рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чинопоследование утрени на всенощном бдении

Чинопоследование утрени на всенощном бдении - раздел Религия, ЛИТУРГИКА. 2 КЛАСС   Порядок Совершения Утрени На Всенощном Бдении Совпадает С Пор...

 

Порядок совершения утрени на всенощном бдении совпадает с порядком полиелейной службы. Все встречающиеся особенности указаны при описании полиелейной службы. Всенощное бдение, как уже было сказано, начинается с безмолвного крестовидного каждения святого престола. По традиции, ведущей свое начало от Иерусалимского Устава, перед началом всенощного бдения полагается кадить весь храм. Это каждение, по верному замечанию профессора М. Скабаллоновича, само представляет как бы отдельную службу. Что же касается нынешней практики Русской Церкви, выражающейся в крестовидном каждении престола и алтаря, то она ведет свое начало от не менее древнего Устава Константинопольского храма святой Софии.

Безмолвное каждение является одним из самых многозначительных, глубоких и таинственно-торжественных мест православного богослужения. Оно символизирует веяние Святого Духа, ибо до начала всякого бытия в вечности веет Святой Дух в безначальной и блаженной жизни Троичных Недр. Безмолвие крестовидного каждения как бы указывает на неизреченность и вечный блаженный покой премирного Божества.

Крестовидность каждения указывает на то, что Сын, Которым ниспосылается исходящий от Отца Святой Дух, есть «Агнец, закланный от создания мира».

Святитель Филарет Московский говорит: «Крест Иисусов, сложенный из вражды иудеев и буйства язычников, есть уже земной образ и тень этого небесного Креста любви» («Слово в Великий Пяток»).

После возгласа: «Слава Святей…» поется: «Приидите, поклонимся…», где прославляется Царь и Создатель, Второе Лицо Пресвятой Троицы — Христос Бог.

Радость твари, благословляющей Господа, и ответ на Его благословение слышится в следующем за «Приидите поклонимся…» так называемом предначинательном 103 псалме, начинающимся словами: «Благослови, душе моя, Господа…». Его содержание рисует картину мироздания во всем его великолепии. Каждение фимиама — ладана изображает веяние Духа Божия, Который, по слову Библии, «носился» над первозданным миром, рождая жизнь Своею Божественною силою: «И дух Божий ношашеся верху воды».

Двери алтаря в это время отворены. Алтарь изображает в одном смысле небо — жилище Божие, в другом — рай — жилище Адама в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем. Таким образом, открытые в это время Царские врата изображают райское блаженство прародителей в раю. Но вот по каждении царские врата затворяются, ибо грехом («Адамовым преступлением») закрыт был для человека рай, открывающийся ему в близости Божией. Алтарь с престолом здесь изображает рай, небо, на котором действительно (во святых Дарах), а не мнимо, восседает Господь. Ему предстоит Его изображающий архиерей и священники с диаконами, изображающие ангелов. Средняя часть храма символизирует землю с верующими.

Затем на всенощном бдении совершается лития. Профессор М.Скабалланович отмечает «несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв». Кроме того, говорит он, «в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, неприятных в Церковь или исключенных из нее, — с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда ее народный и вселенский характер (во всем мире) литийных молитв».[32] А Симеон Солунский о литии говорит так: «В притворе на вечерне творим литию во изображение того, что Спаситель наш в последние дни сошел к нам долу и этим умилостивляем Его. И, стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его ибо недостойны и воззреть на высоту небесную, если став пред вратами, не возгласим: «Согрешихом». Тогда и Сам Господь, исшед к нам, в сретении с любовью обнимает нас. Вот что значит молитва иерея пред дверьми! Она значит, что он снова просит у Господа отверзать нам Едем и небо, или лучше сказать, Божественную утробу, которую мы затворили для себя к своему несчастью».[33]

Лития содержит совершенно новые, сравнительно с прочими ектениями, моления. Она сопровождается перечислением святых, к заступничеству и посредничеству которых Церковь прибегает. Этим как бы подчеркивается один из основных догматов Православия — почитание святых и молитвенное общение с ними.

В древности благословение хлебов осуществлялось для подкрепления сил молящихся. В Служебнике в связи с этим есть увещание, где указано раздавать иерею благословенные хлебы, вместо антидора после Литургии. Объясняется это тем, что в Русской Церкви в древности бдение начиналось около 9 часов вечера и оканчивалось после полуночи, когда уже вкушать не положено до литургии, как говорится в Уставе: «Да никто не дерзнет вкусити, причащения ради пречистых святых Христовых Тайн» (Типикон, 2 глава).

Когда же бдение оканчивается до полунощи, благословенные хлебы обычно раздают маленькими кусочками молящимся при целовании иконы. В тех храмах (главным образом в сельской местности), где бдение совершается не с вечера, а утром до литургии, там следует раздавать хлебы после литургии.

Благословенную пшеницу указывается или употреблять при сеянии, или молоть и использовать, как всякую муку, если зерна удобоваримые. «Пшеницу, как говорится в Служебнике, или сей, или со иною изволи и с благодарением иждиви».

Вино же нужно «испить со благоговением, обаче якоже благословенная» (Служебник).

Елей указывается употреблять для помазания людей. В Служебнике сказано: «Елей сей, его же благословил еси, аще есть иконостас, на целовании образа, люди знаменай». В настоящее время помазание елеем обыкновенно совершается на утрене, после чтения Евангелия и молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Устав о помазании елеем изложен, главным образом, в поспедовании Типикона на 26 сентября.

Итак, как уже было сказано, всенощное бдение получило свое начало с самых древних времен христианства. К источникам I века, упоминающим о ночных службах, относится Священное Писание, в частности книга Деяний святых апостолов. Рубежу I и II веков принадлежит послание коринфянам святителя Климента Римского, где имеется указание на бдение. Во II веке о бдении упоминает Климент Александрийский (Строматы, 1 книга, 21 глава). К III веку относится сочинение Тертуллиана «О бегстве». Важнейшим памятником истории бдения на рубеже III и IV веков являются «Апостольские Постановления» (2 книга, 69 глава).

В IV веке из весьма важного послания святителя Василия Великого к неокесарийским клирикам видно, что всенощное бдение отправлялось уже в Церквах Египта, Палестины и т.д. Василий Великий пишет довольно подробно о том, как совершается эта согласная с древним преданием и обычаем всех Церквей служба, когда, «еще с ночи народ утреннюет у нас в доме молитвы». Архиепископ Филарет Черниговский, анализируя этот текст, находит в нем уже все элементы бдения. В IV же веке из свидетельств древних историков церкви — Сократа, Созомена и Феодорита, видно, что святой Афанасий Великий исполнял на своих службах полиелейный припев: «Яко в век милость Его». В конце IV века святитель Иоанн Златоуст ввел всенощное бдение в Константинопольской церкви (Сократ, 6 книга, 8 глава).

В V веке святой Венедикт Нурсийский вводит свой знаменитый устав, из которого видно, что бдение состоит из ночной службы и утрени.

В конце VI или в начале VII века на Синае уже совершалось бдение, описанное Иоанном Мосхом и святым Софронием, в котором ясно намечен состав современного бдения.

Самыми древними из дошедших до нас полных уставов являются уставы храма святой Софии в Константинополе X - XI веков без заглавия и устав Синайской обители — приблизительно той же эпохи. Первоначальными памятниками уже сложившегося устава являются Типикон XII века обители преподобного Саввы Освященного и Типикон XIII века Синайской обители.

 

§ 7. Устав о чтении канонов в воскресные и праздничные дни

 

На утрене Устав предписывает пение канона или, большею частью, нескольких канонов либо на 16, либо на 14, либо на 12, либо на 8. Изменения в количестве песнопений канона бывают следующие: некоторые песни канона поются, например, на 10 и даже на 4.

На 16 канон или каноны назначаются в неделю Пасхи и Пятидесятницы, а также в следующие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Рождество Богородицы, Введение, Успение (если они приходятся на будние или субботние дни, но не воскресенье и так далее).

На 14 каноны назначаются в воскресные дни, в любой период времени, то есть при пении Октоиха или Триоди Постной, или Триоди Цветной. Если с воскресным днем совпадает Богородичный праздник, хотя бы это был праздник, на который в будние и субботние дни каноны назначены на 16, то все равно каноны поются на 14. Имеется много и других особенностей, где положено петь каноны на 14.

На 12 канон или каноны поются в период времени пения Октоиха в будни и субботние дни, например, при празднике Покрова Пресвятой Богородицы, в отдание Воздвижения и т.д.

На 6 канон полагается в Великий Четверг.

В воскресные дни по Уставу каноны поются в следующем порядке: сначала из Октоиха — 1) воскресный, 2) крестовоскресный, 3) Богородицы, 4) святому.

В Октоихе к первому тропарю Воскресного канона указан припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», к другим канонам (Крестовоскресному и Богородичному), припевов не указано, так как по Уставу, ко всем тропарям канона, кроме первого, припевами служат стихи пророческих песней. В Ирмологии пророческие песни так и распределены:

а) «Песней стихи в Недели и праздники»;

б) «Песней во вся дни»;

в) «Во святую Четыредесятницу»;

Но так как в практике Русской Православной Церкви пророческие песни поются только постом, то поэтому к тропарям Крестовоскресного канона делается припев: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению», а к тропарям Богородичного канона: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Воскресный канон отменяется только в Господские двунадесятые праздники: Крестовоскресный канон опускается, если в воскресенье случится двунадесятый Богородичный праздник, святой с бденьем или попразднство и вообще, когда из Минеи поются на 8. Если же случится святой, которому совершается бдение, или предпразднство, или попразднство, или два великих святых — вообще, когда из Минеи указывается брать канон на 10, то отменяется и Богородичен канон из Октоиха.

Таким образом, все каноны Октоиха поются только тогда, когда в Неделю празднуется святой, которому положен канон на 4. При увеличении же канонов Минеи первым отменяется Крестовоскресный канон, затем уже Богородицы, и, наконец, в Господские праздники Октоих отменяется вовсе.

В будние дни, на которые выпадает двунадесятый Господский праздник, поются только каноны этому празднику; если Богородичный двунадесятый — то же самое. В случае совпадения указанных праздников с воскресным днем воскресные и праздничные каноны соединяются. Если святой с бдением, или полиелеем в будний день (кроме суббот и воскресений), то поется канон Пресвятой Богородице, который находится в конце Октоиха (глава 8), именуемый «Колесницегонитель», или же канон молебный «Параклисис» («Воду прошед»), помещенный в Каноннике и Часослове, и канон святому. В субботние дни, когда есть бдение или полиелей при чтении канонов, следует учитывать следующее:

а) в храме святого (то есть храм освящен в честь какого-либо святого), — устав о канонах предписывает читать их как и в прочие дни недели, то есть канон Богородице из Октоиха или Часослова и празднуемому святому;

б) в храме Христовом или Богородицы (то есть храм освящен в честь Господа нашего Иисуса Христа или в воспоминание какого-либо события из Его жизни; или же в честь Божией Матери или Её иконы), читается канон храма и затем канон святого, которому совершается бдение или полиелей.

 

§ 8. Катавасии, поемые в Господские, Богородичные праздники, праздники святых и в воскресные дни
в течение всего года (19 глава Типикона)

 

Катавасией называется ирмос, который поется в конце той или другой песни канона. Типикон часто приписывает этот ирмос петь двум ликам вместе, например, он говорит: «Катавасия» Божественным покровен, оба лика вместе» (Последование в четверг Вознесения): но иногда каждому «ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос» (Последование 25 декабря) (7 января)).

На повседневной утрене катавасия бывает по третьей, шестой, восьмой и девятой песни: катавасией служит ирмос третьего канона (то есть ирмос последнего канона).

После каждой песни канона катавасии поются в те дни, когда совершается служба святому с великим славословием, с полиелеем и т.д.

На катавасию после каждой песни канона в праздничные дни назначаются следующие ирмосы:

1. От 14 сентября до отдания Воздвижения 4 октября (включительно): «Крест начертав Моисей…».

2. По отдании Воздвижения от 5 октября до предпразднства Введения 3 декабря (включительно): «Отверзу уста моя…».

3. С праздника Введения 4 декабря до отдания Рождества Христова 13 января (включительно): «Христос рождается…».

4. От 14 января до отдания Богоявления 27 января (включительно): «Глубины открыл есть дно…».

5. По отдании Богоявления 28 января до отдания Сретения 22 февраля (включительно): «Сушу глубородительную землю…».

6. По отдании Сретения от 23 февраля до праздника Происхождения Честнаго и Животворящего Креста 14 августа, за исключением Недель о блудном сыне, мясопустной, сыропустной, первой и третьей недель Великого поста, недели Ваий и Страстной недели, а также Недель Пасхи и следующих за нею до отдания Пятидесятницы: «Отверзу уста моя…».

7. От 14 августа до праздника Преображения 19 августа (включительно), а также и в отдание праздника Преображения: «Крест начертав Моисей…».

8. В попразднство Преображения до отдания: «Лицы израильстии…».

9. С предпразднства Успения 27 августа до его отдания 4 сентября августа: «Преукрашенная божественною славою…».

10. По отдании Успения с 5 сентября до 14 сентября: «Крест начертав Моисей…».

11. В Великий пост и приготовительные к нему дни:

а) в Неделю мытаря и фарисея – «Глубины открыл есть дно…», если ранее 15 января; «Сушу глубородительную землю…», если будет в срок 15 января — 9 февраля; «Отверзу уста моя…», если будет 10 февраля и позднее;

б) в Неделю блудного сына – «Сушу глубородительную землю…», если будет ранее 10 февраля; «Моисейскую песнь…», если будет 10 февраля и позднее;

в) в субботу и Недели мясопустную, сыропустную, первую и третью недели Великого поста, неделю Ваий и Страстную седмицу — Триоди.

12. В недели и дни Пятидесятницы:

а) от недели Святой Пасхи до отдания, но не в самое отдание: «Воскресения день…»;

б) в день Преполовения и на отдание Преполовения: «Море сгустил еси…»;

в) в неделю шестую по Пасхе и на отдание Пасхи: «Спасителю Богу…»;

г) на праздник Вознесения и его отдание: «Божественным покровен…»;

д) в попразднство Вознесения: «Спасителю Богу…»;

е) в неделю седьмую по Пасхе святых Отцов: «Божественным покровен…»;

ж) в неделю Пятидесятницы и в ее отдание: «Божественным покровен…»;

з) в неделю Всех Святых: «Отверзу уста моя…».

 

§ 9. Об особенностях субботней службы при святом,

не имеющем никакого знака

 

Устав субботних служб при одном святом, имеющем тропарь, но в Типиконе не отмеченном никаким знаком, изложен в 12 главе Типикона: «О службе субботней: о вечерни, о утрени и о литургии, егда поем Бог Господь», а также в главе Октоиха: «О службе субботней: о вечерни, о утрени и о литургии, егда поем Бог Господь» и в главе Октоиха: «Указ о службе субботней».

Эта служба имеет следующие особенности:

На «Господи, воззвах» на «И ныне» поется Богородичен воскресный из первого приложения Месячной Минеи настоящего гласа.

