УКАЗАНИЕ БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГ, СОХРАНИВШИХСЯ ОТ МОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА
УКАЗАНИЕ БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГ, СОХРАНИВШИХСЯ ОТ МОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА - раздел Религия, Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 4. Сохранилось:
1) Евангелий —А) Одиннадцать В Московской Синода...
Сохранилось:
1) Евангелий —а) одиннадцать в Московской Синодальной библиотеке (Савв. Указател. С. 171-172. Изд. 2 [375]; Горек, и Невостр. Описан. 1. № 21—31 [254]); б) восемь в Новгородской Софийской (Куприан. Обозрен. в Изв. II Отд. Акад. наук. 4. С. 278—283 [312]); в) тринадцать в бывшей Толстовской (Описан. С. 2, 6, 43, 92,170,194, 212, 213, 226, 234, 360, 561 [297]); г) девять в Румянцевском музеуме (Восток. Опис. С. 172—180 [246]); д) четыре в бывшей библиотеке Царского (Строев. Опис. С. 28 [404]); е) три в библиотеке Воскресенского монастыря (Амфилох. Описан. в Извест. II Отд. Акад. наук. 7. 259-261 [235]); ж) четыре в библиотеке Кирилло-Белоезерского монастыря (Варлаам. Обозрен. в Чтен. Москов. истор. общ. 1860. 2. 5-10 [241]). У г. Срезневского в его Обозрении древн. памяти, русск. письма и языка (Извест. II Отд. Акад. наук. 10 [397]) перечислено до 25 Евангелий в период только 1250—1400 г. (См. там же указатель к этому обозрению. С. 717 [397]).
2) Служебников — а) пять в Московской Синодальной библиотеке (Савв. С. 251 [375]); б) десять в Новгородской Софийской (Куприан. С. 55, 313-318 [312]); в) три в Румянцевском музеуме (Восток. 604-605 [246]); г) два в Воскресенском монастыре (Амфил. 264, 269 [235]). У г. Срезневского в означенный (1250—1400) период показано пять (указател. 739 [397]).
3) Апостолов — а) два в Московской Синодальной библиотеке (Савв. 156 [375]); б) один в Новгородской Софийской (Куприан. 227 [312]); в) два в Толстовской (Описан. 68, 211 [297]); г) два в библиотеке Царского (Опис. 4 [404]); д) один в Воскресенском монастыре (Амф. 261 [235]); е) один в Кирилле-Белоезерском (Варл. 10 [241]). У г. Срезневского — четыре (указател. 709 [397]).
4) Октоихов — а) два в Московской Синодальной (214 [375]); б) пять в Новгородской Софийской (301—303 [312]); в) четыре в Толстовской (2. 469, 498 [297]); г) один в Воскресенском монастыре (275 [235]). У г. Срезневского — четыре (указател. [397]).
5) Трефологиев, или праздничных Миней,— а) три в Московской Синодальной библиотеке (260 [375]); б) шесть в Новгородской Софийской (290-293, 299, 318 [312]); в) один в Румянцевском музеуме (396 [246]); г) один в Толстовской библиотеке (170 [297]). У г. Срезневского — один (указат. [397]).
6) Псалтирей — а) две в Московской Синодальной (223, 224 [375]); б) две в Новгородской Софийской (54, 55 [312]); в) две в Толстовской (168, 207 [297]); г) две в Румянцевском музеуме (463, 464 [246]); д) одна в Воскресенском монастыре (263 [235]); е) одна в Кирилло-Белозерском (11 [241]); ж) одна в библиотеке Московского исторического общества (Опис. 59 [401]). У г. Срезневского — три (указат. [397]).
7) Уставов церковных — а) пять в Московской Синодальной (262 [375]); б) один в Толстовской (6 [297]); в) один в Румянцевском музеуме (710 [246]); г) один в Воскресенском монастыре (272 [235]).
8) Триодей постных — а) две в Новгородской Софийской библиотеке и две вместе с цветною (319 [312]); б) одна в Румянцевском музеуме (707 [246]); в) три в Воскресенском монастыре (89, 281, 286 [235]).
9) Требников — а) пять в Московской Синодальной библиотеке (258, 259 [375]); б) один в Новгородской Софийской (318 [312]).
10) Триодей цветных — а) одна в Московской Синодальной библиотеке (261 [375]); б) две в Новгородской Софийской (319 [312]); в) одна в Толстовской (173 [297]); г) одна вместе с постною в московском Успенском соборе (Снегирев. Памяти, москов. древн. 42 [390]).
11) Миней месячных — а) в Московской Синодальной библиотеке две книги: за ноябрь и декабрь, март и апрель (207, 208 [375]); б) в Новгородской Софийской двенадцать: за март (288 [312]), за октябрь (289 [312]), за июль, декабрь (290 [312]), ноябрь (294 [312]), июнь, февраль, апрель (296 [312]), июль, октябрь, февраль, август и январь (296—298 [312]); в) в Толстовской восемь: за ноябрь, март (2 [297]), ноябрь (356 [297]), октябрь, декабрь (465 [297]), июнь (466 [297]), июль и август с отрывками за другие месяцы (468 [297]); г) в Румянцевском музеуме одна — за январь (395 [246]); д) в библиотеке Царского одна — за февраль (231 [404]); е) в Воскресенском монастыре семь: за июль (279 [235]), март, апрель, май, июль, ноябрь и декабрь (277—280 [235]); ж) в московском Успенском соборе за семь месяцев (Снегир. Памяти. 43 [390]).
12) Часословов — три в Толстовской библиотеке (276, 419, 561 [297]).
13) Следованных Псалтирей — две в Толстовской библиотеке (213, 405 [297]).
14) Шестодневов служебных — два в Воскресенском монастыре (276, 277 [235]) и один в библиотеке Московского исторического общества (130 [401]).
15) Паремейников — один в Новгородской Софийской библиотеке (304 [312]), два в Толстовской (353, 432 [297]) и два в Румянцевском музеуме (425 [246]).
16) Параклитов — три в Синодальной Московской библиотеке (217 [375]).
17) Канонников — три в Новгородской Софийской (286, 287 [312]), один в библиотеке Царского (156 [404]), два в Кирилле-Б елозерском монастыре (14,18 [241]).
18) Стихирарей — один в Новгородской Софийской вместе с Канонником (287 [312]), один в Румянцевском музеуме (650 [246]).
19) Ирмологов— один в Московской Синодальной (183 [375]).
20) Обиходов церковных — два в Новгородской Софийской (299, 301 [312]), один в Румянцевском музеуме (406 [246]).
21) Чинов елеосвящения — три в Новгородской Софийской (320 [312]) и проч.
ВСТУПЛЕНИЕ
Прошло уже два с половиною века, как Россия, просвещенная светом Евангелия из Византии, находилась в церковной зависимости от Константинопольского патриарха, и со стороны патриаршего престола незам
ИЕРАРХИЯ
Время от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы можно назвать по преимуществу переходным временем в истории собственно нашей митрополии. Прежде общим правилом было избирать и поставлять
МОНАСТЫРИ
В кровавый период владычества монголов над Россиею число мирных обителей иночества не только не уменьшилось в ней, а еще увеличилось: их возникло теперь в двести лет вдвое больше, нежели сколько бы
О МИТРОПОЛИТЕ КИРИЛЛЕ II
В Ипатьевской летописи под 1241 г. упоминается о каком-то Кирилле, который был печатником князя Даниила галицкого, отправлялся по его поручению в Бакоту для усмирения края и потом с тремя тысячами
О СЕЙТЕ ЕРЕТИКЕ
Кто был этот Сеит и в чем состояло его лжеучение, жизнеописатель святого Петра митрополит Киприан не говорит. Но Татищев неизвестно откуда заимствовал сказание, будто Сеит был новгородский протопоп
О МИТРОПОЛИТЕ ФЕОДОРИТЕ — ИЗ ПАТРИАРШЕЙ ГРАМОТЫ 1354 г.
В грамоте к Новгородскому владыке, писанной в 1354 г., патриарх, между прочим, говорит: «Да будет ведомо твоему боголюбию, что Феодорит два года тому назад приходил сюда, когда еще жив был преосвящ
О ПОСТАВЛЕНИИ МИТРОПОЛИТА АЛЕКСИЯ — ИЗ ПАТРИАРШЕЙ ГРАМОТЫ 1354 г.
Соборное деяние, или грамота патриарха Филофея, в которой он, между прочим, объясняет, что расположило его произвесть Алексия в митрополита, помещена в Act. Patriarch. Constant. 1. 336 [425]. То же
О ПОСТАВЛЕНИИ МИТРОПОЛИТА РОМАНА
Грамота Константинопольского Собора 1361 г. говорит, что Роман прибыл в Царьград спустя немного после того, как Алексий был поставлен митрополитом (Acta Patriarch. Constantinop. 1. 426 [425]
ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА 1370 г. К НОВГОРОДСКОМУ ВЛАДЫКЕ АЛЕКСИЮ
«Боголюбивейший епископ Новгорский, да будет благодать и мир от Бога твоему боголюбию! Ты знаешь, что бывший прежде тебя епископ Новгородский принял от Божественного, священного и великого Собора ч
Письмо патриарха (индикт. 8. июня 1370 г.) смоленскому князю
«Благороднейший великий князь смоленский кир Святослав! Мерность наша узнала, что ты с великим князем русским кир Димитрием согласился и сделал уговор, под страшною клятвою и поцеловавши честный и
Письмо патриарха к русским князьям
«Так как благороднейшие князья русские все согласились и положили, давши страшные клятвы и целовавши честной и животворящий крест, с благороднейшим великим князем всей Руси кир Димитрием вооружитьс
Увещательная грамота патриарха к русским князьям
«Благороднейшие князья всей России, возлюбленные сыны нашей мерности! Всем вам наша мерность просит от Бога всемогущего здравия и благоденствия душевного, бодрости и силы телесной, счастливого и ск
О НАСТОЛЬНОЙ ГРАМОТЕ 1393 г. МИТРОПОЛИТУ ФОТИЮ
Настольная грамота, данная будто бы еще патриархом Антонием в 1393 г. Фотию как новопоставленному Русскому митрополиту (Акт. истор. 1. № 254 [228]),или подложна, или испорчена:
1) Сам Фоти
КОГДА ЗАКРЫЛИСЬ ЕПАРХИИ БЕЛГОРОДСКАЯ И ЮРЬЕВСКАЯ
Утверждать, будто епархии Белгородская и Юрьевская потеряли свою самостоятельность и соединены были с Полоцкою еще до нашествия на Россию монголов, несправедливо. В 1231 г. Полоцкий епископ отнюдь
О РУССКИХ ЕПАРХИЯХ В МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД
Об епархии Холмской — П. собр. р. лет. 2. 163, 182, 184, 196 [351]; об епархии Сарайской — П. собр. р. лет. 1. 204; 7. 162 [351]; о Тверской — Ник. лет. 3. 55 [374]; Карамз. 4. Прим. 137 [30
ОТРЫВКИ ИЗ ЖИТИЯ ОРДЫНСКОГО ЦАРЕВИЧА ПЕТРА
Отрывки из жития блаженного Петра, царевича Ордынского, на которые сделаны указания в нашей «Истории»
1. «Святому архиепископу Ростовскому Кирилу ходящу в татары с честию
ОТРЫВКИ ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО СТЕФАНА ПЕРМСКОГО
Отрывки из жития святого Стефана Пермского, на которые сделаны указания в нашей «Истории»
1. «Сии преподобный отец наш Стефан бе оубо родом роусин, от языка словенска, от
ГДЕ И КОГДА РОДИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
О месте рождения святого Сергия в житии его замечено, что отец его жил «в некоей веси области оноя, яже бе в пределех Ростовскаго княжения, не зело близ града Ростова» (л. 54 об. [152]). Относитель
ОТРЫВКИ ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Отрывки из Епифаниева жития преподобного Сергия по сборн. нашей библ. № 42 [152]
1. «Достиже до седмаго лета возрастом, и родителие его вдаша его грамоте учити. Прежеречен
ОТРЫВКИ ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА БЕЛОЕЗЕРСКОГО
Отрывки из жития преподобного Кирилла Белоезерского по сборнику нашей библ. № 2 [148]
1. «Сый убо преподобный отець наш Кирилл родися от благочестиву и христиану родителю,
СВИДЕТЕЛЬСТВА О МОНАСТЫРЯХ МНОГОЛЮДНЫХ, ЛАВРАХ, МОНАСТЫРЬКАХ
В житии преподобного Сергия (сборн. моей библ. № 42 [152]) читаем: «Множество много стицахуся от различных стран и град, паче же и постнический лик, своя жительства оставляюще, и к нему (Сер
ПРАВИЛО МАКСИМА, МИТРОПОЛИТА РУССКОГО
«Благословение Максима, митрополита всея Русии, всем християном правоверным.
Ведомо буди вам, чада! Святии апостоли и Вселенская Церкви святая не преда нам по всяку среду и пяток ясти мяса
РАЗНОСТИ В ЧИНЕ ПРОСКОМИДИИ ПО СЛУЖЕБНИКАМ XIV-XV вв.
1. На одной просфоре. В Служебнике Воскресенского монастыря, писанном в 1380 г. [21], проскомидия излагается так: «Въмет поп просфору и прекрестить крестообразно, глаголя: «Споминание творим
Послание Фотея митрополита о Агнеиех святых
Благословение Фотея, митрополита Киевского и всея Руси, в Псков собору Святыя Троици и всему священническому чину. Что ми, сынове, пишите к нашому смирению от недоведомых Божественных тайн и о проч
Новости и инфо для студентов