рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История Сербской Церкви XV-XIX вв.

История Сербской Церкви XV-XIX вв. - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей В 1459Г. Сербия Была Полностью Завоевана Турками И Печская Патриархия Прекрат...

В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Макарий (Соколович) игумен Хилендарской обители на Афоне. Патриаршество было восстановлено благодаря брату свт. Макария, принявшему мусульманство с именем Мехмед, женившемуся на дочери султана, то есть ставшему его зятем. Он выхлопотал у султана разрешение на восстановление Печского Патриархата. После этого Патриархат просуществовал до 1767г., то есть до того времени, когда Константинопольский Патриарх Самуил упразднил ее. Об этом мы с вами уже говорили.

В 1594г. турки недалеко от Белграда сожгли мощи св. Саввы Сербского. Конечно, это было сделано для подавления национального самосознания сербов, ибо св. Савва и сейчас и раньше почитался сербами, как в России почитается преп. Сергий Радонежский и даже больше. Св. Савва Сербский в 1219г. стал первым сербским святителем, епископом автокефальной Церкви. Он подвизался на Афоне, основал там Хилендарский монастырь, и вместе со своим отцом Симеоном Мироточивым является до настоящего времени светильником Сербской Церкви. На месте сожжения его мощей в Белграде уже много лет строится громадный собор, который по плану должен быть самым большим собором в Европе. Но всем известные события, происходящие в Сербии в течение последних 10 лет (агрессия НАТО и в первую очередь Америки), существенно помешали постройке этого собора. Подробнее мы об этом поговорим позже.

Необходимо отметить, что сербы в период турецкого владычества тоже подверглись эллинизации, но в меньшей степени, чем болгары и, в отличие от болгар, они эту эллинизацию использовали для обогащения своей культуры, и поэтому особо ей не противились, направляя основное свое внимание не на греков, а на турок. В XIXв. в Сербии началось освободительное движение против турецких властей. В результате уже в 1820г. Сербия стала вассальным княжеством, а после Адрианопольского договора в 1830г. Сербия получила автономию в составе Турции, что являлось уже высокой степенью самостоятельности. Сербам была разрешена полная свобода богослужений, колокольный звон, строительство церквей. Им не оказывалось никаких помех в совершении богослужений.

В 1831г. Сербия получила и церковную автономию. Главу Сербской Церкви стал избирать князь, посвящали его сербские архиереи, в Константинополе же только утверждали избрание. То есть зависимость от Константинополя была минимальной – ежегодный денежный взнос в казну Константинопольского Патриархата и единовременный взнос при избрании очередного кандидата. Епископат же избирался самостоятельно, без каких бы то ни было утверждений со стороны Константинопольского Патриархата. Сербский владыка имел титул архиепископа Белградского и митрополита всея Сербии (то есть одновременно являлся и архиепископом и митрополитом).

В 1836г. в Белграде была открыта богословская семинария.

По Берлинскому трактату 1878г. Сербия стала независимой, получила полную самостоятельность. В 1879г. Сербской Церкви была дарована полная автокефалия.

Необходимо отметить, что в период получения автономии и автокефалии митрополитами в Сербии были Петр (1833-1859) и Михаил (1859-1879)- известный деятель Сербской Церкви, получивший образование в России и сохранявший очень теплые к ней отношения (при нем как раз и была получена автокефалия). В грамоте Константинопольского Патриарха, дающей автокефалию Сербской Церкви, говорится: «В виду того, что благочестивая и Богом хранимая Сербия получила политическую независимость, и его господарь Милон и архиепископ Белградский и митрополит Сербии Михаил от имени честного клира и народа обратились к нам, и сообразно с политической независимостью пожелали и церковную. Мы, собравшись по изволению Святого Духа, нашли, что просьба их уместна и со святыми правилами и церковной практикой согласна». То есть единственной причиной автокефалии в согласии с церковными канонами и правилами, явилась политическая автономия, то есть политическая независимость Сербии, что подтверждается грамотой Константинопольского Патриарха. Других причин ни Константинопольский Патриарх, ни архиепископ Сербии Михаил не выдвигали. Эта грамота очень важна, она подтверждает ту истину, что церковная автокефалия очень сильно зависит от государственного устройства. Автокефальные поместные Церкви это практически всегда государственные образования, а вовсе не церковные, и это согласно с церковными канонами. История Церкви, в частности и этой грамотой, дает нам ответ на этот вопрос.

Итак, первым автокефальным митрополитом стал Михаил. Также как и в Болгарии, но в гораздо меньшей степени, автокефалия Сербской Церкви повлекла за собой усиление влияния на митрополию со стороны местных властей. Правда, в Сербии это проявилось в меньшей степени, чем в Болгарии, потому что сербский народ и Сербская Церковь были менее ослаблены борьбой с Константинополем. Но, тем не менее, и в Сербии возник конфликт между митрополитом Михаилом и государственной властью.

Суть конфликта состояла в следующем. В 1881г. в Сербии был принят закон о налогах, согласно которому каждое посвящение в священный сан, то есть каждое рукоположение, совершаемое архиереями, каждое пострижение в монахи и прочие священнодействия облагались государственным налогом. Издание этого закона было предпринято вне какого бы то ни было согласования с церковными властями. Синод во главе с владыкой Михаилом выступил с протестом и назвал это вмешательством государственной власти в церковные дела, противоречащим Конституции. По Конституции Сербии Православная Церковь всячески ограждалась, от каких бы то ни было действий, которые могли ее в чем-то ущемить. Но митрополит Михаил в октябре 1881г государственной властью был незаконно сведен с престола и уехал в Россию (он несколько лет проживал в Киеве и часто бывал в Санкт Петербурге). В 1889г. на сербский престол взошел новый король Александр, который с честью возвратил митрополита Михаила на кафедру. В том же году митрополит Михаил венчал короля Александра на царство и пребывал на кафедре до своей кончины в 1898г. Как вы видите, несмотря на некоторое давление со стороны государства в Сербской Церкви ситуация была несколько иной, чем в Болгарской Церкви.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История Сербской Церкви XV-XIX вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги