рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История Сербской Церкви XI-XV вв.

История Сербской Церкви XI-XV вв. - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Теперь Поговорим О Сербии Того Времени. Основателем Сербского Государства Явл...

Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой (своим сыном). Он является основателем династии Неманичей. Св. Стефан объединил сербские земли, политически лавируя между Византией и Западом. Он был признан в Византийской империи как сербский король, но вступал в союз и с Венграми, для того чтобы и перед Западом считать себя легитимным. Сын св. Стефана Растько еще в молодости подстригся в монахи в Свято Пантелеимоновом монастыре на Афоне, позже он перешел в Ватопед. Надо сказать, что его желание постричься встретило непонимание со стороны отца, который даже пытался насильно вернуть его в Сербию и для этого специально поехал на Афон в Пантелеимонов монастырь. Но, когда Растько узнал, что его отец прибыл на Афон, с целью вернуть его домой, то он попросил игумена быстро его постричь. Он был пострижен в одном из храмов обители, и родитель, приехавший забрать сына, увидел его уже в ангельском чине. Св. Стефан Неманя не только смирился с пострижением своего сына, но и сам решил последовать его стопам, оставив второму своему сыну Стефану царство, они вместе с супругой постриглись в монашество. Причем сам Стефан Неманя и его сын, принявший монашеское имя Савва устроили на Афоне сербский Хилендарский монастырь, в котором и преставился св. Симеон, то есть Стефан Неманя, принявший в монашестве это имя. Св. Симеон называется еще мироточивым, потому что из его мощей обильно истекало миро. Его мощи в 1183г. были торжественно перенесены в Сербию в Свято – Успенский монастырь на р. Студеница, и там был даже устроен специальный желоб, по которому от мощей св. Симеона стекало это миро. Но, к сожалению, это миро очень скоро перестало истекать, как говорили сербы: «За наши грехи».

Св. Савва устроил в Сербии Жичский монастырь. И в 1219г. св. Савва отправился к византийскому (никейскому) императору с просьбой о разрешении автокефалии Сербской Церкви. Император, дав согласие на автокефалию, настоял, чтобы сам св. Савва принял архиепископство. Таким образом, в 1219г. была устроена автокефальная Сербская архиепископия, и св. Савва стал первым Сербским архиепископом.

Сам св. Савва короновал своего брата Стефана, названного поэтому - Первовенчанным. Надо заметить, что св. Савва не только сам короновал брата, но, кроме того, он отправил посольство к Римскому папе с просьбой прислать такую же корону. Папа прислал корону, но это не стоит рассматривать как некую унию, такой шаг был предпринят из чисто политических соображений, чтобы св. Стефана Певовенчанного признал, прежде всего, венгерский король и весь западный мир, как законного короля. Св. Савва скончался в болгарском г. Тырнове, в тогдашней столице Болгарии.

Преемник св. Саввы св. архиепископ Арсений устроил монастырь в местечке Печь, и в 1253г. перенес туда кафедру, где она пребывает до настоящего времени. Печская архиепископия, а с 1346г. Патриархия, которая только в 1374г. была признана Константинополем.

В конце XIII начале XIVвв. Сербией правил Стефан Урош II Милутин. Он устроил монастырь Благовещения в Грачаницах. При нем было построено более чем 40 храмов. В это время архиепископом Сербским был св. Евстафий. Вообще очень много сербских государей носили имя Стефан. Стефан Урош II Милутин один из преемников Стефана Первовенчанного известен еще одним не совсем достойным поступком – ослеплением своего сына Стефана Дечанского. Стефан Милутин сначала был женат на болгарской принцессе, а затем он вступил в союз с Андроником Старшим и закрепил этот союз браком с его дочерью. После того как эта дочь родила ему сына Владислава, с ее стороны начались интриги против старшего сына Стефана Милутина тоже Стефана Дечанского. В результате этих интриг Стефан Дечанский был ослеплен, но он был прославлен Церковью как великий святой. Стефан Дечанский был глубоко молитвенным человеком, и после того как его ослепил его отец, он с этим внутренне смирился, много молился, ему было явление свт. Николая, который показал ему руку и сказал: «Не печалься, Стефане, очи твои у меня», затем открыл руку, в которой лежали глаза. Вскоре, после того как Стефан Дечанский был отправлен в Византию и там очень полюбился Андронику Старшему, он неожиданно для всех прозрел: ему было новое явление свт. Николая, который сказал: «Теперь пришло время для тебя видеть». Но Стефан Дечанский, чтобы не было осложнений, долго скрывал от всех возвращение ему зрения, носил черную повязку. Через несколько лет, после того как отец св. Стефана с ним примирился, он открыл, что видит, и была общая радость. Историки пытаются объяснить этот факт тем, что Стефана ослепили, но «не совсем», хотя это абсурд. Много было ослеплений в истории Руси, Сербии и Греции, но таких чудес было мало. Св. Стефан Дечанский после кончины своего отца вступил в управление королевством Сербии и устроил монастырь Дечаны в своем имении.

В это время в Византии возникла междоусобица между Андроником Старшим и Андроником Младшим и св. Стефан Дечанский тоже принял в ней участие на стороне Андроника Старшего, с которым он был в дружеских отношениях. А болгарский царь Михаил, который сначала был женат на сестре св. Стефана Дечанского, а потом, отказавшись от нее, женился второй раз, тоже принял участие в этой войне, но на стороне Андроника Младшего. Так возникла междоусобная война между Сербией и Болгарией. В этой войне Михаил потерпел полное поражение, и таким образом Болгария при Стефане Дечанском была на время завоевана Сербией. Военачальником сербской армии в это время был очень воинственный сын Стефана Дечанского тоже Стефан Душан, который по причине интриг, окружавших его, решился на такое злодеяние как убийство своего отца св. Стефана Дечанского. Так что св. Стефан под конец жизни в 1331г. принял мученический венец. Стефан Душан стал единым правителем Сербии. Надо сказать, что время Стефана Душана – это время наивысшего политического расцвета Сербии, но в то же время оно явилось началом конца Сербии в политическом отношении. Стефан Душан присоединил к Сербии многие Греческие территории, в частности Македонию, вместе с Охридской архиепископией, причем он изгнал всех греческих епископов и поставил сербских. В 1346г. при участии Тырновского Патриарха, тоже зависимого от Стефана Душана в Печи архиепископ Сербский был возведен в ранг Патриарха. То есть 1346г. – это время начала патриаршества Сербии, правда не совсем законного, потому что только в 1374г. Печская Патриархия была признана Константинополем. Таким образом, Стефан Душан достиг наивысшего политического величия и стал подумывать о Константинополе, стал именовать себя императором сербов и ромеев, как и Римский император. Как вы видите уже второй правитель, если не считать Грузии величает себя императором ромеев. Сначала это был болгарский царь, затем правители Грузии после захвата Трапезундской империи и установления контроля над ней тоже считали себя некоторыми преемниками византийских императоров. Теперь и сербский краль возводит себя в императорское достоинство. Эта идея настолько завладела его умом, что он присвоил всем своим вельможам византийские титулы, устроил двор по образу Византии и даже по примеру Византии разделил свою империю на некоторые фемы, хотя это уже была совершеннейшая глупость (фемы – области административного управления в Византийской империи).

Необходимо отметить, что в то время из всего православного мира только Стефан Душан обладал достаточной силой, чтобы остановить османскую агрессию. Но, вместо того, чтобы обратить свои силы на Восток против турецких войск, он вторгся в Боснию и там увяз. Причем я еще раз хочу подчеркнуть, что это был именно тот момент, когда только армия Стефана Душана могла спасти православный мир, остановить нашествие турок – османов. Кончина Стефана Душана последовала совершенно неожиданно в 1355г, и сразу же после нее произошло разделение Сербии на несколько фем.

После Стефана Душана во главе Сербии стал Стефан Урош V, а затем король Лазарь, при котором 28 июня 1389г. состоялась знаменитая битва с турками на Косовом поле, в которой сербы потерпели поражение. В этой битве король Лазарь был взят в плен и убит. Во время этой битвы один из сербов пытался изменить ход сражения через убийство султана Мурата: он притворился перебежчиком, пришел к султану, неожиданно выхватил кинжал и убил его. Но это не помогло, потому что сын Мурата Баязид скрыл убийство своего отца, сразу же взял власть на себя, и сербы все равно были на голову разбиты.

Однако это еще не было полным завоеванием всей Сербии, султан Баязид не стал преследовать христиан, и управление страной было передано жене св. Лазаря св. Мелице до наступления совершеннолетия ее сына св. Стефана Высокого. Время правления Стефана Высокого было временем последней попытки сербов отстоять свою государственность. Св. Стефан Высокий вел весьма мудрую политику: он даже воевал на стороне султана с крестоносцами, но в 1403г. вступил в союз с венграми и разбил турок. Султан пытался поднять внутренний мятеж в Сербии через брата св. Стефана Вуки, но мятеж в 1413г. был подавлен, и вплоть до кончины св. Стефана в 1427г. часть Сербии вместе с Белградом оставалась независимой от турок. Св. Стефан Высокий весьма почитается сербами, как знаменитый воин и рыцарь. Его имя было так популярно, что даже латиняне принимали от него рыцарство и молились о деспоте Стефане и Сербской стране.

В 1459г., вскоре после падения Константинополя в 1453г., пал последний оплот Сербии г. Семидерево (расположенный недалеко от Белграда). Это была укрепленная крепость, и турки очень долго не могли его взять. Но длительной осадой и измором все-таки, в конце концов, смогли ее захватить. Таким образом, Сербская держава была полностью подчинена туркам.

О турецком периоде Византийской Церкви, Болгарии и Сербии мы расскажем позже.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История Сербской Церкви XI-XV вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги