рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О священных одеждах и облачениях

О священных одеждах и облачениях - раздел Религия, Учебное пособие по литургике Длл Совершения Богослужения Церковный Устав Предписывает Каждому Из Чина Свящ...

Длл совершения богослужения Церковный Устав предписывает каждому из чина священнослужителей и церковнослужителей облачаться в особые одежды, имеющие высшее духовное знаменование. Из нашей обыденной жизни мы знаем, что в особо торжественные дни, в праздники каждый старается одеться не в обыкновенные одежды, а в другие, лучшие. Идя в храм Божий, мы тоже стараемся одеться получше. А тот, кто служит, кто совершает богослужение, кто предстоит у Святого Престола, может ли он пребывать в это время в обыкновенной одежде? -храме все должно быть направлено к тому, чтобы человек отрешился от всего земного, чтобы он помышлял о небесномю Вот поэтому Церковь и предписывает всем церковно- и свя-щеннослужителям надевать при богослужении специальные облачения.

Каждая степень священнослужителей и церковнослужителей имеет свое облачение. При этом в состав облачения высших чин,ов священнослужителей всегда входит облaчeниe низших чинов. Диакон, кроме одежды, собственно ему принадлежащей, облача­тся в одежду чтеца; иерей, кроме священнических, имеет и диаконские одежды; епископ, кроме одежд, принадлежавших его сану, имеет все иерейские одежды.

Порядок, соблюдаемый при облачении: вначале одеваются дежды, принадлежащие низшему сану. Например, священник, прежде чем надеть иерейское облaчeниe, облачается в диаконкие одежды; епископ надевает сначала диаконские облачения, затем - иерейские, а уже после всего - архиерейские. Начнем рассмотрение с одежд низших клириков.

 

Короткий фелоний. Это одежда чтеца - первая одежда, которая надевается при посвящении во чтеца. Короткий фелоний имеет вид священнической ризы и отличается от нее тeм, что едва покрывает плечи. Короткий фелоннй надевается на шею (выю) посвящаемого в знаменование того, что он приходит под ярем священства и посвящается на служение Богу. Фелонь чтецов де­лается короткой потому, что степень чтеца - только предваре­ние священства. Она таинственно, символически показывает полномочия чтецов. Фелонь чтецов означает посвящение в служение Богу и повиновение священству. У нас в настоящее время корот­кий фелоний надевается только во время посвящения во чтецы.

Диаконские одежды, облачения

Стихарь (греч.stica¢rion) - прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизи­рует собой «ризу спасения и одежду веселия», т.е. он означает чистую, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает ,тем, кто его надевает, об ангельской самой чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший себя, подобно ангелу, на служение Богу. При облачении в стихарь диакон (на Литургии) произносит молитву:

"Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою".

Диаконы (а также церковнослужители), чтобы облачиться в стихарь, испрашивают благословение иерея за всякой службой. Держа стихарь в сложерном виде, немного наклонив голову, (облачающийся) обращается к священнику со словами - диакон: "Благослови, Владыко, стихарь с орарем", церковнослужитель: «Благослови, Владыко, стихарь". Получив благословение, (обла­чающийся) целует стихарь, совершает крестное знамение и облачается.

 

Орарь( o¢ra¢rion) - узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время богослужения носит поверх стихаря на левом плече. Орарь символизирует собой ангельскке крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: "Свят, Свят, Свят". Когда диакон на Литургии опоясывает себя крестообразно орарем, он выражает этим свою готовность к принятию Тела и Крови Христовых.

Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектений и молитвословия, поднимает конец ораря правой рукой. Этим дает знак к молитве и особое вниманию молящихся.

Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным. При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы.

 

Поручи(e¢pimani¢ƒia - небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при богослужении для тoгo, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды и этим дать рукам священнослукителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и Всеблагого Бога. Поручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус Христос вовремя страданий. При надевании поручей диакон или сваященнослужитель читает особые молитвы:

1. "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, н

множеством славы Твоея стерл еси супостаты"

2. "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя и научуся эаповедем Твоим".

 

Облачения пресвитеров: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза.

 

Подризник - то же, что диаконский стихарь, но с узкими рукавами. Он имеет такой же символический и духовный смысл, как и стихарь. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). При облачении в подризник священник читает молитву: "Возрадуется душа мoя о Господе..."

Епитрахиль( e¢pi¢ -нa tra¢chloV- шея) - одежда, объ­емлющая шею сзади и через грудь спускающаяся донизу. Епит­рахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вок­руг шеи. В древности при рукополодении диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епит­рахиль, как это делается сейчас у нас, только переносил задний конец ораря за правое плечо так, чтобы оба конца висели опереди. На это указывает и форма древних епитрахилей, они были складные, с пуговицами посредине. Вот почему епитрахили теперь имеют кресты, нашитые в два ряда, и напоминают орарь, сложенный вдвое. Епитрахиль тем самым символизирует сугубую (двойную) благодать священника перед диаконом. "Епитрахиль ,- говорит св. Симеон Солунский, - означает: 1. совершительную свыше ,сходящую благодать Святого Духа... и что, 2. подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и сам иерей, удостоившийся совершать таинства страданий Его". "Без епитрахили нельзя иерею совершать ни одной службы. Если же необходимо совершить какую-либо службу, или моление, или крещение, а епитрахили нет, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс, или отрывок веревки, или какое-нибудь полотно, и благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу". В одной епитрахили (без фелони) священник обыкновенно совершает в храме и в притворе те богослужения, которые менее торжествонны: малую вечерню, повечерие, полунощницу, часы (если на них не читается Евангелие). При облачении в епитрахиль (на Литургии) священник произносит слова 132 псалма: "Благословен Бог, изливаяй бла­годать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его" (Пс. 132,2).

 

Пояс(Vw¢nh) - имеет вид ленты, которою священник опоясывается сверх подризника и епитрахили для большей сво­боды движений при богослужении. Пояс знаменует то полотенце, которым опоясался Спаситель на Тайной вечере при омовении ног Апостолов, и напоминает тому, кто ни опаясывается, что Господь всегда готов посылать помощь любящим Его. Надевание пояса знаменует дарование иерею пли архиерею силы Божией, Которая укрепляет их для высокого служения Богу, направляет и непорочной жизни и помогает убегать грехов с быстротой оленя. Молитва при надевании пояса: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положки непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко еленн, и на высоких поставляяй мя" (По. 17,33-34).

Фелонь (jelo¢nhV) - означает одслсду всепокрывающую. Фелонь - длинная и широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов, с отверстием для головы. Фелонь надевается поверх , других одежд и покрывает их. Если фелонь украшена многими крестами то она носит название "полиставрион" ("крещатая риза") polu¢V - многий и stanro¢V- крест). Древняя скорма фелони в настоящее время несколько изменилась: часть передней стороны фелони вырезается для удобнейшего совершения богослуже ния.

Фелонь знаменует ту хламиду, в которую облекли Спасиеля во время поругания над Ним. Иерею фелонь напоминает о том, что в богослужении он изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание всех людей; поэтому иерей должен облекаться правдою во всех своих делах и радоваться о Господе.

Молитва при облачении в фелонь: "Священицы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возра­дуются (По. 131,9), всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

В фелонь иерею, по предписалию Типикона, положено облачаться при более торжественных богослужениях:

а) при совершении Литургии;

б) при совершении вечерни всдневной и великой,

в) при совершении утрени;

г) при совершении таинств Крещения, Миропомазания, Брака, Елеосвящения;

д) на царских часах в дни навечерий Рождества Христова (24 декабря) и Богоявления (5 января) и

в Великую Пятницу, а также на великопостных часах в те дни, когда на часах чита­лось

Евангелие;

е) на часах, повечерии и полунощнице пасхальной (Светлой) седмицы;

ж) при совершении последования погребения;

з) на молебнах (т.к. на них читается Евангелие).

 

В полном облачении священники бывают во время следующих служб:

1. при совершении Литургии;

2. при служении утрени в день Св. Пасхи. Если служение ршается соборне, то в полном облачении

должен быть только предстоятель;

3. при служении вечерни в первый день Св. Пасхи (т.к. на ней читается Евангелие);

4. при выносе Креста (Воздвижение 14 сентября, 3-я ,еля Великого поста и Изнесение Честных

Древ 1 августа);

5. при выносе Плащаницы в Великую Пятницу и обнесении ее вокруг храма в Великую Субботу;

6. при великом освящении воды, совершаемом в навечерие и в самый день Богоявления

Господня;

7. при выносе Плащаницы Божией Матери на Успение и обнесении ее вокруг храма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебное пособие по литургике

На сайте allrefs.net читайте: "Учебное пособие по литургике"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О священных одеждах и облачениях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Виды Богослужения
  Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва на­зывается домашней, или частной. Когда же христиане собира­ются на моли

Место церковного Богослужения
  Местом общественного, или церковного богослужения яв­ляется храм Божий. Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молит

Происхождение храма
  Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, начачалось с первых дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию Божию и одаренные пре

Внешний вид храма
  Православные храмы имеют различную внешнюю форму: 1. продолговатого четырехугольника (вид корабля) 2. форму креста. 3. форму звезды. 4. форму кру

Внутреннее устройство храма
  Как ветхозаветная скиния и храм Соломонов, устроен­ные по повелению. Самого Бога (Исх. 25,40), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и хрис

Иконостас
  Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом дощатой стеной, украшенной святыми иконами. Первоначально такая стена предназначалась для отделения средней части храма от алтар

Алтарь и его принадлежности
  Алтарь является главной частью св. храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы - прежде всего, Божественная Л

Сосудохранительница
  Как северная, левая часть Алтаря предназначается для Жертвенника, так южная, правая - для сосудохранения. Здесь хранятся книги, облачения и священные сосуды, употребляемые при богос

Священно- и церковнослужители
Поскольку христианское богослужение является общест­венной молитвой, в нем имеют право участвовать все хрис­тиане - или как молящиося, или как совершитрли богослужения. Совершители богослужения раз

Архиерейские облачения
Подризник, епитрахиль, пояс, поручи, палица, митра и принадлежащие только архиерею: саккос, омофор, панагия.   Саккос (sa¢ƒƒoV ) - слово грече

Способ созыва верующих к богослужению
(о колокольном звоне) одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церк­вах имеет свой глубокий смысл и значение. Он - не предает роскоши и эстетического удовольствия. Ц

Понятие о праздниках
  Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Созда­теля и Благодетеля, "на всякое время и на всякий час". Каж­дый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Гос­

Чиновник
  Для архиерейского служения назначается особая книга, которая называются Чиновник. Он содержит в себе те же чинопоследования, что и Служебник, но с особенностями соверше­ния их архие

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги