рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пояснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Нового Завета

Пояснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Нового Завета - Конспект, раздел Религия, Московская Духовная Семинария ...

Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения

Конспекты по Священной Библейской истории Нового Завета

Учебное пособие для студентов 1 класса

 

 

Сергиев Посад

 

Пояснительная записка к конспектам по

Священной Библейской Истории Нового Завета

определил к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 1, 4).

Период первый

  Пролог: Предвечное Слово (Логос) (Ин. 1, 1-18): Ин. 1, 1-5: Предвечное Слово.

Год до н.э.

Иерусалим и Иерусалимский храм

Время Рождества Господа нашего Иисуса Христа (краткая историческая справка) Принятое у нас теперь исчисление «от Рождества Христова»…

Октября 5 года до н.э.

Лк. 1, 5-25: Явление[11] ангела Гавриила[12] священнику Захарии[13] с благовестием о рождении от него Иоанна[14] Предтечи.[15]

Год до н.э.

Назарет

Назарет (краткая историческая справка) Название Назарет означает…  

Апреля 5 года до н.э.

  Празднование Благовещения (краткая историческая справка) Славянское слово «Благовещение» есть перевод греческого euaggelion. Праздник Благовещения обозначается…

Год до н.э.

Лк. 1, 39-56: Посещение Богоматерью праведной Елизаветы.[17] Гимн Марии.

Июля 5 года до н.э.

Лк. 1, 57-58: Рождение Иоанна Предтечи.[18]

Лк. 1, 59-79: Обрезание Иоанна Предтечи и его имянаречение.[19]

Назарет

Рождество, детство и отрочество Спасителя мира Вифлеем (краткая историческая справка) Название «Вифлеем» означает «дом хлеба». Впервые сей город…

Января 5 года до н.э.

Лк. 2, 8-14: Явление ангела Вифлеемским пастырям.

Лк. 2, 15-20: Поклонение пастухов[27] новорожденному Богомладенцу.

Января 4 года до н.э.

Иерусалим (краткая историческая справка) Название «Иерусалим» означает «основание», «жилище мира» или «место наследия мира». Проследим…

Февраля 4 года до н.э.

  Вифлеем[31] Мф. 2, 1-12: Поклонение волхвов[32]. Наука и философия только тогда приобретают свое истинно высокое значение и…

Год до н.э.

Мф. 2, 16-18: Избиение младенцев в Вифлееме и его окрестностях царем Иродом.[36]   Пророчество об избиении младенцев:

Египет. Каир

Жизнь[39] святого семейства в Египте.

 

Палестина. Назарет

Мф. 2, 19-23:

Возвращение[40] святого семейства из Египта по смерти[41]

Ирода[42] и поселение в Галилейском городе Назарете.

Пророчество о пребывании в Египте:

Ос. 11, 1: «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего».

 

Лк. 2, 40-41: Отроческая жизнь Иисуса Христа.

Год н.э. Иерусалим

Лк. 2, 42-50: Двенадцатилетний отрок Иисус[43] в храме Иерусалимском.

 

Пророчество о благовествовании в Иерусалимском храме:

Ис. 2, 3: «И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима».

Назарет

  Из преданий: Пресвятая Дева Мария с божественным отроком Иисусом посещала пещеру пророка Илии, когда они жили в Назарете.

Год н.э.

Иордан

Лк. 3, 1-2: Призвание Божие Иоанна на проповедь.[45]

Мф. 3, 1-12: Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане. Крещение Иоанново.

Мк[46]. 1, 1-2: Указание апостола на исполнение пророчества Малахии (3,1).

Лк. 3, 10-14: Испрашивание крещаемых от Иоанна как следует поступать, чтобы спастись.

Год н.э.

Мф. 3, 13-17: Крещение[48] Иисуса Христа и свидетельство Иоанна.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Период второй

 

Общественное служение Спасителя

Начало общественного служения

Пустыня Иудейская, близ города Ефраим[49]

Мф. 4, 1-11: Сорокадневный пост.[50] Искушение[51] Иисуса Христа.

 

Вифавара, близ Иордана

Ин. 1, 19-28: Иоанн Креститель перед священниками и левитами.

 

Через день после встречи со священниками и левитами

  Через день после свидетельства Иоанна Крестителя о Иисусе Христе. Вечер, 16… Ин. 1, 35-39: Первая встреча учеников Иоанна Крестителя Андрея и Иоанна с Иисусом Христом.

На следующий день после учеников Иоанновых

Ин. 1, 43-51: Призвание Филиппа[52] и Нафанаила[53].

 

Галилея

Кана

Галилея (краткая историческая справка)

Название Галилея означает «округ», «страна». Во времена земной жизни Спасителя Палестина разделялась на три части. Северная часть называлась Галилеею, она граничила на севере с Анти-Ливаном, на востоке – с Иорданом и Геннисаретским озером, на юге – с Самарией, а на западе – с Финикиею, занимавшею северный берег оной от горы Кармила до Тира. Галилея разделялась на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя Галилея лежала на север и была населена частично Сириянами, Финикиянами, Арабами и поэтому называлась Галилеею языческою (Мф. 4, 15). Нижняя Галилея занимала преимущественно равнину вдоль Тивериадского озера, славилась своим плодородием и многочисленным народонаселением. В древности в Галилее заключались уделы колен Иссахарова, Завулонова, Неффалимова и Асирова. Здесь, в Галилее, Спаситель провел все Свое детство и отрочество; здесь Он жил, учил, призвал Своих первых учеников и сотворил множество чудес. Большая часть притчей была произнесена Им в Галилее. В Галилее и из Галилеян избрал Спаситель всех Своих апостолов. В Галилее явился Он апостолам по Своем Воскресении. Иудеи не любили Галилеян за их близкое обращение с язычниками и не совсем чистое и правильное наречие. Галилея заключала в себе много известных нам городов и селений: Кану, Назарет, Наин, Геннисарет, Тивериаду и другие.

 

Ин. 2, 1-11: Первое чудо в Кане[54] Галилейской претворение воды в вино.

 

Капернаум

  Ин. 2, 12: Спаситель приходит в Капернаум.  

Апрель 27 год по Р.Х.

Иерусалим

Ин. 2, 13-25: Первое изгнание торгующих из храма.

Пророчество о ревности Мессии:

Пс. 68, 10: Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня.

Пророчество о пришествии Господа в Иерусалимский храм:

Мал.3, 1: ...и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите...[55].

Год по Р.Х.

Ночь

Ин. 3, 1-21: Беседа с Никодимом[56] о рождении свыше.

 

Иудея

Ин. 3, 22: Проповедь Иисуса в Иудее.

 

Енон,[57] близ Салима

Ин. 3, 23-30: Последнее свидетельство Иоанна Крестителя.

Ин. 3, 31-36: Свидетельство Иоанна Крестителя о Христе как Сыне Божием.

 

Крепость Махерон[58]

Лк. 3, 18-20: Заключение Иоанна Крестителя в темницу.

Ин. 4, 1-3: Путешествие Иисуса в Галилею.

Около ноября[59] 27 года по Р.Х.

Служение Спасителя на пути в Галилею

Самария

Сихарь

Сихарь (краткая историческая справка)

По мнению одних словом Сихарь означают город Сихем, а, по мнению других, он был совершенно другим местом. В древнем сирийском переводе стоит слово Шохар, что может иметь значение – «упившийся». Полагают, что это было укоризненное слово, обращаемое Иудеями к Самарянскому городу. Еврейское слово «шекер» означает «ложь». Несомненно, что в IV веке Сихем и Сихарь различались между собою, потому что путешественник Бордо упоминает о каждом из них в отдельности. Но несомненно, что это разграничение между городами не удержалось, так как в VI столетии составитель книги «Путеводитель святого мученика Антонина» (570 году по Р.Х.) говорит, что он пришел в город, прежде называвшийся Самариею, а теперь Неаполисом, в котором находится колодезь, из которого Господь просил пить у Самарянской женщины. Колодезь Иакова находится на древней границе колен Иуды и Вениамина, которая означается старым, огромной величины деревом – теревинфом. Теревинф этот огражден камнями и почитается всеми мимо ходящими, без различия вероисповедания. Здесь была устроена церковь в честь Святого Иоанна Крестителя, и перед решетками алтаря здесь находится колодезь и сосуд, из которого, по преданию, напился Иисус. Если Сихарь не был Сихемом, то он мог быть небольшим Самарянским городом или селением, находившимся несколько к северу от колодца, называемым теперь Ашаром. Общеупотребительно мнение, что Сихарь и Сихем являются разными названиями одного селения. В 1172 году по Р.Х. Феодорик пишет о колодце Иакова: «Теперь – кладезь, у которого сидел Господь, находится в расстоянии полумили от города и расположен перед алтарем церкви, некогда построенной над оным». Сихем лежит к северу от горы Гаризим, в долине, которая отделяет ее от горы Гевал.

 

Самария (краткая историческая справка)

Название Самария означает «сторожевое место» или «сторожевая башня». Самарией называлась центральная область земли Ханаанской, граничащая с Галилеею на север и с Иудеею на юг. Здесь заключались уделы части колена Ефремова и Манассиина, а в настоящее время в нем находятся области Арефская и Наблусская. В области Арефсской находились город Кесария и гора Кармил, а в Наблусской – Сихем и город Самария. Имя «самаряне» носит тот народ, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Поселенцы царя смешались между собою и вступили в браки с дочерьми оставшихся Израильтян. Так самаряне отличались как от иудеев, так и от язычников. На горе Гаризим они соорудили свой собственный храм. Они приняли Пятикнижие Моисеево и, вместе с тем, делали себе языческих идолов. Самаряне также ожидали Мессию, что видно из беседы Господа с самарянкой. Сегодня самаряне имеют список Пятикнижия Моисеева, написанный во времена начала жизни израильтян в Земле Обетованной Авишуем (1 Пар. 6, 45-50), четвертым первосвященником Иудейским, сыном Финееса, внуком первосвященника Елеазара, правнуком Аарона. Ныне на горе Гаризим находятся руины древнего храма и синагоги.

 

 

Часов

Ин. 4, 4-42: Беседа с самарянкой[60]. Обращение самарян.

Ин. 4, 43-45: Следование Иисуса Христа в Галилею.

 

Пророчество о служении в Галилеи:

Ис. 9, 1-2: Прежнее время умалило землю Завулонову[61] и землю Неффалимову[62]; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

Галилея

Лк. 4, 14-15: Начало проповеди в Галилее. Радостное восприятие слов Спасителя.

Или 28 год по Р.Х.

Кана

Ин. 4, 46-54: Исцеление[63] сына капернаумского царедворца[64].

Год по Р.Х.

Лк. 4, 16-30: Проповедь[65] Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Первое отвержение Иисуса Христа в Назарете. Желание народа убить[66] Иисуса. Берег Галилейского озера[67] Капернаум

Апрель 28 год по Р.Х.

Иерусалим

Ин. 5, 1-16: Исцеление расслабленного при купальне Вифезда[73].

Ин. 5, 17-47: Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве, всеобщем Воскресении и суде. Гонение Иисуса и желание убить Его.

Мф. 11, 27-30: Призыв труждающихся и обремененных.

 

Год по Р.Х.

Первая Суббота по втором дне Пасхи

Путь в Галилею[74]

Мф. 12, 1-8: Срывание[75] колосьев и спор о субботе.

Год по Р.Х.

Галилея

Капернаум

  Близ Капернаума, гора Блаженств[76] Мф. 12, 15-21: Злоба фарисеев. Множество людей идут отовсюду за Христом.

Нагорная проповедь

  Пророчество об обращении язычников:

Капернаум

Лк. 7, 1-10: Исцеление слуги капернаумского сотника.

(Мф. 8, 11-13: Господь о Царствии Небесном и о суде).

 

Пророчество о том, что Господь будет исцелять:

Ис. 53, 4: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Галилея

Наин Лк. 7, 11-17: Воскрешение сына наинской[83] вдовы. Галилея

Или 29 год по Р.Х.

Самария

Сихем

Сихем (краткая историческая справка)

Имя Сихем означает «плечо», или, лучше «верхняя часть спины», «между плечами». Это имя носил сын Эммора Евеянина. Сихем – известный Хананейский город в Самарии, один из самых древних городов земли Обетованной, современный Салиму – городу царя Мельхиседека. Название означенного города является так же в форме Сихарь (Ин. 4, 5). Мы встречаем его в книге Бытия еще во времена Авраама. Патриарх Авраам кочевал в окрестностях Сихема, проходя со стадами из Харрана в Хеврон. Здесь явился ему Господь и обещал потомству его дать землю сию; тут Авраам создал Богу жертвенник (Быт. 12, 6-7). Патриарх Иаков приходил сюда с шатрами и стадами, купил здесь поле у Эммора, Сихемова сына. После печальной истории мщения сыновей Иакова Сихемлянам за оскорбление сестры их Дины, Иаков удалился в Хеврон, и оттуда иногда посылал детей своих на Сихемское поле пасти стада. Здесь находится колодец патриарха Иакова. Иаков скрыл языческих богов и идольские украшения своих домочадцев под дубом близ Сихема. Здесь Иисус Навин собрал колена Израилевы перед своей смертью, и здесь погребены были кости Иосифа, привезенные из Египта. Ровоам был поставлен царем в Сихеме. Будучи после разрушения возобновлен Флавием Веспасианом, Сихем был назван Неаполисом, то есть новым городом; из Неаполиса в произношении арабов вышел Наблус. В новозаветное время здесь Господь беседовал с Самарянскою женщиною. По преданию, в Сихеме Ирод приговорил Иоанна Крестителя к усекновению главы. Римляне, возобновив город после войны, назвали его Неаполем, то есть новым городом. Сейчас это название несколько изменилось в названии Наблус. Итак, Сихем упоминается почти за 4000 лет до нашего времени, и потому он является одним из древнейших городов в мире. По свидетельству некоторых толкователей, один из епископов Сихемских, по имени Герман, присутствовал на I Никейском соборе в 325 году. При Римских Императорах в Сихеме чеканились монеты. Город лежит к северу от горы Гаризим. Колодезь Иакова имел над собою церковь, о которой упоминает Феодорит в 1172 году по Р.Х.; именно здесь концентрируется самарянская секта, совершающая свое богослужение по обрядам самарянского исповедания.

Августа

Соломия[102] просит в награду голову пророка.   Лк. 9, 7-9: Тревога Ирода.

Год по Р.Х.

Берег Галилейского моря

Мк. 6, 30: Возвращение Двенадцати с проповеди.

 

Северо-восточный берег Галилейского озера

Близ города Вифсаида Юлия[104] или близ Тивериады[105]

Незадолго до Пасхи Иудейской

У евангелиста Иоанна насыщение 5 тысяч человек[106] произошло близ Тивериады (Ин. 6, 1-14), а у всех остальных Евангелистов – близ Вифсаиды. Ин. 6, 15: Желание народа сделать Иисуса Христа земным царем.  

Синагога

На другой день после хождения по воде

Проповедь о Хлебе жизни натретью Пасху (Ин. 6, 22-65): Ин. 6, 22-40: «Я есмь хлеб, сшедший с небес». Ин. 6, 41-59: Ропот Иудеев против слов Спасителя.

Гора Фавор

Гора Фавор (краткая историческая справка) Гора Фавор находится на восток от Назарета. Фавор впечатляет издалека, отличаясь своей…   Мф. 17, 1-9: Преображение на горе Фавор.

На другой день после восхождения на Фавор

Мк. 9, 14-29: Исцеление бесноватого отрока. «Верую, Господи! Помоги моему неверию». «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Галилея Мк. 9, 30-32: Третье предсказание о смерти и Воскресении.

Октябрь 29 год по Р.Х.

Христос на празднике Кущей[120] (Ин. 7, 2-52):

Ин. 7, 10-13: Следование на праздник Кущей.

Иерусалим

Вероятно, 4 день праздника Кущей

Ин. 7, 14-36: Учение Иисуса Христа в храме.

Последний день праздника Кущей

Ин. 7, 37-53: Желание убить Иисуса. Слова защиты от Никодима.

Елеонская гора

Ночь после окончания праздника Кущей

Ин. 8, 1: Господь молится на Елеонской горе.

Иерусалимский храм

Следующий день после окончания праздника Кущей

Ин. 8, 2-11: Прощение женщины, взятой в прелюбодеянии.

 

Иерусалим

Спор Спасителя с иудеями (Ин. 8, 12-59):

Ин. 8, 12-20: «Я свет миру».

Ин. 8, 21-30: Предостережение от неверия. Предсказание о распятии и Воскресении.

Ин. 8, 31-47: Сыны Авраамовы и сыны диавола.

Ин. 8, 48-59: Иисус Христос - предвечный Бог.

 

Иосафатова долина

Исцеление слепорожденного (Ин. 9): Ин. 9, 1-12: Исцеление слепорожденного. Иисус отправляет его на купальню… Ин. 9, 13-23: Допрос фарисеями исцеленного и его свидетельство.

Дом одного фарисея

Иудея Лк. 12, 1-12: Предостережение от закваски фарисейской (лицемерия). Лк. 12, 13-21: Притча о безрассудном богаче (любостяжание).

Декабрь 29 год по Р.Х.

Праздник Обновления[127] Храма

Иерусалимский храм – притвор Соломонов[128]

Ин. 10, 22-39: Свидетельство Спасителя, что Он Единосущный Сын Божий. Желание фарисеев побить Спасителя камнями.

Год по Р.Х.

Ин. 10, 40-42: Иисус уходит за Иордан, в Перею. Лк. 13, 6-9: Притча о бесплодной смоковнице. Лк. 13, 10-17: Исцеление согбенной женщины в субботу.

Дом фарисея

Лк. 14, 1-6: Исцеление больного водянкой в субботу; Лк. 14, 7-14: Притча о смирении; Лк. 14, 15-24: Притча о званых на вечерю.

Граница Самарии и Галилеи

Лк. 17, 11-19: Исцеление десяти прокаженных – о необходимости благодарения. Заиорданье – Перея Лк. 17, 20-21: Царство Божие внутри вас есть.

Иудея

Гора Елеонская или Масличная, Вифания

Гора Елеонская или Масличная (краткая историческая справка)

Из всех гор, окружающих Иерусалим, гора Елеонская самая высокая, она находится на восток от святого града, против Соломонова храма: «Изыдет Господь, и станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалима на восток» (Зах. 14, 3,4). Из Ветхого Завета эта гора нам известна тем, что на ней плакал Давид, когда бежал от своего сына из Иерусалима. (см. конспект на стр. Error! Bookmark not defined.) Господь часто посещал эти места и любил там уединяться в ночное время для молитвы, о чем свидетельствует святой Евангелист Лука: «иде по обычаю в гору Елеонскую; по Нем же идоша ученицы Его» (Лк. 22, 39). Елеон имеет три вершины. Из них южная называется горою Соблазна, оттого что там, во времена заблуждений Соломона, совершались языческие жертвоприношения. Северная вершина Елеона носит название Малой Галилеи, оттого что во времена Спасителя на ней было подворье Галилеян, где они останавливались, приходя на праздники в Иерусалим. Третья – восточная и самая высочайшая вершина Елеона – это гора Вознесения. Историк Кварезмий свидетельствует, что в самых древних рукописях Деяний Апостольских гора Елеонская названа горою «трех светов», ибо освещалась она днем лучами восходящего и заходящего солнца, а ночью огнями Соломонова храма. На вершине ее праздновались новолуния при зажженных факелах из оливковых ветвей. При восходе на гору Елеонскую показывают беловатый камень, на котором, по преданию, отдыхала иногда Матерь Божия. Живя на Сионе, Она нередко посещала Елеон и любила эту гору, где все напоминало Ей о Божественном Ее Сыне. Отсюда же смотрела Она, как злобные иудеи побивали камнями святого первомученника Стефана, и Своею молитвою и присутствием воодушевляла его к терпению. Несколько выше есть другой камень, на котором, по преданию, стоял святой Апостол Фома, когда Богоматерь, явившись на воздухе, даровала ему святой Свой пояс, и он, упавши на камень, оставил на нем следы, кои видны и доселе. Следуя по тропинке далее на гору, встречаем остатки разоренной цистерны. Место это называется «Отче наш». Паломник XII века игумен Даниил свидетельствует, что тут во время посещения его была церковь, под алтарем которой находилась большая пещера, в которой Спаситель научал Апостолов молитве: «Отче наш». Продолжая подниматься выше, на половине горы, встречаем развалины мечети (на конец XIX века), осененные масличными деревьями. Место это тем замечательно, что Господь, в день торжественного въезда Своего в Иерусалим, сопровождаемый множеством народа, восклицавшего «Осанна Сыну Давидову», смотрел с этого места на город, и, в Своем Божественном всеведении прозревая его печальную будущность, плакал о нем. Поднявшись еще, к северу от вышеупомянутого места «Отче наш», можно увидеть развалины древней церкви, существовавшей на том месте, где Спаситель в беседе с учениками говорил им о разорении храма Иерусалимского, о лжепророках, которые многих прельстят, и о последующих бедствиях народных (Мр. 13, 37). На горе Елеонской Господь заповедал ученикам пасти стадо Свое, сказав им: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф, 28, 19-20) (смотри конспект, стр. 131). Писатель IV века, блаженный Иероним, упоминает, что в древние времена гора Елеонская была наполнена отшельниками, которые селились в ее пещерах и расселинах; теперь же на Елеоне совершенно безмолвно. На середине вершины Вознесения, на том самом месте, с которого вознесся Господь, в древности, был воздвигнут святой царицей Еленой великолепный и обширный храм, развалины которого видны еще и поныне. Судя по ним, можно заключить, что храм был круглый, имевший в диаметре около 50 шагов. Самый верх купола сведен не был, как о том писал блаженный Иероним и другие, ибо издревле утвердилось такое мнение, что никогда нельзя будет свести купола на том месте, где вознесся на небо Спаситель мира. Теперь на месте бывшего храма, на самом месте Вознесения, стоит турецкая молельня – восьмиугольное здание из белого мрамора. Среди этой молельни на полу лежит священный камень, с которого Господь вознесся пречистою Своею плотию на небо, оставив нам следы Божественных стоп Своих. К стенам, коими обнесено место Вознесения Господня, прислонено несколько открытых каменных престолов, на которых христиане разных исповеданий ежегодно, в день Вознесения и в Лазарево Воскресение, совершают Богослужение во временно устраиваемых церквах. И на самой вершине горы сооружен начальником русской миссии, Архимандритом Антонином (Капустиным), большой изящный русский храм Вознесения Господня, в строго-византийском стиле, с гигантской колокольней около 64 метров, с которой открывается бесконечный вид от Яффы и Средиземного моря до Мертвого и Иордана. Храм Вознесения освящен 7 июня 1886 года. Русский монастырь Вознесения Господня ныне - в руках Русской Зарубежной Церкви. При входе в церковь, справа, у западной стены, под стеклом находится камень, на котором стояла Божия Матерь при Вознесении Ее Божественного Сына. Здесь находится часовня, обозначающая место второго и третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи. В конце XIX столетия на западном склоне святой Елеонской горы воздвигнут великолепный русский храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, сооруженный в древнерусском стиле, на средства Его Величества Государя Императора и Их Высочеств Великих Князей Сергея и Павла Александровичей, в память о почившей Их Августейшей Матери, Императрице Марии Александровне. Храм торжественно освящен патриархом Никодимом 1 октября 1888 г., в присутствии Их Высочеств Великих Князей Сергея и Павла Александровичей и Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

 

 

Ин. 11, 17-27: Иисус и Марфа.

Ин. 11, 28-37: Иисус и Мария[135].

Ин. 11, 38-44: Воскрешение Лазаря из мертвых.

 

Лазарь (краткая историческая справка)

Лазарь был братом Марфы и Марии. Гроб праведного Лазаря находится неподалеку от дома Симона прокаженного, на правой стороне Иерихонской дороги. По обычаю иудеев, гробы иссекали в скалах; а так как Лазарь был человеком с достатком, то для него иссечена была особая пещера. Гроб Лазаря, по своему устройству, походит вообще на древние Иудейские гробницы. Вход в гробницу – около 1 метра в высоту и около 60 см в ширину. С зажженными свечами по 25-ти ступеням спускаются в подземелье или грот, в углу которого сложен из камней престол, на коем франки два раза в год служат литургию. Внутри пещеры некогда была церковь, от которой доныне сохранился один только престол, сделанный из камня, которым, как полагают, был прежде завален вход в пещеру. Из этого подземелья чрез низкое и узкое отверстие сходят по 5 ступеням в небольшую пещеру. Там, на левой стороне, видим в скале гроб, в коем погребен был святой Лазарь. На этом месте благочестивые поклонники читают Евангелие, повествующее о сем событии, и заключают свои молитвы пением тропаря вербной недели. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет и был епископом на острове Кипре (Средиземное море), где и скончался. В городе Ларнаке, служащем пристанью для пароходов и кораблей, над могилою святого Лазаря устроена во имя его греческая церковь, и там, в склепе, под алтарем, поставлен каменный его гроб. Мощи же его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Из описания святой Афонской горы мы знаем, что праведный Лазарь сподобился посещения Богоматери. Память Лазаря совершается Церковью 17/30 октября.

 

Ин. 11, 45-46: Решение первосвященников и фарисеев убить Иисуса.

Пророчество о злых замыслах против Спасителя:

Пс. 20, 12: «Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли (выполнить их)».

Иерусалим

Ин. 11, 47-54: Совет Каиафы. Иисус удаляется в Ефраим[136].

 

Первосвященник Каиафа (краткая историческая справка)

Имя Каиафа, вероятно, в переводе с арамейского языка означает «смирение», но в других переводах – «исследователь». Каиафа был Иудейским первосвященником во времена общественного служения Спасителя, а также во времена Его страданий и смерти. Иосиф Флавий называет его полное имя - Иосиф Каиафа. Каиафа – зять Анны, стал первосвященником после двух преемников Анны: Фаббы, сына Измаила и Елеазара, сына Анны. Каиафа находился под влиянием Анны. Анна, или Анан (Ин. 18, 13) был тестем Каиафы. Во времена после Анны были нарушены постановления закона, касавшиеся служения Богу, которое было пожизненным и переходило преемственно от отца к сыну. Римские власти ставили первосвященниками то одного, то другого, и никто в этой должности больше года не оставался. Вскоре после того, как Понтий Пилат был лишен правительства над Иудеею, Каиафа (около 36 год по Р.Х.) также был лишен звания первосвященника и замещен Ионафаном. На совете первосвященников и фарисеев Каиафа, подобно языческому пророку Валааму, не имея личного намерения и мало разумея свои собственные слова, по действию Святого Духа произносит невольное пророчество об истинных, бесценных для человеческого рода, плодах смерти Богочеловека (Ин. 11, 50).

Ефраим

Мф. 19, 3-12: Христос о нерасторжимости брака и о безбрачии.

Иерихон

Лк. 19, 1-10: Обращение мытаря Закхея[137].

Дом Закхея

Лк. 19, 11-27: Притча о десяти минах[138].

Мк. 10, 46-52: Исцеление слепца Иерихонского Вартимея[139] (по Мф. 20, 29-34: исцеление двух слепцов).

Гора Елеонская, Вифания

Дней до Пасхи Иудейской

Суббота 1 апреля 30 года по Р.Х.

Дом Лазаря

Ин. 12, 1-11: Вечер в Вифании: Мария возливает миро на Иисуса; враждебность вождей Иудейских.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Выписать в тетрадь и выучить наизусть

Мф. 4, 3-11: Искушение Иисуса Христа диаволом. Ин. 3, 4-8: Слова Спасителя о рождении свыше. Ин. 3, 16-21: Заключение беседы с Никодимом.

Повторить вопросы

1. Искушение Иисуса Христа диаволом. 2. Первая встреча учеников Иоанна Крестителя с Иисусом Христом. 3. Призвание Филиппа и Нафанаила.

I часть

1. События, предшествовавшие искушениям Спасителя от диавола.

2. Время и место искушений Спасителя.

3. Показать на карте место, где Спасителю диаволом были предложены все царства мира.

4. Назвать три искушения ко Спасителю от диавола.

5. Наизусть: Мф. 4, 3-11 Искушение Иисуса Христа диаволом.

6. Предание об Апостоле Андрее (место рождения, род занятий, апостольское служение, кончина).

7. Предание об Апостоле Петре (место рождения, род занятий, апостольское служение, кончина).

8. Предание об Апостоле Филиппе (место рождения, род занятий, апостольское служение, кончина).

9. Предание об Апостоле Нафанаиле (место рождения, род занятий, апостольское служение, кончина).

10.Показать на карте Вифсаиду.

11.Какими словами Филипп призывает Нафанаила пойти к Иисусу?

12.Каков был ответ Нафанаила к Филиппу, когда тот призывал его идти к Иисусу?

13.Какое обещание дает Спаситель Нафанаилу при их встрече?

14.В каком месте Господь сотворяет Свое первое чудо?

15.Показать на карте место, где Господь сотворил Свое первое чудо.

16.Прообразовательный смысл претворения воды в вино лучшее, нежели вначале было на пире.

17.Где произошло первое изгнание торгующих из храма?

18.Когда произошло первое изгнание торгующих из храма?

19.Где происходит беседа Спасителя с Никодимом?

20.Когда происходит беседа Спасителя с Никодимом?

21.Пересказать содержание беседы Спасителя с Никодимом.

22.Кем был Никодим и какова была его последующая жизнь после беседы со Спасителем?

23.Наизусть: Ин. 3, 4-8 Слова Спасителя о рождении свыше.

24.Наизусть: Ин. 3, 16-21 Заключение беседы с Никодимом.

25.Где происходит последнее свидетельство Иоанна Крестителя о Мессии перед его заточением?

26.Когда происходит последнее свидетельство Иоанна Крестителя о Мессии перед его заточением?

27.Наизусть: Ин. 3, 36 Слово Иоанна Предтечи о Христе как Сыне Божием.

28.Кем и в связи с чем был заточен в темницу Иоанн Предтеча?

29.Куда был заточен Иоанн Креститель?

30.Показать на карте место заточения Иоанна Крестителя.

31.В каком городе происходит беседа Спасителя с самарянкой?

32.Кто такие самаряне?

33.Показать на карте Самарию.

34.Показать на карте место беседы Спасителя с самарянкой.

35.В каком году происходит беседа Спасителя с самарянкой?

36.Пересказать содержание беседы Спасителя с самарянкой.

37.Сколько дней проводит Спаситель в Самарии?

38.Наизусть: Ин. 4, 13-14 Слова Спасителя к самарянке о воде, текущей в жизнь вечную.

39.Куда пришел капернаумский царедворец с просьбой об исцелении своего сына?

40.В каком году произошло исцеление сына капернаумского царедворца?

41.Рассказать обстоятельства выздоровления сына капернаумского царедворца.

42.Какую книгу читал Иисус Христос в Назаретской синагоге?

43.Какие слова вызвали гнев против Иисуса Христа жителей Назарета?

44.Рассказать обстоятельства проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге.

45.Кто были первые ученики, которых Спаситель призвал на проповедь?

46.Где произошло первое призвание учеников?

47.Показать на карте место первого призвания учеников.

48.Рассказать об Апостолах Иакове и Иоанне Заведеевых.

49.Рассказать обстоятельства изгнания духа нечистого из бесноватого в Капернаумской синагоге.

50.Время и место события исцеления тещи Симона Петра.

51.Время и место события исцеления и прощения расслабленного в доме.

52.События исцеления и прощения расслабленного в доме.

53.Время и место призвание Матфея.

54.Обстоятельства призвания Матфея.

55.Рассказать о евангелисте Матфее.

56.Притча о старых и новых мехах.

57.Что значит слово Вифезда?

58.Показать на карте купальню Вифезда.

59.Когда произошли события при купальне Вифезда?

60.Сколько лет расслабленный при купальне Вифезда ждал исцеления?

61.Рассказать о событии исцеления расслабленного при купальне Вифезда.

62.Рассказать содержание евангельского Слова о Богосыновстве Иисуса Христа (по Евангельскому чтению в чине отпевания).

63.Наизусть: Мф. 11, 27-30: Призыв труждающихся и обремененных.

64.Указать время, когда произошли события со срыванием колосьев в субботу.

65.Указать место, где произошли события со срыванием колосьев в субботу.

66.Рассказать о событиях срывания колосьев и спора о субботе.

67.В каком месте произошло событие исцеления сухорукого в субботу в синагоге?

68.Рассказать о событиях исцеления сухорукого в субботу в синагоге.

69.В каком году происходит событие избрания Апостолов?

70.В каком месте происходит событие избрания Апостолов?

71.Назвать имена Апостолов.

72.Что означает слово Апостол?

73.Пересказать Слово, сказанное Спасителем Апостолам при их избрании на служение (Лк. 6, 12-16).

 


Нагорная проповедь:

74.В каком году совершается Нагорная проповедь?

75.В каком месте произошла Нагорная проповедь?

76.Наизусть: Мф. 5, 1-12: Заповеди блаженства.

77.Наизусть: Мф. 5, 13: Вы соль земли.

78.Наизусть: Мф. 5, 14-16: Вы свет мира.

79.Наизусть: Мф. 5, 17-20: Взгляд на Закон.

80.Наизусть: Мф. 5, 43-48: Высший закон любви.

81.Наизусть: Мф. 6, 19-21: О сокровищах на небе.

82.Наизусть: Мф. 7, 1-5: О не осуждении ближнего.

83.Слово Господне о шестой заповеди Синайского Законодательства.

84.Слово Господне о седьмой заповеди Синайского Законодательства.

85.Поучение Спасителя о разводе.

86.Поучение Спасителя о клятве.

87.Спаситель о праве мести.

88.Спаситель о высшем законе любви (по Мф. 5, 43-48).

89.Спаситель о правиле творения милостыни.

90.Спаситель о правиле творения молитвы.

91.Научение молитве.

92.Спаситель дает правило о посте.

93.Слова Спасителя о свете и тьме.

94.Слова Спасителя о Боге и маммоне.

95.Слова Спасителя о не осуждении ближнего.

96.Золотое правило нравственности.

97.Поучение Спасителя о тесных и широких вратах.

98.Предостережение Спасителя от лжепророков.

99.Чем завершается Нагорная проповедь спасителя?

100.Наизусть: Мф. 7, 24-27: Благоразумие слушающего и исполняющего.

 

II часть

101.События исцеления слуги капернаумского сотника.

102.В каком году проходили события исцеления слуги сотника?

103.Показать на карте город Наин.

104.Описать события воскрешения сына Наинской вдовы.

105.Притча о игре на свирели и печальных песнях.

106.Обличение городов Хоразина и Вифсаиды.

107.Показать на карте город Хоразин.

108.События прощения грешницы в доме фарисея.

109.Притча о двух должниках.

110.Назвать имена женщин, служивших Господу своим имением.

111.Показать на карте родину Марии Магдалины.

112.Исцеление бесноватого в Капернауме и ответ фарисеям на обвинение, что Господь силою бесовскою изгоняет бесов.

113.Каков ответ Спасителя женщине на ее слова: блаженно чрево, носившее Тебя?

114.Что Спаситель говорит о знамении Ионы пророка? Что значат Его слова?

115.Что Спаситель говорит о праздном слове?

116.Кто являются братьями Иисуса?

117.Что Спаситель говорит о том, кто Его матерь и братья?

118.Притча о сеятеле.

119.Притча о пшенице и плевелах.

120.Притча о зерне горчичном.

121.Притча о закваске.

122.Притча о скрытом сокровище.

123.Притча о жемчуге.

124.Притча о неводе.

125.Показать на карте Галилейское озеро.

126.События усмирения бури Спасителем.

127.Показать на карте город Гадару.

128.Показать на карте город Гергессу.

129.В каком году происходило изгнание бесов из Гадаринского бесноватого?

130.Описать события изгнание бесов из Гадаринского бесноватого.

131.В каком городе Иаир обращается за помощью ко Спасителю?

132.Кем был Иаир?

133.События исцеления кровоточивой женщины?

134.Показать на карте место исцеления кровоточивой женщины.

135.Рассказать события воскрешения дочери Иаира.

136.Проповедь в Назаретской синагоге. Второе отвержение Иисуса Христа в Назарете.

137.Господь говорит о нужде в работниках для жатвы.

138.Наставление Двенадцати и отправление их на проповедь.

139.Как звали незаконную жену Ирода?

140.Как звали дочь жены Ирода?

141.Показать на карте место усекновения главы Иоанна Предтечи.

142.Рассказать о смерти Иоанна Крестителя от руки Ирода Антипы.

143.Показать на карте место насыщения 5 тысяч человек.

144.В каком году происходило событие насыщения 5 тысяч человек?

145.Рассказать о событиях насыщения 5 тысяч человек.

146.Святое Евангелие о желании людей сделать Иисуса Христа земным царем.

147.Иисус ходит по воде и вместе с Ним Петр.

148.В какое время происходила проповедь Спасителя о Хлебе жизни на третью Пасху?

149.Где происходила проповедь Спасителя о Хлебе жизни на третью Пасху?

150.Проповедь Спасителя о Хлебе жизни натретью Пасху (Ин. 6, 22-65).

151.Наизусть: Ин. 6, 53-58: Спаситель о Хлебе Жизни.

152.Рассказать об избранном Иуде Искариотском.

153.Порицание Спасителем преданий старцев, заслонивших Закон Божий (Мк. 7, 1-23).

154.Показать на карте город Тир.

155.Показать на карте город Сидон.

156.События исцеления дочери Сирофиникиянки.

157.Рассказать о Десятиградии?

158.Показать на карте Десятиградие.

159.Показать на карте место насыщения 4 тысяч человек.

160.События насыщения 4 тысяч человек.

161.Показать на карте пределы Далмануфские.

162.Исповедание Петра. «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

163.Показать на карте Кесарию Филиппову.

164.Показать на карте гору Фавор.

165.Описать гору Фавор.

166.Какие события Ветхозаветной истории связаны с горой Фавор?

167.Кто из учеников был со Спасителем на горе Фавор?

168.События Преображения на горе Фавор.

169.Где произошло чудо исцеления бесноватого отрока?

170.Рассказать о чуде исцеления бесноватого отрока, происшедшем после событий Преображения.

171.В каком месте произошло чудо со статиром во рту рыбы?

172.Описать чудо со статиром во рту рыбы.

173.Рассказать о том, как Господь ставит дитя в пример ученикам.

174.Притча о заблудшей овце.

175.Поучение Спасителя о том, как поступить с согрешающим братом.

176.Наизусть: Мф. 18, 18: Установление таинства покаяния.

177.Притча о милосердном заимодавце.

178.В каком году произошло отправление на проповедь Семидесяти апостолов?

179.Наставление и отправление на проповедь Семидесяти; укор городам, не принявшим проповеди.

180.В честь какого события установлен праздник кущей?

181.Когда празднуется праздник Кущей?

182.Учение в храме на праздник Кущей.

183.Последний день праздника Кущей. Желание убить Иисуса. Слова защиты от Никодима.

184.Прощение женщины, взятой в прелюбодеянии.

185.В каком году произошло событие исцеления слепорожденного?

186.В каком городе произошло событие исцеления слепорожденного?

187.Событие исцеления слепорожденного.

188.Притча о дворе овчем.

189.Обвинения фарисеями Иисуса Христа. Распря между иудеями.

190.Иисус поучает законника. Притча о милосердном самарянине.

191.Показать на карте Вифанию.

192.Какие известные евангельские лица жили в Вифании?

193.Где произошло научение молитве «Отче наш»?

194.Притча о зажженной свече.

195.Осуждение Спасителем внешней праведности фарисеев и законников.

196.Притча о безрассудном богаче.

197.Притча о верном и неверном рабе.

198.Слово об убитых Галилеянах. Призыв к покаянию.

199.В честь какого события установлен праздник Обновления Храма?

200.В какое время празднуется праздник Обновления Храма?

201.Показать на карте Перею.

202.Притча о бесплодной смоковнице.

203.В каком году происходит исцеление согбенной женщины в субботу?

204.Поучение Спасителя о тесных вратах, о муках ада, о первых и последних.

205.Притча о смирении, обращенная к званным на обед.

206.Об оставлении отца и матери. Притча о строителе башни.

207.Притча о царе, идущем на войну.

208.Притча о соли, потерявшей силу.

209.Притча о заблудшей овце.

210.Притча о потерянной драхме.

211.Притча о блудном сыне.

212.Притча о неверном управителе.

213.Притча о богаче и Лазаре.

214.Слова Спасителя о соблазнах, о прощающей любви и силе веры.

215.Поучение о смирении притча о рабе, возвращающемся с поля.

216.В каком году были исцелены десять прокаженных?

217.В каком месте были исцелены десять прокаженных?

218.Показать на карте место исцеления десяти прокаженных.

219.Событие исцеления десяти прокаженных.

220.Слово о внезапном пришествии Сына Человеческого.

221.Притча о судье неправедном.

222.Кто такой мытарь?

223.Притча о мытаре и фарисее.

224.Христос благословляет младенцев.

225.Разговор с богатым юношей. Слово к последовавшим за Христом.

226.Притча о работниках в винограднике о призванных первыми и последними.

227.Как звали мать сыновей Заведеевых?

228.Как звали сыновей Заведеевых?

229.Просьба матери и сыновей Заведеевых о первенстве.

230.В каком году произошло событие воскрешения Лазаря?

231.В каком месте произошло воскрешение Лазаря?

232.Событие воскрешения Лазаря.

233.Рассказать о Лазаре Четверодневном.

234.Совет Каиафы о Спасителе.

235.Рассказать о Каиафе.

236.Показать на карте Заиорданье.

237.Показать на карте город Ефраим.

238.В каком году происходило событие обращения Закхея?

239.Показать на карте место, где происходили события обращения Закхея.

240.Кем был Закхей?

241.Событие обращения Закхея.

242.Притча о десяти минах.

243.В каком году происходило исцеление слепца Иерихонского?

244.Как звали исцеленного слепца Иерихонского?

245.Событие исцеления слепца Иерихонского.

246.Показать на карте гору Елеонскую.

247.Что значит название горы: Елеонская?


Лекция 3

 

ПЕРИОД ТРЕТИЙ

 

ВЕЛИКАЯ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

 

Воскресенье 2 апреля

Лк. 19, 28-40: Вход[140] Господень в Иерусалим. Лк. 19, 41-44: Скорбь[141] Иисуса о Иерусалиме.  

Понедельник 3 апреля

Вблизи[143]Иерусалима и в самом городе

Мк. 11, 12-14: Проклятие[144] бесплодной смоковницы.

 

Вифания

Мф. 21, 17: Ночь в Вифании.

 

Вторник 4 апреля

Мк. 11, 20-26: Объяснение проклятия смоковницы. Господь о силе веры и необходимости прощения.   Храм Иерусалимский

Вечер

Мф. 24, 1-31: Пророчество Спасителя о разрушении[148] Иерусалимского храма. Признаки кончины мира и Второго пришествия Христова.

Мф. 24, 32-35: Притча о смоковнице.

Мф. 24, 36-44: Призыв к бодрствованию.

Мф. 24, 45-51: Притча о верном и неверном рабе.

Мф. 25, 1-13: Притча о десяти девах.

Мф. 25, 14-30: Притча о талантах[149].

Мф. 25, 31-46: Слово о Страшном суде - разделение одних от других.

 

 

Вторник 4 апреля или среда 5 апреля

Двор первосвященника Каиафы

Мф. 26, 1-5: Заговор и решение Иудеев.

 

Пророчество о ложном обвинении Спасителя:

Пс. 40, 6-8: Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?» И если приходит кто видеть меня, говорит ложь: сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует. Все, ненавидящие меня, шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло.

Среда 5 апреля

Мк. 14, 3-9: Помазание Иисуса грешницей.   Иерусалим

Четверг 6 апреля

Вифания и Иерусалим

Лк. 22, 7-13: Приготовление Пасхи.

 

Последняя Пасха[152]

Четверг 6 апреля, вечер

Иерусалим

Сионская Горница

  Сионская Горница (краткая историческая справка) В Иерусалиме…  

В ночь четверга 6-7 апреля

Петр ударяет мечом раба[160] первосвященника. Взятие Иисуса под стражу.   Пророчество о предательстве Иуды:

Дворец первосвященника в Иерусалиме

  Первосвященник Анна (краткая историческая справка) Анна (Анан) –…  

Через час после первого отречения

Мф. 26, 69-75: Отречение[168] Петра и уход его (см. также Мк. 14, 66-72 и Ин. 18, 26-27).

Пятница рано утром 7 апреля

Помещение синедриона

  О потере Синедрионом права суда (краткая историческая справка) Уже за… Дворец римского правителя – Претория[170]

Пятница 7 апреля

Мф. 27, 3-10: Иуда возвращает плату. Его самоубийство.   Пророчество о 30 серебряниках Иуды:

Дворец римского правителя

  Мф. 27, 19: Жена[173] Пилата отговаривает мужа от приговора. Мф. 27, 24-30: Пилат умывает руки и предает Иисуса на смерть. Бичевание.[174] Терновый венец.

Часов дня

Пророчество о том, что Спасителя будут ненавидеть без причины множество из людей: Пс. 68, 5: Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове… О преследовании евреев (краткая историческая справка) Во втором веке после Рождества Христова произошли …

Крестный путь

Крестный путь Спасителя (Краткая историческая справка) Отойдя от арки, где, по преданию, был выведен Спаситель Пилатом со словами «се…   Вблизи Иерусалима на Голгофе

Пятница 7 апреля, 3 часа дня

  Пророчество о крике отчаяния от своего одиночества: Пс. 21, 2: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?»

Вечер

Мк. 15, 42-47: Снятие со Креста. Погребение.

 

Погребение Спасителя (краткая историческая справка)

На пути от Яффы к священному городу Иерусалиму лежит Рамля – отечественный город благообразного Иосифа и Никодима, которые сподобились погрести Пречистое тело Господа Иисуса Христа. В Рамле есть греческая церковь во имя святого великомученика Георгия, и при ней греческий монастырь с удобным помещением для богомольцев; по преданию, тут был дом Иосифа Аримафейского. В церкви оной хранится обломок колонны – дар одной бедной вдовы, чудно перенесенный в сей храм при его построении, о чем упоминается в житии святого великомученика Георгия. Этот святой пострадал в Никомидии; а в отечественном его городе Лидде, отстоящем от Рамли к северу, есть небольшая церковь во имя его, где находится его гробница. Близ Голгофы находится лежащий на небольшом возвышении продолговатый, желто-розового цвета, камень миропомазания, длиною 11 четвертей, шириною около 60 сантиметров, обставленный огромной величины подсвечниками и теплящимися над ним матовыми светильниками. Это тот самый камень, на который пречистое тело Господне, было возложено, по снятии с креста, Иосифом и Никодимом, там же было помазано миром, обвито плащаницею и положено в гроб. Святая Церковь священное это событие изображает в сих умилительных песнопениях: «Тебе, одеющегося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва, нага, непогребенна, благосердый плач восприим, рыдая глаголюще: увы мне, сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее, мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса; но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? коими ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу? или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе»! А в великую субботу, в надгробном пении над плащаницею, ублажая Иосифа, святая Церковь взывает: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего и Живота всех испросившего: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего странного, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь сбыся: Твое сердце оружие пройдет; но в радости Воскресения Твоего плач преложи. Поклоняемся страстем Твоим, Христе, и святому воскресению». Гроб-пещера святых Иосифа Аримафейского и Никодима находится непосредственно рядом с Кувуклией Гроба Господня. Близ камня миропомазания, в левой стороне, изображен мраморный круг на полу, огражденный железным, решетчатым колпаком и освящаемый сверху лампадой. На этом месте стояла Пресвятая Дева Богоматерь, когда, по снятии со креста пречистого тела Сына Ее и Бога, помазывали оное миром и благовонными мастями и обвивали плащаницею. Благоговейно поклонимся месту, освященному стопами Приснодевы Богоматери, и с любовью облобызаем следы стоп Ее. Святая Церковь от лица Божественной Страдалицы в сих трогательных песнопениях выражает безмерную скорбь Ее: «Глаголаше браконеискусная к благоразумному: потщися, Иосифе, к Пилату приступити, и испроси сняти со древа Учителя твоего». «Видев Пречистую горце слезящу, Иосиф смутися, и плачася приступи к Пилату: даждь ми, вопия с плачем, тело Бога моего». «Болезни и скорби и воздыхания обретоша Мя: увы Мне, Чистая горце рыдающи глаголаше, видя Тя Чадо Мое возлюбленное, нага и уединенна, и вонями помазана мертвеца». «Дивлюся зрящи Тя, преблагий Боже и прещедрый Господи, без славы, и без дыхания, и безобразна; и плачуся держащи Тя, яко не надеяхся, увы Мне, видети Тя, Сыне Мой и Боже». «Не изглаголеши ли рабе Твоей слова, Сыне Божий; не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую, глаголаше Чистая, рыдающи и плачущи, облобызающи тело Господа Своего». «Где, Сыне Мой и Божие, благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше; ныне же вижу Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвлена мертвеца». «Странную вижу и преславную тайну, Дева вопияше Сыну и Господу: како в худом гробе полагаешися, мертвыя повелением возставляяй в гробех». «Ни от гроба Твоего востану, Чадо Мое, ни слезы точащи престану раба Твоя, дондеже и Аз сниду во ад: не могу бо терпети разлучения Твое, Сыне Мой». «Радость Мне николиже отселе прикоснется, рыдающи глаголаше Непорочная: Свет Мой и радость Моя во гробу зайде; но не оставлю Его единого, зде же умру и согребуся Ему». «О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери втайне изрече Господь: тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети; но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небеси и земли». Отсюда направим путь наш на западную часть храма Воскресения, в придел Сириан, где показывают гробы Иосифа и Никодима, приснопамятных учеников Господа Иисуса. Гробы их иссечены в природной скале; и, так как недалеко отстоят от гроба Господня, то, вероятно, заключались в одной цельной скале, разъединенной впоследствии при устроении храма. Святой Игнатий[191] (ок. 50-115 г.) писал о Христе: «Он был распят и умер при Понтии Пилате. Он был распят на самом деле, а не для виду, и умер на глазах тварей небесных, земных и подземных. Он также воскрес из мертвых на третий день... в день приготовления к празднику Пасхи, в третьем часу, Он получил Свой приговор от Пилата, ибо Отец Его позволил это; в шестом часу Он был распят, в девятом часу Он испустил дух, и еще до заката был погребен. Всю субботу Он пролежал в гробнице, куда положил Его Иосиф Аримафейский. Мать Его носила Его, как любого из нас, в утробе, сколько положено времени; Он был рожден, подобно нам; Его кормили обычным материнским молоком, и обычным мясом, и напитками, как любого из нас. И когда Он тридцать лет прожил среди людей, Иоанн Предтеча крестил Его по-настоящему, а не для виду; когда Он три года проповедовал Евангелие и совершал чудеса и знамения, Он, Который Сам был Судьей, был судим евреями, не достойными этого имени, и наместником Пилатом; Его били плетьми, хлестали по щекам, плевали на Него; на Него надели терновый венец и багряницу; Его приговорили к смерти и распяли - по-настоящему, не для виду, не обманно, не игрой воображения. Он истинно умер, был погребен и восстал из мертвых...» Погребение Спасителя было проведено в строгом соответствии с обычаями и законами Моисея: (Втор. 21, 23): «...то тело его не должно ночевать на древе, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом всякий, повешенный на древе, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел».

 

 

Суббота 8 апреля

  О камне, приваленном ко гробу (краткая историческая справка) По всей…  

Лекция 4

 

ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ

 

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Воскресенье 9 апреля, 30 год

Иерусалим и окрестности

Ночь

Воскресение[193] Господа нашего Иисуса Христа.

 

Стихира на хвалитех в неделю утра, 5 гл.:

«Господи, запечатану гробу от беззаконников, прошел еси из гроба, якоже родился еси от Богородицы: не уразумеша, како воплотился еси, безплотнии Твои ангели: не чувствоваша, когда воскрес еси, стрегущии Тя воини...».

 

Мф. 28, 2-4: Великое землятресение при схождении Ангела Господня с небес. Отваление камня от двери гроба. Трепет стерегущих воинов.

Ин. 20, 1: Мария Магдалина первая[194] приходит ко гробу, когда было еще темно и видит отваленный камень.

Ин. 20, 2: Мария Магдалина сообщает Петру и Иоанну, что во гробе нет тела Иисуса.

 

Раннее утро

  Явление Воскресшего Спасителя Божией Матери (краткая историческая справка) Святое Евангелие, повествуя о явлении Спасителя женам-мироносицам, Апостолам,…

Вторая половина дня, к вечеру

Лк. 24, 13-32: Явление Воскресшего двум[202] ученикам.

 

Иерусалим

Ночь

Сионская горница

Лк. 24, 33-35: Клеопа и Лука сообщают Апостолам о явлении им Воскресшего Спасителя.

Лк. 24, 36-49 и Ин. 20, 19-24: Явление[203] Христа десяти апостолам, Фома[204] отсутствует[205].

Ин. 20, 25: Фома не верит Апостолам.

Воскресенье 16 апреля

Ин. 20, 26-29: Новое явление Христа одиннадцати апостолам в присутствии Фомы.

 

Галилея

Берег Галилейского озера

Утро

Ин. 21, 1-14: Третье явление Спасителя ученикам[206].

Ин. 21, 15-19: Восставление Петра на Апостольское служение. Заповедь о пасении овец.

Ин. 21, 20-24: Слово Спасителя об Иоанне Богослове.

Год по Р.Х.

Гора в Галилее[207]

Мф. 28, 16-20: Новое явление[208] Воскресшего Спасителя. Благословение Апостолов на всемирную проповедь.

1 Кор. 15, 7: Явление Спасителя Апостолу Иакову, брату Господню.

Четверг 18 мая

Иудея

Гора Елеонская вблизи Вифании

  Пророчества о Вознесении Господнем: Пс. 23, 7-10: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь…

Год по Р.Х.

Прославленный Спаситель по Вознесении

Деян. 7, 55-56: Видение первомученника[210] Стефана.[211]

Деян. 26, 12-15: Видение апостола Павла[212] на пути в Дамаск.

Деян. 22, 17-21: Видение апостола Павла в Храме;

 

Г. по Р.Х.

  Успение Божией Матери (краткая историческая справка) Недалеко от…  

Г. по РХ

Остров Патмос

  Второе пришествие Спасителя

Главные вехи Священной Истории Нового Завета (повторение)

 


Приложения

 

Исторические свидетельства о Воскресении

Господа нашего Иисуса Христа

Факт воскресения Христа к концу своей жизни признал не кто иной, как Фридрих Энгельс. А именно, в предисловии к переизданию своих сочинений, он пишет:

«Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории, и то, что казалось ранее достойным внимания мифологов, должно будет отныне привлечь внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории, о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе».

За каппадокийскими открытиями, убедившими даже Энгельса, последовал еще ряд открытий, причем не менее, а более важных.

Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс говорил: «Достоверная история может писаться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценные им».

Вот свидетельства Иосифа Флавия: «В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой».

Сделаем небольшую оговорку. Сто лет назад это свидетельство Флавия было взято под сомнение. Дело было в следующем: сначала было известно только два варианта рукописи Флавия. В одном из них слова «на третий день Он явился к ним живой» были, а в другом отсутствовали. И на этом основании Б. Бауэр (1809-1882 гг.), а затем и его последователи решили, что в первом варианте эти слова, вероятно, были позднее вписаны христианами. Так возникла легенда об интерполяции у Иосифа Флавия. Однако позднее были найдены еще три варианта, и эти позднейшие находки привели к совершенно иному выводу. Расхождения между первым и вторым вариантами объясняются не позднейшей вставкой, впиской в первый вариант, а потерей части страниц во втором варианте, в котором оказались отсутствующими еще целые две главы, что и выяснилось из найденных позднее трех вариантов, в которых у Флавия строки о воскресении Иисуса Христа имеются во всех трех. Помимо этого, чрезвычайно важно еще одно обстоятельство. Мировой ученый Ю. Вельгаузен (Вельхаузен, совр., ред.) вместе с другим крупнейшим филологом Де Сессони привели еще одно неоспоримое доказательство, что строки Флавия написаны им самим, а не являются позднейшими вставками христиан. Дело в том, что Иосиф Флавий писал очень своеобразным языком, с соблюдением всех особенностей, что подделать его невозможно. Но, конечно, окончательный удар сомнениям в подлинности его рукописей нанесла именно находка этих трех вариантов его произведений.

В настоящее время никто из ученых не повторяет домыслов о вписках у Флавия.

Лабиритиос (Лабириниос) в момент воскресения Христа оказался со своими чиновниками недалеко от этого места (места погребения Христа). Ясно видевшие падение камня, закрывавшего гроб, поднявшуюся над этим местом необыкновенно ярко сияющую фигуру, Лабиритиос вместе со своими спутниками и сторожами бросились сообщать об этом властям.

Грек Гермидий (Гермизий), занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу Истории Иудеи. Кроме того, показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить, еще одно обстоятельство. Гермидий вначале был настроен против Христа, и как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе.

«Приблизившись ко гробу и находясь в шагах ста пятидесяти от него, пишет Гермидий, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!». И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру гроба). Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека».

В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу (ибо она всю ночь страдала из-за Него), она спрашивала его: «Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?». Пилат ответил ей: «Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, будет запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив». Нужно объяснить, что быть изображенным на монетах считалось в Риме чрезвычайно высокой честью. Свое обещание Пилат выполнил. Когда было установлено, что Христос воскрес, Пилат действительно запретил изображать себя на монетах. Это сообщение Гермидия полностью подтверждается вещественными доказательствами. Из римской нумизматики известно, что в Иерусалиме в это время были изготовлены монеты с изображением кесаря с одной стороны и без изображения Пилата с другой (стали чеканить монеты только с изображением кесаря).

Сириец Ейшу (Эйшу), известный врач, близкий к Пилату и лечивший его относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Видный медик и натуралист, пользовавшийся широчайшей известностью на Востоке, а потом в Риме, он оставил произведения, которые составили целую эпоху в науке. Недаром историки науки, в том числе американский ученый Киггерист, считают, что Ейшу по праву занимает место как врач рядом с Гиппократом, Цельсом, Галеном, а как анатом рядом с Леонардо да Винчи и Везалием (1514-1562 гг.); только малоизвестный язык, на котором он писал, помешал его признанию. Далее важно то, при каких обстоятельствах Ейшу наблюдал описанное им. По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. «Мы все врачи, стража, пишет Ейшу, были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и мы все видели это собственными глазами». Далее следует описание воскресения... Вообще Ейшу был скептиком. В своих трудах он неизменно повторял выражение, которое потом благодаря ему вошло в пословицу на Востоке: «Чего я сам не видел, то считаю сказкой».

Один из крупнейших в мире знатоков античности академик В. П. Бузескул (1858-1931 гг.) говорил: «Воскресение Христа подтверждено историческими и археологическими находками с такой несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого... Если отрицать воскресение Христа, то нужно отрицать (причем с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона, Августа Траяна, Марка Аврелия, русских князей Владимира и Ольги, Александра Невского, Ивана Калиты, Даниила Галицкого, Юрия Долгорукова и многих других».

Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников (приводим здесь, и далее в сокращении, ред.): Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммон Александрийский... Сабеллин Грек, Исаакий Иерусалимский... Константин (Констанций) Тирский и другие. Это только те, кто жили во время Христа, причем находились в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и явились очевидцами самого воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его.

Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы находим у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи (не принявшие христианства) склонны всячески замалчивать факт воскресения. Среди еврейских писателей того времени, прямо говоривших о воскресении, находим таких надежных авторов, как Уриста Галилеянин, Ганон Месопотамский, Шербрум отец, Фернан (Ферман) из Сарепты, Манания врач, Навин Антиохий (Антиохийский), Маферкант.

Маферкант был одним из членов синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство тридцать сребреников. Но когда после воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога, Маферкант был первым из членов синедриона, прибывшим на место для расследования. Он убедился, что воскресение совершилось. Ему пришлось быть у гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба (наемная стража получала оплату, так сказать, сдельно, после несения каждого караула). Он видел, что гроб Христа надежно охраняется. Выплатив деньги, он ушел, стража осталась до конца смены... но не успел Маферкант далеко отойти, как раздался удар грома и громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвратясь назад ко гробу, Маферкант увидел исчезающее сияние над гробом. Все это им описано в сочинении «О правителях Палестины», которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников по истории Палестины.

В общей сложности, по подсчетам крупнейшего знатока римской исторической литературы, академика И. В. Нетушила (1850-1929 гг.) число вполне надежных свидетельств о воскресении Христа превышает двести десять. По нашим подсчетам, это число еще больше - двести тридцать, ибо к данным Нетушила нужно добавить еще те исторические памятники, которые были обнаружены после выхода его работы.

Конечно, воскресение Христово основное, важнейшее событие, после которого все остальное в религии имеет как бы второстепенное значение. В самом деле, раз Христос воскрес, значит, Он Бог. В настоящее время для каждого сколько-нибудь сведущего историка факт воскресения неоспорим. Не только крупные, но и просто добросовестные историки не высказывают уже больше никакого сомнения по этому поводу.

 


Картографический материал

Карта 1: Путешествия ветхозаветных патриархов   Карта 2: Путешествие Евреев из Египта в землю Ханаанскую

Синхронизация событий Библейской Истории и Истории Древнего мира

 


Перечень кратких исторических справок, данных в конспекте

 


Список иллюстраций

Репродукции: Репродукция 1: Евангелие апракос. 1693 г., БАН, Арх. ком. 339, л. 837  

Перечень мер

Верста – русская мера длины. 1 верста = 500 саженям = 1,0668 км. Стадия – 1 стадия = 186 метров. Вершок – первоначально равнялся длине фаланги указательного пальца. 1 вершок = 4,45 см.

Планирование преподавания. Сетка часов

  I. Священное Писание. II. Антоний, Митрополит «Опыт христианского православного катехизиса».

– Конец работы –

Используемые теги: Пояснительная, записка, конспектам, священной, библейской, истории, нового, Завета0.11

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пояснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Нового Завета

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
На сайте allrefs.net читайте: "РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА"

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...

РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
На сайте allrefs.net читайте: "РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ Газоснабжение села Петровка РЕФЕРАТ Пояснительная записка -100 с
ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ Газоснабжение села Петровка...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 ПРОГРАММА КУРСА 6 ПО КУРСУ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 33 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Положение на стыке цивилизаций постоянно ставило Россию перед выбором западного или восточного варианта развития
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА... ПРОГРАММА КУРСА УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА...

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ"

Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «технология разработки программного обеспечения»
На сайте allrefs.net читайте: Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «технология разработки программного обеспечения»...

Ветхий Завет и Новый Завет
На сайте allrefs.net читайте: "Ветхий Завет и Новый Завет"

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам