рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Московской Духовной Академии и Семинарии

Московской Духовной Академии и Семинарии - раздел Религия, ЛИТУРГИКА. 1 КЛАСС 1. Общие Указания Войдя В Святой Алтарь, Пономарь Должен Сделать С Б...

1. Общие указания

Войдя в святой алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему духовенству и всем присутствующим в алтаре. После поклонов святому престолу и горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: епископу (если он присутствует), отцу инспектору и др.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.

Перед облачением в стихарь необходимо совершать два поясных поклона в сторону Престола, испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если он присутствует в алтаре), сделать после этого третий поклон святому престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.

В обязанности пономаря входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, пономарь должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Пономарь должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола. Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, пономарь должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

II. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением

1) подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103 псалма;

2) подать кадило перед пением «Господи воззвах»;

3) подать кадило и выйти со свечами на малом входе;

4) перед пением «Хвалите имя Господне…» подать свечи и кадило (на середине храма);

5) при выносы Евангелия вынести свечи;

6) при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;

7) подать кадило на восьмой песне канона.

III. Обязанности пономарей за литургией

1) читать поминания во время проскомидии;

2) подать кадило в конце проскомидии;

3) вынести свечи во время входа с Евангелием;

4) во время чтения Апостола подать кадило;

5) во время пения Аллилуария вынести свечи;

6) во время произношения диаконом сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священно-служителями;

7) на Херувимской песне подать кадило и на Великом входе вынести свечи;

8) после пения: «Тебе поем…» подать кадило;

9) перед пением: «Отче наш…» приготовить теплоту и порезать антидор;

10) после возгласа «Святая Святым» поставить подсвечник перед Царскими вратами и унести его обратно после возгласа: «Всегда, ныне и присно…»;

11) после причащения мирян подать кадило.

IV. Обязанности пономарей во время молебна

1) раскрыть поминания и помогать священнослужителям в их чтении;

2) при выносе Евангелия вынести свечи.

V. Обязанности пономарей во время панихиды

1) подать кадило диакону;

2) раскрыть поминания и помогать священнослужителям в их чтении.

Перед уходом из алтаря необходимо сделать три земных поклона святому престолу, поясной поклон с крестным знамением в сторону горнего места и поклон всем присутствующим.

Поведение в алтаре должно быть благочинным и благоговейным, ибо этого требует христианский долг отношения к святому храму, а тем более к святому Алтарю, как «Святому Святых» православного храма.

С вопросами, возникающими при исполнении пономарских обязанностей, следует обращаться к дежурному по храму преподавателю Литургики, к отцу благочинному, к отцу ризничному, к своим старшим товарищам и другим компетентным лицам.

VI. Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)

 

Вечерня  
«Слава Святей» — «Благослови душе моя Господа» Перед открытием завесы и Царских врат приготовить диаконские свечи (если два диакона — две, если один диакон — одну и кадило. Происходит каждение алтаря и храма. По возвращении в алтарь, когда диакон кадит священника, один из пономарей становится на горнем месте, рядом с диаконом, одновременно с ним молится, кланяется священнику и принимает от диакона свечу и кадило.
Великая ектения «Миром Господу…»; пение «Блажен муж»  
Малая ектения — «Господи воззвах…» Во время малой ектении приготовить кадило и при пении «Господи воззвах» подать диакону (если диаконов двое, то и два кадила). Когда диакон выходит из алтаря для каждения храма, пономарям нужно зажечь выносные свечи и стать в сторону от свечей, друг против друга;
При пении догматика открываются Царские врата пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).
Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий» Духовенство входит в алтарь и становится на горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.
Диакон произносит: «Вонмем» Священник: «Мир всем» При этих словах пономари кланяются священнику, друг другу, и каждый со своей стороны вносит свечу в алтарь; ставят свечи на место и ждут окончания произнесенного прокимна: «Господь воцарися…», стоя друг против друга. По окончании прокимна диакон со священником, а вместе с ними и пономари, перекрестившись, кланяются иконе Воскресения Христова, пропускают священника на его место, тушат свечи и, поклонившись священнику, отходят.
Ектения: «Рцем вси»  
Чтение «Сподоби Господи»  
Ектения: «Исполним вечернюю молитву»  
Пение стихир. «Ныне отпущаеши» Тропарь, и Царские врата открываются.
Конец вечерни. Царские врата закрываются.
Утреня
Чтение шестопсалмия; Великая ектения. «Бог Господь», Тропари,  
Кафизмы. Во время чтения кафизм приготовить кадило и диаконские свечи, которые нужно подать на «Хвалите имя Господне».
«Хвалите имя Господне» Малая ектения Происходит каждение алтаря и храма. По окончании каждения и приема диаконской свечи и кадила, так же, как и на вечерне, на Горнем месте с диаконом, помолившись и поклонившись священнику, принять кадило и свечу и сразу же зажечь выносимые свечи и пред чтением Евангелия поставить свечи с обеих сторон Престола»
Чтение Евангелия Когда выносится Евангелие, пономари идут впереди Евангелия и ставят свечи пред аналоем, на котором полагается Евангелие. По окончании Евангелия свечи, каждая со своей стороны, выносятся и ставятся пред Царскими вратами.
«Спаси Боже, люди Твоя». Канон. Во время пения канона духовенство и народ прикладываются к Евангелию. По окончании прикладывания впереди священника, несущего Евангелие, несут выносные свечи, у амвона пропускают священника, который Евангелием осеняет народ, пономари каждый со своей стороны вносят свечу на прежнее место у престола. Тушат свечи, делают поклон священнику.
По восьмой песни «Величит душа моя Господа» По восьмой песни канона в последний раз приготовляется кадило, по восьмой песни происходит каждение алтаря, на амвоне диакон произносит: «Богородицу и Матерь Света» и продолжает каждение всего храма. По каждении — поклон (как положено) священнику, и диакон отдает пономарю кадило.
«Свят Господь Бог наш» Великое славословие. Тропарь воскресный, две ектении и отпуст. Царские врата при словах «Господи, сохрани их на многая лета» закрываются, завеса задергивается.
Чтение первого часа. Лампады тушатся.

VI. Словарь литургических терминов

АКАФИСТ (akauistoV) — неседален, то есть такое песнопение, во время которого не разрешается сидеть. Первый акафист составлен в честь Богоматери диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским и воспет по случаю чудесного избавления жителей Константинополя от врагов в 626 году. Акафист Божией Матери состоит из 12 кондаков и 12 икосов, расположенных в порядке 24 букв греческого алфавита так, что за каждым кондаком следует икос. Первый кондак: «Взбранной Воеводе…» не входит в этот общий счет, он стоит отдельно и служит темой всего акафиста. Каждый кондак, кроме первого, оканчивается припевом: «Аллилуиа», а каждый икос оканчивается ангельским приветствием Богородице: «Радуйся, Невесто неневестная». Весь акафист по своему содержанию делится на две части: первая (начальные 12 песней, до седьмого икоса) имеет содержание историческое, здесь излагается история воплощения и первые годы жизни Иисуса Христа; вторая часть (последние 12 песней) имеет содержание догматическое и нравоучительное, причем в кондаках изображаются таинство воплощения Бога Слова и обилие дарованной Им благодати, а в икосах прославляется Божия Матерь за Ее высочайшие совершенства, величие пред Богом и благодеяния, оказываемые Ею верующим.

Литургическое употребление акафиста предписано Типиконом в пятую субботу Великого Поста на утрени; это так называемая «Похвала Пресвятой Богородицы».

По образу этого акафиста составлены и другие акафисты: Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю Мир Ликийских и т.д.

АКРОСТИХ — это фраза, состоящая из начальных букв главных стихов канона. Эта черта греческих канонов удержалась и в некоторых канонах русского происхождения: так, в каноне святому Димитрию Царевичу из начальных букв главных стихов составляется фраза: «Хвалю славу царевича Димитрия».

В настоящее время из канона поются лишь ирмосы, а припевы и тропари читаются. Полностью поется только пасхальный канон.

АЛЛИЛУАРИЙ — стих, который поется при пении «аллилуия» на Литургии после чтения Апостола (то есть перед чтением Евангелия). Аллилуарии имеют отношение, как к евангельскому чтению, так и к службе дня, святого, праздника, а потому и называются «аллилуария дне», «аллилуария гласа», «аллилуария праздника». Пение «аллилуария» перед чтением Евангелия имеет такое же значение, как и пение прокимна перед Апостолом.

АНТИФОНЫ — понятие, вошедшее в литургическую практику в глубокой древности. В сущности, это даже и не форма особых песнопений, как например, тропарь, кондак, стихира, а скорее способ исполнения тех или иных песнопений. Название это происходит от греческого (antijwnoV) — и означает «попеременное пение». Происхождение этого способа пения древнегреческое. В христианской истории первое свидетельство об антифонном пении (и одно из древнейших сообщений и о христианах, и о Христе) мы находим в известном письме Плиния Младшего, наместника в Вифинии, к императору Траяну. По сообщению автора письма, христиане собирались в известные дни до восхода солнца и пели в честь Христа свои песни попеременно, то есть антифонным способом. Церковный историк Сократ повествует, что святитель Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, имел видение ангельских чинов, воспевавших в честь Святой Троицы антифонные гимны, и ввел такое пение в своей Церкви. Об антифонном пении говорит и святитель Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокесарии. На Западе инициатором этого богослужебного обычая был папа Дамас (366-384); в Милане его вводит святой Амвросий в 386 году, в Константинополе — святитель Иоанн Златоуст. Но кроме этого своего значения как способа пения, слово «антифон» употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений и частей песенного материала. Ниже приводятся основные случаи употребления этого термина.

а) Антифоны Псалтири

Первая кафизма Псалтири «Блажен муж», разделяясь, как и другие кафизмы, на три «Славы», удерживает за ними на языке нашего Типикона наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафизма, или первая ее «Слава» (первый антифон) поются в известные дни антифонно, то есть попеременно двумя клиросами.

б) Антифоны изобразительные

К этим антифонам относятся псалом 102 «Благослови душе моя, Господа…» и псалом 145 «Хвали душе моя, Господа…», которые поются в субботние, воскресные и праздничные дни на Литургии после великой ектении. При пении антифонов изобразительных вместо третьего антифона поются блаженны «Во Царствии Твоем» о тропарями из третьей и шестой песен утреннего канона.

в) Антифоны вседневные

Это псалмы 9, 92, 94. Первый антифон «Благо есть исповедатися Господеви» с припевом к стихам «Молитвами Богородицы Спасе, спаси нас». Второй антифон «Господь воцарися, в лепоту облечеся» с припевом к стихам «Молитвами святых Твоих Спасе, спаси нас». Третий антифон «Приидите, возрадуемся Господеви». Вседневные антифоны по Уставу положено петь на Литургии в непраздничные дни вместо изобразительных.

г) Праздничные антифоны

Праздничные антифоны составлены из стихов различных псалмов, соответственно содержанию праздника, и поются на Литургии в двунадесятые Господские праздники, а также на Пасху в течение всей Пасхальной седмицы. Эти стихи псалмов соединяются с особыми припевами. Припевом к стихам первогого праздничного антифона служат слова «Молитвами Богородицы Спасе, спаси нас». Припев к стихам второго праздничного антифона соответствует содержанию праздника. Так, например: на Воздвижение — «Спаси ны Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: «аллилуия»; на праздник Рождества Христова — «Рождейся от Девы»; на Преображение — «Преобразивыйся на горе…»; на Пасху — «Воскресый из мертвых»; на Вознесение — «Вознесыйся во славе»; на Пятидесятницу — «Спаси ны, Утешителю Благий…» и проч. Припевом к стихам третьего праздничного антифона служит тропарь праздника.

д) Степенные антифоны

Они поются на воскресной утрени по гласам, а в праздничные дни (на полиелейной службе и выше) поется степенный антифон четвертого гласа «От юности моея…». Степенные антифоны составлены святым Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (с. 119-133), называвшимся песнями степеней, или песнями восхождения, потому что они пелись иудеями на пятнадцати ступенях Иерусалимского храма. Общее число степенных антифонов 8, по числу гласов. Каждый состоит из трех частей, кроме восьмого, имеющего четыре части. Это песнопения духовно-аскетического содержания, в них говорится об очищении души от страстей и греха и устремлении ее к Горнему миру. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа, как Источника света, жизни и освящения для разумных существ.

БЛАЖЕННЫ — тропари, предваряемые стихами из евангельских блаженств (Мф. 7, 3-12). Они поются на литургии вместо третьего антифона перед малым входом. Тропари берутся с третьей и шестой песней канона (иногда и из других песней).

БОГОРОДИЧНЫ — песнопения в честь Божией Матери. За великие заслуги Богоматери в деле спасения рода человеческого Церковь установила каждое чинопоследование заканчивать призыванием Её святого имени. Так, в конце ектений диакон говорит: «Пресвятую, Пречистую…» Богородичны в конце каждого ряда песнопений (стихир, тропарей, седальнов, оветильнов) поются с припевом: «И ныне и присно…».

ВОСКРЕСНЫ — песнопения, в которых прославляется воскресение Христово. К ним относятся воскресные тропари, кондаки, каноны и др. Это наименование указывает и на время употребления этих песнопений за богослужением, а именно — в воскресенье и в период от Пасхи до Пятидесятницы.

«ВОНМЕМ» — повелительная, или точнее сказать, пригласительная форма глагола «внимать» — «будем внимать», «будем внимательны», «со вниманием будем слушать». Такое приглашение делается во время богослу-жения тогда, когда от предстоящего народа требуется особое внимание или для слушания Божественного учения, или для уразумения совершаемого таинства либо обряда, имеющего таинственное значение. Поэтому «вонмем» говорит диакон перед чтением паремий, Апостола, Евангелия и прокимна. А чтобы внимание было бдительное, для этого часто со словом «вонмем» возглашается слово «премудрость», означающее, что требуемое внимание необходимо для уразумения Божественной премудрости.

ДОГМАТИКИ — богородичные гимны, названные так составившим их святым Иоанном Дамаскиным († 745 г.) потому, что в них с похвалою Божией Матери соединяется догматическое учение о Лице Иисуса Христа, преимущественно о Его воплощении и о соединения в Нем двух естеств. Догматики распределяются по гласам. Они поются в конце стихир на «Господи воззвах» (на «…и ныне»): а) в воскресные дни; б) на службах с великим славословием и выше; в) по пятницам в дни отдания гласа.

Догматик первого гласа, его начальные слова: «Всемирную славу…». В нем раскрывается истина о воплощении Сына Божия с указанием о всемирной славе Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены.

Догматик второго гласа — «Прейде сень законная…». Здесь показывается отношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям.

Догматик третьего гласа — «Како не дивимся…» прославляет образ рождения Господа.

Догматик четвертого гласа — «Иже Тебе ради богоотец пророк Давид…» раскрывает сотериологическое значение рождения Господа.

Догматик пятого гласа — «В Чермнем мори…» показывает приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы.

Догматик шестого гласа — «Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево…». раскрывает неслитное и нераздельное соединение естеств в Лице Господа.

Догматик седьмого гласа — «Мати убо позналася еси…» изображает учение о сверхъестественности и таинственности воплощения Сына Божия.

Догматик восьмого гласа — «Царь небесный…». В этом догматике дается положительное и краткое изложение Боговоплощения — важнейшего догмата христианства.

Догматики великолепны как по своему содержанию, так и по своей поэтической форме. Они служат лучшим подтверждением того, что по своему внутреннему содержащую наша гимнография есть храмовое испо-ведание наших догматов, нашего вероучения и нравоучения. Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных песнопений христианин за богослужением посвящается в таинственные глубины нашей веры.

ЕКТЕНИЯ — ряд молитвенных прошений, протяжно (от ekteinw — протягиваю) произносимых священником или диаконом. Ектения бывает великая, малая, сугубая и просительная. Ектения «Миром Господу помолимся» называется великой, потому что в ней имеется более прошений, чем в других ектениях. Ектения «Паки и паки миром Господу помолимся» называется малой, ибо состоит из двух прошений великой ектений. Ектения «Рцем вси» и «Помилуй нас, Боже» называется сугубой, потому что в ней усугубляется, или повторяется трижды моление «Господи помилуй». Просительная ектения состоит из шести прошений, после которых поют: «Подай Господи». Есть еще ектении заупокойные (великая, малая и сугубая).

ИПАКОИ — (с греческого upakouw — подпевать или upakoh — внимательное слушание). Так называются песнопения, которые поются по гласу на воскресной полунощнице после Троичных святителя Григория Синаита и Трисвятого и на утрени перед антифонами и чтением Евангелия. Свое наименование эта песнь получила оттого, что ее за певцом или чтецом подпевал народ. Но для того, чтобы петь со слов другого, требуется внимательно прислушиваться к произносимым словам, а потому и наименование «ипакои» указывает на большое внимание, с которым подобает слушать эту песнь; она требует особого внимания и ради важности ее содержания, которым служит истина воскресения Христова и благовестие о нем мироносицам, апостолам и всему миру. Ипакои всегда должны быть выслушиваемы стоя.

КАНОН — (с греческого kanwn — норма, правило, в частности, правило веры, правило истины). В богослужении каноном называется особая группа песнопений, входящих преимущественно в состав утрени и связанных единством темы (прославление того или иного святого или события из евангельской истории). От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое и получило свое наименование это песнопение. Канон разделяется на так называемые песни. Полное число песен в каноне — девять или восемь (практически восемь, так как вторая песнь обычно опускается — ее положено петь во вторник в седмицы Великого поста). Но есть каноны неполные, состоящие из четырех, трех и двух песен, называемые четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами. В целом каноне раскрывается одна главная тема, отчего каноны и получили свое название воскресных, крестовоскресных, троичных, богородичных; многочисленные каноны посвящены святым. Каждому стиху (тропарю) канона предшествует соответствующий главной теме всего канона «припев». Например, в каноне воскресном — «Слава Господи, святому воскресению Твоему», в Богородичном — «Пресвятая Богородице спаси нас» и т.п.[14]

Каждая песнь канона состоит из стихов (sticoV). Первый стих, являющийся образцом и связью для последующих стихов данной песни, называется ирмосом (eirmoV — связь). Остальные стихи называются тропарями (от trepw — обращаюсь), потому что они «обращаются» к ирмосам, то есть подчиняются им и приближаются к ним по своему содержанию, размеру, напеву. Особый ирмос, который поется в конце песни, называется катавасией (от katabasia — схождение), так как для пения его певцы сходились с обоих клиросов на середину храма (Типикон, 19 глава).

Каноны составляют самый обширный отдел православной христианской гимнографии. Их писали лучшие песнотворцы (гимнографы) Восточной Церкви — святой Андрей Критский († 726), преподобные Косма Маиумский († 743), Иоанн Дамаскин († 745), Феодор Студит († 826) и его брат Иосий Студит († 830) и многие другие. Значительная часть канонов написана в греческом подлиннике метрическими стихами, некоторые кроме того имеют акростихи.

КАФИЗМА — (от греческого kauiVw — сижу) — сидение. Так называются псалмы Псалтири, разделенные на 20 отделов, или кафизм, после чтения которых (на утрени) дозволяется сидеть.

КОНДАК и ИКОС — краткие песнопения, выражающие сущность праздника или похвалу святому. Вместе с тропарем кондак является основным песнопением дня. Различие между кондаком и икосом состоит в том, что в кондаке заключается общая мысль (тема), которая уже шире раскрывается в икосе. Поэтому кондак всегда помещается вместе с икосом (после шестой песни канона). Эти песнопения сходны не только по своему содержанию, но и по форме: писаны одним размером, оканчиваются нередко одними и теми же словами, поются на один и тот же глас. Творцом кондаков является святой Роман Сладкопевец (V век), который составил их на основании жизнеописаний святых и мученических актов, читавшихся во время богослужений в дни памяти святых. Кондаки святого Романа кратко передают содержание жизни святых, в силу того они и получили свое наименование (от kondakion — «краткий», «малый» и oikoV — «дом»). Кроме того, песни, составленные святым Романом, могли получить свое наименование и от того материала, на котором они писались; по сообщению святого Марка Ефесского, святой Роман получил дар песнопений от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей ему свиток (tomoV) с повелением съесть его. Он, исполнив это, тотчас встал, пошел в храм, поднялся на амвон и, так как тогда был праздник Рождества Христова, воспел кондак «Дева днесть…»

Первые икосы также были составлены святым Романом. По свидетельству святителя Марка Ефесского, святой Роман пел свои икосы дома (oikoV — «дом»), где имел обыкновение проводить ночь в бдении, от чего икосы и получили своё название.

КРЕСТОБОГОРОДИЧНЫ — песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородичных.

КРЕСТОВОСКРЕСНЫ — песнопения, в которых прославляются крестные страдания и вместе воскресение Господа. В Октоихе на каждый воскресный день после воскресного канона находится крестовоскресный канон.

МЕРТВЕННЫ и ПОКОЙНЫ — содержащие молитвы об упокоении усопших. Они положены в службе субботней (Октоихе) и в чине погребения.

МУЧЕНИЧНЫ — песни в честь мучеников, содержащиеся в Октоихе на все дни недели, кроме воскресения: на утрени — в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне; на вечерни — в стихирах на стиховне (в субботу на «Господи воззвах»); на Литургии — в тропарях на «блаженны». Мученичны находятся в Октоихе и в Триодях. В указанных книгах перед этими песнопеняими имеется надпись «мученичен». Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются этим обозначением.

НЕПОРОЧНЫ — это 17 кафизма (118 псалом) начинающаяся словами: «Блажени непорочнии…»

ОТПУСТИТЕЛЬНЫ — песнопения, поемые в конце служб вечерни, повечерия, утрени. Отпустительные бывают тропари, кондаки и Богородичны.

ПОДОБЕН — песнопение, которое пользуется другим песнопением как «самоподобным» образом для себя. Иными словами, «подобны» тем или иным песнопениям (например, стихире «Доме Евфрафов») являются наиболее «безличными» и зависимыми из всех песнопений.

Сказанное можно пояснить на таком примере из богослужебных книг. Под 23 декабря на утрени «на хвалитех» значатся стихиры шестого гласа «подобен»: «Ангельския предыдите»; самое песнопение «Ангельския предыдите» находится в службе 20 декабря на утрени, на хвалитех; подобны «Ангельския…» надлежит петь по метрическому и мелодическому образцу этого самоподобна. Вот их текст:

 

Самоподобен Подобен Ангельския
«Ангельския предыдите силы, иже в Вифлееме уготовайте ясли. Слово бо рождается, Мудрость происходит, приемлет целование Церковь на радость Богородицы людие рцем. Благословен пришедый Боже наш, слава Тебе». «Предопределенное Отцем прежде век, и проповеданное пророки в последняя, таинство явися и Бог вочеловечися, плоть прием от Девы, зиждется несозданный волею, сый бывает, Царь Израилев, Христос приходит».

 

В греческом оригинале соблюдено строгое соответствие не только мелодии, но и метрики, что, разумеется, не могло сохраниться в славянском переводе, почему наши подобны соответствуют самоподобным только по мелодии. Еще пример из того предпразднства:

 

Самоподобен Подобен: Доме Евфрафов
«Доме Евфрафов Граде святый, Пророков слово, Украсися дом, В нем же Божественный раждается». «Грядет Христос Лукаваго сокрушити Сущия во тьме просветити, и разрешити связанныя, Предусрящим Того».

 

ПОКАЯННЫиУМИЛИТЕЛЬНЫ — содержащие исповедание грехов перед Богом и выражающие сердечное сокрушение о них. Эти песнопения положены на службах понедельника и вторника и находятся в изменяемых песнопениях Октоиха (в стихирах и первом каноне).

ПОЛИЕЛЕЙ — пение на утрени псалмов 134 и 135: «Хвалите имя Господне…». Название свое это пение получило от частого повторения в указанных псалмах слова «милость» (eleoV, elehtiuV). Таким образом, полиелейное пение означает прославление многомилостивого отношения Бога к человеку.

ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ — так называется 103 псалом «Благослови душе моя, Господа», поемый или читаемый на вечерни, потому что им начинается суточный круг богослужений.

«ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ» — возглашение, произносимое священнослужителями для того, чтобы предупредить предстоящих богомольцев, что на следующее за этим возглашением чтение, пение или священнодействия должно быть обращено исключительное внимание и стоять в это время нужно прямо.

ПРИЧАСТЕН — (с греческого koinonikon — причастен) есть стих из псалма с припевом «аллилуйя», который поется на Литургии во время причащения священнослужителей в алтаре. По своему содержанию причастен имеет отношение или к дневной службе, или к службе воспоминаемого святого, или к службе праздника, а потому и называется «причастен дне», «причастен святаго», «причастен праздника».

ПРОКИМНЫ — краткие стихи из псалмов и других книг Священ-ного Писания, предваряющие (prokeimai — предлежу) чтение Апостола, Евангелия и паремий. За прокимном всегда следуют другие стихи, составляющие продолжение прокимна и тесно с ним связанные. Прокимен указывает на содержание и силу чтений или на значение дня, то есть молитвословий и песнопений, относящихся к дню. Различаются: «прокимен Апостола» и «прокимен дня». Кроме этих прокимнов, есть еще великие прокимны, которые поются на вечерне недель Великого поста: 1) «Не отврати лица Твоего…»; 2) «Дал еси достояние…»; на вечерне двунадесятых Господских праздников: 1) «Кто Бог великий яко Бог наш…»; 2) «Бог наш на небеси…» и во всю Пасхальную седмицу. Великий прокимен имеет три стиха и поется 4 1/2 раза, а дневной прокимен имеет 1 стих и поется 2 1/2 раза.

САМОГЛАСЕН — песнопение, имеющее свою метрику и мелодию, но не служащее образом для других песнопений. Самогласен является самым индивидуальным типом песнопений.

САМОПОДОБЕН — песнопение, которое не пользуется метрикой или мелодией какой-либо иной песни, но имеет свою собственную метрику и мелодию; самоподобен является метрическим и мелодическим образцом для других песнопений.

СВЕТИЛЬНЫ — в этих песнопениях говорится о просвещающем нас свете Божественной благодати (великопостные, триодные светильны); находясь в конце утрени, перед рассветом и перед возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», светильны естественно возвещают эту духовную зарю. Светильны для всех гласов помещаются в конце Октоиха; светильны Минеи находятся после третьей песни канона.

СЕДАДЕН — (kauisma) — наименование, противоположное акафисту: обозначает песнопение, за которым верующим разрешалось садиться для слушания следовавшего «чтения» поучений, толкований слова Божия, повествовании о жизни святого или празднуемого события. «Чтения» были введены Лаодикийским Собором с той целью, чтобы молящиеся не утомлялись продолжительностью чтения псалмов, но могли бы после известных отделов Псалтири посидеть и отдохнуть на чтениях. Седальны положены после кафизм на утрени, после полиелея, после третьей песни канона. Однако есть такие седальны, во время которых не позволяется сидеть, — их следует выслушивать стоя; например, не полагается сидеть во время пения седальнов в Великий Пяток на утрени, во время чтения огласительного слова святителя Иоанна Златоуста в Пасху и др.

СТИХИРЫ — (sticha) — «многостишие», от слов (sticoV — «стих» и aerew — «беру», «выбираю». Песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером, на определенный глас, чередующиеся со стихами из Священного Писания, большей частью из псалмов — ветхозаветными поэтическими писаниями, которые у древних Отцов Церкви называются стихирами; по их образцу и начали составляться христианские стихиры. Первым составителем стихир является Анатолий, патриарх Константинопольский, живший в V веке, — первым лишь в том смысле, что более ранние христианские стихиры нам неизвестны. Стихиры по своему содержанию всегда посвящены Господу, Божией Матери, какому-либо святому или празднуемому событию. По месту их исполнения за службой они называются:

«На Господи воззвах» (на вечерне);

«на стиховне» (на вечерне и утрени);

«на хвалитех» (на утрени).

Количество их за различными богослужениями различно.

Стихиры на «Господи воззвах» называются так потому, что им предшествуют стихи из псалмов 140, 141, 129, 116, а псалом 140 начинается словами «Господи воззвах».

Стихиры «на стиховне» поются в конце вечерни и утрени. От стихир на «Господи воззвах» они отличаются тем, что сочетаются со стихами не одних и тех же, а разных псалмов. Стихиры на «стиховне» — это значит стихиры со своими стихами. Так, например, в будние дни к стихирам «на стиховне» на вечерне в Октоихе всегда указываются два стиха: 1) «К Тебе возведох очи мои…»; 2) »Помилуй нас, Господи…», а на утрени: «Исполнихомся заутра милости Твое…»; «И буди светлость Господа Бога…» Стихиры на «хвалитех» или «хвалитные» поются в конце утрени и предваряются стихами из псалмов 148, 149, 150, называемых но их содержанию псалмами хвалитными, так как в них многократно повторяются слова «хвалите».

Кроме этих стихир, есть еще стихиры литий, которые поются на литии (на вечерне). Все стихиры заканчиваются пением Богородична или Крестобогородична на «и ныне и присно…».

ТРОИЧНЫ — песнопения, заключающие в себе прославление Пресвятой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице положено петь троичный канон, особый на каждый глас, и после канона — особое прославление Пресвятой Троицы — Троичны святителя Григория Синаита. В седмичной службе поются Троичны на утрени, после пения «Аллилуиа», когда оно поется вместо «Бог Господь» (в настоящее время только в Великий пост).

ТРОПАРЬ — песнопение, в котором кратко изображается сущность праздника или главные черты из жизни святого, призывающие нас к дневной радости, славословию, благодарению и поклонению празднуемому святому.

ТРОПАРИ ПО НЕПОРОЧНЫХ — перед которыми поется 12 стих 118 псалма (17 кафизма): «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». Есть воскресные тропари по непорочных, которые положено по Уставу петь в определенный период года на воскресной утрени вместо полиелея. Они начинаются так:

Припев: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим».

Тропарь: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменишася…» и др.

Воскресными они называются потому, что в тропарях говорится о поклонении жен-мироносиц Воскресшему Господу.

Мертвенные тропари по непорочных поются на погребении, своё название они получили от того, что в тропарях содержится моление о усопших:

Припев: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим».

Тропарь: «Святых лик обрете источник жизни…».

ХВАЛИТНЫ — псалмы 148, 149, 150, исполняемые на утрени перед славословием.

ЭКСАПОСТИЛАРИЙ (с греческого exapostellw — высылаю) поётся в воскресные дни на утрени после канона, вместо светильна. Своё наименование это песнопение получило или от того, что содержанием его служит обещание Спасителя о ниспослании Святого духа на апостолов и послание их в мир для проповеди Евангелия, или от того, что в Константинопольской Церкви для пения его был высылаем один из певцов на середину храма. В эксапостилариях кратко излагается содержание воскресных утренних Евангелий, количество которых составляет 11. Соответственно этому количество эксапостилариев также 11. Авторство их принадлежит Византийскому императору Константину Багрянородному (912-959 гг.). Его отец, император Лев Мудрый, составил соответствующие им по содержанию Евангельские стихиры. Воскресные эксапостиларии и стихиры составляют второе (после «столпов») приложение Октоиха.

Седмичные эксапостиларии также находятся в приложениях Октоиха.


ЭКзАМЕнационная ПРОгрАММА

 

1 билет Понятие о Литургике. Виды богослужения. Отпустительные богородичны в конце Месячной Минеи и других богослужебных книгах.
2 билет Места богослужения Православной Церкви. Общая Минея. Ее построение и назначение. Что означает слово «акростих» и где он находится?
3 билет Происхождение христианских храмов. Праздничная Минея, ее построение и назначение. Что означает слово «эксапостиларий» и где он находится?
4 билет Наружный вид храма. Дополнительная Минея, ее построение и назначение. Чем отличается Псалтирный Месяцеслов от Месяцеслова Евангельского и Апостольского?
5 билет Внутреннее устройство храма. Отличие Месячной Минеи от Праздничной. Что означает слово «ипакои» и где они находятся?
6 билет Алтарь и его принадлежности. Праздничная Минея, ее содержание и назначение. Что означает слово «катавасия»?
7 билет Жертвенник, понятие о нем, назначение и духовное знаменование; священные предметы на жертвеннике. Отпустительные богородичны. Какие употребляются припевы при чтении канонов ко Святому Причащению?
8 билет Средняя часть храма, ее назначение и принадлежности: амвон, солея, клиросы, их назначение. Значение слова «канон» и употребление канона. Что значит «премудрость, прости»?
9 билет Притвор, назначение притвора в древности и в настоящее время. Богородичны после стихир. Когда поется полиелей и что означает это слово?
10 билет Употребление колоколен при храмах; их происхождение. Октоих, его построение и назначение. Когда поются ирмосы и что означает это слово?
11 билет Понятие о кладбищах и часовнях; их происхождение и назначение. Порядок совершения воскресной утрени до канона. Что означает слово «паремии» и когда они читаются?
12 билет Священнослужители Православной Церкви: епископ, иерей, диакон. Различные наименования епископа, иерея и диакона. Значение слова «кафизма» и ее употребление при богослужении. Кондак и икос, их значение и употребление.
13 билет Церковнослужители Православной Церкви, их назначение н обязанности. Приложение Октоиха: столпы евангельские, евангельские стихиры и эксапостиларин. Их назначение. Когда читается светилен, где он находится и что означает?
14 билет Священные одежды иерея и диакона. Ирмологий, его основное содержание и назначение. Когда поется трипеснец и какие песни входят в его состав?
15 билет Архиерейские облачения. В каких богослужебных книгах находятся библейские песни? Время их употребления. Антифоны степенны, их применение при богослужении.
16 билет Важнейшие христианские праздники: Пасха (двунадесятые и великих святых). Служебник, его назначение, состав и содержание (ектении, молитвы, прокимны). Порядок чтения Шестого часа.
17 билет Какие праздники имеют предпразднства, попразднства и отдания? Постная Триодь, ее содержание и назначение. Найти 33 псалом, «Сподоби Господи» и «Ныне отпущаеши».
18 билет Понятие о постах, их количество. Особенности применения Месячной Минеи и Октоиха в период пользования Постной Триодью. Последование вседневной вечерни.
19 билет Богослужебные книги. Богослужебное Евангелие: его построение — главы, зачала. Указатели содержания в начале Евангелия и указатели чтения в конце Евангелия. Какие праздники называются подвижными и неподвижными? Какие каноны Божией Матери имеются в Следованной Псалтири?
20 билет Богослужебный Апостол, его построение, порядок зачал. Общие сведения о Цветной Триоди. Сколько имеется полунощниц и где они находятся?
21 билет Указатели содержания Апостола и указатели чтений Апостола. Аллилуарии, антифоны, тропари и причастны. Общие сведения о Требнике и его содержание. Найти для воскресной утрени тропарь, поемый после великого славословия.
22 билет Порядок чтения Апостола во время Литургии. Общие сведения о Книге молебных пений. В какое время поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и на хвалитех.
23 билет Следованная Псалтирь, ее составные части. Содержание первой части. Общие сведения о иерейском молитвослове. В каких богослужебных книгах можно найти Пасхальную службу?
24 билет Содержание второй части Следованной Псалтири. Типикон и его содержание. Найти в Месячной Минеи службу святому с полиелейным и великим славословием.
25 билет Содержание третьей части Следованной Псалтири. Какие молитвословия находятся в приложении Постной Триоди? Когда читаются Паремии и в каких богослужебных книгах они находятся?
26 билет Какие знаки имеются в Типиконе для определения служб месячной Минеи? Когда поется катавасия в седмичные дни, в праздничные. Преступка и отступка по годичному кругу во время чтения Евангелия.
27 билет Месячная Минея, ее построение, назначение. В каких богослужебных книгах помещаются молитвословия и песнопения седмичного круга богослужения? В каких богослужебных книгах находятся троичны тропари?
28 билет Содержание четвертой части Следованной Псалтири. Последование воскресной вечерни. Порядок чтения Псалтири по усопшим.
29 билет Рассказать порядок совершения вседневной утрени до канона. В какие дни Октоих употребляется Великим постом? Какие каноны читаются в воскресные дни по Октоиху?
30 билет Рассказать порядок совершения вседневной утрени от канона до конца. Какие каноны положено читать в седмичные дни по Октоиху? Порядок Чтения первого часа.
31 билет Святой престол, понятие о нем, облачения, дарохранительница, крест и Евангелие. Показать практически, как применяются богородичны Месячной Минеи в седмичные дни. Что такое тропарь и где он находится?
32 билет Иконостас, понятие о нем, размещение икон и дверей в иконостасе. Порядок совершения воскресной утрени по Октоиху от канона и до конца. Порядок чтения кафизм.
33 билет Какие каноны и акафисты содержатся в Следованной Псалтири? Порядок чтения девятого часа. Общие сведения о Чиновнике.

[1] Этот священный обычай произошел от того, что в древности храмы строили большею гробах мучеников, коих именами они и назывались.

[2] Е. Нестеровский. Литургика. Т. I. Изд. 3. – М., 1909. С. 101.

[3] Там же. С. 102-103.

[4] Там же. С. 103.

[5] Проф. Н.В. Покровский. Церковная археология в связи с историею христиан искусства. – Пг., 1916. С .2.

[6] Е. Нестеровский. Литургика. С. 104.

[7] Е. Нестеровский. Литургика. С. 104.

[8] Однако в целом ряде стран — Греция, Кипр, Польша и других первостоятель Православной Церкви носит титул архиепископа.

[9] Праздники перечислены в хронологическом порядке, исходя из церковного календаря, по которому год начинается 14 (1) сентября.

[10] В скобках указана дата празднования по старому стилю.

[11] В Греческой Церкви Следованная Псалтирь в числе богослужебных книг не упоминается. Полагают, что она получила свое начало вне Греции и составлена для славян святыми Кириллом и Мефодием.

[12] Следованная Псалтирь, изданная Московской Патриархией в 1978 г., напечатана в двух томах. Её составные части расположены в ином порядке: т. I — Псалтирь, Канонник, Семиднев; т. II — Часослов, Месяцеслов.

[13] См. Пособие по церковнославянскому языку: склонение имен существительных, формы звательного падежа.

[14] При чтении канона Радонежским святым к словам «преподобный отче» добавляется — «наш».


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛИТУРГИКА. 1 КЛАСС

На сайте allrefs.net читайте: "ЛИТУРГИКА. 1 КЛАСС"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Московской Духовной Академии и Семинарии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие о литургике
  Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви. В задачу курса литургики 1 класса Московской Духовной семинарии входит: 1) ознакомление

Понятие о храме
  Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий. Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие

Притвор
Первая от входа часть храма называется притвором, или предхрамием. Притвор разделяется на две части: внутренний притвор и внешний притвор, или

Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию.
Оглашенные и кающиеся, по степени усвоения ими христианского учения или по степени раскаяния, делились на несколько степеней и стояли ближе или дальше от алтаря. Оглашенные разделялись на

Престол
  Самую главную принадлежность алтаря составляет святой престол (trapeVa), знаменующий собой престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутс

Священные предметы на жертвеннике
  Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от престола. Жертвенник представ

Священнослужители
  Священнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три: 1) епископы; 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы. 1. Епископ — это высш

Церковнослужители
  Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (то есть помощники диакона),

Одежда чтеца
Короткий фелоний. Это — первая одежда, которая надевается при посвящении во чтеца. Короткий фелоний имеет вид священнической ризы и отличается от нее тем, что едва покрывает пл

Облачения пресвитеров
  К облачениям священника принадлежат: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза. Подризник — то же, что диаконский стихарь, но с узкими рук

ЖИЗНИ ПРАВОСЛАНОГО ХРИСТИАНИНА
    1. Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)   В Православной Церкви верующие созываются к богослужению посредством

Великие праздники
Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге + . К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называе

Великие недвунадесятые праздники
1. Покров Пресвятой Богородицы 14 (1) октября 2. Обрезание Господне и память святителя Василия Великого 14

Средние праздники
  Средниепраздники различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге + и имеют, как и великие праздники,

Общее понятие о Богослужебных книгах
  Содержание и порядок Богослужения Православной Церкви излагаются в богослужебных книгах; изучение их абсолютно необходимо для углубленного понимания и правильного отправления Богосл

I. Утреня
Утреня начинается с седальнов; после первого, после второго и после третьего стихословия. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги