рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Церковь Кипра

Церковь Кипра - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей В Первом Периоде, То Есть В Эпоху Вселенских Соборов Мы Видим Только Одну Соб...

В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена своим апостольским основанием. В книге Деяний святых апостолов говорится, что ап. Павел, Варнава и Марк во время своего Первого путешествия направились вначале на Кипр и там обратили проконсула Павла. Таким образом, Кипр стал первой областью империи, где во главе государственной власти был христианин. Согласно преданию первым епископом Кипра был св. Лазарь - Лазарь, четверодневно воскрешенный Господом нашим Иисусом Христом. Апостол Варнава, как об этом говорится в книге Деяний, был родом с Кипра, и поэтому Кипрская Церковь почитает своими основателями ап. Павла, Варнаву и св. Лазаря Четверодневного. Кроме того, киприоты почитают также и св. ап. Андрея. Из дальнейшей истории Кипрской Церкви известен, в том числе и в Русской Церкви, знаменитый кипрский архипастырь Спиридон Тримифунтский, очень почитаемый святитель, принимавший участие в I Вселенском соборе. Житие его, я думаю, вам знакомо, поэтому скажу о нем в двух словах. Особенно прославился святитель Спиридон на I Вселенском соборе, но он был известен на Кипре как великий чудотворец: известно, что он обратил змею в золото и обратно золото в змею, когда золото было уже не нужно. Интересен случай из жизни святителя Спиридона, который не во всяком житии упоминается. Когда он спешил на собор и остановился в небольшой гостинице, то какие-то злоумышленники отрубили головы его лошадям, а лошади были разномастные: белая и вороная. Других лошадей поблизости не было, гостиница была очень бедной, и святитель Спиридон приказал приставить отрубленные головы к телам лошадей, и после того как он помолился над ними, лошади ожили. Но дело было ночью, и головы перепутали: Господь сделал явным это чудо. А святитель Спиридон таким удивительным образом прибыл на собор. Хотя святитель Спиридон был неученым пастырем, на соборе он посрамил языческих философов. Также известно его чудо с плинфой, то есть с кирпичом. Он помолился и, изображая образ Троицы, тепловая энергия ушла вверх, вода вниз, а в руке свт. Спиридона осталась глина.

Известен и другой пастырь Кипра свт. Епифаний Кипрский – очень ревностный святитель, борец с ересями, но который иногда тоже делал некоторые ошибки. Вы знаете из истории Церкви, что он как-то, будучи введен в заблуждение, решил вторгнуться в епархию свт. Иоанна Златоуста и там произвести некоторые действия: анафему на оригенистов и т. д. Но он был остановлен словами архидьякона Златоуста о том, что здесь пределы чужой епархии, удалился в мирном духе по отношению к Иоанну Златоусту и примирился с ним впоследствии.

Кроме того, о Кипрской Церкви известно в связи с тем, что она активно себя проявила на III Вселенском Соборе 431г., о чем мы с вами говорили. Вот что говорится в 8 правиле этого собора: «Боголюбезнейший соепископ Регин и сущие с ним благоговейнейшие епископы Кипрской области Зинон и Вагрий заявили дело вопреки постановлениям церковным и правилам святых апостолов нововводимое посягательство на свободу всех …». В чем это дело состояло? «Не было древнего обыкновения, чтобы епископ града Антиохии совершал постановления в Кипре, как письменно и словесно возвестили нам благоговейнейшие мужи». И было высказано такое мнение: «Святому собору пришедше начальствующие во святых кипрских церквах да имеет свободу без притязания к ним и без стеснения их по правилам святых отец и по древнему обыкновению, сами собой совершати поставление благоговейнейших епископов, то же да соблюдается и в иных областях. Дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукой его или его предшественников. Но аще кто простер и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст он оную, да не преступается правило отцев, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирския». Вот что говорится в этом правиле о Кипрской Церкви.

После этого, однако, Антиохийские Патриархи не оставляли своих попыток вмешаться в дела Кипрской Церкви, и в конце Vв. предстоятель Кипрской Церкви обратился к императору Зинону (477- 491). Император Зинон созвал собор – Константинопольский синод, на котором была подтверждена автокефалия Кипрской Церкви, причем император от себя даровал предстоятелю Кипрской Церкви ношение пурпурной мантии и императорского скипетра. Кроме этого подпись красными чернилами и титул «Блаженнейший». Все эти особенности у предстоятеля Кипрской Церкви до сих пор остаются неизменными. И, если кто из вас видел трансляцию Собора 2000 года или, может быть, сам был в Москве, то можно было заметить, что у предстоятеля Кипрской Церкви, который присутствовал на этом соборе, был совершенно иной жезл, жезл, отличающийся от жезлов других архипастырей и Патриархов.

В середине VIIв. арабы захватили Кипр, и Кипрский владыка вместе со своей паствой переселился на побережье материка, в Геллеспонт (старинное название района Дарданелл). В связи с этим было составлено особое 39 правило VI Вселенского собора, в котором говорится: «Понеже братцы служитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом по причине варварских нашествий и дабы освободиться от языческого рабства и верно покорствовать и скипетру христианской державы, из упомянутого острова переселился в Геллеспонтскую область, промышлением человеколюбивого Бога и тщанием христолюбивого благочестивого царя нашего, то мы постановляем. Да будут сохранены неизменными преимущества, данного престола выше именованного мужа от богоносных отец во Эфесе некогда собравшихся (то есть подтверждается все то, что было сказано на Эфесском соборе) Да имеет Новый Иустинополь (Новая Юстиниана - город, в котором пребывал епископ Кипра) и учреждаемый в оном боголюбезнейший епископ, назначается над всеми епископами Геллеспонской области. И да будет поставляем от своих епископов. И даже епископ града Кизического подчиняется предстоятелю реченного Иустинополя по примеру прочих епископов». Митрополитом Геллеспонта на самом деле был епископ Кизический, а согласно правилу этот митрополит изымался из юрисдикции Константинопольского Патриарха и переходил в подчинение кипрского владыки. Это очень интересный и по-своему замечательный факт. То есть Церковь, как вы видите, формируется по территориальному принципу: на одной территории не может быть два епископа (это очень важно). Епископ Кипрский, переселившись, со своим переселением как бы перенес и свою автокефалию тоже, и эти области присоединил к своей автокефальной Церкви. В правиле так и говорится: «И самого Кизика града епископ да поставляется». То есть сам митрополит поставляется от епископа Кипрского, а не от Константинопольского Патриарха как было раньше. Но очень скоро Кипрский владыка вернулся на Кипр, и все пришло в те же самые рамки, которые были до его переселения, однако, за епископом Кипрским уже навсегда остался прибавленный к нему титул епископа Новой Иустинианы, как он до сих пор и называется: Блаженнейший епископ Кипрский и Новой Иустинианы.

В конце XIIв. (уже во время крестовых походов) Кипр попал под власть крестоносцев – латинян и произошло это достаточно интересным образом. В III Крестовом походе, как известно, участвовал такая неоднозначная личность как английский король Ричард Львиное Сердце. Этот король отплыл из Сицилии в апреле 1191г. и направился в сторону Малой Азии. Кипр в это время находился во власти вельможи Исаака Комнина, который отложился от императора (византийским императором в то время был Исаак Ангел) и объявил себя независимым. Он проявил себя на Кипре как весьма властный и жестокий правитель, киприоты от него много потерпели. Вместе с Ричардом на отдельном корабле плыла его невеста – Беренгария принцесса Наваррская. Произошла буря (в тех местах часто бывают бури), и корабль с Беренгарией был выброшен на о. Кипр. Исаак Комнин, не различавший друзей и врагов Византии, и вообще не думавший о последствиях каких-то своих действий, объявил невесту Ричарда пленницей (может быть с надеждой получить за нее выкуп). Но Ричард Львиное Сердце, конечно, был не тем государем, который бы остановился перед этим или дал бы выкуп в такой ситуации. Он сразу же осадил Кипр, начал войну с Исааком, захватил его вместе с Кипром, и, таким образом, на Кипре установилось латинское владычество, которое было на нем до захвата его турками. О турецком владычестве мы поговорим попозже. После этого Кипр достался англичанам, и только в XXв. он получил независимость. Первым президентом Кипра стал митрополит. Подробно об этом мы поговорим, когда будем говорить о XXв. На этом Кипрскую Церковь мы пока оставим, впоследствии мы к ней еще вернемся.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Церковь Кипра

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги