Причащение священнослужителей

 

После «Един свят…» хор поет причастен1:

а) Воскресный причастен всех гласов: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних».

б) Причастен в дни Святой Пасхи по ее отдание: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите».

в) Причастен праздников Богородичных: «Чашу спасения прииму и Имя Господне призову».

г) Причастен праздников в честь апостолов: «Во всю землю изыде вещание их и в конце вселенныя глаголы их».

д) В дни памяти святых: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится» (и другие, см. по Уставу).

е) В дни других священных воспоминаний поются особые причастны (по Уставу).

Во время причащения священнослужителей на клиросе после причастного стиха поется праздничное песнопение, имеющее отношение к памяти дня, или читаются молитвы перед причащением. (Затем в некоторых храмах при соборном служении обычно произносится проповедь).

Диакон, войдя в алтарь, говорит священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб» (при архиерейской службе: «Раздроби, Владыко, Святый Агнец»).

Священник с особым вниманием и благоговением разламывает Святой Хлеб по надрезу на четыре части, тихо произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй».

Агнец Божий, по учению Церкви, выраженному в этой молитве, неразделяем, потому что Господь Иисус Христос присутствует в каждой частице всецело, истинно и действенно, никогда не иждиваемый, ибо Святое Таинство Тела и Крови Господней установлено на все времена.

Четыре части Святого Хлеба полагаются на дискосе крестообразно:

частица с печатью ИС — в верхней стороне дискоса;

частица с печатью ХС — в нижней стороне дискоса;

частица с печатью НИс северной стороне дискоса;

частица с печатью КА — с южной стороны дискоса.

Диакон, указывая орарем на потир, говорит священнику: «Исполни, владыко, святый потир».

Священник, взяв частицу ИС и сотворив ею знамение креста над потиром, опускает ее в потир со словами: «Исполнение Духа Святаго».

Диакон: «Аминь». И, взяв ковшец с теплотой (горячей водой), подносит его священнику, говоря: «Благослови, владыко, теплоту».

Священник, благословляя, говорит: «Благословена теплота святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Диакон крестообразно вливает теплоту в потир в количестве, необходимом для причащения, говоря при этом: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь».

После этого священник берет асть Святого Агнца с печатью ХС и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей.

Затем все священнослужители со умилением молятся: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец».

После молитвы священнослужители полагают земной поклон пред престолом, кланяются друг другу и верующим, находящимся в храме, со словами: «Простите ми, отцы и братие», и снова творят земной поклон со словами: «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему». Священник: «Диаконе, приступи».

Диакон, подходя с северной стороны, произносит: «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Священник дает диакону частицу Святого Тела со словами: «(имя рек) священнодиакону, преподается Честное, и Святое, и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную».

Диакон принимает эту частицу Святого Хлеба в ладонь правой руки, лежащей на ладони левой, целует подающую руку священника и отходит к северной или восточной стороне престола, где, приклонив голову и держа руки над престолом, ожидает (одновременно со священником) чтения молитвы пред причащением.

Священник берет себе частицу Святого Хлеба левой рукой, полагает на ладонь правой, говоря: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя рек), священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную».

После этого священнослужители тайно каждый молятся: «Верую, Господи…», «Вечери Твоея тайныя днесь…» И причащаются со страхом Божиим и «всяким утверждением» (Служебник).

Причастившись Святого Тела Христова, священник берет обеими руками потир, причащается трижды из него Божественной Крови, говоря: «Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, священник (имя рек), во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь».

Чтобы ни одна капля не упала из потира, причащающиеся пользуются особым платом, один конец которого влагается за верхний передний край фелони, а вторым концом плата берут в руки потир.

Во время троекратного причащения Крови Христовой священнослужители обычно говорят: «Во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святаго Духа. Аминь».

После причащения священник вытирает свои губы и край потира тем же платом и целует край потира, как бы пронзенные ребра Спасителя, произнося: «Се, прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит» (подразумевается: Господь).

Целуя потир, священник говорит: «Слава Тебе, Боже» (трижды).

Затем, обращаясь к диакону, он произносит: «Диаконе, приступи».

Диакон подходит и, благоговейно творя поясной поклон, говорит: «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему, Преподаждь ми, владыко, Честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Священник: «Причащается раб Божий, диакон (имя рек), Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

После причащения диакона священник говорит: «Се, прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит». После этого священник читает молитву благодарения за причащение.

 

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
«Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче…». «Благодарим Тя, Господи Боже наш…».

 

Затем священник разделяет части Святого Агнца с печатью НИ и КА на столько частиц, чтобы было достаточно для всех причащающихся верующих, и опускает эти частицы в потир, после чего покрывает его покровцем или платом и кладет на него лжицу.

Диакон открывает царские врата (которые остаются открытыми до окончания литургии) и принимает от священника Святую Чашу.

3. 9. Причащение мирян

Диакон, выйдя вместе со священником на солею чрез царские врата, поднимая Святую Чашу вверх, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!»1 — и передает Святую Чашу священнику. (На практике диакон иногда держит Чашу во время чтения молитвы «Верую, Господи, и исповедую…», и священник, говоря слова: «Сие есть Самое Пречистое Тело Твое к Сия есть Самая Честная Кровь Твоя…», указывает рукой на держимую диаконом Чашу. По прочтении молитвы священник обычно берет Чашу в свои руки).

Выход со Святыми Дарами знаменует явление Господа Иисуса Христа народу по Его Воскресении. Молящиеся благоговейно поклоняются Святым Тайнам, как Самому Воскресшему Спасителю, и с радостью встречают Воскресшего, восклицая устами хора; «Благословен Грядый…».

Хор: «Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам».

Священник читает молитву пред причастием: «Верую, Господи, и исповедую…».

По окончании чтения молитвы причастники-миряне полагают земной поклон, подходя к Святой Чаше с благоговением, крестообразно сложив руки на груди, и называют свои имена. У Чаши во избежание пролития Святой Крови не полагается креститься.

Священник, подавая лжицей Святые Дары, произносит: «Причащается раб Божий (имя рек) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

Диакон или алтарный служитель вытирает платом губы причащающихся, и причастившись, поцеловав, если возможно, с благоговением и осторожностью край Святой Чаши, отходят и приемлют теплоту.

Хор (во время причащения): «Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите».

1. В Великий четверг во время причащения поется «Вечери Твоея тайныя…»

2. В Светлую седмицу поется вместо «Благословен Грядый…» — «Христос воскресе…» (один раз); во время причащения мирян — «Христос воскресе…» (многократно).

После причащения мирян священник с диаконом входят в алтарь.

Священник ставит Святую Чашу на престол и, взяв дискос и читая воскресные песнопения: «Воскресение Христово видевше…». «Светися, светися, Новый Иерусалим…». «О Пасха велия и священнейшая, Христе!…» — опускает в потир частицы, вынутые из просфор, лежащих на дискосе, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Антиминсной губкой священник отирает дискос, чтобы не осталось на нем и самых мельчайших частичек. После опускания частиц в потир он покрывает Святую Чашу покровцем, а на дискос полагает звездицу, копие, лжицу, второй покровец и плат.

Затем священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое».

Хор: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице поклоняемся, Та бо нас спасла есть».

Вместо «Видехом Свет истинный…» поется (один раз):

а) со дня Святой Пасхи до отдания ее — «Христос воскресе…».

б) с праздника Вознесения Господня до отдания его — тропарь «Вознеслся еси…».

в) в субботу пред Пятидесятницей — тропарь «Глубиною мудрости…».

 

3. 10. Последнее явление Святых Даров молящимся

 

Во время пения хора «Видехом Свет истинный…» священник трижды кадит Святые Дары, говоря тайно: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», потом отдает диакону кадильницу и дискос, и диакон несет дискос на жертвенник, идя между престолом и царскими вратами.

Священник, поклонившись Святым Дарам, берет Святую Чашу, говоря тихо: «Благословен Бог наш», и, обратившись лицом к народу со Святой Чашей, произносит возгласно: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Это возглашение напоминает об обетовании Спасителя пребывать в Церкви до скончания века, а также побуждает верующих к всегдашнему прославлению Господа Иисуса Христа.

Затем священник несет Святую Чашу на жертвенник, тихо говоря: «Вознесися на небеса, Боже…».

Священника, несущего Святую Чашу на жертвенник, диакон встречает с кадильницей, кадя Святые Дары, и передает кадило священнику, который, поставив Святые Дары на жертвенник и зажженную свечу пред ними, кадит, поклоняясь Святым Дарам, как возносящемуся Спасителю.

1. Когда священник служит без диакона, то после возглашения «Всегда, ныне и присно…» он переносит на жертвенник Святую Чашу и дискос вместе.

2. Святые Дары, перенесенные с престола на жертвенник, знаменуют Вознесение Господне, а кадильный фимиам — светлое облако, которое сокрыло от взора апостолов возносившегося Господа.

Вернувшись к престолу, священник, начертав антиминсной губкой знак креста над антиминсом и положив губку в средину его, закрывает антиминс: сначала верхнюю часть его, потом нижнюю, затем левую и, наконец, правую.

Хор: «Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, бессмертным и животворящим Тайнам, соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

1. В этом песнопении выражается благодарение Господу за то, что Он удостоил причаститься Святых Тайн.

2. В Великий четверг вместо «Да исполнятся уста наша…» поется «Вечери Твоея тайныя…», а в Светлую седмицу — «Христос воскресе…» (один раз).

 

3.11. Благодарственная ектения за причащением

и заамвонная молитва

 

Диакон, выйдя северными дверями и встав на обычном месте солеи, читает ектению, в которой призывает молящихся благодарить Господа за причащение Святых Тайн: «Прости1, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Хор: «Тебе, Господи».

Священник, сложив антиминс к держа в руках Евангелие, изображает им знак креста над антиминсом и возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», после чего он кладет Евангелие на антиминс.

Хор: «Аминь».

Священник — по чтении молитв благодарения за причащение,1 — разрешая молящимся исход из храма, возглашает: «С миром изыдем» (из храма). Этим возглашением в древности заканчивалась литургия. Теперь окончанием литургии служат молитвословия отпуста.

Хор от имени молящихся отвечает: «О имени Господни», то есть не иначе, как с благословением, которое преподается Именем Господа.

Это напутственное благословение и дается священником в особой молитве — заамвонной.

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник в это время выходит из алтаря со Служебником в руках чрез царские врата за амвон (внизу солеи) и читает молитву заамвонную, в которой испрашивается у Господа благословение как для предстоящих, так и для всех членов Церкви: «Благословляяй благословящия Тя, Господи…».

Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословенно отныне и до века» (трижды) и 33 псалом: «Благословлю Господа на всякое время…» (не полностью, до слов: «Приидите, чада, послушайте…»).

1. В Светлую седмицу поется только «Христос воскресе…» (многажды).

2. Текст молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи…» одинаков на весь год для обеих литургий.

3. В древности, во время чтения заамвовной молитвы молящиеся стояли с преклоненными главами. И теперь диакон, в память этого древнего обычая, стоит пред иконой Спасителя, приклонив главу и держа орарь, как при чтении ектении. Этим он подает молящимся пример послушания воле Божией.

 


3. 12. Потребление Святых Даров

 

По окончании заамвонной молитвы священник царскими вратами входит в алтарь и читает молитву на потребление Святых Даров. Диакон тогда же входит северными дверями в алтарь, подходит к престолу и, приклонив голову, внемлет этой молитве.

 

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
«Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш…». «Исполнися и совершися…».

 

Этой молитвой священник исповедует, что как Сам Господь Иисус Христос исполнил все, что возвещено в Законе и пророках о нашем спасении, так и священнослужители совершили Таинство Святой Евхаристии по заповеди Господней и просят Бога удостоить их в будущем веке насыщаться Его бессмертной трапезы.

По окончании этой молитвы священник благословляет диакона, который, перекрестившись, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления Святых Даров.

Если священник служит без диакона, то он сам потребляет Святые Дары.

Для потребления Святых Даров берется плат, один конец которого углом влагается за верхний край фелони или стихаря, другим его концом священнослужитель берет Святую Чашу левой рукой, а правой, при помощи лжицы, с благословением потребляет из Чаши ее содержимое. Затем, ополоснув Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках ее ни малейшей частицы Святого Хлеба, он выпивает эту воду, вытирает Чашу губкой досуха, затем — лжицу платом и убирает сосуды в надлежащее место (сосудохранилище).

Священник, благословив диакона на потребления Святых Даров, раздает антидор, затем благословляет молящихся, стоя в царских вратах лицом к ним и возглашая: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Этим благословением совершается переход к молитвословиям отпуста.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Хор: «Слава… и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови».

а) В Светлую седмицу и в отдание Пасхи вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» священник и диакон поют «Христос воскресе…» (дважды полностью, а третий раз — половину тропаря, до слов: «…и сущим во гробех»), а хор заканчивает: «…и сущим во гробех живот даровав».

б) От Антипасхи до Отдания Пасхи священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», а хор поет: «Христос воскресе…» (трижды).

 

3. 13. Отпуст

 

Священник после пения «Слава, и ныне», «Господи, помилуй», «Благослови» произносит отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския) и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

а) В будние дни после Антипасхи до отдания Пасхи принято произносить воскресный отпуст «Воскресый из мертвых…» с упованием имени святого, его же есть день.

б) В Отдание Пасхи произносится пасхальный отпуст (с Крестом в руках).

в) В двунадесятые Господни праздники и до их отдания обычно произносится праздничный отпуст, если попразднство пли отдание не совпадают с воскресеньем.

г) В Великую субботу — отпуст обычный, не воскресный.

По отпусте хор поет многолетие: «Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) митрополита, или: архиепископа, или: епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета».

По традиции, перед отпустом священник берет Крест с престола и после отпуста, осенив Крестом оба лика и народ и сам поцеловав Крест, дает его для целования молящимся. По целовании священник опять осеняет Крестом народ и возвращается в алтарь, после чего царские врата и завеса закрываются.

В дни Светлой седмицы и в день отдания Пасхи после отпуста священник, осеняя Крестом на три стороны, возглашает: «Христос воскресе!» (трижды), на что молящиеся, осеняя себя крестным знамением, отвечают: «Воистину воскресе!» Хор также поет «Христос воскресе…» (трижды), заканчивая словами; «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению». Или хор поет: «Воистину воскресе!» (трижды).

По отпусте и многолетии священник, вернувшись в алтарь, если служит без диакона, сам потребляет Святые Дары, а при служении с диаконом произносит трижды: «Слава Тебе, Боже…» и читает благодарственные молитвы по причащении, затем «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…» и отпустительный тропарь.

 

 

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
Тропарь (глас восьмой): «Уст Твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим». «Слава», кондак (глас шестой, подобен, «Иже о нас…»). «От небес приял еси Божествен-ную благодать и твоими устнама вся учиши поклонятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя, еси бо наставник, яко Божественная являя». Тропарь: «Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово Твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим». «Слава», кондак, глас четвертый, подобен «Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне».

 

«И ныне», Богородичен:

«Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы. Но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя».

«Господи, помилуй!» (12 раз). «Честнейшую Херувим…», «Слава, и ныне». Далее священник совершает малый отпуст и снимает священные одежды.

Диакон после потребления Святых Даров, как и священник, читает молитвы по причащении, снимает священные одежды и убирает в надлежащее место все священные сосуды и облачения.

Окончив Божественную службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу уходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию.

 


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ЦЕРКОВНОму УСТАВУ

N п/п Вопросы Ответы
  1. Есть ли праздник без предпразднства, а только лишь с одним попразднством? Да. Преполовение.
  2. Есть ли праздник только лишь с одним предпразднством? Да. Происхождение Честных Древ.
    3. Когда читаются на утрени два Евангелия?   В праздник Благовещения, если он случится в Великую Субботу, читается одно Евангелие Благовещению пред каноном, а другое — после Великого славословия.
  4. Читаются ли на Литургии два Евангелия и один Апостол? Да. В праздник Благовещения, если он придется в понедельник, вторник, среду на Страстной седмице.
  5. Когда поется вечерня без прокимна? В Великую Субботу.
    6. Есть ли такой двунадесятый праздник, служба которого отправляется прежде самого праздника и какой этот праздник? Да. Если Сретение Господне приходится на понедельник первой недели Великого поста, то служба (праздника) оному должна быть отправляема в Воскресенье сыропустное.
  7. Читаются ли паремии на вечерне при бесполиелейной службе? Да. В течение всей Четыредесятницы и на Преполовение.
  8. Поется ли полиелей без паремий? Нет.
    9. Бывает ли на малой вечерне чтение паремий? Да. На Сретение Господне, если оно придется в субботу сыропустную, бывает чтение одной паремии дня на малой вечерне, а праздника чтения на великой вечерне.
  10. В какой двунадесятый Господний праздник на Литургии не поются Антифоны? В праздник Сретения Господня.
  11. Поется ли на днях седмицы, кроме Пятидесятницы, «Воскресение Христово видевше»? Да. На Воздвижение Честнаго Креста Господня (в какой бы день он ни случился) и в Лазареву субботу.
  12. Поются ли две катавасии в день воскресный? Да. На Успение Богоматери, если придется в воскресенье.
  13. Когда поются задостойники по содержанию не Богородице? В неделю Ваий и в Великий Четверток.
  14. Поется ли молебен без Евангелия? Да. В пятницу первой недели Великого поста, в день памяти св. Феодора Тирона.
    15. О каком празднике в Уставе сказано, что стихиры отдания оного положено вычитывать прежде этого праздника? О празднике Благовещения. Если он придется на Страстной Седмице, то стихиры отдания его вычитываются на шестой седмице.
  16. Когда после Апостола на Литургии не поется «Аллилуиа»? В Великую Субботу.
  17. Когда после Литургии сейчас же бывает благословение хлебов и вина? В Великую Субботу по заамвонной молитве.
  18. Когда после Литургии сейчас же бывает вечерня?. В восьмую неделю по Пасхе (в неделю Пятидесятницы)
    19. Когда вечерня бывает без стиховных стихир?   Во всех случаях, когда вечерня соединяется с Литургией». И в навечерии Рождества Христова и Богоявления, если оно придется в субботу или в воскресенье.
  20. Когда на утрени не произносится «Сугубая ектения»? В седмичные дни Великого поста, кроме суббот.
  21. Когда на второй день Пасхи на утрени читается Евангелие?   Если Благовещение или праздник святого великомученика Георгия выпадает на второй день Пасхи.
  22. Когда Литургия Иоанна Златоуста соединяется с вечерней? В праздник Благовещения, если он случится во дни Великого поста, кроме суббот и воскресений.
    23. Когда Литургия Василия Великого соединяется с вечерней? Навечерие Рождества Христова (6 января), Крещение Господне (18 января), в Великий Четверг и в Великую Субботу.
  24. Когда на Литургии не поется «Иже Херувимы»? В Великий Четверг,Великую Субботу и на Преждеосвященных Литургиях.

 


Богослужебный Апостол

Книга Апостол содержит:

 

а) Деяния святых апостолов;

б) семь Соборных посланий;

в) четырнадцать Посланий святого апостола Павла;

г) Апокалипсис (в некоторых изданиях).

Следованная Псалтирь

Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев.[35]

Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)

 

При пении догматика открываются Царские врата Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).
Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий» Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.
Чтение первого часа. Лампады тушатся.

 

 


[1] По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому первый час по восточному счислению соответствует нашему седьмому часу.

[2] Счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4, 6, 8, 10. Стихиры на «Слава» и на «И ныне» в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются во второй раз.

[3] Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусты произносятся по окончании вечерни, утрени и литургии, а малые — после полунощниц, повечерия, часов и малой вечерни.

Великие стпусты отличаются от малых тем, что на первых бывает воспоминания святых: дневного и храмового, а на малых отпустах таких воспоминаний не бывает. «Воздвигаем на молитву, говорится в Служебнике о Великом отпусте, в понедельник Бесплотных сил, во вторник Предтечу» и т.д. Затем воспоминается святой, в честь которого устроен храм, и святой, память которого совершается в день службы.

[4] Стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма – «Господи, воззвах к Тебе», так и называются «Стихиры на Господи, воззвах», термин стихира появился сравнительно поздно (около IX в.) и установился далеко не скоро. Первоначально, в VI-VII веках, припевы «Господи, воззвах» назывались тропарями.

 

[5] Творения св. Василия Великого. К Амфилохию о Духе Святом, 29,73.

[6] См. Петровский А. Богословская энциклопедия П.П. Лопухина. Т. 3. — СПб., 1902. С. 332-340.

[7] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 94.

2 М. Скабалланович. Толковый Типикон. Киев, 1913. Выпуск II. С. 71.

3 Цитированное сочинение. С. 97.

[8] Сначала священник целует икону Спасителя и, благословив крестообразно свещеносца и народ, целует икону Божией Матери.

2 Прокимны, называемые великими, заключают в себе не один, а три стиха; вследствие чего поются они продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемогущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога.

1 См. Типикон, 7 глава; С.В.Булгаков. Настольная книга... — Харьков, 1900. С. 759 – 761.

[9] Петровский А. Богословская энциклопедия. Т. III. — СПб., 1902. С. 335.

2 Цитир. соч. С. 99.

[10] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 104.

[11] Цит. соч. С. 108.

[12] См. К. Никольский. С. 210.

[13] Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. С. 108.

[14] Есть дни, когда канон на малом повечерии читать не положено, а именно: Пасхальная неделя, дни недели Пятидесятницы, начиная от вечера понедельника Святого Духа до Недели всех святых и др.

[15] Вениамин, архиеп. Новая Скрижаль. С. 123.

[16] См. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. — Харьков, 1900. С. 778.

[17] Когда на утрене поется «Аллилуиа» (вместо «Бог Господь») и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молитва «Господи и Владыко живота моего…», то после возгласа священника чтец читает не «Приидите поклонимся», а «Царю Небесный…», «Трисвятое», «Отче наш…», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне» и затем «Приидите поклонимся» (см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Великого поста и др.).

[18] В дни Великого поста, а также в дни поминовения умерших вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа».

1 После кафизм Устав предписывает «чтение во Евангелии толковом» (см. Типикон, 2, 3, 4, 9 и другие главы). Порядок совершения этого чтения и наименования книг, содержащих необходимый текст, указываются в десятой главе Типикона. На практике эти чтения опускаются.

2 Седален есть текст, следующий за кафизмой, при чтении или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозволялось садиться.

[19] После третьей песни малой ектении и седальна Устав предписывает чтение Златоустова «Маргарита» и Симеона Метафраста, а после шестой песни, малой ектении и кондака с икосом положено чтение «Пролога» или «Синаксария», принадлежащих в большинстве случаев перу талантливого Никифора Каллиста (XIV век). Но на практике эти чтения совершенно не употребляются.

[20] Вениамин, архиеп. Цит. соч. С. 128.

[21] Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 128-129.

[22] Вениамин, арх. Цит. соч. С. 129.

[23] Скабалланович М. Цит. соч. С.217.

[24] Труды Киевской духовной академии, 1909, май. С. 547.

[25] Устав о чтении канонов и о катавасии см. выше.

[26] Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.

2 Скабалланович М. Цит. соч. С. 247-248.

[27] Вениамин, арх. Цит. соч. С.134.

[28] Скабалланович М. Цит. соч. С. 304-305.

2 В богослужебных книгах термин «Бдение» иногда заменяется термином «Собор». Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совершаемое собранием иереев; но применяется это название к всенощному бдению.

[29] Стихиры на «Господи, воззвах» поются на 10 и на 8. В Октоихе сказано: «В субботу на велицей вечерни: …поем стихиры воскресны Осмогласника 3, восточны 4 и Минеи 3 или 6», (последнее указание (или 6) сделано ввиду того, что накануне воскресенья иногда действительно из Минеи поется 6 стихир). Так, если в воскресенье случится святой, имеющий бдение или полиелей, то поются стихиры воскресны 3, восточен 1 и святого 6 (см. 3 и 4 гл. Типикона). Необходимо сделать еще такое замечание: если в какой-либо Церкви не имеется Месячной Минеи, то вместо стихир Минеи накануне воскресных дней Октоих указывает петь стихиры Богородице; напечатанные в этой книге в последовании вечерни в субботу под заглавием: «Ины стихиры Пресвятой Богородице, творение Павла Амморейского, поемые идеже несть Минеи, или на литии».

[30] «Лития» — значит «усердное моление». Она совершается, как правило, в притворе храма, иногда вне его. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедствий, и в дни памяти избавления от них, она тогда соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают и заупокойные литии, совершаемые в притворе после вечерни или утрени.

[31] Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. С. 769.

1 Булгаков С.В. Указ. соч. С.770.

[32] Скабалланович М. Цит. соч. С. 163.

[33] Вениамин, арх. Новая Скрижаль. С. 114.

1 Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. С. 707.

1 Руководство д.с.п. 1888, 16, Ц.В. 1890, 44. Ряз.Е.В., 15.

См. об этом: Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно служителя. - Киев, 1913, изд.3-е. С. 914 – 915.

1 Чинопоследование Божественной литургии изложено в Служебнике, однако его краткие и сжатые выражения часто требуют разъяснений, в которых указывалось бы на основании издревле существующей литургической практики, что именно, когда и как должен делать священнослужитель, совершающий литургию.

По сложившейся практике, приготовившийся совершать литургию священнослужитель входит в алтарь, делает, по Уставу, два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв (если литургию совершают несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные — рясы).

 

1 Тотчас.

1 Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник.

1 В великие Господние (двунадесятые) праздники вместо псалмов и Евангельских блаженств поются антифоны, или избранные из псалмов стихи, содержащие в себе пророчество о воплощении Сына Божия и сопровождающиеся припевами, указывающими на исполнение пророчеств о Нем, а также и на сущность праздника. Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя хорами. Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные поются в будние дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника с красным знаком (святой бденный, полиелейный или с великим славословием), или предпразднства, или попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмология. Изобразительные антифоны поются во все субботы и воскресные дни, а также в будние дни, когда выпадает Богородичный праздник или праздник святого с бдением, или полиелеем, или великим славословием, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных и в Ирмологии).

Праздничные антифоны поются во всю неделю Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее.

1 Посвященный в стихарь читает Апостол на амвоне, иной чтец — за амвоном.

1 Церковный устав допускает произношение заупокойной ектении только в те дни, когда разрешено «Приношение о усопших», то есть не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупокойной ектении. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскресной литургии, но в дни двуна десятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд нескольких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы об усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их девятин, сорочин, или годин, или дней Ангела, и так далее. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе «Яко Ты еси Воскресение…», где они поминаются подряд.

1 Дориносима чинми — носимого, как в древности, победителя, поднятого на щите, поддерживаемом сложенными копьями воинов.

1 По установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое.

1 Снятие звездицы и четырехкратное крестообразное прикосновение ее краями к краям дискоса символически выражает удивление и преклонение Небесных Сил пред тайной Святой Евхаристии.

[34] С умилением, молимся, умиляемся.

1 Причастен, или каноник, получил наименование от того, что он поется во время причащения священнослужителей.

1 То есть: сознавая свое недостоинство и веруя, что в Святой Чаше — истинное Тело и истинная Кровь Христовы.

1 Прости — прямо стоя, с благоговением.

1 Обычно благодарственные молитвы читаются по отпусте литургии, когда священник дает целовать Крест молящимся.

1 Следованная Псалтирь, изданная Московской Патриархией в 1978 г., напечатана в двух томах. Её составные части расположены в ином порядке: т. I — Псалтирь, Канонник, Семиднев; т. II — Часослов, Месяцеслов.