Исцеление расслабленного в Капернауме

(Мф. 9, 1-8; Мк. 2, 1-12; Лк. 5, 17-26)

Путешествие по Галилее подошло к концу, и Иисус возвратился в Капернаум. Он находился в доме одного из Своих последователей, где собралось множество народа. Пришедшие, заполнившие не только дом, но и все прилегающее к нему пространство, хотели услышать проповедь Иисуса Христа. В это время принесли расслабленного, но из-за множества народа не могли приблизиться ко Христу. Тогда, разобрав кровлю дома, в котором находился Христос, они опустили больного прямо к ногам Иисуса. Христос, ведая о душевном состоянии больного, который, сознавая свою греховность, не дерзал получить от Господа исцеление, говорит расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои».

Присутствовавшие здесь фарисеи и книжники приняли Его слова за богохульство, ибо прощать грехи может один только Бог. Исцелить больного, отвечает им Иисус Христос, не легче, чем простить грехи человеку. Если они признают за Ним силу совершать первое (а этого они не могут не признать, так как неоднократно имели возможность убедиться в силе Христа), то должны признать за Ним и власть прощать грехи. Для того, чтобы фарисеи не сомневались, что Его слова имеют действительную силу, Христос говорит расслабленному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И исцеленный от недуга человек последовал повелению Господа.

 

Призвание Матфея

(Мф. 9, 9-17; Лк. 5, 27-39; Мк. 2, 13-22)

Привлекаемые проповедью Иисуса и Его чудесами за Ним следовали толпы народа. Со скорбью смотрел на них мытарь Матфей ¾ Левий, сын Алфея. Он не мог, подобно им, свободно и открыто следовать за великим Пророком. Презрение, с которым весь народ смотрел на мытарей, с одной стороны, и высота ученая и дел Иисуса, с другой, отделяли от Господа его. Но Небесный Врач, пришедший призвать не праведников, а грешников к покаянию, проходя мимо мытницы (таможни), не отверг сокрушающегося в сердце своем мытаря и позвал за Собой. В душе Матфея совершился переворот, который побудил его все оставить и последовать за Иисусом. В своем доме он устраивает вечерю для Иисуса, на которую приглашает своих прежних товарищей по службе. И Иисус возлег вместе с мытарями и грешниками за одним столом, к соблазну и недоумению фарисеев.

Именно им напоминает Он слова пророка: «милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6), призывая не к внешнему проявлению благочестия в принесении жертв и в исполнении обрядов, а к внутреннему расположению человека в делании добродетелей.

В самих Его беседах в синагогах и домах, на берегу моря и у колодца уже намечены все главнейшие пункты Его учения: о необходимости возрождения для вступления в Царство Божие, о замене ветхого новым, о поклонении Богу духом и истиной и даже о вознесении Сына Человеческого на крест и об основании Им Церкви воскресением Своего тела.