На «Ныне отпущаеши» поется тропарь святого. «Слава, и ныне» — Богородичен настоящего гласа из третьего приложения Месячной Минеи.

После шестопсалмия и «Бог Господь» поется тропарь святого (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря святого из третьего приложения Месячной Минеи.

В период предпразднства или попразднства порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и «Бог Господь» такой же, как и в другие дни недели.

Каноны

В храме святого поется канон прежде Минеи, потом канон храма святого и, наконец, из Октоиха­ ­­­­­­­­­­­ —­­­ ­­­­­­­­ мученичен канон.

В храме Христа Спасителя или Богородицы — канон храма, затем святого из Минен и мученичен из Октоиха.

В случае совпадения предпразднства или попразднства с субботним днем Октоих не поется, кроме догматика на «Господи, воззвах» (за исключением праздников Рождества Христова и Богоявления, так как согласно Уставу, в период предпразднства и попразднства далее в субботу положено петь песнопение Празднику).

 

 

§ 10. Об особенностях богослужения субботних дней
при совпадении со службами двум святым

 

В данном случае исполняются стихиры на «Господи, воззвах»: три первого святого и три второго святого. «Слава» — святого из Минеи (если есть), «И ныне» — Богородичен воскресный, настоящего гласа.

После «Ныне отпущаеши» исполняется тропарь первого святого, затем «Слава» — тропарь второго святого, после чего «И ныне» — Богородичен воскресный, настоящего гласа.

После этого следует «Бог, Господь», «поемого во глас тропаря», тропарь — первого святого (дважды), «Слава» — тропарь второго святого. «И ныне» — Богородичен воскресный, по гласу тропаря второго святого.

Каноны

В храме святого — Минеи первого святого, второго святого и из Октоиха мученичен.

Канон храма святого оставляется.

В храме Христа Спасителя или Божией Матери — канон храма, канон одного святого, канон другого святого и канон мученичен из Октоиха.

 


§ 11. О богослужении воскресных дней, совпадающем

со службой святому со всенощным бдением

 

С торжеством воскресного дня иногда соединяется другое какое-нибудь торжество. В том случае, если им является Господский двунадесятый праздник, воскресная служба полностью заменяется службой праздничной. Но в других случаях воскресная служба не отменяется, а совмещается. Способ такого совмещения объясняется в третьей, четвертой, пятой главах Типикона и в так называемых «Марковых главах», помещенных под разными числами в сорок восьмой главе Типикона. Третья глава Типикона показывает способ совмещения воскресной службы со службой святого, который имеет бдение, то есть такого святого, которому и в будний день полагается бдение.

Так как порядок всенощного бдения мы уже излагали, то здесь мы отметим лишь некоторые его части, которые принадлежат к разряду изменяемых.

Особенности этой службы заключаются в следующем:

стихиры на «Господи, воззвах» исполняются на 10, а именно:

воскресные стихиры гласа — 3;

восточные, или анатолиевы стихиры — 1;

стихиры святого из Минеи — 6;

«Слава» — святого;

«И ныне» — Богородичен гласа;

после «Ныне отпущаеши» — тропарь:

«Богородице Дево…» — дважды и святого — единожды.

На «Бог Господь» — тропарь воскресный — дважды. «Слава» — тропарь святого. «И ныне» — Богородичен по гласу тропаря святого.

Величание. После величания тропари: «Ангельский собор…» с припевом: «Благословен еси, Господи…».

Каноны: Воскресный, Богородицы из Октоиха и святого.

 

§ 12. Предварение Божественной литургии

последованием третьего и шестого часа

 

На третьем часе (который соответствует у нас девятому часу утра) воспоминаются события из последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругание над Ним и бичевание Его после Суда у Пилата.

