникает вопрос: а можем ли мы, воспитанные в ином культурно-историческом контексте, адекватно понять экзистенциальные библейские категории? Не будем ли мы в своих интерпретациях текста невольно нагружать его тем содержанием, которое изначально в нем не присутствует. Для того чтобы избежать опасности искажения смысла, нам следует попытаться извлечь смысл употребляемых терминов исходя из самого библейского текста, из того контекста, в котором они употреблены. Однако, сам этот контекст сравнительно невелик, - объем Шестоднева порядка четырехсот слов, - что же делать в этом случае. И здесь на помощь нам приходит то, что весь текст Священного Писания представляет собою своего рода ‘olam, замкнутую самодостаточную целостность. Действительно, библейское повествование начинается с рассказ о творении мира, - «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1), - и завершается пророчеством о конце всего сотворенного, когда будут «новое небо и новая земля, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (От. 21, 1). Начало и конец в известном смысле совмещаются, очерчивая тот круг, тот ‘olam, где вершится история и действует Бог[5]. Внутри же этого круга текст оказывается прошит множеством разнообразнейших связей: каждое слово (посредством тщательно разработанной системы поиска параллельных мест) оказывается связанным еще с несколькими, находящимися в различных местах Писания, те в свою очередь – еще с несколькими и так далее, так что ни единого из них нельзя изъять, не исказив при этом общего смысла (см.: От. 22, 18-19). И вот именно потому, что каждое слово текста Писания множеством незримых нитей связано с другими местами текста, участное внимание к тексту Писания дает надежду понять, точнее, - пережить – смысл слова исходя из всего контекста его употребления[6].

 

Если мы обратимся к современным научным комментариям Ветхого Завета, то мы увидим, что основная проблема, которую пытаются решить в комментариях, посвященных исследованию первого стиха книги Бытия, заключается том, чтобы выяснить, является ли первый стих законченным предложением или же придаточным предложением, входящим в более обширное сложноподчиненное предложение. Обсуждаемый вопрос уже вышел за рамки научных дискуссий и отразился в таких современных западных переводах Библии, как Good News Bible, New American Bible, Anchor Bible, New Revised Standard Version. Так, в New American Bible первый стих мы читаем в такой редакции: “В начале, когда Бог творил небо и землю, земля была бесформенной пустыней, и тьма покрывала бездну, тогда как мощный ветер носился над водой”.

Такой перевод, отличный от традиционного, несет с собой и скандально нетрадиционное богословие. Этот перевод позволяет видеть в тексте Шестоднева указание на существование до начала Божьего творения хаотической бесформенной материи. Если же учесть, что в мифологических представлениях соседних Израилю народов на самом деле процесс творения понимался как процесс оформления хаотической праматерии, то, по законам экономии мышления, новый перевод Шестоднева будет однозначно указывать на подобное учение. А это кардинальным образом противоречит концепции творения из ничего, creatio ex nihilo.

Какие же аргументы предлагаются в пользу такого понимания древнееврейского текста. Можно выделить три варианта синтаксической организации первых стихов книги Бытия:

1. Первый стих является главным предложением и описывает самый первый акт Божьего творения; второй и третий стихи описывают последующие акты творения или раскрывают подробности предшествующих событий. Это является традиционным пониманием.

2. Первый стих является придаточным предложением времени, зависимым от главного предложения во втором стихе: “В начале, когда Бог творил небо и землю, земля была безвидна и пуста”.

3. Первый стих является придаточным предложением времени, подчиняющимся главному предложению в третьем стихе, тогда как второй стих является вставочной поясняющей конструкцией: “В начале, когда Бог творил небо и землю (земля тогда была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водой), Бог сказал: “да будет свет”.

Многие современные комментаторы подчеркивают необходимость учета культурно-исторического контекста для исследования Шестоднева. Мифологические тексты того времени, повествующие о творении, содержат фиксированную, стереотипную словесную формулу, которую вполне можно сравнить с открывающими книгу Бытия стихами. Структура вводной формулы мифологических повествований такова: “Когда этого и этого еще не было... тогда ...”, и назначение этой формулы - ввести повествование о творении в рамки времени. По мнению ряда комментаторов формула, которая имеется в Быт. 2, 4 “В то время, когда Господь Бог создал землю и небо...”, соответствует первой фразе в книге Энума Элиш, а также встречается в Шумере и Египте. Сравнение этих текстов с Быт. 1 как будто показывает, что предшествующее предложение в вышеприведенной формуле соответствует содержанию Быт. 1, 2, а заключительное предложение соответствует Быт. 1, 3, Быт. 1, 2, которое в своей формулировке утвердительно, “Земля же была безвидна и пуста” соответствует по содержанию придаточному предложению времени, “Когда ... еще не было”, а творящее повеление третьего стиха “И сказал Бог...” соответствует конечному предложению формулы, в которой описывается, как дело творения начинается. После установления такого соответствия первый стих становится добавочным к приведенной схеме и поэтому предложение в Быт. 1, 1 оказывается не описанием творения, но заглавием, которое выражает все повествование одним предложением.

Замечание о необходимости учета культурно-исторического контекста для исследования Шестоднева разумеется справедливо, ведь нет ничего невероятного в том, что авторы Священного Писания входили в исследование священных текстов соседних народов, произведений философов и мудрецов своего времени. Сама богодухновенность Священного Писания не отрицает, а, напротив, предполагает человеческую исследовательскую активность. В посланиях апостола Петра, где говорится о Божественном содействии пророкам, сказано что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1, 19), сказано также и об их собственной исследовательской активности: «к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати» (1 Петра 1, 8).

То общее культурно-историческое наследие, которое разделял древний Израиль со своим языческим окружением, могло, конечно, повлиять на использование пророками терминов и образов из религиозных и мифологических представлений соседних культур, получивших там однозначную интерпретацию. Так, понятие бездна, употребленное во втором стихе, было нагружено большим содержанием для человека той эпохи, чем это имеет место для нас. Однако единый язык не предполагает единства мысли. Ведь чтобы переубедить кого-то, нам следует пользоваться его языком, для него понятным, но это вовсе не означает, что мы будет повторять ему его же мысли. Существование для Шестоднева более широкого контекста никак не предполагает заимствование. В последнем случае Священное Писание было бы в ряду с другими писаниями, а Израиль - с другими народами. Но мы хорошо знаем, что это не так. История Израиля и христианской Церкви - убедительное этому подтверждение. Если приходится говорить о форме отношения к духовному наследию окружающего языческого мира, то из всего, что нам известно об Израиле, это, скорее всего, должно быть полемикой, а не заимствованием.

Если мы обратимся к истории толкования текста Шестоднева, то обнаружим единодушное понимание первого стиха как независимого предложения. Так, перевод Септуагинты и другие древние греческие переводы передают первый стих отдельным законченным предложением. В акцентуированном масоретами в VII веке древнееврейском тексте первое слово tyv!ar@B=, в начале, отделено специальным акцентом от последующих слов первого стиха. Это полностью исключает предполагаемые гипотезами 2 и 3 чтения “В начале Божьего творения...” или “В начале, когда Бог творил...” Древнее самарянское Пятикнижие огласует tyvarb как baóraóšît, то есть иначе, чем это делают масореты - tyv!ar@B=, (berešît). Долгая гласная a вместо беглой гласной e выражает наличие в слове артикля. Слово с артиклем стоит обязательно в абсолютном состоянии, а не в сопряженном, то есть не подчиняет себе следующее за ним слово. В Гекзапле Оригена (II век), в котором греческими буквами передавался огласованный древнееврейский текст, первый стих книги Бытия начинался словом brhsiq, brhshq, или brhsid, то есть без наличия артикля, но также и barhshq или barhseq, то есть с артиклем. Последние доводы вовсе не доказывают, что в древнееврейском тексте первое слово читалось с артиклем, но лишь то, что оно читалось как синтаксически несвязанное с последующими словами. Лишь на рубеже двенадцатого столетия рабби Раши предложил вариант чтения первых стихов Библии, обозначенный выше под номером 2. Другой иудейский ученый, Абраам ибн Езра, предложил гипотезу 3. Со временем эти гипотезы нашли многих сторонников и сейчас активно обсуждаются в научном мире.

 

Понятие «творения» находится в центре системы представлений о мире древнего исторического человека ближневосточного ареала. Вычленение этого понятия в сознании, воплощение его в слове соответствует высокой ступени человеческого мировосприятия. В афразийских (семитохамитских) языках понятие «творить» связано с несколькими сферами представлений (семантическими полями), образуя с ними определенные смысловые ряды, по крайней мере два из которых реализуются на совершенно разном лексическом материале[7].

Один из этих рядов указывает на осознание опыта творения как выпускания, но с преодолением некоего сопротивления, как прорыва, выхода наружу:

 

1. В еврейском, арамейском, арабском br’ - “творить”, “создавать”; в прасемитском *br-/br’- - “вырубать”, “расчищать”, *bar - “открытое” или “наружное пространство”, *bir - “проход”, “дверь”; в праберберском *bry - “вымолачивать” (зерно), “выходить”, *-bur - “дверь”; в египетском b’< , *bvr - “разрушать”, “ломать”, “мотыжить землю”; в пракушитском bir - “наружное пространство”; в прачадском *bvr - “выпускать”, “давать”.

2. В аккадском ptq - “творить”, “создавать”; в прасемитском *ptq - “разрывать”, “раскалывать”, “открывать”.

3. В арабском, геза (эфиопском) ftr - “создавать”; в прасемитском *ptr - “прорываться”, “открывать”, “выходить”.

4. В египетском pth - “Бог-Творец Птах”, “творить”; в прасемитском *pth - “открывать”, “развязывать”, “выпускать”.

 

Другой ряд связывает творение с гончарным ремеслом и лепкой, восходящими к названиям для глины, земли, грязи, ила и т.п.:

 

1. В арамейском, арабском gbl - “творить”, “смешивать землю с водой”, “лепить”.

2. В арабском tyn - “создавать” (в финикийском tn’ - “выдвигать”, “устанавливать”), “обмазывать глиной” (в прасемитском *tin - “глина”).

3. В геза (эфиопском) Lhkw - “творить” - “лепить из глины”.

4. В прасемитском *şr/*yşr - “создавать”, “формировать” (в прасемитском (и египетском) *şr-/*yşr - “лепить горшки”).

5. В египетском qd - “создавать”, “строить” - “горшок”, “гончар”; в аккадском qudû-t - “ил”, “грязь”, “строительный раствор”, “глина”.

 

Также устойчивые, повторяющиеся семантические ассоциации («изосемантические ряды»[8]) свидетельствуют о том, что связь между сопоставляемыми понятиями не случайна, а, напротив, глубоко укоренена в сознании языкового сообщества.

Что касается самого библейского текста, то глагол ar`Bî (baóraó’) употребляется в Библии более пятидесяти раз[9]. Как показывает контекстуальный анализ, глагол ar`Bî (baóraó’) выражает творение чего-то нового и, в то же время, он тесно связан с переживанием качеств пространства: пустоты, свободы, неопределенности. Все это позволеют понять глагол “сотворил” - ar`Bî (baóraó’), как выражающий действие, представляющее пространство для возможного существования новой вещи. Действие, соответствующее этому глаголу, как бы дает возможность и свободу этой вещи существовать. Пространство свободы рождается в центре бытия одного, исходит из него, распространяется от него и, расстилаясь перед ним, дает возможность для возникновения и существования другого. Для возникновения нового не заимствуется что-то из того, что уже существовало. Сам Творец, расширением сферы Своего присутствия, обеспечивает возникновение нового.

 

В контексте христианской традиции слово тварный означает «не само-бытный». Греческое слово «тварь» - ktivsma - происходит от kti?siÇ - “основывание”, “созидание”, “владычествование”. Сотворенный «из ничего» мир имеет опоры в самом себе (см.: 2 Макк. 5, 28), он чрезвычайно хрупок, тонок. Например, пророк Давид переживает мир как тонкий листок бумаги, который начинает скручиваться и гореть в пламени божественного присутствия (2 Царств 22, 8-16):

 

8 Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался [на них Господь].

9 Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горящие угли сыпались от Него.

10 Наклонил Он небеса и сошел; и мрак под ногами Его;

11 и воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра;

12 и мраком покрыл Себя, как сению, сгустив воды облаков небесных;

13 от блистания пред Ним разгорались угли огненные.

14 Возгремел с небес Господь, и Всевышний дал глас Свой;

15 пустил стрелы и рассеял их; [блеснул] молниею и истребил их.

16 И открылись источники моря, обнажились основания вселенной от грозного гласа Господа, от дуновения духа гнева Его.

Ощущение, что мир очень тонкий и трепетный, прозрачный для присутствия Бога - очень характерно для веры святых. Сотворенный творческим Словом Божиим, мир как бы зажат между двумя безднами, - бездной небытия и бездной божественного бытия. «Творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества», - говорит святитель Филарет Московский [10]. И в про-странстве меж этими безднами зияет тот “про-свет”, в котором с-бывается бытие[11].

 

В начале Бог творит

 

Небо и землю

«Предмет, или следствие творящей силы Божий, Моисей называет небом и землею. Имена они вместе взятые обыкновенно знаменуют целое творение», -… За словом небо синодального перевода в древнееврейском тексте стоят три слова:… Небо, как обитель Бога, является областью, которая не просто расположена очень высоко над землей. Свод небесный служит…

I

Ø слово (сказанное, не грамматическое)

Ø речь, изречение

Ø условие, договор

Ø рассказ, история, сочинение

Ø положение в философском учении

Ø дело

 

II

Ø счет (число)

Ø соотношение, пропорция, соразмерность

Ø вес (пер.)

Ø забота (пер.)

 

III

Ø разум, разумное основание, причина, смысл, понятие

 

Слово lovgoÇ происходит отглагола levgw - “собирать, выбирать, избирать, считать, говорить и является антонимом глагола kruvptein - “утаивать”. Слово - это то, что из-влекает из утаенности истину - ajlhvqea. То, насколько сложно адекватно перевести смысловое содержание этого термина на русский язык видно из сравнения различных переводов Пролога Евангелия от Иоанна:

 

(1)

В начале было Слово,

и Слово было у Бога,

и Слово было Бог.

(2)

Оно было в начале у Бога.

(3)

Все чрез Него начало быть,

и без Него ничто не начало быть,

что начало быть.

(4)

В Нем была жизнь,

и жизнь была свет человеков.

(5)

И свет во тьме светит,

и тьма не объяла его.

(Синодальный перевод)

 

(1)

В начале было Слово

и Слово было с Богом,

и Слово было Бог.

(2)

Оно в начале было с Богом.

(3)

Все сущее Бог создал Словом.

и без Него, и вне Его, -

ничто из сущего не существует.

(4)

В Нем был и есть источник жизни,

и жизнь есть свет для всех людей.

(5)

И свет этот свет во тьме,

но тьма его не поглощает.

(Пер. о. Леонида Лутковского)

 

(1)

Изначально - до сотворения мира -

был Тот, кто зовется Словом.

Он был с Богом,

и Он был Бог.

(2)

Он изначально был с Богом.

(3)

Через Него было все сотворено,

ничто не было сотворено без него.

(4)

Он был источником жизни,

и жизнь была светом для людей.

(5)

Свет сияет во тьме,

и тьма его поглотить не может.

(Пер. В. Н. Кузнецовой)

 

(1)

В начале было Слово,

и Слово было с Богом,

и Богом было Слово.

(2)

Это Оно от начала с Богом.

(3)

Все через Него стало

и без Него ничто не стало,

что стало.

(4)

В Нем жизнь,

и жизнь стала людям свет.

(5)

Светит во тьме свет,

и тьме не постигнуть его.

(Пер. Библейского общества)

 

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

(Быт. 1, 3-5)   Согласно библейскому повествованию свет был сотворен Богом в первый день, что указывает на его фундаментальное место в…

– Конец работы –

Используемые теги: Христианские, представления, творении, мира, предназначении, человека0.114

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Христианские представления о творении мира и предназначении человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается… И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого… Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно…

Философия символического мира человека, человек в мире культуры
Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря… Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием… Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка…

Модуль 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Основы концепций представления детерминированной физической картины мира
Модуль ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ... Тема Основы концепций представления детерминированной физической картины... Из наблюдений установлять теорию через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды...

Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.
Ему приписываются все атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: Он вечен, неизменен, источник всего существующего.Однако… Антропоцентризм. В контексте религиозного мировоззрения, это сово-ть взглядов,… Более того он существо господствующее на земле. Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой…

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Два человека - два мира. Античное представление о совершенстве
Это происходит во времена поздней античности.Противоречия в восприятии действительности вызвали желание создать иллюзорный мир, иную реальность, в… Но эта иная реальность была слишком противоречива: с одной стороны - это была… Поиски жизни и боязнь смерти, приводящих многие жизни к единому знаменателю - бессмысленному существованию, явились…

Человек и мир человека в творчестве Ф.М.Достоевского
К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души… Признание этого приоритета и обещает настоящую духовную, мировоззренческую… В связи с целью данной работы является - разобраться в - составить общее представление о - выяснить - осветить подход…

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке
Само слово миф имеет древнегреческое происхождение и означаетименно предание , сказание .Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны… Чтоудивительно обнаружилось,что наопределенной стадии историчес-кого развития… Мифвозник изпотребности древних людей в осознании окружающей егоприродной и соци-альной стихии,сущности человека.Об…

Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира
Войной было уничтожено треть материальных ценностей стран участниц. Огромное количество военной техники, потери в промышленном, сельскохозяйственном… К моменту ее окончания, практически во всех странах система хозяйственных… Во всех странах участницах войны преобладали хозяйственных отношений, который после окончания войны был приостановлен,…

0.048
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Мировое хозяйство и мировой рынок. Международные валютные отношения Например, товарооборот совершающейся на капиталистическом рынке, составляет около 910 всей торговли. Его экономические законы определяют основные… Они связаны с природой самого строя и отражают новые черты буржуазного… С одной стороны, монополистические концерны могут добиться получения монопольных прибылей лишь посредством вывоза…
  • Развитие представлений человека о строении Вселенной Обычно сначала идёт опыт или наблюдение, далее предлагается гипотеза для описания полученных результатов и проверка этой гипотезы на способность не… В том случае, если гипотеза позволяет описать все наблюдаемые явления, а также… Механика Галилея была правильной до тех пор, пока техника не позволила разгонять частицы до больших скоростей и не…
  • Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов Писатель прошел тяжелую жизненную школу: пережил голодное деревенское детство, раннее сиротство, пребывание в детском доме, школе… Проявилась и принадлежность Астафьева к «лирической прозе» 60-х гг со… В дальнейших произведениях и повести «Звездопад» (1960 - 72), современной пасторали «Пастух и пастушка» (1989) в…
  • Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…
  • КРАТКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ МАГОВ О СТРОЕНИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА КРАТКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ МАГОВ О СТРОЕНИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА... ЧАСТЬ ПЕРВАЯ... Автор ОЛЕГ РОК ВСТУПЛЕНИЕ Наступила эра Водолея Мы жив м в...