Юлианский и григорианский календари

 

В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на весь так называемый великий Индиктион – период времени в 532 года, в котором все календарные вычисления начинаются с первого года. Там в девяти столбцах стоят цифры: в первой графе — годы от Адама, то есть от сотворения мира, во второй графе — от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны, вруцелето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.

В древние времена величину года измеряли двенадцатью лунными месяцами. Весь лунный год состоял из 354 суток. Впоследствии, наблюдая движение солнца, египетские астрономы определили, что год состоит из 365 суток и 6 часов.

В 46 году до Рождества Христова для исправления неверности прежнего летоисчисления Юлий Цезарь, по совету греческого астронома Созигена, повелел ввести эту длину года в римский месяцеслов, поэтому такое счисление года называется юлианским. Это счисление было принято всеми народами, подвластными Риму. И в 325 г. по Рождестве Христовом на Первом Вселенском Соборе юлианский календарь был положен в основание пасхальных вычислений.

Юлианский год содержит в себе 365 суток и 6 часов; если эти 6 часов не принимать в расчет, то ежегодно был бы остаток. Во избежание этого Созиген предложил считать три года по 365 суток, а четвертый за ними в 366 суток, прибавляя лишний день этого года к февралю месяцу, который поэтому имеет в этом году не 28, а 29 суток. Год этот, в отличие от обыкновенных, или простых лет, называется високосным годом.

Юлианский год был длиннее солнечного года на 11 минут 8,4 секунды. Эта незначительная, по-видимому, разница, постепенно накопляясь, возрастает в течение нескольких десятков лет в несколько суток. Это побудило папу Григория XIII отбросить от 1582 года лишние десять дней для того, чтобы и на будущее время отвратить это перемещением равноденствия. Было постановлено отбрасывать от каждых 400 лет по 3 дня, то есть в продолжение четырех столетий аннулировать три високосных года. В настоящее время разница между старым и новым (григорианским) стилем достигла примерно 13 дней.