Кроме того, третий час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. «Сие же размышляя, — повелевает Учительное известие священнослужителю, — прилежно Богу да молится — яко да подаст и ему Духа Святаго, яко же и Святым Апостолом», сообразно с этими воспоминаниями избраны и псалмы для третьего часа: шестнадцатый — «Услыши, Господи, правду мою…», двадцать четвертый «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…», пятидесятый псалом «Помилуй мя, Боже…».

В шестнадцатом и двадцать четвертом псалмах изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов: «Изгонящии мя ныне обыдоша Мя…» (Псалом 16, 10). В пятидесятом псалме — раскаяние в грехах и молитва о ниспослании нам Святого Духа: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей…» (Псалом 50).

На шестом часе (который соответствует у нас двенадцатому часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно этим воспоминаниям избраны и псалмы:

 

Наименование псалма Содержание псалма
«Боже, во имя Твое спаси мя…» Пророчески указывается на предательство и страдания Спасителя
«Внуши, Боже, молитву мою…»
«Живый в помощи Вышняго…» Благовествует о надежде и уповании на Бога

 

Богослужения, совершаемые в третий и шестой часы, освящены самыми апостолами.

Из книги Деяний мы узнаем, что святые апостолы время третьего и шестого часов считали временем молитвы (Деян. 2, 15; 10, 9).

 

§ 13. Приготовление священнослужителей

к совершению Божественной литургии

 

Святая Православная Церковь особенно строго требует, чтобы священнослужители достойно «приуготовляли» себя к совершению ими святейшего таинства Причащения.

Служение священником литургии без приготовления, хотя бы даже и при соборном служении, ни в каком случае не допускается; не следует этого допускать даже и для диаконов.1

В физическом отношении от совершителя таинства требуется, чтобы все тело его было чистым, одежда — не рваной, приличной и опрятной, лицо и руки — вымытыми, голова — причесанной, ногти — обрезанными, усы — подстриженными, зубы — вычищенными еще с вечера. Если нужно освежить рот утром, то следует делать это с большой осторожностью, чтобы не проглотить воды, что, впрочем, в случае нечаянности, не может служит препятствием к приобщению (Учительное известие; сравни 16 правило Тимофея Александрийского).

В духовном отношении от готовящегося к совершению таинства требуется, чтобы он возбудил в себе молитвенное настроение и приобрел искреннее желание совершить Святое Таинство и причаститься Христовых Тайн. Для этого священнослужители обязываются выполнить так называемое «правило», положенное Уставом перед совершением Литургии.

Священнослужитель, готовящийся к совершению литургии, должен:

I. Совершить или выслушать вечерню и утреню (для священника должны быть прочитаны тайные светильничные и утренние молитвы, диакону их читать не нужно).

II. Вычитать определенные каноны, положенные на каждый день:

1) Спасителю;

2) Божией Матери;

3) «дневной»;

4) святому Ангелу Хранителю.

1. Спасителю:

а) На воскресенье, понедельник, среду, субботу канон Иисусу Сладчайшему
б) На вторник и четверг канон покаянный ко Господу Иисусу Христу
в) на пятницу Кресту

2. Божией Матери:

а) На воскресенье, понедельник, вторник, четверг, пятницу канон молебный ко Пресвятой Богородице «Воду прошед…»
б) На среду канон Одигитрии
в) На субботу канон Акафиста (неотложно)

3. «Дневной»:

на понедельник Архангелам и Ангелам
на вторник Иоанну Предтече
на четверг святым апостолам и святителю Николаю Мир Ликийских
на субботу всем святым

4. Святому Ангелу Хранителю на каждый день

(только в понедельник — по желанию).

 

III. Канон и молитвы ко Святому Причащению. Если кто по каким-либо причинам, независящим от него, не может выполнить всего правила, то обязан дочитать его после литургии, но молитвы ко Причащению непременно должны быть прочитаны перед литургией.

Кроме этого, от готовящегося к совершению литургии требуется, чтобы он соблюдал себя от всего того, что может препятствовать ему совершать святое Таинство. Это:

1) запрещение в служении от архиерея;

2) смертный грех на душе;

3) вражда;

4) вкушение пищи после полуночи;

5) женатый священник должен накануне воздержаться от супружеских отношений;

6) особые состояния духа, которые священник должен стараться искоренить; уныние, тоскливость;

7) осквернение во сне.

В последнем случае, если священнослужителю совесть подсказывает, что виноват в этом он сам (дал повод накануне скверными мыслями или разговорами, неумеренностью в пище или излишним сном) без исповеди он не должен приступать к совершению таинства. Напротив, если совесть ни в чем не укоряет, а искушение последовало от сатаны, то при необходимости без предосуждения он может приступать к священнодействию (4 правило святого Диониссия Александрийского), предварительно прочитав правило от осквернения.

13. 1. Поведение диакона, совершающего литургию без приготовления

1. Диакон не выходит со священником перед царскими вратами для чтения входных молитв.

2. Не берет обычного начала у священника перед «Благословенно Царство», а только тихо произносит: «Благослови, владыко», и, получив благословение, целует руку священника, и выходит на амвон для произнесения «Благослови, владыко» и ектении.

3. После Великого он входа не обращается к священнику за молитвою о себе, равно также и священник к нему (ибо это касается общего служения, в котором нужна взаимная молитва), а только таким образом, как и при начале Литургии, испрашивает благословение, говоря: «Благослови, владыко» и, получив благословение, отходит на свое место для дальнейшего священнослужения.

4. При возгласе священника «Победную песнь…» диакон не поднимает звездицы, вместо него делает это сам священник.

5. При освящении святых Даров он не подходит к святой Трапезе и не поднимает святые Дары при возгласе «Твоя от Твоих…», а только после их освящения совершает каждение во время пения «Достойно есть».

6. Не выносит святых Даров и не возглашает: «Со страхом Божиим…».

«От такого образа действования, как установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совершении Литургии»1.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛИТУРГИКА. 2 КЛАСС

На сайте allrefs.net читайте: "ЛИТУРГИКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чинопоследование утрени на всенощном бдении

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика Церковного Устава
  Церковный Устав (Типикон) — книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечери

Юлианский и григорианский календари
  В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на ве

Время празднования Пасхи
В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено строго определенное время празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями, и

Порядок совершения девятого часа
  Священник без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава

Чинопоследование вседневной вечерни
Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, следующим образом. После молитвы девятого часа: «Владыко Господи…» отпуста не бывает. Священник по окончании молитвы дев

И песнопений вседневной вечерни
Вечерня изображает ранний вечер, вернее, это «раннее утро истории человечества». Радостно и светло было начало истории человечества, но не надолго. Вскоре человек согрешил и сделал через грехопаден

Чинопоследование великой вечерни
  Великая вечерня частично изложена в седьмой главе Типикона, которая имеет следующую надпись: «…во дни недельные, идеже всенощные не бывают, или настоятель не изволит, поется вече

Символическое объяснение священнодействий вседневной утрени
Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. «Утро» для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро з

Входные молитвы
  Перед началом литургии, утром, в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, три

ПРОСКОМИДИЯ
§ 1. Понятие о проскомидии   Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, через особые священнодействия, из принесенных хлебов и вина приго

Литургия оглашенных
  § 1. Понятие о литургии оглашенных   Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила о

Чинопоследование литургии верных
2. 1. Ектения и молитвы о верных. Херувимская песнь По раскрытии антиминса и по окончании ектении об оглашенных начинается основная часть службы — литургия верных. В это время диакон в мал

Совершение таинства
  3. 1. Евхаристический канон   По надлежащем приготовлении молящихся к Евхаристии священник возглашает: «Благодарим Господа». Хор: «Достойно и праведн

Причащение священнослужителей
  После «Един свят…» хор поет причастен1: а) Воскресный причастен всех гласов: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». б) Причастен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги