И песнопений вседневной вечерни

Вечерня изображает ранний вечер, вернее, это «раннее утро истории человечества». Радостно и светло было начало истории человечества, но не надолго. Вскоре человек согрешил и сделал через грехопадение свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

В вечернем богослужении воспоминается творение мира и прославляется Промысл Божий во всем творении. Псалом 103 в величественных стихах рисует картину начала мира… Господь, дивно великий, одевается в свет. Непоколебимо утверждаются законы жизни миров. По мудрым законам тяготения на горах и вокруг сферы земли стоят воды. Светила днем и ночью освещают землю, и вода небесная питает ее. Звери, птицы, пресмыкающиеся наполняют леса, горы… Всемогущая сила Господня держит во власти мир и обновляет лицо земли Духом Своим… Он дал жизнь, Он поддерживает ее.

Последовательно воспоминаются пребывание прародителей в раю, их грехопадение и изгнание из рая, раскаяние их и приготовление к искуплению людей чрез пришествие на землю Христа Спасителя мира и само это пришествие.

Изображая скорбящего, плачущего пред вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем при закрытых Царских вратах (в вечерних молитвах) молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, «не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей».

Общее значение «светильничных молитв», по учению архиепископа Вениамина, следующее: после падения, но прежде еще изгнания из рая, Адаму обещан Ходатай и Искупитель всего рода человеческого, Христос — Сын Божий, как сказано змию: «Той сотрет главу» (Быт. 3. 15) «Священник, образуя этого Ходатая и как бы принимая на себя его звание, — говорит архиепископ Вениамин, — выходит перед царские двери и перед ними, как перед затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, тайно читая молитвы светильничные».[7]

Число этих молитв, по объяснению проф. М. Скабаллановича, есть священное число, соответствующее семи дням творения и промышления.2 Зажигание в это время светильников — прекрасный символ ветхозаветных упований, откровений и пророчеств — так же как наступающая ночь — символ сумерек, окутавших человечество после грехопадения.

После предначинательного псалма и светильничных молитв на вечерне следует Великая ектения «Миром Господу помолимся», в которой диакон велегласно произносит прошения, подобные тем, какие священник тайно возносит к Богу в светильничных молитвах. В ектении испрашивается то, чего лишились люди и в чем нуждаются по грехопадении, а именно: мира с Богом, мира с ближними и мира с самим собою. «Миром Господу помолимся» — в мире с самим собою, без смущения духа, без сомнений, без развлечений мыслей и в мире с ближними, без нужды к ним, но с взаимною любовью (Мк. 2, 25; 1 Тим. 2, 3).

Мир есть необходимое условие и в то же время результат всякой богоугодной молитвы. «Поэтому, — говорит архиепископ Вениамин, — не токмо без правой веры в Бога и без чистой совести, но и без взаимного согласия с ближними мы не можем приступить к молитве.3 В такое состояние мира трудно, а иногда и невозможно привести себя без помощи Божией, поэтому далее следуют прошения, в которых испрашивается у Господа, чтобы Он водворил в нас мир, умирил нашу совесть и соделал нас участниками мира с Богом» (Рим. 15, 13).

«Плач Адама» у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в 140, 141 псалмах, которые выражают глубокое сознание греховности души и упование человека на милосердие Божие. В псалмах мы неотступно просим Господа, чтобы Он услышал каждого из нас и принял нашу вечернюю молитву, как жертву, как фимиам благоуханный, и извел из темницы греха на путь правды, вернул в светлый рай Свой…

Эти стихи псалмов являются характернейшей особенностью всякой вечерни. Сумерки, окутавшие согрешившего человека, возбуждают в нем молитвенную тоску по свете незаходимом и, стоя у закрытой райской двери, он начинает взывать к Источнику жизни и счастья, к своему Творцу и Отцу. Кроме того, и каждодневные сумерки по наступлении вечера, столь естественно напоминающие о смерти — последствия греха, располагают к этому молитвенному «взыванию» и обращению.

Итак, все эти песнопения печальны и скорбны, соответственны плачу у дверей рая. Но Творец не покинул людей и после их грехопадения. Он дал «обетование» о Господе Спасителе, Который придет и сотрет главу змия. Это обетование находит свой отзвук в дальнейших песнопениях вечерни. Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихирами на «Господи, воззвах».

Во время пения этих стихир полагается каждение. Ввысь восходящий кадильный дым в реальном образе знаменует поднимаищееся к небу единодушное моление клира и предстоящих.

Песнь «Свете Тихий» является славословием Бога во Святой Троице, Тихого Света, Который ради немощи людей умалил Себя, сошел с небес, дал всем жизнь и достойно воспевается во все времена «гласами» людей преподобных.

Молитвой «Сподоби, Господи» и ектениею «Исполним» вечернюю молитву…» мы молим Господа о даровании нам мирного и безгрешного вечера и о святом провождении жизни нашей, просим всего, что добро и полезно для наших душ и спокойствия миру.

В молитве старца Симеона «Ныне отпущаеши» нам напоминается о нашем спасении и «восстании» в Боге Спасителе. Спасение, данное через Его воплощение, «открылось очам нашим». И мы, встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами святого Богоприимца: «Ныне отпущаеши». Этим заканчивается центральная часть вечерни.

Молитва «Ныне отпущаеши» помещена в конце вечерни, и это имеет свою особенность. Эта молитва — напутствие ко сну грядущим. Вечер кончен. Наступает покой ночи. И Церковь хочет внушить нам о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его, с молитвой ко Спасителю о сне тихом, мирном и безгрешном.

Эта глубоко умилительная и святая особенность вечернего богослужения всегда неотразимо действует на душу.

 

§ 3. Великая вечерня

 

«Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но тотчас, как он наступал, приносили благодарение», — так пишет святитель Василий Великий о тех благочестивых стремлениях, которыми руководились древние творцы вечерних храмовых молитвословий. С эпохи великого каппадокийца чин вечерни пополнился другими молитвами и песнопениями, приобрел полноту и стройную соразмерность.

1. Начальный возглас, предначинательный псалом и великая ектения. Антифон первой кафизмы («Блажен муж»).

В современной Великой вечерне, которой начинается служба, намечаются три части:

2. Псалом «Господи, воззвах» (сто сороковой), стихиры к нему, «Свете Тихий», прокимен и две ектении: сугубая и просительная.

3. Стихиры на стиховне, тропарь и отпуст.

Великая вечернясовершается в те дни, когда Устав предписывает на утрене полиелей. Кроме того, она иногда совершается на воскресный день и на праздник, когда по каким-либо причинам не совершается положенное Уставом всенощное бдение.