рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Архиерейские облачения

Архиерейские облачения - раздел Религия, Учебное пособие по литургике Подризник, Епитрахиль, Пояс, Поручи, Палица, Митра И Принадлежащие Только Арх...

Подризник, епитрахиль, пояс, поручи, палица, митра и принадлежащие только архиерею: саккос, омофор, панагия.

 

Саккос (sa¢ƒƒoV ) - слово греческое, означает "вретище", "рубище" и есть одежда печали, смирения, покаяния (Иер. 48, 37; Лк. 10, 13). Саккос своей формой.похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же назначение, что и фелонь. Звонцы на саккосе оз­начают благовесте слова Божия, исходящее из уст епископа.

Омофор (w¢mojo¢rion ) - от греческого слева - vmoV плечо и je¢rw - несу - есть одежда, носимая на плечах (по-славянски называется нарамником, надевается поверх всех одежд).

Омофор имеет вид длинного полотенца, украшенного крес­тами, и возлагается на архиерея так, что своей серединой . объемлет) оба плеча, а концами низко спускается спереди и сзади. Омофор означает заблудившуюся овцу, т.е. весь грешный род человеческий, а епископ, облаченный в эту одежду, есть .образ Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на Свои плечи (рамена) заблудившуюся овцу и принес ее к не­заблудившимся, т.е. ангелам, в дом Отца Небесного (и заб­лудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу при­несет... с небесными совокупит силами"... - Догматик 4-го гласа). На омофоре имеются кресты в ознаменование того, что, .как Христос на раменах нес свей крест, так и все епископы -подражатели и продолжатели Его спасительного служения, но­сят на плечах свои крест, т.о. переносят, претерпевают страдания и скорби.

Как священник должен на всех богослужениях облачаться в епитрахиль, так и архиерей надевает омофор, какое бы богослужение он ни совершал.

Когда епископ совершает таинство Священства, то вместе со своей рукой он возлагает на голову посвящаемого во диаконa или пресвитера и край своего омофора.

В Русской Православной Церкви существуют в настоящее время два омофора: большой и малый. У большого омосфора концы спускаются одинаково донизу спереди и сзади, у малого омофора (полуомофора) концы спускаются только с передней стороны. В большой омофор архиерей облачается в начале Литургии, при торжественных молебных пениях и крестных ходах. В малый омо­фор - на Литургии верных, на литии (во время вечерни) и др. По причине символического значения омофора, он несколько раз снимается и надевается епископом во время совершения Литургии:

1. Перед Литургией омофор надевается вместе со всеми одеждами. Перед чтением Апостола омофор снимается; во время чтения Евангелия епископ стоит без омофора, в ознаменование присутствия Господа Иисуса Христа, Великого Пастыря словесного стада. "Епископ, - по слову св. Исидора Пелусиота, -представляет собою Христа и самою одеждою показывает всем, что есть подражатель Того благого и великого Пастыря, Который восхотел нести немощи стада; посему, когда с раскрытием Евангелияс является Сам истинный Пастырь, епископ тотчас слагает с себя одежду подражания, давая тем знать о присутствии Господа и вождя пастырей".

2. Омофор надевается архиереем на Херувимскую песнь, после умовения рук. -После изъятия частиц у жертвенника за живых и умерших епископ снимает омофор, ибо во время великого великго входа дискос и чаша изображают собою Христа Спасителя, взявшего на Себя грехи мира.

3. Затем омофор надевается на евхаристическом каноне перед словами: "Приямите, ядите..." После пресуществления Святых Даров омофор снимается: они суть Тело и Кровь Христовы, поэтому архиерей снимает с себя ризу подражания,

4. Перед возгласом "Святая святым" омофор надевается и не снимается епископом до конца Литургии.

5. Если за Литургиэй бывает хиротония, то на время Хиротонии епископ надевает омофор.

Набедренник - энколпи¢он, или панагия (pan- в сложных слоовах = paV весь; и ¢a¢gi¢oV святый), есть небольшая икона Спасителя или Божией Матери, носимая архиереем на груди как во время богослужения, так и вне его.

В древности панагия представляла собой драгоценный кладной ковчежец, имеющий с одной стороны икону Божией Матери, а с другой - икону Спасителя или Святой Троицы. В него иногда полагали частицу мощей святых.

Набедренник, носимый епископом на груди, напоминает то, что он должен постоянно иметь в своем сердце Господа и Ходатаицу перед Богом - Матерь Божию. Для этого у него должно быть "сердце чистое и дух правый". Панагией иногда награждали архимандритов.

Крест. При крещении крест возлагается на каждого христианина в знак того, что он стал последователем Христа. Этот крест обыкновенно носится под одеждой. Священнослужители же носят особый крест поверх одежды для постоянного напоминания, что они не только должны носить Господа в своем сердце, но перед всеми Его исповедовать. Крест носят не только еписпы, но и пресвитеры.

Митра (от mitro¢w- связываю) - означает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра иногда называется "шапкой" (Чиновник). Митра - царское украшение; дается священнослужителю потому, что он в служении изображает -Христа как царя Славы. Митра - знак власти, которая дается служителю Церкви. Кроме того, митра напоминает о терновом венце, который был надет на голову Спасителя, и о том сударе,-которым была обвита голова погребенного, воссиявшего из гроба Христа Жизнодавца. Митра усвояется архиерейскому сану в подражание ветхозаветным первосвященникам, носившим на голове кидар. Митра дается также архимандритам, она является к наградой протоиереев.

 

Мантия(mandu¢h- верхняя одежда, епанча) - верхняя едежда монахов, не имеющая рукавов и покрывающая все тело, кроме головы; этим выражается: 1, всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни; 2. у монаха ни руки, ни ноги, ни другие члены тела не живы и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы; свободна у него только голова, устремленная к Богу, мудрствующая и помышляющая о Божественном.

В древней Церкви мантии носили все христиане. Существовал такой обычай: человек, отрекавшийся от служения идольского и принимавший христианство, снимал с себя одежду, достоинство и чин, приобретенные в язычестве, и вместо прежней одежды обыкновенно надевал на себя отличительную от языческих длинную одежду, известную под именем паллия, означавшую презренное положение и смирение Тертуллиан в книге о паллии говорит: "Отсюда происходит насмешка язычников над христианами, - он из почетной одежды перешел в одежду презренную". С течением времени эта одежда сохранилась только у монахов.

Архиерейская мантия отличаются от монашеской. Если монашеская мантия - черная, то архиерейская - лиловая или других цветов; на ней имеются: скрижали и источники. Скрижалями называются четырехугольные платы цветной материи, нашиваемые верхние на нижние края мантии. Они изображают Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны почерпать учение, источниками же называются ленты белого и красного цвета, вшиваемые вдоль мантии; они изображают собой струи учения, отекающего из двух Заветов и проповедуемого епископом. Все священные облачения освящаются особой молитвой и окроплением святой водой, и священнослужителя надевают их с молитвой, благоговением и целованием. Своим блеском, красивым видом и чистотой они напоминают священнослужителям о овятости взя­того ими на себя служения.

Кроме упомянутых облачений, при совершении архиереем богослужения употребляются следующие предметы: жезл, орлецы, рипиды, дикирий и трикирии.

 

Архиерейский жезл имеет особое устройство: верх его увенчивается крестом; под крестом имеются рукоятки (или рожки¢), имеющие иногда форму змеевидных голов; к жезлу обычно привешивается плат, так называемый сулок. Жезл дается архиерею в знак его власти над подчененными ему и отеческого его управления своей паствой. "Жезл, - говорит Симеон Солунский, -означает власть Святого Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать к находящихся дале собирать к себе" (Нов. Скрижаль).

Змеевидные головки на жезле знаменуют мудрость архипастырской деятельности, а крест есть символ победы, утверждения христианской веры, показывающий, что архиерей должен пасти стадо во имя и славу Христа.

Архиерейский жезл у греквв называется патерисса - в отеческого управления паствою.

Жезл без рожков (змеевидных голов) и сулка дается архимандритам и игуменам, а также игумениям, как знак их власти обителью.

Орлецы ( a¢eto¢V - орел) небольшие круглые ковры с изображением орла, имеющего сияние вокруг головы и парящего над. городом. Вид города на орлеце указывает на епископство в городе, а орел - на высоту и чистоту богословского учения епископа, сияние вокруг головы орла - свет от учения епископа, Таким образом, орлецы, постилаемые под ноги архиерею, напоми­нают последнему, что он своею жизнью и учением должен, подоб­но орлу, возвышаться над всем дольним и стремиться к горнему. Когда при посвящении в архиерея ставленник читает исповеда­ние веры, он стоит на особом орлеце.

Орел, "право и крепко наступивший ногами на столпцы города", напоминает епископу, что он должен не оставлять ду­ховной своей паствы, но с силой и мужеством этой царственной птицы евангельским словом и своим высоким примером устремлять в горний мир полет своих птенцов. И под конец нелегкого пути архиерей может отрадно сказать о себе словами ветхозаветного вождя, говорившего именем Иеговы возлюбленному своему народу, в виду земли обетованной, после тяжелых странствований по пустыне: "как орел покрывает гнездо свое, носится над птен­цами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих.,." (Втор. 32,11).

Рипиды (r¢ipi¢dou - опахало) - металлические круги с изображеннем шестокрылого херувима, прикрепленные к длинной рукоятке. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тай­ну спасения людей, совершенного Господом, напоминают и служащим и молящимся, что в храме за богослужением присутствуют ангелы. Рипиды употребляются:

1) при выносе Евангелия на утрени и на Литургии;

2)на Великом входе;

3)при выносе Плащаницы Спасителя, Божией Матери;

4)при выносе Креста;

5)при крестных ходах;

6)ими осеняют гроб архиерея.

 

В древности рипидами отгоняли насекомых от Св. Даров. Делались они из тонких кож, павлиных перьев или полотна. рипидой веет над Дарами новопоставленный диакон в знак вступления в свои обязанности и прадолжения того служения, какое совершали диаконы в древней Церкви. '

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебное пособие по литургике

На сайте allrefs.net читайте: "Учебное пособие по литургике"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Архиерейские облачения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Виды Богослужения
  Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва на­зывается домашней, или частной. Когда же христиане собира­ются на моли

Место церковного Богослужения
  Местом общественного, или церковного богослужения яв­ляется храм Божий. Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молит

Происхождение храма
  Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, начачалось с первых дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию Божию и одаренные пре

Внешний вид храма
  Православные храмы имеют различную внешнюю форму: 1. продолговатого четырехугольника (вид корабля) 2. форму креста. 3. форму звезды. 4. форму кру

Внутреннее устройство храма
  Как ветхозаветная скиния и храм Соломонов, устроен­ные по повелению. Самого Бога (Исх. 25,40), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и хрис

Иконостас
  Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом дощатой стеной, украшенной святыми иконами. Первоначально такая стена предназначалась для отделения средней части храма от алтар

Алтарь и его принадлежности
  Алтарь является главной частью св. храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы - прежде всего, Божественная Л

Сосудохранительница
  Как северная, левая часть Алтаря предназначается для Жертвенника, так южная, правая - для сосудохранения. Здесь хранятся книги, облачения и священные сосуды, употребляемые при богос

Священно- и церковнослужители
Поскольку христианское богослужение является общест­венной молитвой, в нем имеют право участвовать все хрис­тиане - или как молящиося, или как совершитрли богослужения. Совершители богослужения раз

О священных одеждах и облачениях
Длл совершения богослужения Церковный Устав предписывает каждому из чина священнослужителей и церковнослужителей облачаться в особые одежды, имеющие высшее духовное знаменование. Из нашей обыденной

Способ созыва верующих к богослужению
(о колокольном звоне) одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церк­вах имеет свой глубокий смысл и значение. Он - не предает роскоши и эстетического удовольствия. Ц

Понятие о праздниках
  Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Созда­теля и Благодетеля, "на всякое время и на всякий час". Каж­дый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Гос­

Чиновник
  Для архиерейского служения назначается особая книга, которая называются Чиновник. Он содержит в себе те же чинопоследования, что и Служебник, но с особенностями соверше­ния их архие

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги