рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История Византии после раскола 1054 г.

История Византии после раскола 1054 г. - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Теперь Мы Обратимся Собственно К Византии После Разделения Церквей 1054Г. В 1...

Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивается династия, если не считать царицу Феодору. Если не считать полуторалетнее правление царицы Феодоры, то практически с 1055г. начинается двадцатипятилетний период смуты в Византийской империи, период, в течение которого аристократия пыталась влиять на избрание императоров. Этот период продолжался до вступления на престол Алексея Комнина (1081-1118), родоначальника новой династии Комнинов. Во время этой двадцатипятилетней смуты наиболее значительным императором был, пожалуй, Роман IV Диоген. О нем, я думаю, стоит сказать более подробно. Роман Диоген - правитель Софии, то есть Сердики был выходцем из служивого сословия и достаточно талантливым полководцем. Роман Диоген по описаниям историков, видя вред, приносимый империи бездарным правлением императора Константина Дуки, решил отложиться от него и провозгласить себя царем (что бывало в империи достаточно часто). В это время Константин Дука скончался, и на престоле осталась его жена царица Евдокия, которая была регентшей своих малолетних сыновей. Заговор Романа Диогена был раскрыт, и он был привезен в столицу, где его ждало немилосердное наказание. Но как это иногда бывает в истории, он понравился царице Евдокии, может быть, своей честностью, она его полюбила, если можно так сказать, отменила приговор и вышла за него замуж. Таким образом, Роман Диоген стал императором. Одним из условий замужества было то, что он признавал наследниками престола сыновей Константина Дуки – Михаила, Андроника и Константина, бывшими в то время еще детьми. Но не всем в стране нравилось воцарение Романа Диогена. Практически сразу против него начались интриги со стороны аристократии, и он был вынужден обезопасить себя от этих интриг, в том числе и тем, что постоянно имел при себе некоторых представителей этой аристократии, что далеко не всегда было ему на пользу.

В это время основной угрозой для Византии были турки-сельджуки. Они постепенно захватили всю азиатскую часть империи. Поэтому в битвах с ними решался вопрос о самом существовании Византийской империи. Роман Диоген был весьма талантливым полководцем, он много раз ходил против турок-сельджуков, но один из его походов оказался роковым. В 1071г. под Манцикертом (Манцикерт - это крепость в Армении) произошла решающая битва между ним и султаном. Причем один из его полководцев, как раз Андроник Дука, представитель аристократии, неожиданно покинул поле битвы, в результате тыл войск Византии обнажился, и они потерпели сокрушительное поражение, а император Роман попал в плен к султану. Это поражение оказалось роковым для Византии, после него турки беспрепятственно захватили практически всю территорию Малой Азии. Как раз к этому времени (то есть периоду после 1073г.) относится то замечательное событие, которое известно как перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в г. Бари. Спасая их от осквернения турками, свт. Николай, как вы знаете, явился во сне некоторым из благочестивых жителей г. Бари, и по его повелению его мощи были перенесены в этот город. Известно, что греки считают это перенесение мощей не праздником, а даже неким горестным для них событием. Только Русская Церковь празднует их достаточно торжественно.

Итак, император Роман попал в плен, но султан обошелся с ним очень и очень мягко: он отпустил его под залог. Тем не менее, Роман так и не добрался в Константинополь, потому что во время его отсутствия против него составили заговор, в результате которого он был захвачен, ослеплен, и вскоре умер. Вот такая печальная судьба была у этого императора.

Смута в империи продолжалась пока, как я уже говорил, в 1081г. на престол не вступил Алексей Комнин. При нем ситуация начала несколько стабилизироваться. Эпоха Комнинов, это эпоха крестовых походов.

Первый Крестовый поход состоялся в 1096г. после того как в ноябре 1095г. папа Урбан II на соборе в Клермоне призвал всех католиков к крестовому походу (для освобождения Иерусалима). Надо сказать, что первый поход это был поход бедноты. Летом 1096г. к Константинополю подошла громадная толпа различного сброда (частью экзальтированная), Алексей Комнин попытался отговорить их от этого горестного предприятия, но затем был вынужден переправить их на азиатскую территорию, где они были практически полностью перебиты: 25 000 первых крестоносцев были просто вырезаны турками как ягнята. За ними уже шли рыцари. Надо сказать, что этот крестовый поход был все-таки не совсем, если можно так сказать, негативным мероприятием: многие рыцари – участники этого похода были воодушевлены благочестивым стремлением освободить Святой город, и, как известно, им это в какой-то степени удалось. В 1099г., после продолжительной осады, Иерусалим был отбит у турок и вновь стал христианским.

Эпоха Комнинов это была эпоха временной стабилизации в империи. После кончины Алексея Комнина на престол вступил Иоанн Комнин (1118-1143), а затем Мануил Комнин (1143-1180), который был, пожалуй, наиболее даровитым императором, хотя был очень воинственным императором, рыцарем по натуре, любил рыцарские турниры. При этом императоре были очень тесные сношения между византийцами и латинской империей. Он позволял себе очень активно вмешиваться во внутренние дела в Италии, и в вопрос противостояния между сицилийским королем, папой и Немецкой империей. Сицилийским королем-норманном был в это время Рожер II. Это был очень талантливый энергичный государь, активно пытавшийся разжиться за счет Византии. В частности в начале 40-х годов XIIв. норманны высадились в Греции и стали опустошать побережье, продвигаясь к Фивам и Коринфу. Эти действия норманнов напрямую угрожали Византийской империи. Поэтому император Мануил решил выступить против них и искал себе союзников на Западе. Такого союзника он нашел в частности в лице германского императора Конрада III Швабского (Гогенштауфена). Германский император Конрад участвовал во II Крестовом походе и в 1148г., возвращаясь из Палестины, высадился в Солуни, где был встречен императором Мануилом и препровожден в Константинополь. Там состоялись переговоры между византийским и германским императорами, которые закончились заключением союза против Рожера Сицилийского, скрепленным предполагаемым браком короля Генриха сына Конрада с одной из принцесс Византии. Рожер пытался в самой Германии путем интриг поднять возмущение против Конрада и отвлечь его силы от предполагаемого похода в Сицилию вместе с императором Мануилом. Проявил волнение и Римский папа Евгений III (1145-1153), он тоже был недоволен таким не сулившим ему ничего хорошего союзом двух императоров. Как писал папа: «Император Конрад проникся византийским духом и хочет выйти из повиновения папы» (и соответственно уменьшить его земельные владения со всеми вытекающими из этого последствиями). Но Конрад III успешно справился с волнением в империи, договорился с Римским папой и уже был готов идти в Сицилию вместе с Мануилом. Однако в конце 40-х годов он неожиданно умер. Злые языки говорили, что он был отравлен итальянскими докторами в результате интриг Рожера. После этого Мануил пытался использовать внутренние противоречия между вассалами итальянского короля. Против сицилийского короля поднялись возмущения в таких городах как Бари, Бриндизи. Войска императора высадились в Италии. Все складывалось для Византии достаточно удачно. Но, то ли потому, что византийцы не хотели учитывать интересы итальянских князей, то ли из-за недостатка сил, но сицилийский король сумел переломить ход дел и очистил Сицилию от византийского присутствия. После этого поражения, несмотря на различные дипломатические увертки и подкупы, императору Мануилу уже никаких успехов в политике на Западе достичь не удалось. Сам император говорил, что восточных варваров он может деньгами склонить к миру, но он чрезвычайно боится многочисленных западных народов

В конце жизни Мануил искал союза с французским королем Людовиком VII, и дочь французского короля Людовика VII Агнесса (получившая в Византии имя Анна) даже была помолвлена с малолетним сыном Мануила Алексеем. Им было в то время 8 и 11 лет. Надо сказать, что во времена Мануила в империи и в частности в Константинополе было очень сильное латинское присутствие. Как венецианцы, так и генуэзцы имели в Константинополе свои фактории и активно торговали (Мануил пытался использовать Венецию и Геную в своих политических интересах и попеременно то тем, то другим давал какие-то льготы и привилегии). Это не могло не раздражать греков, поскольку император пренебрегал своими единоверцами в пользу каких-то еретиков - латинян. Такая политика императора вызывала серьезные возмущения против императора со стороны его соплеменников. Эти недовольства вылились в большой погром, произошедший уже при преемнике Мануила – Андронике I Комнине (1182-1185). Во время правления императора Андроника в империи вновь начались смуты, закончившиеся, в конце концов, IV Крестовым походом, взятием и разграблением крестоносцами Константинополя. Надо сказать, что Рожер Сицилийский пытался уже II Крестовый поход направить против Константинополя, против византийцев, а не против турок. В IV Крестовом походе тоже активно участвовали венецианцы: венецианский дож Энрико Дандоло как раз и склонил крестоносцев к тому, чтобы направиться в Константинополь. После взятия Константинополя сохранились только некие очаги Византийской империи: Никейская империя (1204-1261) (самая жизнеспособная), Эпирское царство (деспотат) и Трапезундская империя. Столицей Эпирского царства был г. Арта. Эпирское Царство просуществовало недолго, и было вскоре, в 1230г. завоевано болгарами. Трапезундская империя возникла под протекторатом Грузинского государства. В то время был расцвет Грузии при царице Тамаре. Тамара дала приют малолетним родственникам императора Андроника Комнина внукам Алексею и Давиду и поставила их затем на престол в Трапезунде. Грузия в это время была уже объединена. В 1234г. в Трапезунде была провозглашена империя.

Время Никейского царства – это время собирания камней. Во главе Никеи стал император Федор I Ласкарис (1204-1222), избранный императором незадолго до взятия Константинополя латинянами. В 1208г. его венчал на царство Патриарх Михаил Автореан (1208-1214). Почему Никейская империя из всех осколков Византии оказалась наиболее жизнеспособной? Во-первых, именно потому, что там был Константинопольский Патриарх, то есть Никея сделалась церковным центром империи и, во-вторых, благодаря мудрой политике императора и хорошему месторасположению Никейской империи в Азии, ее плодородным землям. Никейские императоры того времени были действительно замечательными. Я уже упомянул Федора Ласкариса. Федор Ласкарис был, прежде всего, воин и воин замечательный, он укрепил армию, сплотил ее и закалил в сражениях против латинян и турок. Следующим императором был Иоанн III Дука Ватац (1222-1254), родственник Федора Ласкариса, который сумел в короткий период подготовить новый расцвет Византии при следующей династии, династии Палеологов. Иоанн Ватаций был зятем Федора Ласкариса, мужем его дочери Ирины и был, прежде всего, превосходным хозяином, он накопил громадные средства при мудром экономическом управлении империей. Ватаций искал себе союзников в предстоящей борьбе против образовавшейся Латинской империи, со столицей в Константинополе. Таких союзников он искал даже в Римской курии, в результате чего родилась первая попытка заключения унии. Патриархом в то время был Герман II (1222-1240). Он написал папе, в почтительных и дружелюбных выражениях говоря о том, что некоторые церковные нестроения, к сожалению, разъединили Церкви и хорошо бы это как-то совместно обсудить. В результате этого в начале 1234г. папские нунции прибыли в Никею и провели несколько собеседований с Патриархом и императором. Разногласия возникли при обсуждении вопросов о «филиокве» и опресноках. При этом ни к какому соглашению стороны не пришли и решили продолжить собеседования на Пасху того же года в Нимфее, столице тогдашней Никейской империи, в царской резиденции. На новых собеседованиях латиняне стали обвинять греков в ереси. Они говорили, что греки после католиков даже алтарь обмывают, то есть, как бы признают Католическую церковь безблагодатной, что само по себе уже есть ересь. Греки на это отвечали, что во время IV Крестового похода были осквернены и алтари, и храмы, поэтому говорить о какой-то толерантности со стороны латинян вообще не приходится. «Папа первым исключил нас из диптиха»,- сказал патриарх Герман. На что послы ему ответили, что его имя в нем никогда и не стояло, а относительно предшественников пусть смотрит сам: кто в чем виноват. Царь предложил следующий компромисс: греки признают опресноки (начинают служить на опресноках), а латиняне отказываются от «филиокве». На самом деле очень интересный компромисс, но, если в политике такие компромиссы и возможны, то в религии они очень сложны. В результате переговоры закончились взаимными обвинениями в ереси и, несмотря на все уговоры и Патриарха, и царя греки, отказались давать провожатых нунциям, и тем пришлось отправляться из Нимфеи в Константинополь пешком.

После этого император Иоанн Ватаций обратился к Болгарам, и был заключен союз с болгарским царем Иоанном Асенем II. Болгария в это время значительно усилилась: Иоанн Асень II сумел захватить Эпирское царство, и Болгарское царство со столицей в Тырново представляло весьма сильное и обширное государство. Этот союз был скреплен обручением наследника сына Ватация Феодора и 9-ти летней дочери Асеня, Одним из условий этого союза было признание Болгарского Патриаршества. В 1235г. Константинопольский Патриарх вместе с другими епископами венчал болгарского архипастыря на патриаршество. Но, конечно же, как писал и сам Константинопольский Патриарх, патриаршество было дано болгарам из снисхождения, и поэтому Болгарские патриархи никак не могут быть равны патриархам древних патриархатов и их автокефалия все равно не полная. Однако, несмотря на то, что патриаршество было признано, Иоанн Асень неожиданно отложился от Византии и вступил в переговоры с папой о соправительстве в Константинополе: Иоанн Асень также как и его предшественники (если так можно выразиться, то есть как Самуил или Симеон) мечтал об императорской короне, о Константинополе. Но с этим у него ничего не получилось. После того как Иоанн Асень выступил в совместном походе с франками против греков, неожиданная чума унесла в могилу его жену, сына и Тырновского Патриарха. Возможно, это заставило его как-то пересмотреть свою политику, одуматься, потому что Асень опять вернулся к союзу с Иоанном Ватацием.

Я говорю только о Никейском царстве, потому что остальные империи к тому времени уже закончили свое существование. Напомню, что Трапезундская империя никак себя не проявляла, она по существу являлась протекторатом Грузинского царства, а Эпирское царство было завоевано болгарами.

Следующим императором Никейской империи после Ватация был Феодор II Ласкарис (1254–1258). Феодор, хотя был сын Ватация, но именовался по матери Ласкарь. Свое управление он начал с выборов Патриарха на место умершего тогда Мануила. Царь предложил выбирать патриарха жребием, причем таким образом: называли имя кандидата и, открыв Священное Писание, читали первую строчку на странице. В процессе этих выборов выпадали разные словосочетания, например, «им не удастся» или «потонули», и, наконец, при имени Арсения, простого монаха было открыто «Он и ученики Его». Этот Арсений и был избран Патриархом.

Арсений был Патриархом неученым, и с его именем связан известный раскол. Последователи Арсения, так называемые арсениты, отложились от Церкви и прервали общение с ней. Объяснялось это тем, что Патриарх Арсений отлучил царя Михаила Палеолога, но об этом мы поговорим чуть позже.

Через четыре года Феодор Ласкарис умирает и Михаил Палеолог незаконно захватывает власть, ослепив при этом законного наследника – малолетнего сына Феодора. При Михаиле VIII Палеологе (1261-1282) стало реальным возвращение Константинополя византийцам. Полководец Михаила Палеолога Алексей Стратигонул с небольшой группой своих воинов без особых усилий захватил Константинополь. В тот момент, когда основные войска отсутствовали в городе, для византийцев были тайно открыты ворота, и к тому моменту, когда войска Латинской империи вернулись, греки уже захватили все основные укрепления города. Итак, в 1261г. Константинополь был возвращен Византии, и Латинская империя постепенно стала сходить на нет.

Как я уже говорил, Михаил Палеолог при своем вступлении на престол совершил такое незаконное деяние по отношению к законному наследнику, и за это патриарх Арсений отлучил его от Церкви. Но через некоторое время Михаил Палеолог свел патриарха Арсения с престола, после чего и образовался раскол последователей Патриарха - арсенитов. Патриарх Арсений хотя и был человеком ревностным в своих делах, но он сам неким образом способствовал этому расколу, ибо написал несколько грамот, из которых чуть ли не следовало, что Церковь практически прекращает свое существование, так как он перестал быть Патриархом. Тон этих грамот был даже более резкий, чем высказывания наших старообрядцев. Таким образом, Патриарх Арсений, по сути, сам был инициатором этого длительного раскола арсенитов.

Константинополь был возвращен, но Византии угрожал новым крестовым походом Карл Анжуйский. Опасаясь этого, Михаил Палеолог обратился к Римскому папе, чтобы он урезонил этого князя. Римский папа как всегда поставил условие унии, на что Михаил Палеолог согласился. В результате всего этого в 1274г. в Лионе была заключена так называемая Лионская уния. Патриархом, который принял эту унию, был Иоанн XI Векк (1275-1282). Сначала, при Патриархе Иосифе I (1266-1275), Иоанн был противником унии, но император, посадив его в тюрьму, подбросил ему сочинение известного богослова сторонника унии Никифора Влеммида. Прочитав эти сочинения в тюремной тиши, Иоанн Векк так ими проникся, что сознательно решил стать униатом и согласился на унию, после чего он был выпущен из тюрьмы и избран Патриархом. Уния продолжалась вплоть до кончины Михаила Палеолога, которая последовала в 1282г.

После этого на престол вступил его сын Андроник II Палеолог (1282-1328).

Династия Палеологов была последней династией Византии, интересно, что герб Палеологов – двуглавый орел, как раз и есть тот герб, который перешел к России. Родоначальником этой династии был Михаил Палеолог.

Андроник II был прямой противоположностью своему отцу, он был противником унии, был очень благочестивым человеком, склонялся к самому ревностному православию. Он сам любил молиться и много молился. Его благочестие характеризуют многочисленные факты из его биографии. В конце жизни он был свергнут своим внуком, тоже Андроником Младшим и пребывал в совершенной нищете: император Византии стал практически нищим. Известен такой факт, что незадолго до смерти Андронику по болезни нужно было теплое одеяло, а у него было всего три золотые монеты. В это время его слуга пожаловался на свою совершенную нищету и Андроник отдал ему свои последние золотые монеты, оставшись без одеяла. Таких случаев с ним было много.

Во время царствования Андроника III (1328-1341) империи стали угрожать турки-османы. Это был самый опасный враг из всего мусульманского мира. Потому что турки-османы, в отличие от сельджуков и арабов, очень основательно утверждались на захваченных территориях, старались их укрепить, обращая местное население в свою веру (в конце концов, в 1453г. турки – османы и взяли Константинополь).

Друг Андроника III и его советник известный феодал аристократ Иоанн Кантакузин после его смерти в 1341г. совершил переворот. После этого в империи началось время длительных гражданских войн, которое продолжалось до 1354г., то есть до утверждения на престоле Иоанна V Палеолога (1341-1391). Гражданские войны, конечно, еще больше ослабили империю, и под угрозой непосредственного взятия Константинополя турками Иоанн Палеолог опять стал искать помощи на Западе. В результате чего в 1369г. он лично принял католичество. Конечно, это еще не была уния, но после Иоанна Палеолога практически все Патриархи были сторонниками унии, вплоть до последнего патриарха Григория Маммы (1443-1450). Флорентийскую унию принял Иосиф II (1416-1439).

Иоанну Палеологу все-таки удалось растревожить Запад, и в 1396г. начался очередной крестовый поход против турок – османов. Но этот крестовый поход закончился полным поражением войск крестоносцев 25 сентября 1396г. в битве при Никополе (то есть уже на европейской территории). Турки - османы под предводительством султана Баязида были уже готовы взять Константинополь, но провидение отсрочило его падение. В 1402г. гроза всей Азии хромой Тимур Тамерлан (тот Тамерлан, с которым связанно чудо Владимирской иконы Пресвятой Богородицы) разбил Баязида и ушел в Азию, где вскоре скончался. Таким образом, на 50 лет было отсрочено взятие Константинополя.

Тем не менее, униальные тенденции Византии продолжались. В 1438г. византийцы поехали в Феррару, откуда из-за чумы переговоры об унии были перенесены во Флоренцию, где, в конце концов, под давлением императора и папы все епископы (за исключением святителя Марка Эфесского и Георгия Схолария будущего Патриарха) подписались под унией. Горячим сторонником унии был епископ Никейский Виссарион, а самым горячим сторонником - наш митрополит Исидор. Уния, как вы знаете, не была принята церковным народом Византии, потому что все прекрасно понимали, что она заключена по политическим причинам. Хотя необходимо отметить, что уния не помогла: никакой помощи от папы не было. Он не смог как-то согласовать действие христианских государей, и в 1453г. начался штурм Константинополя. Показательно то, что на время штурма Константинополя в нем было около 100 000 человек (столько пленных оказалось после захвата города), то есть довольно значительное число. Но когда император Константин IX Палеолог пытался собрать ополчение, то из всего Константинополя оказалось всего 4 973 желающих с оружием в руках защитить свое отечество. К сожалению, византийцы в то время надеялись на какие-то чудеса, пребывали в упадочном состоянии. Одни говорили, что все предрешено, завоевание Константинополя давно предсказано, сопротивляться бесполезно. Другие говорили, что есть пророчество о том, что когда турки дойдут до колонны Юстиниана, до стен Константинополя, то сойдет ангел и их всех погубит. Третьи занимались внутренними делами, и почти никто не думал о защите своего отечества, хотя все-таки нашлись защитники, и сопротивление было оказано. Но стены Константинополя были значительными, и поэтому защитников тоже требовалось много. Сам император стал во главе защитников, и был убит во время этого штурма.

На этом Византийская империя прекратила свое существование.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История Византии после раскола 1054 г.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги