рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Константинопольская Церковь

Константинопольская Церковь - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Необходимо Несколько Слов Сказать О Политической Ситуации В Греции. ...

Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции.

Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим следствием в том числе и появление либеральных тенденций у Константинопольских Патриархов. После Балканских воин 1912-1913гг. греческий престол занимал король Константин I, симпатизировавший Вильгельму, но ему противостоял премьер министр Венизилос, который был на стороне Антанты. Это противостояние двух группировок в Греции очень серьезным образом отразилось впоследствии на церковной ситуации, как в Греции, так и в Константинополе.

В 1915г. король Константин попытался установить самодержавную монархию и сместил Венизилоса с поста премьер министра. Но Англия и Франция, высадили свои войска в Соломине, а в 1916г. ввели в Соломинскую бухту свой флот, В июне 1917г. под давлением Англии и Франции король Константин I передает престол своему сыну Александру (но на самом деле Венизилосу) и уходит в отставку. В мае 1919г. Греция при поддержке Англии высаживает свои войска на побережье Турции. Первое время греки при поддержке англо-французских войск одерживали победы. Греция заняла значительную полосу побережья Малой Азии: Фракию, побережье Дарданелл, то есть Измир, Онтарио. В 1920г. король Александр скончался, и в результате парламентских выборов победила монархическая партия, которая возвратила короля Константина на греческий престол. Тем не менее, война продолжалась, греки, продвигаясь в глубь Малой Азии, дошли до Анкары, где потерпели серьезное поражение от турок. В Турции в это время власть захватил некто Кемаль, принявший на себя имя Ататюрка (то есть отца всех турок). Кемаль Ататюрк был достаточно революционно и антирелигиозно настроен (не только против православия, но и против мусульманства), и ему оказывали значительную помощь большевики, которые после 1917г. утвердились в России. Поэтому в сентябре 1922г. греки совершенно оставили турецкие земли. В результате этого поражения в Греции произошел военный переворот и в сентябре 1922г. Константин I окончательно оставил престол, передав власть революционному правительству. Он отрекся в пользу своего сына Георгия, но реально власть перешла к революционному правительству.

Политическая ситуация в Греции важна потому что Константинопольский Патриарх был непосредственно связан с Грецией. При правлении Венизилоса в Греции в 1919г. митрополит Дорофей Местоблюститель Патриаршего Константинопольского Престола под защитою греческого полка (Константинополь был оккупирован соединенными силами, в том числе и греками) совершенно отменил преподавание турецкого языка в греческих школах. И 16 марта в храмах Константинополя была зачитана резолюция об объединении с Грецией (но греки отказались сообщаться с Портой (то есть с Турцией)). Это было проявлением так называемой Великой греческой идеи по восстановлению Византийской империи, но Константинополь пытался осуществить эту идею при помощи англо-французских войск, что было, конечно же, ошибкой и не могло не оказать влияния на церковную политику Константинополя (сближение с Англией и Францией означало сближение с протестантизмом).

В январе 1920г. митрополит Дорофей выпустил окружное послание. Это послание называлось весьма характерно: «Всем христианам мира», то есть не православным, а именно христианам, то есть всем христианским церквям мира. В этом окружном послании все христиане призывались к принятию единого церковного календаря, к созыву общехристианской конференции, урегулированию вопроса о смешанных браках между разными конфессиями, и вообще все христиане мира призывались к очень тесному и дружескому общению между собой. В марте 1921г. делегация Патриарха во главе с местоблюстителем митрополитом Дорофеем встретилась в Лондоне с министром иностранных дел лордом Кирзоном, королем Англии Георгом V и архиепископом Кентерберийским. Митрополит Дорофей не вернулся из Лондона в Константинополь, он скончался в Англии. 6 декабря 1921г. произошло избрание Патриархом Константинопольским Мелетия (Метаксасиса). Это личность по-своему знаменательная, именно Мелетий Метаксасис оказал серьезнейшее влияние на всю дальнейшую церковную историю, на взаимоотношения Константинопольского Патриарха с другими Церквами. Само избрание Мелетия Метаксасиса Патриархом, по мнению многих, было не каноничным. Очень многие архиереи отказались его избирать, и только значительные денежные суммы, которые пообещал владыка Мелетий, сделали возможными эти выборы. Мелетий был митрополитом на Кипре, незадолго перед избранием он побывал в Америке и в Европе (возможно собирая там денежные средства). Константинопольская Патриархия в то время была разорена, поэтому денежный аспект сыграл определяющую роль.

В июле 1922г. Мелетий в нарушение всех канонов принял Финляндскую епархию Русской Православной Церкви в свою юрисдикцию. Этим актом Константинопольский Патриарх фактически начал политику вмешательства во внутренние дела Поместных Церквей, прежде всего во внутренние дела Русской Православной Церкви, во внутренние дела независимых автокефальных Церквей, мотивируя это тем, что, по его мнению, Константинопольская Патриархия распространяет свое влияние на все епархии, которые каким-либо образом просят ее об этом. То есть Константинополь, по сути, принимает под свое покровительство все епархии, которые с точки зрения Константинопольского Патриарха находятся в неопределенном каноническом положении. В качестве основания для таких взглядов был приведен канон IV Константинопольского собора о том, что Константинопольскому Патриарху непосредственно подчиняются епархии в варварских странах. Истолковав этот канон соответствующим образом, Мелетий Метаксасис принял под свою юрисдикцию сначала Финляндскую епархию, затем в августе 1922г. Эстонскую епархию Русской Православной Церкви. Как вы знаете, Эстонская епархия впоследствии вернулась в юрисдикцию Русской Православной Церкви, но в 1996г. нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей пытался эту епархию взять под свой контроль, что привело к разрыву на некоторое время отношений между Патриархом Алексеем II и Константинопольским Патриархатом. В Эстонии, в конце концов, были установлены параллельные юрисдикции.

В ноябре 1924г. Константинопольские Патриархи приняли в свое общение Польшу, а в марте 1936г. Латвию.

С 10 мая по 8 июля 1923г. в Константинополе заседал синод, то есть собор из епископов, которых пригласил Константинопольский Патриарх. В этом синоде не участвовали представители Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, были только представители Элладской Церкви. Взгляды, которые Патриарх Мелетий Метаксасис высказал на этом соборе, были по сути обновленческими. Он выразил желание перейти на новый стиль. Я вам уже говорил о новом стиле, когда упоминал о Румынской Церкви. Кроме того, Патриарх Мелетий выразил стремление к урегулированию вопросов о смешанных браках в соответствии со своими взглядами. Патриархом одобрялись всевозможные браки не только с представителями иных конфессий, но и с представителями иных религий. В отношении двоебрачия клириков Патриарх Мелетий, допуская двоебрачие клириков, также высказался положительно. Когда в 1922г. у нас в стране возник обновленческий раскол, то Патриарх Мелетий с радостью признал обновленцев. Он даже писал святейшему Патриарху Тихону, предлагая ему сложить с себя патриаршество и предоставить управление Русской Церковью «законным» с его точки зрения ее представителям, «законной церковной власти», то есть обновленческому ВЦУ (высшему церковному управлению). Вплоть до 1929г. Патриарх не порывал общение с обновленцами, состоял с ними в переписке и даже планировал созвать так называемый Вселенский собор в Иерусалиме с участием русского обновленческого духовенства и Патриархов Востока. Собор этот планировался сначала на 1925г, потом на 1926г. Но в преддверии назначенной даты в Иерусалиме произошло землетрясение, и, кроме того, многочисленные внутренние противоречия между патриархатами не позволили прийти к единому мнению в отношении этого собора, все это привело к тому, что собор так и не состоялся. Необходимо отметить, что русских обновленцев признавал не только Патриарх Мелетий, но и его преемники.

10 марта 1924г. по почину Элладской Церкви Константинопольская и Румынская Церкви перешли на новый стиль. Несколько позже новый стиль приняла Александрийская Церковь, затем Антиохийская Церковь, а уже после Второй мировой войны в 1968г. - Болгарская Церковь. Иерусалимская Церковь новый стиль так и не приняла. Афон, хотя он и находится в юрисдикции Константинопольского Патриарха, все-таки также еще сохраняет юлианский календарь, то есть остался на старом стиле.

В 1948г. Вселенским Патриархом становится Афинагор, митрополит Нью-Йоркский, поэтому влияние Америки на действия Константинопольского Патриархата в политическом отношении становится значительным. Хотя, конечно, не стоит полагать, что Константинопольский Патриарх становится какой-то игрушкой в руках американских дельцов, но ситуация, в которой оказался Константинопольский Патриарх, практически лишенный своей исконной паствы достаточно сложная. У него осталось не более пяти епархий вблизи Константинополя, остальные епархии находятся либо в Америке, либо в других частях света. Паства Константинопольского Патриарха в большей степени американская, а он вынужден прислушиваться к голосу своей паствы.

Константинопольские Патриархи, как вы знаете, ведут активную экуменическую деятельность. Последний Патриарх Варфоломей придерживается тех же взглядов, несколько раз он встречался с Римским папой, и, по сути, он стоит во главе экуменического движения. Константинопольский Патриарх ни разу не посетил Русскую Церковь в XXв., он не приехал даже на последний собор.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Константинопольская Церковь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги