Беседа о хлебе жизни

На утро люди, оставшиеся на том месте, где накануне совершилось благословение, преломление и умножение хлеба, не нашли там ни Иисуса, ни учеников Его. Воспользовавшись пришедшими из Тивериады лодками, многие из них в поисках Иисуса поплыли в Капернаум. Найдя Его здесь, они спросили: «Равви, когда Ты сюда пришел?». Иудеи не могли понять, каким образом Христос оказался на этой стороне моря, когда накануне вечером они видели, что, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было и что Иисус не входил в лодку, а отплыли одни ученики.

Господь же, зная, о чем помышляли пришедшие к Нему иудеи, сказал им: «Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам сын Человеческий, ибо на Нем положил печать свою Отец, Бог».

Не поняв слов Иисуса, они вновь вопрошают Его: «что нам делать, чтобы творить дела Божии?» На это Господь вместо множества дел, какие предписывает закон Моисеев, указывает им: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, кого Он послал». Это главное дело, без которого невозможна богоугодная жизнь.

Христос знал, что вопрошавших интересует не столько само чудотворение, ибо они видели и другие чудеса. Они полагали, что раз Он накормил их вчера, то почему же не накормит их сегодня и завтра, и каждый день? Ведь Моисей кормил Израиль «манной в пустыне», «небесным хлебом» в течение многих и многих лет. Почему же и Он, Иисус, как истинный» Пророк, Которому должно прийти в мир», не может или не хочет делать то же, что делал Моисей? Хлеб, насущный хлеб, как ежедневное питание, ¾ вот основная проблема жизни. Так думали те люди, и так думают миллионы людей до сего дня.

Но Христос учил иначе. Он говорил: «… не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, вы имеете нужду в том; наипаче ищете Царствия Божия, и это все приложиться вам». Если прежде всего, находясь в пустыне, претерпевая голод и будучи искушаем от диавола, Господь отказался превратить камни в хлеб, в данном случае Он накормил хлебом тысячи людей, которые пришли к Нему в пустыню послушать слово о Царствии Божием.

Следующим событием, которое описывает в шестой главе евангелист Иоанн, была беседа в синагоге Капернаумской. Из разных мест сюда собралось множество народа, чтобы побольше узнать о долетевшей до них молве о чуде насыщения хлебами. Среди них были и больные, жаждущие исцеления, книжники и фарисеи, были здесь и все ученики Христовы. Обращаясь к ним, Христос учил их, чтобы они заботились не о «пище тленной», а о «пище, пребывающей в жизнь вечную», которую может дать им Он, Христос, Сын Человеческий.

Собравшиеся просили Его дать знамение, которое бы уверило их в истинности Его слов. Таковым они называли, например, «манну небесную», которую Моисей дал их предкам. Христос же ответил им: «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо Хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру».

Но иудеи не поняли слов Христа. О каком хлебе Он говорит? Каков это хлеб? В недоумении они просят Его: «Господи, подавай нам всегда такой хлеб», все еще полагая, что речь идет о материальном хлебе, который нужен для их пропитания. Тогда Христос прямо говорит им: «Я ем Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет». Иудеи же в своем духовном ослеплении говорили между собою: «Не Иисус ли это, сын Иосифов Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» Слова Христа казались им нелепостью или даже насмешкой над ними. Как, думали они, может быть, чтобы этот человек «сошел с неба?» И как можно верить его словам и следовать за ним? Послышались слова ропота и недовольства. Недоумение еще более возросло, когда Иисус сказал им: «не ропщите между собою: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».

Слова Христа были исполнены для них таким таинственным смыслом, который не был доступен их пониманию. Однако среди собравшихся в синагоге были «истинные израильтяне», подобно Нафанаилу и другим ученикам, которые свидетельство и крещение Иоанново приняли и не только ждали Мессию, но и узнавали Его в лице Иисуса Христа, ибо историческое прошлое избранного народа было пророчеством о явлении Мессии и о Его искупительной Жертве. Все пророки свидетельствовали об Искупителе, последний ветхозаветный пророк ¾ Иоанн Креститель ¾ прямо указал народу на Иисуса, говоря: «Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира». Теперь же весь народ слышал и видел чудеса Христовы ¾ все были научены Богом. Однако те, кто мнили себя учителями народа, отвергли крещение Иоанново, и не могли своими окаменелыми сердцами понять того, о чем говорил Христос. Он же продолжает, говоря: «Я Хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Недоумение иудеев перешло в спор между ними. Одни старались понять Христа, найти смысл в Его словах, другие отмахивались, говоря: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?», понимая слова Христа буквально. Он говорил о духе, а они помышляли о материи; Христос учил их о жизни вечной, а их заботила лишь временная земная жизнь.

Для тех, кто имеет уши, чтобы слышать, Христос открывает величайшую тайну Своей искупительной жертвы, учение о Святой Евхаристии. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Великие, кажущиеся странными и страшными слова Христа приближали Тайную вечерю. Но в Капернаумской синагоге никто из присутствующих еще не мог понять тайну этих слов.

«Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, ¾ продолжал Христос, ¾ так и ядущий Меня жить будет мною. Сей — то Хлеб есть сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий Хлеб сей жить будет вовек».

От этих слов пришли в смущение не только книжники, фарисеи и саддукеи, но и многие из учеников Его, говоря: «Какие странные слова. Кто может это слушать?»

Смятение и ропот, распространявшиеся по синагоге, коснулись и сердец ближайших последователей Спасителя. Видя это, Христос сказал ученикам: «Это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало». Они же не могли еще понять сказанного. Умы и сердца их были прикованы к материальному и земному, тогда как мессия призывал их к жизни вечного духа. «Слова, которые говорю Я вам, ¾ сказал им Христос, ¾ суть дух и жизнь», и добавил: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Истина открывается людям не прихотью человеческого ума, а волею Самого Бога.

«Воля же пославшего Меня Отца, ¾ сказал Христос, ¾ есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день».

На этом Христос закончил свою речь в синагоге Капернаумской. Тайна его слов так и осталась тайной для всех. И «с этого времени, ¾ говорит евангелист Иоанн, ¾ многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли вы отойти?» От лица всех двенадцати ответил Петр: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной Жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». Слова святого Петра явили, что вера рождает знание и что «дело Божие» для людей на земле заключается в том, чтобы они веровали «в Того, Кого он послал». Позже на Тайной вечере тайна учения открылась для всех учеников Христа: это ¾ тайна святой Евхаристии, которая есть «Дух и Жизнь».