Отрочество Иисуса Христа

(Лк. 2, 40-52)

До выхода на общественное служение о жизни Иисуса Христа известно лишь то, что сообщает евангелист Лука: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём». Иисус Христос был не только Бог, но и человек и, как человеку, Ему надлежало пройти все возрастные этапы. Лишь в этом случае становилось возможным соединить всю глубину и полноту Божественного ведения, которой обладал отрок Иисус, как Сын Божий, с индивидуальным человеческим сознанием.

Отроку Иисусу исполнилось 12 лет, когда впервые ярко проявилась открытая Ему Божественная мудрость. По закону Моисея (Втор. 16, 16), все евреи мужеского пола обязаны были три раза в год посещать Иерусалим: на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Исключение делалось только для детей и больных. Особо это касалось праздника Пасхи. Отрок, достигший 12 лет, становился «чадом закона». С этого времени он должен был изучать закон и исполнять все его требования, в частности, ходить в Иерусалим на праздники.

Святой евангелист Лука замечает, что родители[11] Иисуса каждый год ходили в Иерусалим. Когда же Иисусу исполнилось 12 лет, они впервые взяли Его с собой. Празднование Пасхи длилось в течение восьми дней, после которых богомольцы возвращались по домам. Думая, что Иисус идет где-нибудь по близости от них с родственниками и знакомыми, Иосиф и Дева Мария не заметили Его отсутствия. Пройдя дневной путь, они остановились на ночлег и стали искать Иисуса, но не нашли Его. В тревоге они возвратились в Иерусалим, и лишь через три дня нашли Его в храме, сидящим среди учителей. В одном из притворов храма Он внимательно слушал раввинов и задавал им вопросы. В этой беседе отрок Иисус и проявил впервые Свою Божественную мудрость, которая приводила в удивление всех присутствующих.

Богоматерь поведала Ему о тревоге, которую испытала Она и Иосиф, которого Она назвала Его отцом. Ответ отрока Иисуса на слова Матери впервые открывает Его миссию на земле ¾ исполнить волю Пославшего Его. Как бы поправляя Свою Матерь, Он говорит, что не Иосиф, а Бог Его Отец, впервые сознавая Себя Сыном Божиим. Для Иосифа и Девы Марии такое откровение богочеловечества Иисуса Христа было неожиданным. Они не поняли Его слов, ибо и им ещё не была вполне открыта тайна служения Христова. Однако «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем», и этот день стал особенно памятным.

До начала Своего общественного служения Иисус Христос, как замечает евангелист, «был в повиновении у своих родителей». Вот почему Он послушно пошел с ними в Назарет и оставался там, разделяя труды Своего мнимого отца, который был плотником.