рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Освобождение от власти турок

Освобождение от власти турок - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Теперь Поговорим О Том, Как Все-Таки Произошло Освобождение Некоторых Частей ...

Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств.

Конечно же, это произошло не без влияния России. Именно благодаря России, Российской империи удалось создать несколько самостоятельных государств на территории бывшей Османской империи.

Царь Петр I первым из русских государей объявил себя покровителем православных христиан Востока. С Петра I начинается целенаправленная выплата денежных субсидий христианам Востока. Хотя предлагаемые вспомоществования были и до него (Восточные Патриархи часто ездили в Россию и при Никоне, и раньше), но очень часто эти деньги расходовались не совсем по назначению. Со времени Петра субсидии стали более адресными, и служили для поддержки освободительного движения против турок (хотя, может быть, они приобрели характер более политический, чем церковный). Помощь стала оказываться преимущественно не грекам, а славянам: черногорцам, сербам, болгарам.

В царствование Екатерины II Россия несколько раз воевала с Турцией, в этих войнах отличился наш великий полководец, прославленный Церковью в лике святых – флотоводец Федор Ушаков. В результате Первой Крымской войны в 1774г. был заключен Кучук – Кайнарджийский договор, по которому турки обязывались не притеснять православных в Турции, и признали за Россией право покровительства им. При Екатерине II даже был составлен Греческий проект, по которому на развалинах покоренной Турции, на территории Молдавии, Бессарабии и Валахии предполагалось создать некое новое королевство. Предполагалось даже некое восстановление Византийской империи, со столицей в Царьграде. На византийский престол предполагалось возвести царевича Константина Павловича. Этот проект вызвал очень большой энтузиазм у славян и греков – христиан, но он остался лишь мечтою. Вторая война с Турцией закончилась Ясским трактатом 1791г., в котором турки повторили свои прежние обязательства (которые по преимуществу не выполнялись, оставались только на бумаге). Правда в конце XVIII начале XIXвв. султан Сейшим III пытался уравнять христиан в правах с мусульманами, но ему это не удалось, потому что внутри Турции существовали националистические движения против оказания какой бы то ни было помощи христианам или предоставления им каких-либо привилегий. Султан Махмуд II (1807-1839) был полной противоположностью Сейшима. Как раз во время его султаната в 1821г. как реакция на его слишком жесткую позицию по отношению к христианам, произошло греческое восстание

Предыстория этого восстания следующая. В 1814г. российские греки, проживавшие в Дунайских провинциях, а затем и те греки, которые проживали на территории нынешней Греции, организовали тайное общество под названием «Έτιρία Έθνιχη» (народный союз - «Гетерия»). Целью общества было изгнание из Европы турок и восстановление Византийской империи. Агенты этого общества были по всей территории бывшей Византии в пределах Османской империи, а для связи между своими членами оно очень активно использовало купцов. В 1820г. руководители «Гетерии» избрали своим предводителем князя Александра Ипсиланти, проживавшего в то время в Петербурге. Он попытался из Молдавии поднять восстание, и даже на какое-то время перебрался в Грецию, но восстание оказалось неподготовленным, Ипсиланти, потерпев неудачу, бежал в Австрию, где был заключен в тюрьму. Тем не менее, несмотря на это, восстание начало очень активно развиваться в Морее, в средней части Греции и на островах Эгейского моря. В результате практически вся Греция была охвачена восстанием. Приверженцы «Гетерии» были и в Константинополе. Турки на восстание ответили страшным террором и сильным давлением на Патриарха. В марте 1821г. Константинопольский Патриарх Григорий V вынужден был анафематсвовать повстанцев, за такую политическую неблагонадежность. Но греки прекрасно понимали, что это анафематствование было вызвано политическими причинами. У греков сохранилось даже некое сказание о том, что патриарх Григорий ночью в присутствии нескольких митрополитов в патриаршем храме отменил это анафематствование и сжег грамоту, на которой оно было написано (хотя о достоверности этого судить трудно). Но известно, что султан, несмотря на анафематствование, действительно заподозрил Патриарха Григория в соучастии восстанию (тем более, что само восстание проходило на родине Патриарха в Греции). В апреле 1721г. Патриарх был захвачен в своей резиденции, убит, повешен на воротах Патриархии, а затем выброшен в море (сейчас в Греции он почитается как мученик). В Константинополе было разрушено несколько православных храмов. Многие архиереи были заключены в тюрьмы в качестве заложников, более половины их без всякого суда было умерщвлено. Страшному опустошению подвергся и Кипр: архиепископ, все епископы и практически три четверти клириков были убиты. Число убитых мирян измерялось тысячами. Греки иммигрировали в Россию, в Австрию. Сочувствующие восстанию были и на Афоне. Поэтому турки и Афон тоже подвергли значительному разрушению: это время афонских священномучеников, и только громадный выкуп и энергичное заступничество русского правительства спасло Афон от полного разорения. В 1821г. Александр I предъявил туркам ультиматум о прекращении христианской резни, граф Строганов покинул Константинополь, и едва не произошла война между Россией и Турцией. Но в то время война не началась, возможно, из-за неподготовленности русских или из-за того, что султан прекратил явное истребление христиан. Необходимо отметить, что русские люди и политические деятели не оставили своих единоверцев на произвол судьбы. Например, обер-прокурор Святейшего Синода князь Голицын, впоследствии ставший министром народного просвещения и духовных дел, создал целое общество помощи грекам, собрал достаточно большие деньги и выкупил множество греческих священников из турецкого плена.

В 1827г. турецкий флот был полностью истреблен в знаменитом Наваринском бою, и в 1829г. между Россией и Турцией был заключен Адрианопольский мир, в результате которого Сербия, Греция, Валахия, Молдовия получили полную внутреннюю автономию. А в результате Лондонской конференции 1830г. Греция была объявлена независимым государством. Однако значительных изменений по отношению к христианам со стороны турок так и не последовало. Англичане и французы отнюдь не хотели усиления России, усиления православия. Если бы христиане под турками были католиками или протестантами, тогда, может быть, западные державы попытались бы за них заступиться, а в сложившейся ситуации они вели интриги против православия: на словах поддерживая Россию, и в то же время уверяли самого султана в необязательности выполнения этих соглашений. Поэтому все принятые договоренности, по сути, существовали только на бумаге. Например, в 1843г. указом султана была отменена смертная казнь за переход из мусульманства в христианство, но и этот указ не выполнялся.

В 1853г. началась новая война между Россией и Турцией. Поводом для войны послужил вопрос о святых местах: государь Николай I потребовал у Турции передачи ключей от храма Воскресения при Гробе Господнем и от Вифлеемского храма русским (в то время эти ключи находились у католиков). Кроме этого император потребовал специального договора о полной религиозной свободе в стране и официального признания за Россией права покровительства православным христианам Востока. Эта война была наиболее неудачна для России. На стороне Турции в этой Крымской войне выступили практически все европейские государства, атаковавшие Россию как со стороны Дальнего Востока (со стороны Камчатки и Владивостока), так и со стороны Черного моря (со стороны Севастополя). На Дальнем Востоке Россия смогла отразить нападения французов, но осада Севастополя окончилась его взятием. В результате эта война была проиграна. В 1856г. после Парижского трактата под давлением западных держав султан Абдул Меджид (1839-1861) издал указ о свободе вероисповедания так называемый «хатти хумаюн», в котором говорилось равенстве податей, особых смешанных судах и т.д. Но на самом деле этот указ был направлен против патриаршества в Константинополе, поскольку этим указом уничтожались все права Константинопольского Патриарха в отношении гражданской власти над христианскими поданными. Естественно турки исполнили только ту часть этого указа, которая касалась ограничения прав Патриарха.

Никаких шагов в отношении уравнения христиан в правах с мусульманами предпринято не было. Христиане оставались практически бесправными. Жалобы в судах по отношению к христианам рассматривали весьма своеобразно. Например, сборщики налогов стали постоянно увеличивать размер взимаемого хараджа и, после того, как харадж стал взиматься с христиан чуть ли не в двойном размере, и христиане стали жаловаться на это. Суд в ответ на эти жалобы постановил, что если христиане платили такой двойной харадж, следовательно, харадж слишком мал для них, и его надо увеличить в два раза, но проследить чтобы не было никаких злоупотреблений, и деньги шли по назначению, то есть в казну султана. Такие решения суда, конечно же, не могли способствовать урегулированию отношений внутри султаната.

После Абдула Меджида (1839-1861) султаном стал Абдул Азис (1861-1876), человек европейского менталитета, ездивший в Европу и провозгласивший там себя поборником европейского образования. Он ввел христиан в государственный совет, даже сделал христианина министром, в 1875г. издал указ о равенстве всех перед судом, о податях, выборе сборщиков среди населения, но положение христиан от этого не улучшилось, потому что все привилегии у Патриарха были отобраны.

В 1877г. началась очередная война России и Турции, которая закончилась победой России (известны Шипка и другие героические победы в сражениях с турками). Но ничего существенного эта победа не принесла, потому что вмешались западные государства, и по Берлинскому трактату размеры тех территорий, которые должны были быть освобождены от турок и стать независимыми государствами (прежде всего Болгария и др.), были значительно сокращены. Россия практически не получила никаких территориальных приобретений. Босния и Герцеговина были подчинены Австро-Венгрии, а большая часть Болгарии объявлена автономным княжеством. Была объявлена государственная независимость Черногории, Сербии и Румынии, а Кипр был предоставлен во временное управление Англии (это временное управление продлилось около ста лет). О Кипре мы поговорим подробнее, когда будем рассматривать историю Церквей в XXв.

Но притеснения православных продолжались. При султане Абдуле Гамиде в 1890г. султан постановил, чтобы архиереи и клир судились в гражданских судах, кроме того, была предпринята попытка передать школы государству, а вопросы утверждения учебных книг и школ изъять из ведения Патриархии и передать турецкому правительству. В ответ на эту попытку Патриархия в 1890г. закрыла все церкви, и Патриарх Дионисий объявил Константинопольскую Церковь на положении преследуемой, гонимой, все богослужения распорядился совершать только в ночное время. В результате этого через три месяца, под давлением мирового сообщества и, конечно, прежде всего, России, турки возвратили школы Патриархии, и на Рождество 1890г. Патриарх Дионисий V торжественно вернулся на кафедру.

К началу XXв. влияние западных держав (Англии и Франции) в Турции еще более возросло. Константинопольские Патриархи стали больше ориентироваться на Англию и Францию, а в последствии и на Америку, чем на Россию (особенно после революции 1917г.). Такая ситуация сохраняется и до настоящего времени. Это, в конечном счете, привело к экуменическим тенденциям, к обновленчеству, и усилению влияния протестантизма. Об этом мы поговорим попозже.

Самое значительное изменение в управлении Патриархией после 50-х годов XIXв. (когда была некая смута в Патриархии) по сравнению с предыдущим веком было то, что Патриарх стал избираться не восьмью геронтами – четырьмя старейшими епископами и четырьмя мирскими, а при участии широкого народного представительства.

Упомянем наиболее известных богословов. Самым крупным богословом на рубеже XVIII – XIXвв. был афонский монах Никодим Святогорец. Он знал наизусть все Священное Писание многие изречения Святых отцов и оставил множество как аскетических, так и экзегетических сочинений. Известен он также как канонист. В 1955г. он был причислен к лику святых как преподобный.

Известным богословом начала XIXв. был и Адамант Кораис, написавший такие сочинения богословского характера, как «Спутник священника» - филологическое и экзегетическое толкование посланий апостола Павла. Он перевел «Катехизис» митр. Платона Московского на греческий язык, известно его творение «Совет трех епископов», сочинение, направленное против Римской Церкви. Адамант Кораис писал на очищенном греческом языке и содействовал его распространению в литературе.

Среди богословов того времени известен также и Филофей Вриений, митрополит Никомидийский. Необходимо отметить, что своих богословских школ в Греции в то время не было, и богословское образование можно было получить или у католиков или в России. Почти все богословы получали образование у католиков, хотя некоторые приезжали и в Россию. Филофей Вриений имел степень доктора богословия Эдинбургского университета и почетного члена Казанской духовной академии. Известен он тем, что в 1883г. открыл и напечатал памятник христианской культуры «Дидахе» - учение двенадцати апостолов, действительно замечательное произведение.

Известный археолог, доктор греческого языка, словесности и христианских древностей конца XIX начала XXвв. Афанасий Пападопуло-Керамевс получил образование в Петербурге.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Освобождение от власти турок

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги