Евангелие от Луки

Евангелист Лука, уроженец города Антиохии Сирийской, по свидетельству апостола Павла, происходил из языческой семьи. Он получил хорошее образование и до своего обращения был известен как врач (Кол. 4, 14). Предание сохранило известие о том, что уже будучи апостолом, святой Лука прославился как искусный иконописец. Рассказ евангелиста о явлении Иисуса Христа двум эммаусским спутникам, один из которых был Клеопа, а другой, как можно догадываться, был сам Лука, подтверждает сообщение древних источников о том, что он был призван в число семидесяти апостолов.

В Апостольской Церкви Лука известен как спутник и сотрудник апостола Павла в его великих миссионерских путешествиях и свидетель во время его первых и вторых уз. После смерти апостола Павла евангелист Лука проповедовал Евангелие в Ахаии (Греция), где и претерпел мученическую кончину. Текстологический анализ содержания Евангелия от Луки и его особенностей подтверждают биографические сведения о нём.

Предисловие к Евангелию (1, 1-4) свидетельствует о том, что свое повествование святой Лука строил на основе тщательного исследования исторических источников. Оно отличается от первых двух большей полнотой исторических данных, которые отсутствуют у Матфея и Марка (например, 1 и 2 главы, 9, 51 и другие).

Мессия-Христос для того пришел на землю, чтобы спасти не только иудеев, но и язычников. Родословие Иисуса Христа он доводит до Адама и показывает этим, что Иисус Христос есть Спаситель всех людей. Из Евангелия от Луки мы узнаем о его сочувственном отношении к язычникам: он упоминает, например, о послании пророка Илии к сарептской вдовице- язычнице и об очищении пророком Елисеем прокаженного язычника Неемана (4, 25-27), сообщает об исцелении Иисусом Христом десяти прокаженных мужей, из которых благодарным оказался только самарянин (17, 11-19), приводит притчу о милосердном самарянине (10, 30) и пр.

Эти и подобные им особенности текста обнаруживают сильное влияние проповеди апостола Павла, который учил, что спасение во Христе дало не только иудеям, но и язычникам, что человек оправдывается перед Богом не делами закона, а единственно благодатию Божию на основании веры во Христа (см. притчу о «Блудном сыне», «О мытаре и фарисее» и пр., 15, 11; 18, 10).

Вся христианская древность, начиная с Иринея и Климента, свидетельствует, что Евангелие Луки написано под влиянием апостола Павла. «Евангелие Луки, ¾ замечает Ориген, ¾ было одобрено Павлом». Об этом же пишут и другие древние церковные писатели.

Евангелие и книгу Деяний Апостольских святой апостол Лука писал для некоего Феофила (Лк. 1, 3; Деян. 1, 1), который как полагают, был из знатного антиохийского рода. В доме его отца была устроена местная церковь. «Постановления Апостольские» упоминают имя Феофила в качестве третьего епископа Кесарии палестинской. Будучи сам антиохийцем, святой Лука, естественно, мог адресовать свое Евангелие Антиохийской Церкви. О времени написания Евангелия нет сколь-либо точных свидетельств. Что же касается книги Деяний Апостольских, которая являлась продолжением Евангелия, то работу над ней святой Лука заканчивает после двухлетнего пребывания апостола Павла в Риме (28, 30).

Следовательно, Евангелие могло появиться не позже 63 года. Во всяком случае, оно было написано до разрушения Иерусалима, ибо в нем имеется предсказание Иисуса Христа о его разрушении, в то время, как об исполнении этого пророчества в Евангелии нет и речи. Весьма вероятно, что оно было написано в Риме.