рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Албанская Православная Церковь

Албанская Православная Церковь - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Само Государство Албания Возникло С 1912Г. После Того Как Албания Была Освобо...

Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской империи, и в Дурессе еще в глубокой древности (до нашествия варварских народов, до тех пор, когда сам Рим был взят варварами) была епархия, относящаяся к Римской Церкви. Так же как и Болгария, Албания и все эти земли, весь Элирик был в подчинении Рима. Впоследствии после известных событий древности и средневековья Албания попала в зависимость сначала от Охридской архиепископии, а потом, после того как Охридская архиепископия была упразднена при патриархе Самуиле, - от Константинополя.

После того как Албания была освобождена от засилья турок, в ней, как и в других странах начали проявляться очень сильные националистические тенденции, что, в конечном счете, привело к объявлению автокефалии в этой Церкви, причем автокефалии национальной.

События развивались следующим образом. В 1920г. Албания как государство была окончательно признана мировым сообществом, а в 1922г. состоялся так называемый народный или церковно-народный собор в Албании в г. Берате, под председательством одного из пресвитеров Албанской Церкви. На этом соборе не было ни одного епископа. Этот собор, во-первых, высказался о необходимости автокефалии Албанской Церкви, затем он избрал Временный церковный совет, то есть тот орган, который по мысли собора должен был управлять Албанской Церковью. И, наконец, он избрал албанца, архимандрита Виссариона (Джованни), как кандидата в албанские епископы. Все греческие владыки, а в это время епископат в албанских землях был греческий, покинули Албанию. В скором времени в Албанию прибыл Экзарх Константинопольского Патриарха епископ Мелитопольский Иерофей, который признал Верховный церковный совет, и провел с ним переговоры относительно возможной автономии Албанской Церкви. Основным вопросом этих переговоров или проблемой, которая возникла между Албанией и Константинополем, был вопрос о языке. Албанцы ставили непременным условием перевод церковного богослужения на албанский язык, Константинополь же считал, что, хотя бы какое-то время, язык богослужений должен оставаться греческим. Этот вопрос затягивал переговоры. Вскоре в Албанию прибыл из Греции еще один епископ - Синадский владыка Христофор (Киси) - албанец, имевший греческое образование. Эти два епископа в 1924г. рукоположили еще одного владыку Фана (Феофана) Ноли, вставшего во главе освободительного движения против правительства Албании во главе с Ахметом Зогу. Вскоре Ахмет был свергнут, бежал за границу, и владыка Фан Ноли стал премьер министром Албании. Через год произошел новый переворот, Ахмет Зогу вернулся в Тирану, епископ Фан Ноли вынужден был эмигрировать и больше в Албании уже не появлялся.

В это время архимандрит Виссарион, который еще на соборе 1922г. был избран во епископа, обратился в Сербию, где в мае 1925г. его рукоположили два русских владыки Михаил Ставропольский и Гермоген Екатеринопольский, эмигрировавшие из России. В результате чего возникла отдельная иерархия во главе с епископом Виссарионом, некоторым образом зависящая от Сербской Церкви.

В 1926г. переговоры об автономии между Христофором, экзархом Иерофеем, первой группой епископов и их сторонников с Греческим патриархом увенчались некоторым успехом: была утверждена автономия Албанской Церкви. Митрополит Тиранский с титулом Архиепископа Албанского стал во главе этой архиепископии, предполагалось организовать пять митрополий, были рукоположены еще несколько владык из числа греков и албанцев. Но в феврале 1929г. (при поддержке правительства Албании и без какого бы то ни было согласования, как с Константинополем, так и с другими епископами, находившимися в Албании) епископ Виссарион вместе с сербским епископом Виктором, эмигрировавшим из Сербии в Албанию, рукоположил еще трех албанских епископов. Вновь рукоположенные владыки вместе с епископом Виктором, составили Священный Синод Албанской Православной Церкви и провозгласили епископа Виссариона автокефальным архиепископом всея Албании. Правительство Албании утвердило Священный Синод, провозгласило автокефалию Албанской Церкви и выслало всех владык - греков из Албании. Константинопольский Патриарх выразил решительный протест, как против автокефалии, так и против нового устава Албанской Церкви, принятого в 1929г. и предполагавшего обязательную принадлежность любого албанского владыки к албанскому народу (то есть, все владыки Албании и их секретари должны были обязательно быть албанцами по национальности, по языку и быть поданными албанского короля).

После этого начались переговоры между Албанской Церковью и Константинополем, активность которых повысилась, после того как архиепископ Виссарион ушел в отставку. Заменивший его владыка Христофор, бывший по национальности албанцем и поэтому не высланный из страны, но получивший образование в Греции и в силу этого в отличие от владыки Виссариона придерживающийся несколько других позиций по отношению к Константинопольскому Патриархату, начал переговоры с Константинопольским Патриархом. Эти переговоры в скором времени успешно завершились: в 1937г Константинопольский Патриарх признал автокефалию Албанской Церкви. Во главе албанской Церкви был поставлен владыка Христофор, а значительная часть епископата была сменена: все епископы враждебные Константинополю были отправлены на покой. И ситуация в Албанской Церкви некоторым образом нормализовалась.

Итак, в 1937г. была установлена автокефалия Албанской Церкви, правда Константинопольская Церковь обязала ее получать святое миро из Константинополя.

Албания во время Второй мировой войны была оккупирована Италией, а затем и Германией. В это время Албанская Церковь противостояла стремлению католиков заключить унию, оказать влияние на православных в Албании. В результате некоторые православные перешли в унию (хотя таких было немного). После освобождения Албании, в том числе и советскими войсками, во главе Албании стали коммунисты, под руководством Энвера Ходжи. Ходжи был, если можно так сказать, непримиримым атеистом, поэтому сразу же после его прихода к власти трое из четырех албанских владык были арестованы. И только заступничество Московского Патриархата, и популярность архимандрита Паисия (Водицы), который очень активно участвовал в освободительном партизанском движении, позволило восстановить иерейство в Албании. Святейший Патриарх Алексий I решил послать в Албанию делегацию, возглавляемую Ужгородским и Мукачевским епископом Нестором (в это время Ужгород и Мукачево были уже на территории России, это как раз та территория, которая отошла после Второй мировой войны к России). Этот владыка прибыл в Албанию и совместно с оставшимся владыкой рукоположил архимандрита Паисия в епископа, позже он стал архиепископом Тиранским и всея Албании. Популярность владыки Паисия была очень велика, и поэтому Церковь при нем не трогали. Но как только он скончался в марте 1966г. и Священный Синод Албанской Православной Церкви избрал архиепископом Дамиана, в начале следующего же года (через пол года после его избрания на кафедру) в Албании началось широкомасштабное гонение на Церковь. Архиепископ Дамиан скончался в ноябре 1973г. в тюрьме.

В феврале 1967г. Ходжа призвал к упразднению всех религиозных обычаев и учреждений, и началась компания по уничтожению религии в Албании. В апреле было издано обращение к народу, в котором объявлялось о запрещении религии, уничтожении всех религиозных центров, всех храмов и церковных зданий. Все храмы и монастыри были частью разрушены, частью превращены в склады, клубы, тюрьмы и так далее. Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы, заставляли отрекаться от веры, а тех, кто не отрекался от веры, кто не осквернял святыни (и это требовалось от албанских священников) тех сразу же расстреливали. Родителей, крестивших своих детей, отправляли в концентрационные лагеря (за наложение на себя крестного знамения прилюдно полагалось десятилетнее заключение, за молитву перед храмом 15-ти летнее, за хранение дома икон 25-ти летнее заключение). В великие праздники специально устраивались всевозможные субботники, были осквернены христианские кладбища, в государственном порядке было запрещено давать детям христианские имена (впрочем, как и мусульманские).

В 1969г., то есть чуть более чем через год, Албания провозгласила, себя первой в мире атеистической страной. В 1976г. в новую Конституцию были внесены статьи, в которых говорилось, что государство не признает никакой религии, и запрещает создавать, какие бы то ни было религиозные организации.

В 1985г. Ходжа умер, и под влиянием общей международной обстановки Православная Церковь в стране начала возрождаться. В 1991г. было совершено первое пасхальное богослужение в единственном в стране храме, в Тиране. На это богослужение собрались тысячи верующих. Вскоре Константинопольский Патриарх избрал грека Анастасия (Яннулатоса) Патриаршим Экзархом Албании. Назначение из-за рубежа объясняется тем, что в Албании к тому времени не осталось в живых ни одного епископа. Албанское правительство (хотя оно уже было и не коммунистическим) восприняло это избрание очень болезненно, и архиепископ всея Албании Анастасий имел очень большие проблемы с правительством. Были избраны два епископа Христодул и Александр, но этих епископов совершенно не хотело принимать албанское правительство, потому что они были греками, и их хиротония состоялась только в 1996г. В 1998г. были рукоположены два епископа албанца, а два владыки грека ушли на покой и уехали из Албании. Такая ситуация сохраняется в Албании и до настоящего момента. Необходимо отметить, что в Албании православная жизнь все-таки возрождается: есть православная радиостанция «Воскресение» и журнал с таким же названием (воскресение по-албански «мгялия»). Кроме того, в Албании существует братство св. Иоанна Владимира. Св. мученик князь Иоанн Владимир почитается в Албании, также как и в Сербии, потому что пострадал он на албанской территории. Я вам рассказывал про Иоанна Владимира, помните? Он изображается на иконах с головой в руках.

Есть в Дурресе и Духовная академия (Дуррес это старая, древняя столица Албании). Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о современной Албании.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Албанская Православная Церковь

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги