рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Болгарская Церковь XIX – XX вв.

Болгарская Церковь XIX – XX вв. - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Мы Рассмотрели Историю Болгарской Автокефальной Церкви До 1870Г., Когда По Фе...

Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия между болгарами и греками: болгары требовали национальных епархий, греки им в этом отказывали. После вмешательства турецкого правительства был учрежден экзархат с болгарскими и смешанными епархиями. В смешанных епархиях были болгарские и греческие архиереи. С 1872г., когда произошел собор Восточных патриархов, без участия Иерусалимского Патриарха, Болгарская Церковь была объявлена в расколе и с ней прервали общение Константинопольский и другие греческие патриархи, другие Церкви (даже Русская Церковь не поддерживала общение с Болгарией). После 1915г. в Болгарии, видимо под давлением правительства, перестали избирать экзарха: светская власть очень активно вмешивалась в дела Экзархата. В 1921-1922гг. в Болгарии было собрано большое церковно-народное собрание, на котором был разработан устав, который содержал 568 статей. Но светская власть не захотела утверждать этот устав, была создана Огласительная комиссия, значительно (более чем на две трети) сократившая число статей устава, и в таком урезанном виде этот устав был принят в 1937г. (но даже в таком виде он практически не действовал). Болгария во время Второй мировой войны воевала на стороне гитлеровской Германии. Еще до окончания войны, после того как 21 января 1945г. русские войска заняли Болгарию, был избран Экзарх Болгарской Церкви, и Русская Православная Церковь ходатайствовала перед Константинополем, с просьбой о прекращении схизмы между Болгарской Церковью и Константинополем. И через месяц 22 февраля 1945г. Константинопольская Церковь признала Экзарха Болгарской Церкви, вступила с ним в каноническое общение, многолетний раскол был ликвидирован. Видите, как все оказалось просто.

В 1953г. Болгарская Церковь учредила патриаршество, точнее реабилитировала его. Потому что в истории Болгарской Церкви ее предстоятель уже был в ранге патриарха, хотя, может быть, и не равного патриархам древних Патриархатов. Еще в XIIIв. Константинопольский Патриарх писал по этому поводу: «Патриарх болгарский учрежден по снисхождению». Но как бы то ни было, Болгарский Патриарх существовал, была Тырновская Патриархия, признанная Патриархом Константинополя, и в 1953г. патриаршество в Болгарии было возобновлено. Однако, Константинополь не признал патриаршество Болгарской Церкви, и потребовалось новое ходатайство Русской Православной Церкви. На Константинополь было оказано давление: Русская Церковь объявила, что не пришлет своих представителей на Первое Всеправославное совещание, если Константинополь не признает Болгарскую Церковь в ранге патриаршества. В 1961г. Болгарский Патриарх был признан как Патриарх и занял в диптихах Константинопольской Церкви соответствующее место после Сербского и Румынского Патриархов. Константинопольская Церковь, как вы знаете, в своих диптихах поставляет Грузинского Патриарха после Болгарского.

Церковь Болгарии при коммунистическом режиме была отделена от государства, но серьезных гонений не было. Во время коммунистического правления при Софийском университете продолжал существовать богословский факультет, открытый в 1923г., в 1950г. он был преобразован в Духовную академию. По Конституции Болгарии 1971г. была гарантирована свобода совести для всех верующих. И в Уголовном кодексе были статьи предусматривающие наказание за разжигание религиозной вражды. Например, одна из статей гласила: «Кто посредством печати или действием проповедует вражду на религиозной почве, подлежит тюремному заключению на срок до трех лет». Эта статья некоторым образом касается и последних событий в Москве, когда была устроена кощунственная выставка в Сахаровском центре. По болгарскому законодательству таких людей сразу же отправили бы в тюрьму. Кроме того, были статьи о тех, кто силою препятствует гражданам исповедовать свою веру и совершать службы в легитимной Церкви (Православная Церковь в Болгарии была легитимна). Наказание по этой статье было предусмотрено на срок до одного года.

В Болгарском государстве верующие получали некоторые субсидии, но сказать, что Болгарская Церковь благоденствовала, как это было в Румынии или Чехословакии все же нельзя.

По Уставу 1953г. церковное устройство в Болгарии было устроено следующим образом. Существовало два временных органа (собирающихся или раз в год или реже) – Церковно-народный собор, состоящий из архиереев и мирян, и Святейший Синод, состоящий из всех правящих архиереев (в Болгарии все правящие архиереи - митрополиты). Были и постоянные органы церковного управления – это малый состав Синода из четырех митрополитов. И Высший Церковный совет, состоящий из священнослужителей и мирян. Понятно, что Церковный совет занимался административно- хозяйственными вопросами. Интересно в Болгарии того времени проходило избрание Патриарха. Сначала Синод в полном составе тайным голосованием из 11 митрополитов избирал трех кандидатов, которые должны были обязательно быть одобрены и правительством. Затем на Патриаршем избирательном собрании, состоящем из всех правящих архиереев (из 11 митрополитов) из семи представителей (три клирика и четыре мирянина) от каждой епархии. От Софийской епархии, как от епархии Патриарха избиралось вдвое больше представителей, то есть 14. Кроме того, в это собрание входили представители ставропегиальных монастырей, духовных учебных заведений, академии наук и верховного суда. В Болгарии существовали и викарные епископы, но они как видите не входили в те времена в собрание. И вот такое собрание в количестве около ста человек с одинаковыми голосами, как у архиереев, так и у мирян избирало патриарха. При избрании правящего архиерея (митрополита) из списка кандидатов на кафедру, составленного Синодом по каноническому принципу, коллегия епархиальных избирателей, то есть священнослужители и миряне, избирали двух претендентов, и уже на Синоде избирали окончательного кандидата.

В болгарских епархиях существует епархиальный совет, участвующий в жизни епархии, в который входят два духовных лица и два мирянина и их заместители (то есть всего восемь человек). Миряне активно участвуют в жизни епархии и приходов. По болгарскому церковному законодательству приход должен состоять, по крайней мере, из четырехсот семей.

Но, несмотря на такую строгую регламентацию, Болгария не избежала очень серьезной церковной смуты, связанной как раз с избранием патриарха. В конце 80-х годов в Болгарии произошла смена власти: коммунисты были свергнуты, и на их место пришло демократическое правительство. Это правительство учредило комиссию по делам религии и первым делом этой комиссии было исследование прошлого иерархов Болгарской церкви, в частности ныне еще здравствующего Патриарха Максима. И эта комиссия пришла к выводу, что Патриарх Максим избран не канонично, потому что он был избран под давлением коммунистического правительства, то есть властей. Несколько епископов во главе с одним из митрополитов Пименом объявили в печати и гласно в Синоде о необходимости снятия Патриарха Максима и проведения новых выборов патриарха. Это произошло в 1992г. В январе 1993г. Софию посетила делегация Вселенского Патриарха во главе с самим Патриархом, попытавшаяся как-то урегулировать этот конфликт, но этот визит положительных сдвигов не имел. В июле 1996г. митрополит Пимен своими сторонниками из числа епископата и паствы был избран новым патриархом параллельно существующему. Священный Синод Болгарской Церкви анафематствовал его. В январе 1997г. президентом был провозглашен Петр Стоянов. И раскольнический патриарх Пимен примкнул к нему, благословил его и оказывал ему всяческую поддержку. В марте 1997г. Высший государственный суд постановил решение Священного Синода об анафематствовании митрополита Пимена, то есть нового патриарха признать недействительным и незаконным. В январе 1998г. президент Стоянов призвал обоих патриархов уйти на покой. Сложилась кризисная ситуация. Но в том же 1998г. в Софии состоялся очень значительный собор под председательством Вселенского Патриарха Варфоломея, даже некое подобие Вселенского собора, такой собор не созывался уже очень долгое время. В этом соборе участвовали все патриархи (и наш Святейший Патриарх Алексей в том числе), присутствовало двадцать митрополитов. Этот собор признал Патриарха Максима вполне легитимным Патриархом, Пимен принес покаяние перед Патриархом Максимом и собором, и был принят в общение как митрополит. Таким образом, этот кризис был разрешен. Этот собор может служить примером разрешения подобного рода кризисных ситуаций, когда внутри автокефальной Церкви происходят некоторые нестроения, когда часть автокефальной Церкви не признает своего главу. В этом случае возможна апелляция к собору с участием Вселенских Патриархов и привлечением глав других автокефальных Церквей.

В настоящее время Болгарская Церковь достаточно значительная Церковь. Она имеет свои печатные издания, два богословских факультета в университетах, семинарии. Для тех, кто хорошо читает по-болгарски, могу привести Интернет-адрес: astert.net/org.chech.bg (астерт точка нет косая черта орг точка чеч точка бэ гэ (то есть Болгария)). Мне как-то говорили, что хорошо бы давать интернетовский адрес. Болгарский язык на самом деле достаточно близок к русскому и вполне читабелен даже для тех, кто совсем не знает болгарский язык. Грамматика в болгарском языке несколько своеобразная, но лексика близка к русской.

Теперь перейдем к другим Церквам, которые мы в свое время оставили. Это Церкви наиболее близкие к нашей Церкви. Церкви, которые длительное время были в составе Русской Православной Церкви. Прежде всего, это Церковь Грузии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Болгарская Церковь XIX – XX вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги