рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Грузинская Церковь XIX - XX

Грузинская Церковь XIX - XX - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Мы Оставили Грузинскую Церковь В 1811Г., Когда Эта Церковь Стала Частью Русск...

Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это произошло: российский император Александр I стремился избежать сепаратистских тенденций в Грузии (были случаи, когда иерархи Грузинской Церкви очень активно участвовали в политике). Поэтому, опасаясь, что Грузинская Церковь в политическом отношении выйдет из под контроля, Александр I упразднил автокефалию Грузинской Церкви, и она в качестве Экзархата вошла в состав Русской Православной Церкви (то есть не на правах автокефалии или даже автономии). Грузинская Церковь по сравнению с Русской Православной Церковью имела некоторые особенности: митрополиты и епископы в своих епархиях кроме церковных обязанностей и прав имели еще и государственную власть. Они очень активно участвовали в государственной жизни, а служили не часто. В Грузии была определена особая десятина, которую собирали митрополиты и епископы как некие удельные князья. Католикос Грузии, как и другие епископы Грузии, мог быть не монахом. В Грузии очень часто созывались соборы с активным участием мирян. Самая главная особенность по сравнению с Русской Церковью – громадное количество епархий (13 епархий) на небольшой грузинской территории. Что, конечно, было явным диссонансом по сравнению с делением на епархии в Русской Церкви.

После присоединения Грузии к России практически все экзархи стали поставляться из России, то есть были русские и, конечно же, реформировали Грузинскую Церковь по образцу Русской Церкви (сократили количество епархий с 13 до трех, и пытались упорядочить жизнь в грузинских епархиях по образу русских). Как и в Румынии, когда в Молдавии и Валахии был поставлен Экзархом Киевский митрополит, который кроме сокращения численности духовенства занялся документацией, составлением разных амбарных книг, то есть контролем над священством, деятельность грузинских экзархов вызывала недовольство духовенства. Экзархи, поставляемые в Грузию, были разные, некоторые из них проводили русификацию Грузинской Церкви, например, Феофилакт (Русанов), что также не нравилось грузинам.

Но в целом, необходимо сказать, что Грузинская Церковь пережила свой очередной расцвет именно в то время, когда она являлась частью Русской Православной Церкви. Грузинские иерархи и священники учились в русских академиях, была учреждена Духовная Семинария в Тифлисе.

Но в Грузии всегда были сильны сепаратные националистические тенденции, и Церковь принимала в этом активное участие. В частности в начале 30-х годов в Грузии произошло восстание подобное нашему восстанию декабристов, в котором Церковь, грузинские священники приняли активное участие. Это восстание было не столько против царя, как восстание декабристов в России, а скорее против русского императора как представителя русификации Грузии. Это восстание было подавлено, но настроения остались. Эти настроения очень сильно проявились в творчестве грузинской интеллигенции, прежде всего грузинских поэтов.

В 1905-1907гг. во время русской революции и во время Предсоборного совещания (Предсоборного присутствия), которое проходило в Москве, грузинские архиереи подали несколько прошений об автокефалии своей Церкви. Стремление к автокефалии принимало достаточно радикальный характер. Например, один из Экзархов владыка Никон Софийский был убит экстремистами из числа грузин.

В 1917г. после отречения страстотерпца царя Николая от престола, грузинские архиереи собрали собор в Мцхета и 12 марта 1917г. объявили об автокефалии. Причем тогдашний Экзарх митрополит Платон был изгнан из Грузии. Начался обратный процесс: русские монахи изгонялись из монастырей, только за то, что они были русские. Русские изгонялись из духовных учебных заведений. Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви, но ограничило территорию Грузинской Церкви собственно Грузией, чем грузины были очень недовольны, потому что грузины представляли себе Грузинскую Церковь как Церковь всех грузин всего мира. Вы знаете, что титул Грузинского Патриарха – Католикос-Патриарх - католикос означает патриарх всех грузин. Святейший Синод Русской Православной Церкви официально не признал автокефалию Грузинской Церкви, но председательствующий в то время в Синоде митрополит Сергий Страгородский в своей переписке с грузинскими иерархами лично от себя признавал эту автокефалию.

На заседания Поместного собора, начавшегося в августе 1917г в Москве, грузинские иерархи были приглашены как иерархи Русской Православной Церкви, но они отказались прибыть на собор. Как вы знаете, собор избрал Святейшего Патриарха Тихона, и Собор и Святейший Патриарх признали автокефалию Грузинской Церкви незаконной и объявили Грузинскую Церковь в расколе. Таким образом, произошел разрыв отношений между Грузией и Русской Православной Церковью. Этот разрыв продолжался и в то время, когда Русская Церковь была гонима от большевиков вместе с Грузинской Церковью (Грузия в 1921г. тоже вошла в состав будущего Советского союза, как одна из республик). Гонения в Грузии были не столь ожесточенные, не столь кровавые, как в России, но тоже достаточно серьезные. В основном преследовалось монашество. Вы знаете, что монахи нашли себе приют на горах Кавказа. Эти монахи разыскивались и подвергались гонениям. В 1943г. усилиями Иосифа Виссарионовича Сталина был избран Патриарх Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Сергий Страгородский. После избрания Патриарха и улучшения отношений между Церковью и государством в России, раскол между Русской и Грузинской Церковью был тоже преодолен. В 1943г. Грузинская Церковь принесла покаяние перед Русской Церковью, и Русская Церковь даровала ей автокефалию. Константинопольская Церковь не признала автокефалию Грузинской Церкви, считая, что Грузинская Церковь в древние времена входила в юрисдикцию Константинополя. Хотя Грузинская Церковь, если и входила в чью-то юрисдикцию, то только в юрисдикцию Антиохийской Церкви, а никак не Константинопольской, и была еще в XIв. объявлена этой Церковью автокефальной. Однако Константинопольский Патриарх признал Грузинскую автокефалию и Грузинского предстоятеля в ранге Католикоса-Патриарха только в 1990г.

Сейчас в Грузинской Церкви более 200 приходов, есть две академии в Тбилиси и в Гелате, несколько семинарий в Тбилиси, Батуми, Ахалтихе. Среди известных богословов Грузинской Церкви необходимо назвать архимандрита Григория Перадзе, он пострадал от гитлеровцев во время Второй мировой войны и почитается Грузинской Церковью как новомученик. Арх. Григорий Перадзе известен своими трудами по богословию, он изучал грузинское богословие, грузинскую историю, историю Грузинской Церкви и даже читал соответствующие лекции в Оксфорде.

В 1997г. (в связи с некоторыми смутами в государстве в 90-х годах между Зевиадом Гамсахурдия и Эдуардом Шеварнадзе), Грузия объявила о своем выходе из экуменического движения. Некоторые историки, возможно справедливо, полагают, что выход из экуменического движения был пролонгирован сторонниками Зевиада Гамсахурдия. Сам Зевиад Гамсахурдия был верующим человеком, еще в большевистские времена писал письма на Запад о притеснении Грузинской Церкви. И хотя его назвать глубоко верующим, конечно, нельзя, но он, по крайней мере, в каком-то смысле защищал Грузинскую Церковь. При Эдуарде Шеварнадзе ситуация стала совершенно противоположной, поменялась позиция и по отношению к экуменическому движению. Как вы знаете, Римский папа приезжал в Грузию и был с честью принят Шеварнадзе, Грузия стремится войти в НАТО и даже сейчас в некоторой степени поддерживает, по крайней мере, на словах агрессию США в Ираке.

До сих пор при беседе с грузинами ощущается дух национализма, дух неприятия Российской империи, имперской политики, что, конечно же, очень вредит как самим грузинам, так и отношениям между Россией и Грузией. Поэтому имеются серьезные проблемы во взаимоотношениях между Русской и Грузинской Церквями. Но, несмотря на это, в Грузинской Церкви все равно остаются люди, которые мыслят себя исключительно в союзе с Русской Церковью и с Россией.

Теперь мы переходим к следующей Церкви, которая образовалась только благодаря некоторым политическим обстоятельствам, а сама была издревле частью Русской Церкви. Это Польская Церковь.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Грузинская Церковь XIX - XX

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги