рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История образования славянских Церквей

История образования славянских Церквей - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Теперь Я Бы Хотел Поговорить С Вами О Таком Замечательном Явлении В Истории В...

Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых Кирилла и Мефодия. На этой проповеди мы остановимся подробней, поскольку она явилась определяющей для формирования славянских автокефальных Церквей. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий родились в Солуни, они были известны святому Патриарху Константинопольскому Фотию (858-867, 877-886 гг.), который и направил их с миссией в Моравию. Конечно, при оценке миссии святых братьев нельзя не учитывать и политического момента (одной из целей этой миссии было и установление некоего политического влияния со стороны Византии). Но святые братья с честью вышли из такого несколько затруднительного для них положения – роли эмиссаров Византии.

О других подробностях жития святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия я в данном случае говорить не буду, потому что с одной стороны вы это знаете, а с другой это для нас сейчас не очень важно.

Несколько слов о Моравии. Есть такая речка Морава, она впадает в Дунай недалеко от Вены. Вокруг этой речки первоначально и формировалось Моравское государство. Впоследствии оно объединило многочисленные земли по левому берегу р. Дунай, а затем присоединило и правобережье Дуная, так называемую Паннонию. Именно в эти земли и направлялась миссия святых братьев Кирилла и Мефодия.

Основателем Моравского княжества, произошедшего около 830г., был некий Маймир. Параллельно с Моравией, как я уже говорил, одним из старейшин окрестных славянских племен на правом берегу Дуная было основано княжество в Нижней Паннонии. Однако это княжество было под контролем германской и латинской церквей. Завоеванные при Карле Великом пограничные области, в соответствии с принятой им системой, образовывались в «марки» (или по другому в «маркграфства»). Такие «маркграфства» естественно должны были быть латинизированы и германизированы. В церковном отношении Моравия уже в 829г. была разделена между Зальцбургской и Посавской латинскими епархиями. Соответственно эти земли, если можно так сказать в какой-то степени были в каноническом подчинении Римского папы, и это надо обязательно учитывать. В 846г. Людовик Немецкий, предпринимавший походы в Моравию с целью подчинить ее Германии, сместил Маймира и поставил его племянника Ростислава. Однако Ростислав не стал послушным орудием немецких королей, вступив в союз с чехами и болгарами, он так укрепил страну, что в 855г. Людовик вынужден был отступить. Именно с этого началась Великая Моравия.

Миссия святых братьев началась в 863г. Они пробыли в Моравии три с половиной года. Причем естественно в Моравии до этого уже были некие западные проповедники и какая-то церковная организация. Причем эта церковная организация зависела от немецких епископов.

Необходимо различать немецкое духовенство и собственно папство, они иногда вступали между собой в конфликты, хотя папство, безусловно, поддерживало немецких владык. Это тоже надо учитывать. Латинские епископы исповедывали, как известно, трехъязычную ересь, которая была основана на подписи на кресте Спасителя. Надпись эта была сделана на трех языках – латинском, греческом и еврейском. Ересь состояла в том, что богослужение с их точки зрения могло происходить только на этих трех языках.

В 867г. папа Николай I (859-867 гг.) призвал святых братьев в Рим, может быть для какого-то разбирательства с ними по поводу жалоб на них со стороны немецких епископов. Цель этого приглашения так и осталась неизвестной, поскольку встречал братьев уже другой папа - Адриан II (867-872). Надо сказать, что святые братья еще до приглашения в Рим обрели в Херсонесе мощи святого папы Римского Климента, весьма почитаемого в Риме. И с этими мощами они прибыли в Рим к папе. Папа Адриан II принял святых братьев очень радушно и весьма легко разрешил важнейшие вопросы церковной юрисдикции Моравии и Паннонии: он признал церковную юрисдикцию Моравии от этих проповедников. И что еще более важно признал церковный авторитет тех славянских книг, то есть того славянского богослужения, которое собственно и создали святые братья Кирилл и Мефодий. В 869г. святой Кирилл умирает в Риме, а св. Мефодий поставляется папою в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Интересный момент: миссия была из Византии, а поставляет его епископом папа.

В Моравии это время было смутным, в 869г. опять обострились отношения между Ростиславом и Людовиком Немецким. Дело дошло до войны, и некоторый успех был на стороне немцев. Причем внутри моравского княжества начались смуты: племянник Ростислава Святополк сверг дядю с престола и ослепил его, что часто практиковалось в древности. Эти смуты помешали святителю Мефодию прибыть в Моравию, и он сначала остановился в Паннонии. Но появление св. Мефодия в Паннонии вызвало очень резкий протест со стороны Зальцбургского архиепископа, который при поддержке князя Паннонии привлек св. Мефодия на суд в Регенцбург, где немецкие епископы обвинили его, в том, что он вторгся на их каноническую территорию. Святитель Мефодий ответил на это, что это область св. Петра, то есть область папы, а он поставлен папой, поэтому его действия совершенно законны. Однако Мефодию все-таки пришлось три года пробыть под стражей в Швабии. Причем папа Адриан за эти три года не проявлял особой ревности в деле защиты святителя. Однако новый папа Иоанн VIII потребовал выпустить св. Мефодия. Возможно, этому способствовало изменение политической ситуации: князь Святополк одержал ряд побед и отложился от немцев, вел свою собственную политику. Поэтому папа, учитывая сложившуюся ситуацию, должен был соотноситься с расстановкой политических сил.

В 874г. свт. Мефодий опять прибыл в Моравию и четыре года находился в княжестве Святополка. Однако Святополк, в отличие от своего отца, был весьма невоздержанным, сластолюбивым, поэтому он не долго покровительствовал св. Мефодию, отличавшемуся помимо всего прочего, и весьма строгой жизнью. Четыре года свт. Мефодий находился в княжестве Святополка. Немецкое духовенство, которому вновь стал покровительствовать Святополк, проникло в Моравию и вошло в доверие к князю. В 878г. Святополк под влиянием немцев составил для папы донос на св. Мефодия. Донос содержал обвинение свт. Мефодия в том, что он извращает учение апостолов, и, прежде всего, ап. Петра. Святитель был вызван в Рим, но там папа полностью оправдал его от всех наветов, опять дозволил ему служить на славянском наречии. Однако тот же самый папа посвятил в епископа – суфагана, то есть зависимого от владыки Мефодия епископа и в качестве помощника ему, некоего немца Вихинга. Этот Вихинг был монахом Бенедиктинского ордена. Епископ - Вихинг тут же создал параллельную антимефодьевскую церковь из числа преданных ему священников и начал всячески интриговать против святителя: викинг пустил слух, что у него есть некое секретное предписание от папы, и это секретное предписание предоставляет ему особые права в том, чтобы надзирать над свт. Мефодием. В этом споре Вихинга со святителем Мефодием Святополк склонился на сторону Вихинга, хотя, безусловно, все притязания Вихинга на какие-то особые полномочия не имели под собой никаких оснований. В 882г. после кончины папы Иоанна VIII положение свт. Мефодия становится очень сложным, и святитель прибегает к последней мере – запрещает в служении епископа Вихинга за последовательное противление правящему архиерею (епископ викинг был суфаганом владыки Мефодия).

В 885г. св. Мефодий преставился ко Господу, указав в качестве преемника своего ученика Горазда. Новый папа Стефан V, к которому направился епископ викинг с доносом на святителя, дал право князю Святополку расправиться с последователем Мефодия, запретил службу на славянском наречии и тем самым создал ситуацию невозможности пребывания учеников свт. Мефодия в Моравии. После кончины свт. Мефодия в Моравии было до 200 священников его поставления, то есть Церковь уже достаточно окрепла, но произошел полный разгром Церкви в Моравии. Последователи святителя Мефодия - ближайшие ученики Горазд, Климент, Лаврентий, Наум, Ангелар, Савва (все прославленные в лике святых) со своими сотаинниками вынуждены были удалиться из Моравии. Ученики святителя нашли приют в Болгарии, об этом мы поговорим чуть позже, когда будем говорить о Болгарской Церкви. Викинг становится во главе Моравской Церкви, но в 892г. во время войны с немецким королем Арнульфом он перебегает на службу к последнему, и Маймир II – сын Святополка ходатайствует перед папой о прямом подчинении Моравской Церкви Риму. Около 900г. из Рима прибыли легаты папы, против чего объявили протест немецкие епископы. То есть опять возникают некие противоречия между папой и немецкими епископами. Однако всему этому положили конец орды угров (венгров), которые в 907г. нанесли сокрушительное поражение славянам и немцам, и Моравская держава практически прекратила свое существование

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История образования славянских Церквей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги