Исцеление бесноватого слепого и немого

(Мф. 12, 22-50; Мк. 3, 20-35; Лк. 11, 14-36; 8, 19-21)

 

Чудеса, совершаемые Господом, все более обращали к Нему сердца простых людей. Это беспокоило фарисеев, которые искали случай, оклеветав, убить Его. Однажды, когда Он, изгнав беса, возвратил зрение и дар речи бесноватому, удивленный народ готов был признать Его Мессией, фарисеи же и книжники, пришедшие из Иерусалима, утверждали, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Притчам о междоусобной борьбе в царстве, о разделении города и дома на две враждебные части Иисус Христос показал нелепость этой клеветы. Действительной причиной сотворенных Им чудес Он называл действие Духа Святого и приближение Царства Божия, которое должно сопровождаться падением прежнего царства сатаны.

Поэтому Господь объявляет измышление фарисеев сознательным противлением Святому Духу, то есть хулой против Святого Духа, которая не простится им ни в сем веке, ни в будущем. Этот грех считается непростительным, потому что исключает возможность исправления и раскаяния. Когда некоторые из фарисеев стали требовать от Иисуса знамения с неба для доказательства Своей Божественности, Иисус Христос указал им на единственное знамение Своего посольства от Бога, подобное тому, которое сотворил Бог с пророком Ионой (его тридневное пребывание во гробе и воскрешение). Требуя знамения, они, по слову Спасителя, подвергнутся еще большему осуждению, чем Ниневитяне, потому что те раскаялись от проповеди Ионы, этот же род не послушал и не послушает никаких проповедей. Он будет судим и царицей Савской, которая приходила послушать Соломона из далекой страны, этот же род затыкает уши, когда слышит проповедь Мессии, Который выше Соломона. Упорство и противление фарисеев истине Господь уподобляет состоянию бесноватого, который, будучи исцелен, с небрежением относится к возобновлению болезни, ибо злой дух через некоторое время возвращается и приводит с собой других, гораздо злейших бесов. Так и с упорным родом может повториться такое ослепление и даже еще в высшей степени.1

Некоторые, слушая Иисуса, приходили в умиление. Одна женщина, возвысив голос, прославила Господа и родившую и воспитавшую Его Матерь. Блаженными Христос называет тех, кто не только слушает, но и исполняет сказанное Им.

В это время к Нему пришли Матерь и братья Его, прося вызвать Его из дома, где он находился, так как толпившийся в нем народ не позволял подойти к Господу. Он же, услышав просьбу посланного, ответил, указывая на Своих учеников: «Вот Матерь Моя и братья Мои» (Мф. 12, 49). Это сказал Он, давая понять, что для Него важнее не плотское, а духовное родство. Его Матерь и братья были для учеников Христовых живым образцом следования слову Божию.