Реферат Курсовая Конспект
ЛИТУРГИКА КАК НАУКА - раздел Религия, Московская Духовная Семинария ...
|
Московская духовная семинария
Сектор заочного обучения
Доцент архимандрит
Иоанн (Маслов)
Литургика
Учебное пособие для студентов 3 класса
Сергиев Посад
2006
СОДЕРЖАНИЕ
Литургика как наука. 7
Понятие, предмет изучения, задача литургики. 7
Двунадесятые праздники. Общее понятие о них. 9
Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) 10
Двунадесятые подвижные господские праздники. 11
Другие праздники, чтимые Святой Церковью.. 11
Двунадесятые неподвижные господские и богородичные праздники. Их отличия и особенности. 12
Глава I 13
Праздники в честь Пресвятой Богородицы.. 13
Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) 14
Особенности всенощного бдения праздника. 14
На литургии. 17
Служба Рождества Божией Матери в воскресенье. 18
Отдание праздника в седмичный день. 21
Отдание праздника в воскресный день. 21
Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) 23
История праздника. 23
Особенности богослужения праздника. 23
Служба праздника в воскресенье. 24
Порядок служения в седмичный день в отдание праздника. 25
Отдание праздника в воскресный день. 26
Отдание праздника со службой святому, имеющему бдение, или храмовому 27
Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля) 29
История праздника. 29
Особенности богослужения. 29
Предпразднство и попразднство праздника. 29
Практическое отправление службы праздника. 32
Отдание праздника Благовещения (26 марта/8 апреля) 34
Сретение Господне (2/15 февраля) 36
История праздника. 36
Особенности богослужения. 36
Успение Божией Матери (15/28 августа) 40
История праздника. 40
Особенности богослужения. 40
Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении. 42
Погребение Божией Матери в современной церковной практике. 43
Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погребения Божией Матери в храме Московской духовной академии. 44
Глава II 45
Господские праздники. 45
Рождество Христово (25 декабря/7 января) 45
История праздника. 45
Подготовительный период к празднику Рождества Христова. 47
Недели святых Праотцев и святых Отцев. 48
Предпразднство Рождества Христова. 49
Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особеннсти 50
Схема построения великих часов. 51
Порядок отправления изобразительных: 52
Практический порядок отправления великих часов. 52
Уставная особенность Рождественской вечерни, совершаемой в навечерие праздника 53
Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией святителя Василия Великого 53
Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией святителя Иоанна Златоуста 55
Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник. 56
Чин «Славления» Христа в навечерие Рождества Христова. 56
Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й) 56
Кондак праздника (глас 3-й) 56
Всенощное бдение. 56
Великое повечерие. 57
I-часть. 57
2-часть. 58
3-я часть. 58
Утреня. 58
Литургия на Рождество Христово. 59
Вечерня в день праздника (Служба с великим славословием) 59
Попразднство и отдание праздника. 60
Суббота и Неделя по Рождестве Христовом. 60
Отдание праздника в воскресенье (в неделю святых Богоотец) 62
Святки. 62
Богоявление (Крещение) Господне (6/19 января) 64
История праздника. 64
Предпразднство Крещения (со 2/15 по 5/18 января) 65
Навечерие Богоявления. 65
Особенности богослужения в навечерие праздника. 65
Великие часы.. 66
Сочельник: Вечерня и ее особенность. 67
Великое освящение воды.. 68
Последование великого освящения воды.. 69
Великая агиасма. 71
Чин прославления праздника. 72
Всенощное бдение праздника Богоявления. 72
Тропарь: 72
Кондак: 72
Литургия на Богоявление. 73
Праздничная вечерня (по Типикону со славословием) 74
Попразднство и отдание праздника. 74
Утреня в отдание с великим славословием. 74
Суббота и неделя по Просвещении. 74
Преображение Господне (6/19 августа) 77
История праздника. 77
Предпразднство и попразднство. 77
Особенности всенощного бдения. 77
Чин освящения плодов. 79
Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября) 80
История праздника. 80
Предпразднство и попразднство. 81
Особенности богослужения праздника. 82
Всенощное бдение (вся служба по Минее) 82
Вынос креста. 83
Чин Воздвижения Креста. 84
Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Устава. 86
Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды.. 87
Глава III 88
Богослужение Великопостное (период пения Постной Триоди) 88
Древность поста и его значение. 88
Понятие о Триоди Постной. 90
Подготовительные недели Великого поста. 90
Общее понятие о подготовительных неделях. 91
Неделя о Мытаре и Фарисее. 91
Уставные особенности служб Недели о Мытаре и Фарисее. 92
Седмица и неделя о блудном сыне. 93
Особенность богослужения в эту неделю.. 94
Седмица и неделя мясопустные. 94
Особенности службы мясопустной субботы.. 95
Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и недели. 97
Седмица и неделя сыропустные. 97
Уставные особенности сырной седмицы.. 98
Вечерня. 100
Общее понятие о Великопостном богослужении. 101
Вечерня сыропустной недели. 102
Чин прощения. 103
Общий порядок великопостных церковных служб и их особенности. 104
Последование Великого Повечерия. 105
1-я часть. 105
2-я часть. 106
З-часть. 106
Великопостная утреня. 108
Порядок пения канона. 109
Схема исполнения канона во вторник. 110
Особенности утрени в субботу 2-й седмицы (Поминовение усопших) 112
Общие особенности Великопостных часов. 115
Порядок чтения Великопостных часов. 115
3-й, 6-й и 9-й часы.. 116
Изобразительны.. 117
Вечерня. 118
Литургия Преждеосвященных Даров. 120
Происхождение литургии Преждеосвященных Даров. 121
Освящение Святых Даров для литургии Преждеосвященных Даров. 123
Чин литургии Преждеосвященных Даров. 123
Первая седмица и неделя (воскресенье) Великого Поста. 130
Вторая седмица и неделя (воскресенье) Великого поста. 131
Третья седмица и неделя (воскесенье) Великого поста. 132
Четвертая седмица и неделя (воскресенье) Великого поста. 133
Пятая седмица и неделя (воскресенье) Великого поста. 134
Богослужебные особенности чтения Великого канона. 134
Седмица Ваий (шестая) 136
Уставные особенности богослужения в субботу Ваий. 136
Вход Господень во Иерусалим. 138
Уставные особенности богослужения. 138
Страстная седмица. 141
Первые три дня. 141
Великий понедельник. 141
Великий вторник. 141
Великая среда. 141
Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы 142
Великий четверг. 145
Особенности богослужения. 145
Задостойник Великого четверга (ирмос 9-й песни канона) 147
Богослужения Великой пятницы.. 148
Великая суббота. 154
Глава IV.. 159
Цветная Триодь. Ее содержание и происхождение. 159
ПАСХА. Светлое Христово Воскресение. 161
История праздника. 161
Особенности пасхального богослужения. 162
Полунощница. 162
Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди. 163
Пасхальные часы.. 166
Литургия. 167
Чин освящения артоса. 169
Великая вечерня в первый день Пасхи. 170
Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице. 171
Неделя Антипасхи (Фомина) 173
Уставные особенности в Неделю Антипасхи. 173
Особенности служб от Фоминой недели до отдания Пасхи. 176
Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе... ». 176
Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его. 178
Четвертая неделя – о расслабленном. 178
Пятая неделя о самаряныне. 179
Шестая неделя – о слепом. 179
Вознесение Господне. 181
История праздника. 181
Особенности богослужения. 181
Неделя седьмая по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. 183
Троицкая родительская суббота. 183
Пятидесятница. 184
История праздника. 184
Уставные особенности богослужения. 184
День Святого Духа («Духов день») 187
Неделя 1-я по Пятидесятнице – Всех святых. 187
Неделя 2-я по Пятидесятнице – Всех святых, в земле российстей просиявших 187
Петров пост. 188
Литургика как наука
Глава I
Особенности богослужения
По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых богородичных праздников, но так как часто совпадает с днями Великого поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства или отдание праздника.
Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно).
Глава II
Господские праздники
Рождество Христово (25 декабря/7 января)
Схема построения великих часов
Великие часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) читаются по следующей схеме:
1. Три псалма, причем берется только один из обычных псалмов,[35] остальные же два заменяются другими, специально посвященными празднуемому событию. Например, на первом часе из обычных остается 5-й и добавляются 44-й и 45-й псалом; на третьем часе остается 50-й и добавляется 66-й псалом и 86-й псалом; на шестом часе остается 90-й псалом и вводится 71-й псалом и 131-й псалом; на девятом часе остается 85-й псалом и добавляется 109-й псалом и 110-й псалом
2. После «Славы» поется тропарь предпразднства: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...». На «И ныне» читается обычный Богородичен часа.
3. После этого (перед «Святый Боже») – большая вставка (по сравнению с обычной схемой часов), а именно:
а) поются (по дважды) три тропаря (стихиры), посвященных воспоминанию события праздника;
б) прокимен;
в) паремия;
г) Апостол (без прокимна);
д) Евангелие.
4. После Евангелия – читается «Святый Боже» и прочее по порядку, как на обычных часах.
Великие часы заканчиваются чином изобразительных, которые обычно совершаются вместо литургии (обедни). Поэтому последование изобразительных, изображающее своими молитвами и песнопениями литургию, в богослужебных книгах еще носят название «обедницы».
Чин изобразительных имеет на великих часах разное окончание, в зависимости от того, бывает в этот день литургия или нет.
Если в этот день литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читаются Символ веры и псалом 33-й «Благословлю Господа на всякое время...», но поется «Буди имя Господне», потому что это присуще только литургии.
Порядок отправления изобразительных:
если не совершается литургия Чтец: после молитвы 9-го часа читает псалом 102: «Благослови, душе моя. Господа»; «Слава» – псалом 145 «Хвали, душе моя. Господа»; «И ныне: Единородный Сыне...»; «Во царствии Твоем...»; «Слава и ныне»: «Помяни нас Господи...», «Лик небесный...»; Стих: «Приступите к Нему...», «Лик небесный...», «Слава»: «Лик святых ангел...», «И ныне»: Символ веры «Ослаби, остави...». По «Отче наш» – кондак предпразднства; Господи помилуй – 40 Молитва «Всесвятая Троице». Хор: «Буди имя Господне» (3-ды). Чтец: «Слава, и ныне», псалом 33 «Благословлю Господа на всякое время» | если литургия совершается Чтец: то же. Символ веры не читается. Чтец: на «И ныне» – «Ослаби, остави...». По «Отче наш» – кондак предпразднства Господи помилуй – 40[36] Молитва «Всесвятая Троице» не читается. |
Свящ.: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» (до Честнейшую”). Свящ.: «Пресвятая Богородице Спаси нас»; Хор: «Честнейшую херувим...»; Свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...»; И бывает отпуст (полный). | Свящ.: «Премудрость»; Хор: «Достойно есть...»; Свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; Хор: «Честнейшую херувим»; Свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...»; И бывает отпуст (полный). |
Проследим содержание других паремий
Закономерно для второй паремии избрано пророчество Валаама о звезде от Иакова (Числ. 24, 2-18), для третьей – пророчество Михея (4,6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, для четвертой – пророчество Исаии (11,1-10) о жезле от кореня Иесеева, на котором почил Дух Божий; для пятой – пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности его книги именем учителя Варухова Иеремии в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии) о явлении Бога на земле между людьми (3,36-38; 4, 1-4); шестая паремия – пророчество Даниила о нерукосечном камне (2,31-45). Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7,11-15; 8,1-4; 8-10).[39]
После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.
Также исполняется тропарь после следующих трех паремий. Конец этого тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе».
После окончания тропаря читаются еще две паремии, после которых малая ектенья и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...». Далее литургия совершается своим порядком, т.е. Трисвятое, прокимен: «Господь рече ко мне...», Апостол (к Евреям, зачало 303), Евангелие (от Луки, зачало 5) и т.д. После литургии бывает прославление (пение праздничных тропаря и кондака перед свечой).
Так же совершается вечерня и в Крещенский сочельник. После заамвонной молитвы бывает освящение воды «Глас Господень на водах...». После освящения воды бывает «Слава, и ныне», стихира и «Буди имя Господне благословенно...». Читают 33 псалом, а затем «Премудрость» и отпуст праздничный. Но если вечерня совершается после литургии, то «Буди имя Господне» не поют, а сразу после стихиры – «Премудрость» (см. Типикон под 6 января).
Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник
Если нет литургии, то после чтения паремий, малой ектиньи и возгласа – хор: «Аминь» («Святый Боже» не поется), а диакон – Вонмем. Прокимен: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты...». Следует чтение Апостола (Гал., зачало 207) и Евангелия (Мф., зачало 53).[41] Затем ектенья: «Рцем вси», «Сподоби, Господи...» и ектенья: «Исполним вечернюю»; Возглас «Премудрость» и прочее по обычаю и отпуст обычный.
Если есть литургия, хор: «Аминь, Святый Боже» и прочее последование литургии святителя Василия Великого. На литургии читаются Апостол (Евр., зачало 303) и Евангелие от Луки, зачало 5.
Всенощное бдение
Всенощное бдение состоит из Великого повечерия, литии и утрени с 1-м часом.
I-часть
После обычного начала читается шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне» и псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. Затем: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3). «Слава, и ныне». Хор: «С нами Бог...» (открываются царские врата). Чтец читает прочие стихи, кончая 20-м стихом: «Отец будущаго века». Хор: припевает к каждому стиху: «Яко с нами Бог» и после конечного стиха заключает пением: «С нами Бог». Чтец: «День прешед...», «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». «Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите...» и т.д. Затем – Трисвятое по «Отче наш».
Хор: Тропарь праздника (Царские врата открываются).
Чтец: «Господи, помилуй (40). «Честнейшую...» и читает заключительную молитву святителя Василия Великого: «Господи, Господи...».
Часть
Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 50-й, 101-й, молитва Маноссии, Трисвятое по «Отче наш».
Вместо тропарей: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак праздника (Царские врата открываются).
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую...» и читает заключительную молитву: «Владыко, Боже Отче Вседержителю».
Я часть
Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69-й, 142-й и вседневное славословие.
После этого бывает выход духовенства на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание Великого повечерия здесь опускается. После литии – утреня, как на обычной праздничной всенощной.
Утреня
После возгласа «Благословение Господне на вас» – Шестопсалмие. По полиелее – величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...». Прокимен глас 4 «Из чрева прежде денницы родих Тя...». Евангелие (Мф., зачало 2).
По 50-м псалме вместо «Молитвами» поется: «Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы». «И ныне» – то же, но конец: «Христос родися в Вифлееме...». Стих: «Помилуй мя, Боже...». И стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем...».
Канонов два – святого Космы Маиумского и святого Иоанна Дамаскина: первый с ирмосами на 8 и другой на 8, ирмосы на дважды. По 3-й песни поется ипакои: «Начаток языков», по 6-й – кондак и икос.
Вместо «Честнейшую...» – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу».
И ирмос: «Таинство странное вижду и преславное...». К каждому тропарю первого канона поются свои припевы. Ко второму канону – свой припев: «Днесь Дева раждает Владыку...». Катавасия на 9-й песни – ирмос второго канона: «Любите убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь».
В русском переводе – М. Скабаллановича: «Удобное нам было бы по страху (из опасения как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предостеречь молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие».
Этот ирмос «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии. По 9-й песни поется светилен: «Посетил ны есть свыше...» (трижды). В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш...» и прочее до конца.
Святки
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря/7 января по 6/19 января) обыкновенно называются святками, т.е. святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых было в древности короче, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни в промежутке от 25 декабря/7 января по 6/19 января, и потому они составляют как бы один день праздника.
Эти дни называются святыми вечерами, потому что христиане по древнему обычаю свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время (см. Творения святителя Иоанна Златоуста, 37-я беседа на Крещение, 2).
Церковь с древних времен начала освящать эти двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Упоминания об этом имеются в беседах святого Ефрема Сирина, святого Амвросия Медиоланского, святителя Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается Уставом преподобного Саввы Освященного († 532 г.). Согласно этому Уставу, в дни святок: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и возбранено совершать таинство Брака (см. Типикон, под 26 декабря).
Таким образом, в дни святок вплоть до 4 января включительно, поста не бывает ни в среду, ни в пятницу.
Дни святок древние христиане проводили с особым благоговением, уделяя из своих средств на милостыню бедным, как бы в увеличение света духовного, именем которого называются добрые дела (Мф. 5,16).
Богоявление (Крещение) Господне (6/19 января)
Чин прославления праздника
После отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется аналой с иконой, перед которым духовенство, певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» – кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения – Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.
После этого молящиеся прикладываются к Кресту и священник окропляет каждого святой водой.
Утреня в отдание с великим славословием
Устав указывает особенности богослужения дней попразднства Богоявления, когда, начиная с 11/24 января, бывает совпадение их с Неделей Мытаря и Фарисея (см.: Типикон, 11 января и 14 января).
Предпразднство и попразднство
Праздник Преображения имеет один день предпразднства – 5/18 августа – и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 13/26 августа.
Глава III
Богослужение Великопостное (период пения Постной Триоди)
Неделя о Мытаре и Фарисее
Свое наименование эта подготовительная неделя получила от того, что на ней читается Евангельская притча о Мытаре и Фарисее (Лука 18,10-14), из которой, по изображению притчи, видим, что Мытарь вышел из храма более оправданным, чем Фарисей.
Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и недели
1. Поминовение усопших в субботу («родительская» поминальная суббота).
2. В неделю на утрени – пение 136 псалма: «На реках Вавилонских» и покаянных псалмов: «Покаяния отверзи ми двери...».
3. На литургии в воскресенье – Прокимен «Велик Господь...» Апостол – Коринфянам, зачало 140. Евангелие о будущем Страшном суде Христовом – Мф., зачало 106. Причастный стих: «Хвалите Господа...», другой – «Радуйтеся, праведнии...».
Последование Великого Повечерия
Я часть
Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш...».
Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» по «Отче наш...», «Господи; помилуй» (12), «Приидите, поклонимся...» псалом 4-й, 6-й, 12-й, 24-й, 30-й и 90-й.[90] «Слава, и ныне, Аллилуиа (3). Господи, помилуй (3).
Хор: «С нами Бог, разумейте языцы...» (громко и со сладкопением) со стихами и припевом: «Яко с нами Бог».
Чтец читает тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи...», «Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко...», «И ныне: День прешед, славословлю Тя, Святый...», «Верую...».
Священник (перед царскими вратами) возглашает: «Пресвятая Владычице Богородице...», «Вся небесная сила святых Ангел и Архангел...» и прочие тропари (с поклонами).
Хор повторяет (эти тропари помещены в Великом повечерии наряду[91]).
Чтец: Трисвятое по «Отче наш» и тропари: в понедельник и среду вечера – «Просвети очи мои...» и пр., во вторник и четверг – «Невидимых враг моих» и проч.
Субботнее Великое повечерие в пятницу вечером имеет особые тропари.[92]
После тропарей – «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче».
Иерей: «Молитвами святых отец наших...», и читается молитва святителя Василия Великого: «Господи, избавлей нас...»
Я часть
Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 50-й, 101-й и молитву Маноссии, затем Трисвятое по «Отче наш...».
Хор: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...», «Слава: Господи, помилуй нас...», «И ныне: Милосердия двери отверзи нам...».[93]
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую». И молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...».
З-часть
Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 69-й и 142-й, затем вседневное славословие и каноны Богородицы и святого Минеи (если нет канона святого Андрея Критского).[94]
После канона поется «Достойно есть...», а затем, по Трисвятом и «Отче наш...», – «Господи сил, с нами буди...» со стихами.[95]
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Честнейшую...».
После возгласа; «Боже, ущедри ны...» священник произносит молитву святого Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами – 4 земными и 12 малыми). Далее чтец – Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12) и молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...». «Преславная Приснодево; Упование мое Отец...».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».
Хор: «Слава, и ныне; Господи, помилуй (3). Благослови».
Священник (стоя) читает молитву: «Владыко Многомилостиве...»[96]. В это время все молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит слова: «Благословите, отцы святыми...», после чего делает земной поклон[97] и, поворачиваясь лицом к алтарю, произносит ектенью: «Помолимся о великом господине и Отце нашем...» и в конце: «Рцем и о них».
Хор: «Господи, помилуй» (3).
Священник: «Молитвами святых отец наших...».
Хор: «Аминь».
Примечание: На Великом повечерии в пятницу Великого поста молитва святого Ефрема Сирина (с поклонами) опускается, а также конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12). Окончание Великого повечерия в таких случаях после канонов будет следующее: «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш...», кондак, «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время», «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче». «Молитвами святых отец...»; но если святой полиелейный, то будет 3 великих поклона.[98] После поклонов – Трисвятое по «Отче наш» и 12 раз «Господи, помилуй» опускается, но сразу читается «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...», «Слава Тебе, Христе Боже...», Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови». Отпуст малый: «Христос истинный Бог наш...». «Аминь». Обычное прошение и ектенья: «Помолимся о великом Господине и Отце нашем...» и т.д. В конце: «Молитвами святых отец...». «Аминь» (см.: Розанов. Цит. соч., с. 543-544).
Схема исполнения канона во вторник
Сначала поется ирмос 1-й песни канона Минеи и первый стих: «Господь царствуяй веки и на век...» (т.е. с цифры 4). Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи. Хор: «И наведе на ня...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Затем хор поет (или чтец вычитывает) «поскору» все стихи 2-й песни: «Вонми, небо, и возглаголю...», а также «Слава, и ныне». (2-я песнь никогда не стихословится в году, за исключением вторников Святой Четыредесятницы). Сразу после этого поется ирмос 1-го трипеснца Триоди[102], глас 2-й: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый...» и припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец читает тропарь трипеснца. Перед следующими двумя тропарями хор поет тот же припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а пред богородичным – «Пресвятая Богородице, спаси нас». После Богородична хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь 2-го трипеснца. Тот же припев и перед следующими двумя тропарями. Затем хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь. Хор – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 5-й: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог...». Следующие песни канона – с 3-й по 9-ю – исполняются, как и в понедельник.
После канона также поется «Достойно есть». Затем – малая ектенья, возглас и светилен Троичен гласа (напечатан в Ирмологии, Следованной Псалтири, в последовании утрени, в Типиконе, глава 58, в конце 1-й части Октоиха и в конце Постной Триоди).
Светилен читается трижды: первый раз – с окончанием, соответствующим дню недели (например, в понедельник: «Предстательствы бесплотных Твоих и спаси мя»; во вторник: «Молитвами, Господи, Предтечи Твоего и спаси мя» и т.д.); второй раз – с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих и спаси мя»; третий раз – с окончанием: «Молитвами Богородицы и спаси мя».
После светильна читаются три хвалитные псалма, затем «Тебе слава подобает...», «Слава Тебе, показавшему нам свет...» и вседневное славословие.
Если выпадает на Минее два святых, то стихиры одного святого (на «Господи, воззвах) поются на вечерни, а другого – на хвалитех, на 4 (так бывает, например, 7/20 февраля). В таком случае после стихир на хвалитех сразу читается «Слава Тебе, показавшему нам свет» и вседневное славословие. Затем – ектенья: «Исполним утреннюю молитву...». Возглас: «Яко Бог милости...». По возгласе: «Твое бо есть...». Хор поет стихиры на стиховне из Триоди, глас 5-й: «Прииде пост, мати целомудрия... «.
Если святой имеет утренние стихиры на стиховне, то на «Слава» – стихира святого, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», из приложения Минеи, а в среду и пятницу – Крестобогородичен, данный в Минее на ряду. Если же нет стихир святого, то на «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди: «Тя, Божию Матерь...».
Затем – чтец: «Благо есть исповедатися Господеви...» (дважды), Трисвятое по «Отче наш» и по возгласе иерея – тропарь: «В храме стояще славы Твоея...»,[103] «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благословен...» Чтец: «Небесный Царю...». Иерей – молитву святого Ефрема: «Господи и Владыко живота моего...» с тремя земными поклонами, затем делает 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго» и опять: «Господи и Владыко живота моего...» с одним земным поклоном. Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...» и 1-й час. По окончании 1-го часа иерей творит отпуст утрени.
Так совершается утреня в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу Святой Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: Обретение главы святого Иоанна Предтечи (24 февраля/11 марта), Сорока мучеников (9/22 марта). Благовещение (25 марта/7 апреля) и храмовые.
Особенности утрени в субботу 2-й седмицы (Поминовение усопших)
После шестопсалмия – «Аллилуиа» и тропарь: «Апостоли, мученицы...» (дважды), «Слава: Помяни, Господи...», «И ныне: Мати Святая...». Затем – кафизма 16-я с обычным делением на три «Славы». Малая ектенья, седальны, мученицы Октоиха с богородичными. Хор поет начальные стихи 1-я статии 17-й кафизмы (на 5-й глас): «Блажени непорочнии в путь...», с припевом: «Благословен еси...» Иерей (или чтец) читает последующие стихи 118-го псалма, а хор к каждому стиху припевает: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Кафизма разделяется на две статии. По окончании 1-й статии (последний стих ее): «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси»,[104] священнослужитель (с кадилом) творит малую заупокойную ектенью. Хор: «Господи, помилуй» (единожды, а не трижды). По возгласе: «Яко Ты еси воскресение и живот...» (молитва «Боже духов...» читается тайно) хор поет начальные стихи 2-й статии: «Твой есмь аз...» с припевом на каждый стих: «Спасе, спаси мя». По окончании 2-й статии «Жива будет душа моя... взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» (стихи 175-й и 176-й) поются тропари «святых лик...» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В это время совершается полное каждение храма. По окончании тропарей – малая заупокойная ектенья и молитва: «Боже духов...», в которой иерей поминает усопших. По возгласе хор поет седален, глас 5-й «Покой, Спасе наш...», «Слава, и ныне: От Девы возсиявый...», псалом 50-й. (Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» по субботам Четыредесятницы не глаголется).
Канон Минеи – с ирмосом на 6 и храма святого – на 4. Если храм христов или Богородица, поется канон храма с ирмосом на 6 и Минеи – на 4.
«Глаголется бо ирмос и тропарь без стихов и держим стихи от «Тогда потщашася...». Не стихословим бо песней от начала до 6-я песни во всех субботах святыя Четыредесятницы. От 6-я же песни начинается трипеснец, стихословятся же и песни» (Триодь, суббота 2-й седмицы). Это уставное указание означает, что начальные библейские стихи 1-й – 5-й песней не поются (не стихословятся).
Исполнение канона в храме святого будет такое.
1-я песнь. Поется ирмос Минеи (без предшествующего пения или чтения библейских стихов) и читается (без стиха, с обычным припевом) первый тропарь Минеи. Затем хор поет библейский стих, имеющий надпись «на 8»: «Тогда потщашася... ». Чтец – 2-й тропарь и т.д. Со стиха, пред которым стоит надпись «на 4», читается канон храма. Катавасия – ирмос канона храма.
3-я песнь. Хор – ирмос Минеи. Чтец – 1-й тропарь (с обычным припевом). Хор – библейский стих с надписью «на 8»: «Даяй молитву молящемуся...». Чтец – 2-й тропарь и т.д. Со стиха с надписью «на 4»: «Господь взыде на небеса...» читается канон храма. Катавасия (ирмос канона храма) и обычная малая (не заупокойная) ектенья. Кондак и икос святого Минеи.
4-я песнь. Хор – ирмос Минеи. Чтец сразу же – 1-й тропарь, без библейского стиха. Далее хор – библейский стих с надписью «на 8»: «Зане смоквь не плодоприносет...». От стиха, имеющего надпись «на 4»: «Господь Бог мой – сила моя...» – тропари канона храма. Катавасия.
5-я песнь. Ирмос и 1-й тропарь канона Минеи. Хор-стих с надписью «на 8»: «Приложи им...» Со стиха «на 4»: «Воскреснут мертвии...» – тропари канона храма. Пением на катавасии ирмоса 5-й песни канона храма заканчивается чтение канона храма.
С 6-й песни по 9-ю песнь канон Минеи и четверопеснец Триоди. Канон храма оставляется. «Песни же 6-я, яже во Псалтири, не глаголем, но поем ю всю в запевах» (Типикон). Это указание означает, что шестая песнь не имеет в себе предыдущих стихов до цифры 14-ть и поэтому все они распределяются по тропарям этой песни канонов. Исполняются 6-я песнь так: сначала поется ирмос канона Минеи и первый библейский стих 6-й песни: «Возопих в скорби моей...». Чтец – тропарь Минеи. Хор: «Из чрева адова...». Чтец – 2-й тропарь Минеи. Хор: «Вся высота Твоя...». Чтец – 3-й тропарь Минеи. Хор: «И аз рех...». Чтец 4-й тропарь; если его нет, то повторяется 3-й тропарь. Хор: «Возлияся вода...». Чтец – Богородичен Минеи. Таким образом, канон Минеи исполняется с ирмосом на 6.
Хор – библейский стих, перед которым стоит надпись «на 8»: «Понре глава моя...». Чтец – 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. Со стиха: «Хранящии суетная и ложная...», перед которым стоит надпись «на 4», чтец читает 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: «Аз же со гласом...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец Троичен Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или стих: «Дивен Бог во святых Своих...». Чтец – мученичен. Хор: «Души их во благих водворятся». Чтец – покоин. Хор поет на катавасию ирмос 2-го четверопеснца: «Глубина страстей...». Малая заупокойная ектенья. Кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси...»
7-я песнь. Хор поет (или чтец читает) первые 22 библейских стиха. После стиха «И разливашеся пламень...», перед которым стоит надпись « На 14», поется ирмос канона Минеи и сразу же стих: «И обыде и пожже...». Чтец – 1-й тропарь Минеи. Хор: «Ангел же Господень...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «И отрясе пламень...». Чтец – 3-й тропарь. Хор: «И сотвори среднее пещи...». Чтец повторяет 3-й тропарь (если 4-го нет). Хор: «Тогда трие...» Чтец – Богородичен Минеи. Хор – стих с надписью «на 8»: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...» Чтец – 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха «на 4»; «Благословен еси на престоле...» – 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: «Благословен еси на тверди...» Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Блажени, яже избрал...» Чтец – мертвен. Хор – ирмос 2-го четверопеснца на катавасию.
8-я песнь. Начальные библейские стихи, как и в 7-й песни, поет хор или читает чтец. После стиха с надписью «на 14»: «Благословите, огнь и вар...» поется ирмос канона Минеи и сразу – следующий стих: «Благословите, росы и иней...» Чтец – 1-й тропарь канона Минеи и т.д. по порядку. После стиха с надписью «на 8»: «Благословите, вся птицы небесныя...» – тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. После стиха с надписью «на 4»: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил...» – тропарь 2-го канона Триоди и т.д. В конце хор поет катавасию – ирмос 2-го четверопеснца.
9-я песнь начинается возгласом священнослужителя (после каждения алтаря и иконостаса): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор поет «Честнейшую...», затем ирмос 9-й песни канона Минеи и сразу стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи и т.д. Со стиха с надписью «на 8»; «Клятву, еюже клятся...» – читается 1-й канон Триоди, а со стиха с надписью «на 4»: «В нихже посети...» – 2-й канон Триоди. Катавасия – ирмос 2-го четверопеснца.
«Достойно» не поется. После обычной малой ектеньи – светилен гласа, хвалитные стихиры по гласу Октоиха. После стихир читается: «Слава Тебе, показавшему нам свет...», и вседневное славословие. Ектенья: «Исполним утреннюю...». Стиховные стихиры по гласу Октоиха. После «Благо есть...» (единожды)[105] и Трисвятого – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава: Помяни, Господи...», «И ныне: Мати Святая...». Ектенья: «Помилуй нас, Боже...». «Премудрость», «Сый благословен Христос, Бог наш...», «Утверди, Боже...»и сразу читается: «Приидите, поклонимся» и 1-й час. В конце – полный отпуст.[106]
Во все субботы часы 1-й, 3-й и 6-й совершаются обычные, трехпсалмные; тропари и кондаки – дневные: тропарь: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава: Помяни, Господи, яко Благ...», «И ныне» – Богородичен часа, кондак – «Со святыми упокой».
На литургии: «Блаженны» – гласа, на 6. По входе – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...» и «Помяни, Господи...», «Слава: Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен: «Тебе и Стену...». Прокимен, глас 8-й: «Веселитеся о Господе...» Другой прокимен, глас 6-й, – за упокой: «Души их во благих водворятся». Апостол – дня (Евр., зачало 309-е) и за упокой (к Сол., зачало 270-е). Евангелие – от Марка, зачало 6, и от Иоанна, зачало 16. Причастен: «Радуйтеся, праведнии...» и «Блажени...». (Сравн. службу в субботу мясопустную).
Литургия святителя Иоанна Златоуста. Такая же служба бывает в субботу 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста, а суббота 5-й недели – акафистная, 6-й недели – Лазарева, если она не совпадает с одним из трех праздников: святого Предтечи, 40 мучеников и Благовещением.
Страстная седмица
Первые три дня
В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.
Великий вторник
В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, оказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).
Великая среда
В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.
Глава IV
Цветная Триодь. Ее содержание и происхождение
Цветная Триодь охватывает период от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, т.е. 50 дней, отсюда и ее греческое название «Пентикостарион» (Пятидесятница).
Название же Триоди «Цветная» объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны – временем цветов, которые могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди.
По своему построению эта Триодь подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди в основном посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отрезка времени:
1) Пасхальная седмица;
2) от недели апостола Фомы до отдания Пасхи;
3) от отдания Пасхи до недели Всех святых.
Песнопения Цветной Триоди, так же как и Триоди Постной, составлены святыми отцами, отдельные имена которых остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат святому Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений – канон на Святую Пасху.
После «непорочных», воскресных тропарей и малой ектеньи – полиелей и величание праздника. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен и Евангелие праздника. После Евангелия, по 50-м псалме, поется стихира праздника.
Канон – праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется припев праздника; в конце 9-й песни ирмос: «Не рыдай Мене, Мати… После 9-й песни и малой ектеньи – «Свят Господь Бог наш».
На хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, причем на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево...».
Поется великое славословие. Далее все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).
На литургии вместо Трисвятого – «Елицы во Христе крестистеся», вместо Херувимской песни – «Да молчит всякая плоть...», вместо «Достойно» – «Не рыдай Мене, Мати...» и только в храме Благовещения поется Задостойник праздника «Яко одушевленному Божию кивоту...». Апостол и Евангелие – дня и праздника.
Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т.е. святому Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание Цветной Триоди пополнялось вплоть до ХIV века, в частности за счет синаксарий Никифора Каллиста.
Пятая неделя о самаряныне
В эту Неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (евангелие на утрени – от Иоанна, зачало 63-е).
Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его.
Вознесение Господне
Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1,1-12; Мк. 16,12-19; Лк. 24, 50-52). Этот праздник всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.
Троицкая родительская суббота
На богослужении Троицкой родительской субботы поминаются все «от века усопшие» православные христиане, «отцы и братия наша».
Последование службы такое же, как и в субботу Мясопустную (см. выше). Различие состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в Мясопустную субботу – песнопения Октоиха рядового гласа.[207]
Пятидесятница
В день святой Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2,1-4).
Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Предпразднства этот праздник не имеет.
Неделя 2-я по Пятидесятнице – Всех святых, в земле российстей просиявших
Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, т.е. после недели Всех святых.
Служба совершается по особой книге: «Служба всем святым, в земли Российской просиявшим», изданной при Патриархе Тихоне в 1918 году и переизданной в 1946 году.
– Конец работы –
Используемые теги: литургика, наука0.046
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛИТУРГИКА КАК НАУКА
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов