Возвращение из Египта и поселение в Назарете

(Мф. 2, 13-23)

 

После ухода волхвов Ангел Господень во сне явился Иосифу и повелел ему, взяв Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, «ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».

Египет был Римской провинцией. Здесь проживало множество иудеев, которые имели свои синагоги. Египет был удобнейшим убежищем для Святого Семейства еще и потому, что власть Ирода здесь не имела силы. Исполняя повеление Ангела, Иосиф и Дева Мария оставались в Египте до смерти Ирода.

Исполнилось пророчество Осии: «Из Египта вызвал Я Сына Моего» (11, 1). Исход еврейского народа из Египта был тем ветхозаветным событием, которое, по слову святителя Иоанна Златоуста, имело прообразовательное значение, относящееся к жизни и учению Христа.

Не дождавшись возвращения волхвов в Иерусалим, оскорбленный и разгневанный Ирод издал жесткий указ избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев от двух лет и ниже, в расчете, что в их числе окажется и Младенец Христос. Выведав от волхвов, что звезда явилась им около года назад, он решил, что Младенец, если и старше года, но моложе двух лет.

По преданию, было убито 14 000 младенцев. Память их мученической кончины святая Церковь празднует ежегодно 29 декабря. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, жестокость и подозрительность Ирода не имела предела; лишь из подозрения он велел умертвить свою любимую жену и трех своих сыновей. Потрясенный такой жестокостью, Август сказал: «У Ирода лучше быть животным, чем сыном».

Святой Евангелист видит в этом избиении младенцев исполнение пророчества Иеремии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий...» (31, 15). Пророк рисует бедствия и скорбь евреев, которых ожидал тяжкий Вавилонский плен. Собранные предварительно в Раме, небольшом городке колена Вениаминова на севере от Иерусалима, они прощались со всем, что было им дорого. Пророк Иеремия, описывая это событие, вспоминает о плаче Рахили о чадах своих, как бы ведомых на смерть.

Прошли годы, и лишь после смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу и повелел ему возвратиться в Палестину. Первоначально Иосиф хотел поселиться в Вифлееме, где должен был воспитываться Сын Давидов ¾ Мессия Христос. Когда же он услышал, что в Иудее воцарился Архелай, который не уступал в жестокости своему отцу, «убоялся туда идти» и, получив во сне новое откровение, направился в пределы Галилейские. Он поселился в городе Назарете, где жил до бегства в Египет, занимаясь ремеслом плотника. Евангелист усматривает в этом исполнение ещё одного пророчества о Мессии: «Что Он Назореем наречется». Предполагают, что это пророчество находилось в книге, потерянной евреями. Другие усматривают в нем свидетельство о земной жизни Спасителя, происходить из Назарета - значило быть призираемым, униженным, отверженным. Это был акт Его добровольного самоуничижения за грехи людей.