Притча о злых виноградарях

(Мф. 21, 33-46; Мк. 12, 1-12; Лк. 20, 9-19)

 

В этой притче Господь еще более ярко показывает неверие книжников и первосвященников. Из первой притчи следует, что они не поверили проповеди Иоанна Крестителя; из второй ¾ то, что они оказались неверными Сыну Божию и даже убили Его.

Под виноградником здесь подразумевается народ израильский, хозяин виноградника ¾ Бог; ограда, точило, сторожевая башня ¾ различные способы, которыми Бог благоустроил свой народ внутри и ограждал его от вредных языческих влияний извне; виноградари ¾ первосвященники и книжники, которые должны были приготавливать народ к пришествию Мессии; убитые слуги ¾ пророки; сын ¾ Иисус Христос.

Старейшины иудейские управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании и преследовали только свои личные интересы. Поэтому-то они избивали пророков Божьих, которые напоминали им об их обязанностях. Последним посланником Божиим к иудейскому народу был сам Единородный Сын Божий Иисус Христос, которого начальники иудейские решили убить.

В этой притче Господь недвусмысленно дает слушателям понять, что хозяин виноградников ¾ Бог, виноградник ¾ избранный народ, а злые виноградари ¾ первосвященники и книжники, фарисеи и старейшины.

В заключение притчи Христос называет Себя Камнем, который отвергли строители, то есть вожди иудейского народа, но Который стал краеугольным камнем величественного здания ¾ Новозаветной Церкви. Камень этот для одних будет камнем преткновения и соблазна, для других же, кто не только не уверовал в Господа и не раскаялся, но ожесточенно восстает против Него, Он будет погибелью. Если преткнувшегося и разбившегося о камень можно исцелить, то тех, на кого он упадет, постигнет неминуемая гибель.