Притчи-обличения фарисеев

(Лк. 15, 1-32)

Среди толпы, следовавшей за Иисусом Христом, были мытари и грешники. То, что Господь входил с ними в общение, соблазняло фарисеев, для которых даже прикосновение к мытарю или грешнику считалось осквернением. Это вызвало между ними ропот осуждения.

Тогда Иисус Христос предложил им три притчи:

1. О заблудшей овце.

2. О потерянной драхме.

3. О блудном сыне.

Как хозяин, потерявший из ста овец одну, усердно разыскивает ее и радуется нахождению, как хозяйка, потерявшая одну драхму из десяти, разыскивает ее и также радуется ее нахождению, — так и на Небе радуются обретению грешников.

Еще нагляднее изображается путь обращения грешника и радость по этому случаю в притче о блудном сыне. Здесь под отцом подразумевается Бог, а под двумя сыновьями ¾ два разряда людей: под старшим ¾ мнимые праведники, гордящиеся исполнением внешнеобрядовой стороны закона, под меньшим ¾ грешники.

Отец разделил имение между двумя сыновьями и снабдил каждого из них всем необходимым для жизни. Старший сын остался при отце, исполняя его волю, а младший, получив свою часть, отправился в дальнюю страну. Его удаление означает забвение человеком Бога и его заповедей, жизнь по собственным похотям и страстям. Но вот свободолюбивый сын расточил полученное от отца имение, расстроил свои духовные и телесные силы, то есть все то, что он получил от Бога. Между тем в той стране настал великий голод. Следование сладострастным стремлениям перестало удовлетворять грешника, душа его угасала во мраке страстей. Подобно тому, как младший сын не мог насытиться даже скотской пищей («рожками, которые ели свиньи»), так и грешника не может удовлетворить жизнь по образу животных.

Наконец, грешник опомнился, решил оставить порочную жизнь и возвратиться к отцу, имея в душе искру надежды на его милосердие. Отец, видя бедствие сына, спешит к нему навстречу, отечески обнимает и лобызает его, и, одарив многими дарованиями, устраивает в честь его возвращения пир, что послужило поводом для роптания со стороны старшего сына, которого Спаситель соотносит с фарисеями, роптавшими на Него за Его любвеобильные встречи с мытарями и грешниками.