рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛИТУРГИКА. 1 КЛАСС

ЛИТУРГИКА. 1 КЛАСС - раздел Религия, Московская Духовная Семинария Сектор Заочного Обу...

Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения

Архимандрит ИОНА

(Карпухин)

 

 

ЛИТУРГИКА

 

Учебное пособие для студентов 1 класса

 

 

Сергиев Посад

2004
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............4

1. Понятие о литургике……………………………………………………...4

2. Виды богослужения………………………………………………..……..4

 

Глава I. ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ ¾

МЕСТО ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.........................................5

 

1. Понятие о храме…………………………………………………………..5

2. Происхождение храма…..……………………………………..…………5

3. Внешний вид храма……………………..…………………..……………9

4. Внутреннее устройство храма…………………………..………..……..10

4.1. Притвор……………………………………………………………………………10

Средняя часть храма…………………….…………………………......................12

Иконостас…………………………………………………………………………14

4.4. Алтарь и его принадлежности…………………………………….……..............16

5. Кладбища и их назначение……………………………………………...23

 

Глава II. ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ И ОБЛАЧЕНИЯ………………………..25

 

1. Священно- и церковнослужители………………………………………25

2. Священные одежды и облачения……………………………………….27

2.1. Одежда чтеца……………………………………………………………………..28

2.2. Диаконские одежды………………………………………………………………28

2.3. Облачения пресвитеров………………………………………………………….29

2.4. Архиерейские облачения………………………………………………………...31

Глава III. ВНЕШНЯЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

ПРАВОСЛАНОГО ХРИСТИАНИНА………………………………36

 

1. Способ созыва верующих к богослужению……………………………36

2. Православные праздники………………………………………………..39

3. Посты……………………………………………………………………..42

 

Глава IV. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ………………………………………..44

 

Общее понятие о Богослужебных книгах…………………………….......44

 

СВЯЩЕННО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ…………………………………..45

 

1. Богослужебное Евангелие........................................................................45

2. Богослужебный Апостол………………………………………………..46

3. Псалтирь…………………………………………………………….……49

3.1. Следованная Псалтирь………………………….…………………………………...50

 


ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ……………………………………56

 

1. Понятие недельного круга богослужения……………………………...56

2. Октоих……………………………………………………………..……..57

3. Минея…………………………………………………………………......63

4. Триодь…………………………………………………………………….68

4.1. Постная Триодь…………………………………………………………………..69

4.2. Цветная Триодь…………………………………………………………………..70

5. Ирмологий (общие сведения)…………………………………………..70

6. Служебник……………………………………………………………….71

7. Чиновник…………………………………………………........................72

8. Требник………………………………………………………………......72

9. Книга молебных пений (общие сведения)…………………………......73

10. Иерейский молитвослов……………………………………………….74

11. Типикон…………………………………………………………………74

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

I. Последование вседневной вечерни……………………………………..76

II. Последование вседневной утрени……………………………………...79

III. Последование Всенощного бдения (Типикон, 2 глава)…………….82

IV. Поведение православного христианина в храме Божием…………89

V. Обязанности пономарей Покровского Академического храма

Московской Духовной Академии и Семинарии……………………92

VI. Словарь литургических терминов…………………………………….97

ЭКзАМЕнационная ПРОгрАММА……………………………………...107

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о литургике

Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви. В задачу курса литургики 1 класса Московской Духовной семинарии входит: 1) ознакомление с храмом, его устройством (внешним и внутренним), со… 2) изучение богослужебных книг и порядка уставного отправления как отдельных элементов Богослужения (чтение Священного…

Понятие о храме

Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий. Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются… Всякий православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как Господь невидимо присутствует в нем Своею…

Притвор

Внутренний притвор называется трапезной, такое название происходит от того, что в некоторых церквах, и особенно в обителях, в этой части храма… В древности притвор (внешний и внутренний) предназначался для оглашенных и… Оглашенными назывались люди, которые, изъявив желание принять христианство, изучали истины веры и правила…

Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию.

Оглашенные разделялись на три степени: 1) слушающие поучения; 2) коленопреклоняющие;

Престол

Самую главную принадлежность алтаря составляет святой престол (trapeVa), знаменующий собой престол невидимого Бога. Он изображает место… Во изображение единственности жертвы Христовой на одном престоле в один день… Поскольку престол имеет значение и Гроба Христова, и престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения. Нижнее…

Жертвенник. Назначение и духовный смысл,

Священные предметы на жертвеннике

Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от престола. Жертвенник… На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются… Дискосом (diskoV — глубокое блюдо) называется священное блюдо, на котором полагаются Святой Агнец, то есть та часть…

Священнослужители

Священнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три: 1) епископы; 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы. 1. Епископ — это высшая степень священства в Церкви. Епископ является: а) предстоятелем общества верующих;

Церковнослужители

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (то есть помощники диакона), чтецы (псаломщики);

Одежда чтеца

2.2. Диаконские одежды   Стихарь (греч. sticarion) — прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизирует…

Облачения пресвитеров

К облачениям священника принадлежат: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза. Подризник — то же, что диаконский стихарь, но с узкими рукавами. Он имеет… Епитрахиль (epi — на; trachloV — шея) — одежда, объемлющая шею сзади и через грудь спускающаяся донизу. Епитрахиль…

Глава III

ВНЕШНЯЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЦЕРКОВНОЙ

ЖИЗНИ ПРАВОСЛАНОГО ХРИСТИАНИНА

  1. Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)

Великие праздники

  Великие двунадесятые праздники[9] № п/п Наименование…  

Великие недвунадесятые праздники

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Днями предпразднства Святая Церковь приготовляет верующих к встрече дня… Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого…

Средние праздники

Средниепраздники различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге + и имеют, как и великие…   1. Дни памяти святого апостола и евангелиста Иоанна…  

Общее понятие о Богослужебных книгах

Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания… Употребляемые при богослужении книги могут быть разделены на… К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апостол и Псалтирь, то есть книги, взятые из Библии.

Псалтирь печатается двояким образом: во-первых, с приложением Часослова и других «последований» — так называемая «Псалтирь с следованием», «Псалтирь с последованием», «Псалтирь следованная»; во-вторых, только Псалтирь без «последований», на церковном языке называемая «Малою Псалтирью», «Псалтирью келейной».

Псалтирь иногда называют «Учительной», так как из всех церковных песнопений, содержащихся в богослужебных книгах, псалмы по преимуществу являются назидательными, учительными, гимнами. В псалмах вся Церковь и каждый верующий могут выражать свои благоговейные переживания, чувства покаяния и радости. По словам святителя Василия Великого, «Псалтирь пророчествует о будущем, вспоминает о прошедшем… Она есть некая сокровищница благих наставлений; она врачует и застарелые душевные язвы, и тому, кто получил свежую рану, подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здоровое, истребляет страсти. Она доставляет спокойствие душе, производит мир, прощает бурные и мятежные помыслы. Псалом смягчает душу гневливую, уцеломудривает любострастную… Чему не наставит тебя Псалтирь? Ты научишься из нее и отличному мужеству, и строгому правосудию, и постоянному воздержанию, и совершенной щедрости, и образу покаяния, и полному терпению, ты научишься из нее всему доброму…» (Беседа на первый псалом).

В древней Руси Псалтирь была одним из предметов образования и являлась учебной книгой. Поэтому в Псалтири, как книге учительной, печатаются «статьи», научающие истинам веры во Единого Бога, славимого в Троице. К ним относятся:

а) Символ святителя Афанасия, патриарха Александрийского;

б) Изложение о вере Анастасия, патриарха Антиохийского, и Кирилла Александрийского в вопросо-ответной форме;

в) изложение о вере святого Максима Исповедника;

г) краткое поучение о крестном знамении и сложении перстов для совершения его и др.

Псалтирь разделена на 20 кафизм, а каждая кафизма — на три «Славы», или части, оканчиваемые словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

«Славы» иногда называются «статьями», «антифонами». 17 кафизма разделяется не только на три «Славы», но и на две половины. В ней перед 94 стихом («Твой есмь аз, спаси мя») печатается слово: «среда», то есть середина. Поскольку Псалтирь употребляется за Богослужениями в течение всего года, в начале ее находится указатель чтений. За кафизмами следуют «Пророческие песни», употребляемые в настоящее время только в Великом посту, и «Псалмы избранныя». В конце Малой Псалтири помещаются «Последование по исходе души от тела» и «Помянник», а в более полных изданиях — «Чин 12 псалмов» и наставление «От старчества о келейном правиле».

3.1. Следованная Псалтирь[11]

Следованная Псалтирь делится на 5 частей: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев.[12]

Содержание первой части Следованной Псалтири

В первую часть Следованной Псалтири вошли псалмы, которые Церковь установила прочитывать в храме за богослужением в течение каждой седмицы. Кафизмы читаются на вечерне и утрени.

После 20 кафизмы в Следованной Псалтири помещены избранные псалмы и величания к ним, которые поются в великие праздники после «Хвалите имя Господне». Они исполняются антифонно, двумя хорами; указания об исполнении тех или иных стихов тому или иному хору приводятся на полях против псалма буквами «а» и «в». Величания расположены в том порядке, в каком следуют праздники по Месяцеслову. Кроме того, между величаниями недель Цветоносной и Фоминой помещены похвалы с 17 кафизмой, исполняемые при погребении Спасителя в Великую Субботу.

Первая часть Следованной Псалтири заканчивается третьей главой, содержащей текст тропарей и молитв, читаемых после каждой кафизмы при келейной молитве (в Малой Псалтири тропари и молитвы печатаются на ряду после каждой кафизмы). В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего монаха, мирянина, а также диакона (над епископом и священником читается Евангелие, и только священнослужителями). Читать Псалтирь требуется стоя. Тот, кто первым приступает к чтению Псалтири над телом умершего, должен прежде всего прочитать «Последование по исходе души от тела».

Порядок чтения Псалтири по усопшим следующий: «Молитвами святых отец… Аминь. Трисвятое по «Отче наш…» Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава», «Честное пророка Твоего Господи торжество…», «И ныне», «Многая множества…», «Господи, помилуй» — 40 раз, молитва «Всесвятая Троица…», «Приидите, поклонимся» (трижды) и первая кафизма. На каждой «Славе» читается молитва: «Помяни Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба твоего (имя рек)… или рабу твою…». Эта молитва находится в конце последования по исходе души. По окончании каждой кафизмы читается Трисвятое по «Отче наш», тропари и положенная на каждой кафизме молитва.

Следующая кафизма начинается словами: «Приидите; поклонимся». Псалтирь читается по всем умершим, кроме лиц, покончивших свою жизнь самоубийством.

2 часть Следованной Псалтири: Часослов

Вторую часть Следованной Псалтири составляет Часослов, в котором содержатся чинопоследования суточного крута богослужения, преимущест-венно с теми молитвословиями и песнопениями, которые поются и читаются чтецами и певцами.

Суточный круг Богослужения состоит из вечерни, повечерия (малого или великого), полунощницы, утрени, первого часа, третьего часа, шестого часа и девятого часа, которые служат приготовлением к главному Богослужению — Божественной Литургии.

В древности эти последования совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила объединять их в три группы и совершать вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие.

В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час.

Дневное богослужение составляют: третий, шестой час и литургия (или изобразительны).

В Часослове эти службы расположены в несколько ином порядке. Часослов начинается с полунощницы. Так называется эта служба потому, что Устав предписывает совершать её в полночь. В Часослове помещаются три отдельные последования полунощницы: вседневной, субботней и воскресной. Перед полунощницей в самом начале Часослова находятся начальные утренние молитвы. Вседневная полунощница совершается от понедельника до пятницы включительно.

Субботняя полунощница совершается, как видно из ее названия, в субботу. Главное ее отличие от вседневной полунощницы заключается в том, что на вседневной полунощнице читается 17 кафизма, а на субботней — девятая кафизма. Воскресную полунощницу положено по Уставу совершать в воскресенье. Недельная, то есть воскресная полунощница, имеет особое чинопоследование. На ней полагается канон Пресвятой Троице (по гласу), находящийся в Октоихе.

За воскресной полунощницей следует утреня. Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием, когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, то есть шесть избранных псалмов. Далее — «Бог Господь» со стихами. В течение Великого поста и в тех случаях, когда не служится литургия, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» с особыми стихами. Далее помещены Троичны тропари. Они поются в период Великого поста, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на «Бог Господь». Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии восьми гласов. Светильны читаются после девятой песни Великим постом, а эксапостиларии — во все дни недели.

На девятой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую Херувим…» В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью.

За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы — 149, 150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: «Всякое дыхание да хвалит Господа», на вседневной — чтением со слов: «Хвалите Господа с небес».

В конце последнего псалма есть указание киноварью — «на шесть», «на четыре». Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: «Преблагословенна еси Богородице Дево…» и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: «Тебе слава подобает, Господи Боже наш…».

Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: «Хвалите Господа с небес, Тебе подобает песнь Богу…» до конца («Всякое дыхание да хвалит Господа») и сразу переходить на «Тебе слава подобает…» и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: «Исполнихомся заутра милости Твоея Господи…», «И буди светлость…». Далее — «Благо есть исповедатися Господеви…». Стиховные стихиры и «Благо есть…» читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.

После утрени в Часослове положена служба Часов (первого, третьего и шестого) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне.

За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных, в который входят песнопения из начала литургии: псалом 102 «Благослови душе моя Господа» и псалом 145 — «Хвали душе моя Господа», далее «Единородный Сыне…», «Во царствии Твоем…», затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и тридцать третий псалом: «Благословлю Господа…».

За Изобразительными помещается «Чин о панагии», совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует девятый час с его междочасием.

Затем — вечерня, в которую входит 103 псалом, так называемый предначинательный; 140, 141, 129, 116 псалмы под общим названием «Господи воззвах…».

Конец имеет киноварные пометки «на 10», «на 8», «на 6», «на 4» — это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир. Далее идет: «Свете Тихий…», «Аллилуйа» со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: «Сподоби Господи…», которая читается на каждой вечерне. После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: «К тебе возведох очи мои…», «Помилуй нас, Господи…» Затем следует: «Ныне отпущаеши…», «Богородице Дево, радуйся» и чин великопостного окончания вечерни. За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы.

Далее помещено чинопоследование великого повечерия. Оно отправляется накануне праздников Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с понедельника по пятницу включительно. За ним следует малое повечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия.

В конце Часослова помещается уставная статья «О знамениях Владычних и Богородичных праздников, и святых». Окончание «Учебного Часослова» гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников, великих святых и др.; в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова.

3 часть: Месяцеслов

За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяцеслов. Месяцесловом называется краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года, начиная с 1 сентября (по старому стилю). На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого.

Месяцеслов иначе называется святцами, календарем. Кроме Следованной Псалтири, Месяцеслов помещается еще и в других богослужебных книгах, как например: в Евангелии, Апостоле, Типиконе, Великом Часослове и т.д., а также издается отдельной книгой. Месяцеслов в Следованной Псалтири предваряется статьей: «О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых», то есть о праздничных знаках, с которыми мы уже ознакомились, изучая праздники Святой Православной Церкви.

В отличие от Евангельского и Апостольского, Псалтирный Месяцеслов против чисел имеет уставной праздничный знак. Во многих Следованных Псалтирях после указания памяти святого дается еще краткое сообщение его жития.

Подробно рассматривая содержание Месяцеслова, легко заметить, что названия дней (понедельник, вторник, среда, и т.д.) здесь не показано. Па полях мы видим лишь буквы: одни под титлом, другие без титла. Последние большей частью печатаются красным шрифтом. Буквы под титлом — это числа каждого месяца. Букв без титлов в Месяцеслове только семь: А, В, Г, Д, Е, S, 3. Они расположены в порядке, обратном алфавитному. Эти семь букв называются вруцелетными и служат для определения дней недели на данное число в любом году. Для этого нужно только знать, какому дню в данном году соответствует хотя бы одна буква.

Под каждым числом в церковном Месяцеслове упоминается имя какого-либо святого. В лике святых Православной Церковью прославляются ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобныеиправедные.

Святителями называются пастыри-учители Церкви, прославленные в епископском сане. Большинство их носят имена тех церквей, в которых они святительствовали. Например: Николай Мир Ликийских, то есть епископствовавший в Мирах, расположенных в провинции Ликия (Малая Азия); Тихон Воронежский; Дмитрий Ростовский; Феодосий Черниговской и т.п.

Мучениками и мученицами называются святые, которые за истину веры Христовой претерпели страдания и смерть. Мученики из лиц, имеющих священный сан, называются священномучениками. Святые мученики или мученицы монашеского чина называются преподобномучениками и преподобномученицами. Христиане из мирян, умершие за Иисуса Христа в мучениях, называются просто мучениками и мученицами. Святые, скончавшиеся после особо великих страданий за христианскую веру, называются великомучениками и великомученицами. Все вообще христианские мученики называются часто страстотерпцами, то есть претерпевшими страдания.

Преподобными Православная Церковь называет святых, подвизавшихся в удалении от мира, то есть монашествующих. Встречающееся в Месяцеслове довольно часто наименование «отец» усвояется настоятелю монастыря, причисленного к лику святых, а также пресвитерам и архиереям (ввиду того, что они получают от Бога благодать духовно возрождать и воспитывать людей), причем преимущественно бывшим на Вселенских Соборах. Наименование «матери» усвояется настоятельнице монастыря или вообще преподобной.

Праведными Православная Церковь называет святых, которые, живя в мире и исполняя мирские обязанности, угодили Богу.

После Месяцеслова помещены тропари и кондаки подвижных дней годичного круга, то есть Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной, сыропустной и семи недель Великого поста. Для Пасхи дана полная служба, чтобы эту службу можно было совершать там, где почему-либо нет других богослужебных книг.

За пасхальной службой следуют тропари и кондаки последующих недель: Антипасхи, мироносиц, о расслабленном, о самарянине, о слепом, праздника Вознесения Христова, Пятидесятницы, Недели святых Отцев, Всех святых. Далее даны тропари, кондаки, Богородичны и ипакои воскресные восьми гласов. Ипакои — это краткое песнопение, которое читается на воскресной утрени после полиелея перед чтением Евангелия. Оно имеет своей целью сосредоточить наше внимание на предстоящем евангельском чтении.

После воскресных тропарей восьми гласов помещены тропари, поемые на воскресной утрени после полиелея с припевом: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим». Затем даны тропари такого же назначения, поемые в субботу, — называются они мертвенными, так как. относятся по своему содержанию к заупокойной службе. Далее следует 27 глава (в Следованных Псалтирях малого формата – 25), в которой содержатся «Богородичны отпустительны». Так называются песнопения, «поемые во все лето по тропарех на вечерни, на Бог Господь на утрени и паки в конец утрени». Богородичны эти расположены по гласам и прилагаются они по гласу и дню к тропарю, имеющему черный знак или не имеющему знака.

Святым с красным знаком вместо этих Богородичных прилагаются Богородичны воскресные.

В следующей главе даны тропари по седмичному кругу; далее — кондаки общие святым.

4 часть Следованной Псалтири

Четвертая часть Следованной Псалтири называется Канонником. Эта часть предназначена для готовящихся к причащению Святых Тайн и получила свое название от того, что основным содержанием ее являются каноны. В нее входят каноны и акафист Иисусу Сладчайшему — припев к тропарям канона: «Иисусе Сладчайший, спаси мя».

Вторым по порядку содержится канон с акафистом Божией Матери. Этот канон принято называть «Похвала Богородице», так как он содержит прославление Божией Матери. Далее положен второй канон Божией Матери (без акафиста), который называется «Параклисис», то есть утешительный. Припевом ко всем канонам Божьей Матери являются слова молитвенного воззвания: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Четвертый канон Ангелу Хранителю имеет припев: «Святый Ангеле, хранителю мой, моли Бога о мне», или же «Ангеле Божий, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя».

Пятый канон — ко причащению Святых Тайн. К первому тропарю канона добавляется припев: «Сердце чисто созиждя во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей»; ко второму — «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». За этим каноном следуют молитвы ко Святому Причащению и молитвы благодарственные по Причащении.

В Следованных Псалтирях большого формата Канонник кончается поучением святого Кирилла Александрийского «О исходе души и о втором пришествии Господа».

5 часть: Семиднев

Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недели, начиная с воскресения.

В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастный стих. Они помещены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется.

На воскресный день положена воскресная служба шестого гласа.

В понедельник — служба Бесплотным Силам — первого гласа.

Во вторник — Предтече — второго гласа.

В среду — Божией Матери — третьего гласа.

В четверг — святым апостолам и святителю Николаю — четвертого гласа.

В пятницу — Животворящему Кресту — пятого гласа.

В субботу — Всем святым — восьмого гласа.

За этими службами приложен канон Беслотным Силам и Всем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читается над умершим сразу после его кончины). За ним следует помянник для молитвенного поминовения живых и умерших (последние две главы входят и в Малую Псалтирь).

Рассмотрев подробно составные части Следованной Псалтири, мы видим, что она является своего рода сборником, которым в крайних случаях можно заменить полный круг богослужебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения.

 

 

ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

 

1. Понятие недельного круга богослужения

 

Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 2, 45), все дни недели освящает совершением церковных служб. При этом она соотносит с каждым днем недели особые священные воспоминания, наряду с памятью святых того или иного дня годичного круга. Сообразно с таким порядком ежедневно совершаемые церковные службы, оставаясь неизменными в общих своих чертах, содержат некоторые частные изменения, то есть состоят из неизменяемых и изменяемых молитвословий. Неизменяемые молитвословия суточного круга, служащие приготовлением к главному Богослужению — Божественной Литургии, содержатся в книге Часослов. Неизменяемые молитвословия Божественной Литургии содержатся в книге Служебник. Изменяемые молитвословия седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих.

Воскресные дни Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению события воскресения Христова.

В понедельник Церковь призывает бесплотные Силы, так как они созданы прежде человека и являются ближайшими слугами Божиими.

Во вторник Церковь воспоминает ветхозаветных пророков, как провозвестников и древнейших слуг Царства Христова на земле. Между ними Церковь особенно чтит святого Иоанна Крестителя.

Среду и пятницу Святая Церковь посвящает воспоминанию о предании Иисуса Христа Иудой, а также о страданиях и смерти Господа, и воздает в эти дни поклонение Животворящему Кресту Христову.

В четверг Церковь прославляет первых провозвестников Евангелия об искуплении человека — апостолов, а среди преемников их служения особенно воспоминает святителя и чудотворца Николая Мир Ликийских.

Субботою закончилось дело мироздания; в субботу же почил Господь от дела создания мира. По таким воспоминаниям суббота преимущественно указывает на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому-то Церковь субботу посвящает прославлению святых (особенно мучеников) и поминовению братий, усопших в вере.

Матерь Божия прославляется во все дни седмицы, особенно же в неделю (воскресение); среду и пятницу.

 

2. Октоих

 

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня недельного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной недели, то есть начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на первый глас, в следующую неделю ¾ на второй, затем ¾ на третий и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с первого гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Окто­иха отличается своим особым характером пения.

Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствам;

2 глас — нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию;

3 глас — плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти;

4 глас — быстрый, торжественный, восхитительный, возбуж­дающий к радости и веселию;

5 глас — томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами;

6 глас — печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою;

7 глас — мужественный, внося­щий бодрость, мужество, упование;

8 глас — печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в будние дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В воскресение пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по пятую неделю Великого поста (включительно).

В будние дни Октоих не поется:

1) в дни предпразднеств и попразднеств;

2) в праздники, начиная с праздников со знаком + ;

3) в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов);

4) во время пения Цветной Триоди, то есть с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается святой Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

Октоих состоит из двух частей: первая содержит 1-4 гласы, вторая содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В первой части перед субботней службой первого гласа и второй части пятого гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопеняями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопением утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

I. Утреня

На вседневной утрени исполняются два канона. Каноны Октоиха по дням недели распределяются следующим образом:   Дни недели Каноны Припевы к тропарям канона …  

Покровского Академического храма

Московской Духовной Академии и Семинарии

Войдя в святой алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и… В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона,… Перед облачением в стихарь необходимо совершать два поясных поклона в сторону Престола, испросить благословение на…

– Конец работы –

Используемые теги: литургика, класс0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛИТУРГИКА. 1 КЛАСС

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Имеет обширный набор классов. Фрагмент структуры классов Delphi приведен на рис.5.24.1
Классы в Delphi... Delphi имеет обширный набор классов Фрагмент структуры классов Delphi... Предком всех классов Delphi является класс TObject Он обладает самыми общими методами присущими любому объекту...

ЛИТУРГИКА. 2 КЛАСС
На сайте allrefs.net читайте: "ЛИТУРГИКА"

Православие и современность. Электронная библиотека. Лекции по Исторической Литургике Введение в Историческую Литургику
Виктор Алымов... Лекции по Исторической Литургике...

Тема урока: Информация и её виды. Что изучает информатика? Техника безопасности в компьютерном классе Урок информатики в 10 классе 1 Из материалов сайта
Урок информатики в классе... Из материалов сайта Скородянской средней школы Губкинского района... Цель урока Познакомить учащихся с новым предметом Изучить понятие информации Воспитание умения слушать учителя...

Класс Насекомые
Две пары крыльев насекомых расположены соответственно на средне- и, заднегруди. Число брюшных сегментов варьирует от З до 11. На сеегментах… Кровь (гемолимфа) свободно циркулирует в полости тела, омывая ткани и органы.… Насекомые раздельнополы. Органы размножения самки представлены парными яичниками и тянущимися по бокам яйцеводами,…

Класс Птицы (Пернатые)
Птицы обладают очень острым зрением. Ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Челюсти вытянуты в клюв и одеты роговым… Среди контурных перьев различают рулевые, участвующие в управлении полетом, и… Кости скелета тонкие и прочные. Полости трубчатых костей заполнены воздухом, что облегчает полет птиц. Шейный отдел…

Цветковые растения. Класс двудольные
Цветы собраны в щитковые, кистевые, метельчатые и головчатые соцветия. Встречаются одиночные цветки.Чашелистиков 5, лепестков обычно 5, тычинок от… Листья бывают простые и сложные, располагаются поочередно и имеют прилистники.… Пестик один. Плод - боб. На корнях многих бобовых поселяются клубеньковые бактерии, которые участвуют в минеральном…

Класс Земноводные (Амфибии)
Задние конечности длиннее передних и более развиты, т.к. служат для отталкивания при прыжках и плавании. Между пальцами задних конечностей есть… В среднем ухе расположена одна слуховая косточка, многократно усиливающая… Шейный и крестовый отделы имеют всего по одному позвонку, что позволяет животным немного опускать голову. Пояса…

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии или Гады)
Позади глаз находятся органы слуха, состоящие из внутреннего и среднего уха. Скелет имеет те же отделы, что и у земноводных. Позвоночник включает… У черепах ребра срастаются с панцирем. В плечевом поясе пресмыкающихся… Легкие пресмыкающихся хорошо развиты, они имеют ячеистое строение, увеличивающее площадь газообмена. Дыхание…

Инструкция по охране труда при работе за компьютером в дисплейном классе
При длительной работе за экраном дисплея отмечается выраженное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб: головные боли,… Инструктаж по технике безопасности проводится периодически не реже 2-х раз в… Нарушившие правила техники безопасности обязательно подвергаются внеочередному инструктажу и проверке знаний. o 7.…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Класс Млекопитающие (Звери) Волосяной покров на теле неоднороден. Подшерсток — мягкий тонкий волос, не имеющий волосяных луковиц в коже, служащий для сохранения тепла. Ость -… Потовые железы выделяют пот, сходный по химическому составу с мочой. Пот,… Глаза имеют веки с ресницами. Мигательная перепонка (третье веко) недоразвита. Зрение развито слабее, чем у птиц.…
  • Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики с помощью самостоятельной работы. Но для того, чтобы обучение математике было успешным, для активизации мыслительной деятельности младших школьников, необходимо включать в уроки… Какую же роль играет самостоятельная работа младших школьников на уроках… Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном по¬лучении ответа на…
  • Шпора по физике 11 класс Система координат, тело отсчета, с которым она связана, и выбранный способ измерения времени образуют систему отсчета. Рассмотрим два примера. Размеры орбитальной станции, находящейся на орбите… Длина части траектории между начальным и конечным положением точки называют путем L . Единица измерения пути - 1м.…
  • Учебное пособие по литургике На сайте allrefs.net читайте: "Учебное пособие по литургике"
  • Мифы Древней Греции. КВН в 6 классе План внеклассного мероприятия: 1. Вступительное слово учителя – ведущего. 2. Приветствие команд, представление названия и эмблемы. 3. Задание… А чтобы выяснить, кто лучше знает эту тему, мы начинаем ИГРУ. 2. Приветствие… В жизни и вы поплывёте, Как плыли в морях аргонавты Пусть же попутные ветры Несут вас к намеченной цели. Ведущий:…