рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общее понятие о Богослужебных книгах

Общее понятие о Богослужебных книгах - раздел Религия, ЛИТУРГИКА. 1 КЛАСС   Содержание И Порядок Богослужения Православной Церкви Излагаю...

 

Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления Богослужения. Начало богослужебных книг восходит к глубокой древности. История Церкви указывает, что они были в употреблении уже в третьем веке. Окончательное оформление богослужебные книги получили в IX веке. На Руси они появились с принятием христианства. Греческие богослужебные книги начали переводиться на славянский язык в 60-х годах. У истоков этого широкомасштабного и принципиально значимого для Русской Православной Церкви явления стояли святыми солунские братьями Кирилл (Константин) и Мефодий. Богослужебные книги в Русской Церкви постепенно дополняются, ибо составление служб новопрославленным святым продолжается до наших дней.

Употребляемые при богослужении книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.

К священно-богослужебным книгам относятся: Евангелие, Апостол и Псалтирь, то есть книги, взятые из Библии.

К церковно-богослужебным книгам относятся: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий, Требник, Книга молебных пений — книги, составленные Отцами и Учителями Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания.

Следует иметь в виду, что настоящая глава, «Богослужебные книги», представляет собой лишь руководство к ознакомлению с каждой из этих книг. Поэтому воспитанники должны изучать здесь прежде всего саму книгу (Богослужебное Евангелие, Октоих и т.п.); бессмысленное зазубривание конспекта без книги недопустимо!

 


СВЯЩЕННО – БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

1. Богослужебное Евангелие

 

Святое Евангелие содержит в себе четыре благовестия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием.

Чтение Евангелия за богослужением полагается по уставу ежедневно, кроме понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы Великого поста и среды и пятницы сырной седмицы. Все Евангелие прочитывается в течение года.

Перед каждым Евангелием помещено:

1) краткое описание жизни Апостола-Евангелиста;

2) краткое содержание глав евангельских;

3) указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке — начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифрам, которыми обозначены евангельские события, соответствуют цифры черного цвета на наружных полях.

Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи сохраняется и в богослужебном Евангелии. Счет глав указывается на верхнем поле. Счет стихов указан цифрами черного цвета на внутреннем поле. Кроме деления на главы: (в Евангелии от Матфея – 28 глава, в Евангелии от Марка – 16 глав, в Евангелии от Луки – 24 главы, в Евангелии от Иоанна – 21 глава) и стихи, каждое из четырех евангелий делится для богослужебного употребления на так называемые зачала.

В Евангелии от Матфея 116 зачал;

в Евангелии от Марка – 71 зачало;

в Евангелии от Луки – 114 зачал;

в Евангелии от Иоанна – 67 зачал.

Деление Евангелий на зачала было произведено преподобным Иоанном Дамаскиным и преподобным Феодором Студитом.

Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения при богослужении в тот или иной день. Перед зачалом помещается звездочка, под строкою же указывается дата чтения зачала. Там же, под строкой, называются и слова, какими нужно начинать чтение зачала: «Во время оно», «Рече Господь…» Конец евангельского чтения указывается в самом тексте киноварью, например: «конец недели», «конец пятку». Иногда евангельское чтение состоит из нескольких мест, выбранных из различных глав и даже различных евангелистов; такой переход в самом тексте обозначается так: «преступи Кресту», и «чти Кресту».

В конце богослужебного Евангелия помещен указатель рядовых чтений на каждый день недели всего года и всех воскресений, начиная от Пасхи и заканчивая сыропустной неделей.

Временной промежуток от Пасхи до Недели Всех святых включает 8 недель. Затем следуют 32 недели и четыре подготовительные к Великому посту недели:

33 — неделя о мытаре и фарисее;

34 — неделя о блудном сыне;

35 — неделя мясопустная;

36 — сырная неделя (или масленица), после которой начинается Великий пост (о необходимых при этом евангельских проступке и отступке см. конспект III класса).

 

2. Богослужебный Апостол

 

Книга Апостол содержит:

а) Деяния святых апостолов;

б) семь Соборных посланий;

в) четырнадцать Посланий святого апостола Павла;

г) Апокалипсис (в некоторых изданиях).

Все указанные новозаветные книги имеют свое деление на главы, стихи и зачала, но счет последних общий. Все зачала идут непрерывным порядком от 1 главы Деяний до 13 главы Послания к евреям — всего 335 зачал. Отступлением от этого сквозного счета служит лишь наличие двух пятидесятых и пятьдесят первых зачал: одна их пара относится к Деяниям Апостольским, а другая — к Посланию святого апостола Иакова. В книге Деяний пятидесятое и пятьдесят первое зачала являются последними, а в Послании святого Иакова — первыми. Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на пятьдесят одно зачало, но из них тридцать третье и сорок девятое не читаются в общем хронологическом порядке, а употребляются за богослужением в особые дни года (тридцать третье зачало — 11 сентября — в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а сорок девятое зачало — 3 июня — в день памяти святого равноапостольного Константина Великого). Итак, рядовых зачал в Деяниях, без двух оказывается фактически не пятьдесят одно, а сорок девять, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании святого Иакова обозначены числами 50 и 51.

В книге Деяний есть и такие зачала, которые читаются в дни особых святых, но они же включены и в число рядовых зачал. В Апостоле точно так же, как и в Евангелии, уставные чтения имеют киноварные обозначения и подстрочники. Кроме деления Апостола на зачала в нем имеется особое разделение на известные отделы. Перед началом каждого такого отдела стоит особый знак (в виде медальона), в середине которого пишется название дня недели: «неделя» (воскресенье), «понедельник», «вторник» и т.д.

Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния, Послания и Апокалипсис (Типикон, гл. 2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6 главе. Бдений положено около семидесяти, а отделов — 72.

В начале и конце Богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч.

Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся следующие «статьи»:

1) «Знамения». В этой статье находится указание предметов новозаветной книги.

Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими) — некоторые детальные дополнения к предмету.

2) «Сказания». Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания. В конце Апостола помещены:

1. Указатель апостольских чтений по неделям, начиная с Пасхи и кончая Великой Субботой, с прокимнами, антифонами, тропарями, кондаками, аллилуариями и причастнами праздничных дней.

2. Месяцеслов.

3. Воскресные прокимны восьми гласов.

4. Прокимны дней недели.

5. Указатель чтений «общих святых» и на «всякую потребу».

6. Антифоны вседневные.

2.1. Указания для чтения Апостола

Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для чтения Апостола, после чего он выходит на указанное место для чтения положенного Апостола.

После того, как хор пропоет «Трисвятое», и священник возгласит: «Мир всем», чтец произносит: «И духови твоему».

Вслед за этим диакон возглашает: «Премудрость», после чего чтец произносит прокимен.

Далее хор поет прокимен, затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен.

После этого чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть.

По окончании пения прокимна диакон возглашает: «Премудрость», а чтец произносит надписание апостольского чтения, например: «Деяний святых Апостол чтение», «Соборного послания Иоаннова чтение», «К Галатам послания святаго Апостола Павла чтение».

Диакон произносит: «Вонмем».

Чтец читает положенное зачало Апостола.

По окончании чтения Апостола священник тихо произносит: «Мир ти».

Чтец отвечает ему в таком же тоне: «И духови Твоему».

Диакон говорит: «Премудрость».

Чтец после произнесения: «И духови Твоему» сразу же произносит: «Аллилуиа» (трижды).

Хор поет: «Аллилуиа» (трижды).

Чтец произносит стих «Аллилуиа», хор поет второй раз: «Аллилуиа», затем чтец произносит второй стих, а хор поет третий раз: «Аллилуиа».

Чтец, перекрестившись, входит в алтарь южными дверями, берет благословение от служащего священника и затем разоблачается.

В некоторые дни положено два апостольских чтения и два прокимна. Порядок пения прокимнов таков: чтец произносит первый прокимен, хор поет этот прокимен, затем чтец произносит стих прокимна, а хор поет второй раз прокимен.

Далее чтец вместо первой половины прокимна произносит второй прокимен.

Хор также поет второй прокимен.

Некоторые прокимны имеют вставные слова, например: прокимны Богородичных праздников: «Песнь Богородицы», прокимен в Неделю святых отцев: «Песнь Отцев».

Аллилуарий всегда поется только три раза. В некоторых аллилуариях имеется один стих вместо двух; в таком случае его нужно разделить на две части или повторить. Если положено два аллилуария, следует взять первый стих из одного, второй стих – из другого. На Литургии не читается более двух апостольских чтений, двух зачал. Если в какой-либо день приходится читать по три апостольских зачала, то они читаются как два, то есть одно зачало читается «под зачало» с другим.

Примечание: Выражение «под зачало» означает то, что два Апостола читаются так, как будто они составляют одно зачало, то есть между чтением двух зачал не бывает большой остановки.

При чтении двух апостольских зачал соблюдается следующий порядок:

1. Сначала читаются зачала дневные, затем святым:

а) во все дни недели, кроме субботы;

б) в субботы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых;

в) во все воскресные дни (кроме недель перед Воздвижением и по Воздвижении, недели после Рождества Христова);

г) в дни отданий Богородичных праздников сначала читается рядовое зачало, а потом – Богородице.

2. Читается апостол сначала святому, а потом — рядовой по субботам с Недели Всех святых до Неделио мытаре и фарисее.

Примечание: В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», то есть от половины.


3. Псалтирь

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛИТУРГИКА. 1 КЛАСС

На сайте allrefs.net читайте: "ЛИТУРГИКА. 1 КЛАСС"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общее понятие о Богослужебных книгах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие о литургике
  Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви. В задачу курса литургики 1 класса Московской Духовной семинарии входит: 1) ознакомление

Понятие о храме
  Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий. Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие

Притвор
Первая от входа часть храма называется притвором, или предхрамием. Притвор разделяется на две части: внутренний притвор и внешний притвор, или

Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию.
Оглашенные и кающиеся, по степени усвоения ими христианского учения или по степени раскаяния, делились на несколько степеней и стояли ближе или дальше от алтаря. Оглашенные разделялись на

Престол
  Самую главную принадлежность алтаря составляет святой престол (trapeVa), знаменующий собой престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутс

Священные предметы на жертвеннике
  Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от престола. Жертвенник представ

Священнослужители
  Священнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три: 1) епископы; 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы. 1. Епископ — это высш

Церковнослужители
  Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (то есть помощники диакона),

Одежда чтеца
Короткий фелоний. Это — первая одежда, которая надевается при посвящении во чтеца. Короткий фелоний имеет вид священнической ризы и отличается от нее тем, что едва покрывает пл

Облачения пресвитеров
  К облачениям священника принадлежат: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза. Подризник — то же, что диаконский стихарь, но с узкими рук

ЖИЗНИ ПРАВОСЛАНОГО ХРИСТИАНИНА
    1. Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)   В Православной Церкви верующие созываются к богослужению посредством

Великие праздники
Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге + . К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называе

Великие недвунадесятые праздники
1. Покров Пресвятой Богородицы 14 (1) октября 2. Обрезание Господне и память святителя Василия Великого 14

Средние праздники
  Средниепраздники различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге + и имеют, как и великие праздники,

I. Утреня
Утреня начинается с седальнов; после первого, после второго и после третьего стихословия. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когд

Московской Духовной Академии и Семинарии
1. Общие указания Войдя в святой алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему д

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги