рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Великая суббота

Великая суббота - раздел Религия, ЛИТУРГИКА КАК НАУКА В Этот День Церковь Воспоминает Погребение Господа Иисуса Христа, Пребывание ...

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем, предуказывается и славное Воскресение Христово.

Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня – Святой Пасхи:

«Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душою яко яог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный».

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней.

Утреня Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, Великой ектеньи и «Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: «Благообразный Иосиф...», на «Славу» – «Егда снизшел еси и смерти...» и на «И ныне» – «Мироносицам женам...». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются «непорочны», т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха – краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

«...Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение».[164]

«Непорочны» с «похвалами» разделяются на 3 статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектеньей и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...» и совершается каждение всего храма.

После малой ектеньи читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: «Волною морскою», представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды.[165] Припев к тропарям канона: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники – только в фелонь и епитрахиль.

По 8-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати», хор продолжает: «зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

После канона и ектеньи поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех (на «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево..»). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного «Святый Боже...» совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении «Святый Боже...», чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемый другими священниками.

После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом». Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор поет один раз тропарь: «Благообразный Иосиф...». В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и вокруг нее совершается каждение (трижды).[166]

Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекииля (37, 1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию, затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринфянам, зачало 183 – о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зачало 113 – о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

Далее произносятся сугубая и просительная ектенья. Диакон «Премудрость» и бывает особый отпуст – тот же, что на великих часах и на Великой вечерни в Великую Пятницу.

После отпуста – целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа – малый: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» (См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, стр. 271 об.).

Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе «поскору», без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: «Христос, истинный Бог наш...». После изобразительных совершается литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней.[167] Она начинается возгласом: «Благословено Царство...». По Уставу, литургия начинается поздно, «о часе 10-м.дне» (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества – Христова Воскресения.

На вечерни, после глубокосодержательных стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения «Свете тихий», диакон сразу произносит: «Премудрость» (а прокимна не бывает) и читаются 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви.[168] По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев: «Славно бо прославися», а чтец читает стихи этой песни.

По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.

После паремии следует малая ектенья, возглас: «Яко свят еси...» Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся...» – в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой, Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зачало 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо «Аллилуиа» поются стихи 81-го псалма с припевом:

«Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех».

Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые – в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангелии (Мф., зачало 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия святителя Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: «Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувим и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Вместо «Достойно есть...» – ирмос 9-й песни канона; «Не рыдай Мене, Мати...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина[169] – в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина, укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛИТУРГИКА КАК НАУКА

На сайте allrefs.net читайте: "ЛИТУРГИКА КАК НАУКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Великая суббота

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие, предмет изучения, задача литургики
Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с гр

Двунадесятые праздники. Общее понятие о них
Церковные службы годовые, т.е. совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы святая Церковь воспоминает

Другие праздники, чтимые Святой Церковью
1. Преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября/8 октября). 2. Апостола Иоанна Богослова (8/21 мая и 26 сентября/9 октября). 3. Собор Архистратига Михаила (8/21 ноябр

Двунадесятые неподвижные господские и богородичные праздники. Их отличия и особенности
Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвя-щается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях).

Праздники в честь Пресвятой Богородицы
  Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Eй особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками

Особенности всенощного бдения праздника
Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...» На «Господи, воззвах» 8 стихир, глас 6-й. «Слава, и ныне» – стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня.

Служба Рождества Божией Матери в воскресенье
Малая вечерня. На «Господи, воззвах» стихиры на 4. «Слава, и ныне» – праздника. На стиховне стихира воскресная одна и праздника стиховна Великой вечерни с припевами праздника,

Отдание праздника в седмичный день
Вся служба совершается только празднику. Стихиры на «Господи, воззвах» – на 6, «Слава, и ныне» – праздника, но если отдание будет в пятницу, то «Слава» – стихира праздника, «И ныне» – догматик глас

Отдание праздника в воскресный день
Начало – обычное, воскресное. Стихиры на «Господи, воззвах»: воскресных – 4 и праздника (которые пелись на самый праздник) – 6. «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен текущего гласа – (догмати

История праздника
  О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях. О введении Пресвятой Девы во храм по достижении Ею трехлетнего воз

Особенности богослужения праздника
Великая вечерня. «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» – стихиры на 8. «Слава, и ныне» – стихира праздника. Затем – прокимен дня и читаются три паремии. В первой паремия (Исх.

Служба праздника в воскресенье
На малой вечерни. На «Господи, воззвах» – стихиры воскресные, глас 4-й, «Слава, и ныне» – праздника. На стиховне – стихира воскресная (одна), также праздника стиховна Великой вечерни со стихами, «С

Порядок служения в седмичный день в отдание праздника
После 9-го часа вечерня начинается обычным порядком. На «Господи, воззвах» – стихиры праздника 3, петые на самый праздник, и святого Климента – 3. «Слава, и ныне» – праздника. Входа и паремий нет.

Отдание праздника со службой святому, имеющему бдение, или храмовому
На малой вечерни: на «Господи, воззвах» – стихиры святого, «Слава» – святого, «И иже» – праздника. На стиховне – стихиры святого, стиховные праздника Великой вечерни со своими стихами, «Слава» – св

История праздника
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1,26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наиме

Предпразднство и попразднство праздника
Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет попразднства; а если выпадает на Неделю Ваий или Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празд

Практическое отправление службы праздника
Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (а среду и пятницу) или же без

История праздника
Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе – с V века при папе Геласии (494 г.). В 543 году при императоре Юстиниане, по откровению одному угоднику Божию, установлено пра

Особенности богослужения
Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не господским, а богородичным праздникам. Поэтому, если он выпадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяе

История праздника
Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновал

Особенности богослужения
Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским,

Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении
В некоторых местах, в виде особого чествования праздника Успения совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом

Погребение Божией Матери в современной церковной практике
Погребение в храме Московской духовной академии, по благословению Святейшего Патриарха, совершается в тот же день вечером, но по Уставу положено на третий день. Богослужение начинается с бдения. Вн

Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погребения Божией Матери в храме Московской духовной академии
На «Господи, воззвах» – 3 стихиры воскресные, одна – анатолиева и 6 стихир праздника Успения (из Иерусалимского последования). «Слава» – стихира праздника, «И ныне» – догматик гласа. Прокимен «Госп

История праздника
Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в восточных и западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под име

Подготовительный период к празднику Рождества Христова
1. Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Хри

Предпразднство Рождества Христова
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства (20-24 декабря) и шесть дней попразднства. Отдание праздника совершается 31 декабря. Отличаясь такой продолжительностью, предпраз

Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особеннсти
Канун праздника, 24 декабря, называется еще навечерием праздника. Обычай совершать навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний и это видно из того, что уже в IV веке

Практический порядок отправления великих часов
Священник облачается в фелонь и надевает поручи для изнесения святого Евангелия, диакон одевает стихарь. Заранее поставляется аналой посреди церкви, напротив царских врат. Священник в пред

Уставная особенность Рождественской вечерни, совершаемой в навечерие праздника
Накануне (в навечерие) праздника Рождества Христова рождественская вечерня совершается днем отдельно от утрени праздника для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели

Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией святителя Василия Великого
Если сочельник выпадает на седмичный день, кроме субботы, и воскресенья, то в сочельник читаются великие часы, после которых идут изобразительные (Символ веры и псалом 33-й не читаются) и отпуст. З

Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией святителя Иоанна Златоуста
Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то царские часы в таком случае переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает. В сочельник в обычное время совершаются часы и ли

Чин «Славления» Христа в навечерие Рождества Христова
После отпуста вечерни или литургии, на середину храма выносится свеча. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» – громко и торжественно – тропарь и кондак праздника. После

Великое повечерие
Великое повечерие состоит из трех частей. Каждая часть его заключается молитвой. Разделяются между собой части повечерия воззванием к молящимся: «Приидите, поклонимся...». Первая часть Вел

Литургия на Рождество Христово
Антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем...» и прочее. Входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседеко

Попразднство и отдание праздника
Попразднство бывает 6 дней, и отдание совершается 31 декабря. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника, а на

Суббота и Неделя по Рождестве Христовом
В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены: прокимен: «Помяну имя Твое во всяком...», стих: «Слыши дщи...», особые Апостол (Тим. Зачало 288) и Евангелие (Мф., зачало 46). Причастен: «Чаш

История праздника
Как было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостоль

Навечерие Богоявления
Канун праздника, 5/18 января, называется навечерием Богоявления и еще сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходна со службой праздника Рождества

Особенности богослужения в навечерие праздника
Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, вечерни с литургией святителя Василия Великого, и после литургии, точнее,

Великие часы
Схема построения великих часов и изобразительных и порядок их отправления те же, что и в навечерие Рождества Христова (см. выше о празднике Рождества Христова). На 1-м часе оставляется 5-й

Сочельник: Вечерня и ее особенность
Вечерня: в навечерие праздника Богоявления совершается подобно вечерне, которая бывает в навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паремий, Апостола, Евангелия и проч. (см. чин Рождес

Великое освящение воды
Воспоминание Иорданского события Церковь усугубляет особым обрядом великого освящения воды. В навечерие праздника вода освящается сразу после заамвонной молитвы, если соверш

Последование великого освящения воды
Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник одно и тоже; в некоторых частях оно имеет сходство с последованием малого освящения воды и состоит в воспоминании пророч

Великая агиасма
Богоявленская вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви Великой агиасмой – великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На

Всенощное бдение праздника Богоявления
Всенощное бдение на праздник Крещения, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и праздник Рождества Христова, Великим повечерием, потому что в этот день вечерня совершается прежде,

Литургия на Богоявление
В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, служится литургия святителя Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления выпадает нао вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Ли

Попразднство и отдание праздника
Попразднство Богоявления длится 8 дней, и отдание совершается 14 января. Во все дни попразднства наряду со стихирами и каноном святому Минеи поются стихиры праздника, и первым читается канон праздн

Суббота и неделя по Просвещении
Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и неделей по Просвещении. В эти дни читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику (см. Типикон,

История праздника
Праздник Преображения существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения святого Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его до

Особенности всенощного бдения
На Великой вечерни поется прокимен дня или Великий прокимен. Великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли...» поется на Великой вечерни, т.е. в пятницу вечером, в том случае, если праздник совпад

Чин освящения плодов
После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», а священник читает молитву на освящение винограда: «Благослови, Господи..

История праздника
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется

Предпразднство и попразднство
Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства, 13/26 сентября, и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября

Особенности богослужения праздника
Перед началом малой вечерни или перед началом всенощного бдения, если не служится малая вечерня, иерей износит Честный Крест из сосудохранилища, полагает его на жертвеннике и украшает венком из жив

Вынос креста
Во время великого славословия священник в полном облачении совершает с диаконом каждение (триады) вокруг святого престола, на котором лежит святой Крест. По окончании великого славословия

Чин Воздвижения Креста
Этот чин совершается в соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея. После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения, настоятель совершает три земных

Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Устава
Устав чтения кафизм и пения непорочных и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительны 2 периода – летний и зимний, разделяющиеся между собой праздником Воздвижения. По Уставу поло

Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды
Примечание.Полиелей – «Хвалите имя Господне...» поется в седмичные и воскресные дни как в летний, так и зимний период Устава, если в эти дни случаются господские, богородичн

Древность поста и его значение
Пост Cвятой Четыредесятницы называется Великим по особой важности его значения. Древние христианские писатели единогласно свидетельствовали, что пост Святой Четыред

Понятие о Триоди Постной
Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с Недели Мытаря и Фарисея и кончая Великой Субботой), т.е. периода, составляющего в общей сложности 70 дней, помещены в богосл

Подготовительные недели Великого поста
Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные недели, а именно: 1. о Мытаре и Фарисее (без седмицы), 2. о блудном сыне (с седмицей), 3. мясопустная, 4. сыро

Общее понятие о подготовительных неделях
Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в

Уставные особенности служб Недели о Мытаре и Фарисее
Начиная с Недели о Мытаре и Фарисее и во все последующие подготовительные недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени, начиная с

Седмица и неделя о блудном сыне
В эту неделю евангельской притчей (Лука 15,11,32), от которой получила свое название и сама неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искрен

Особенность богослужения в эту неделю
1) На утрени в неделю о блудном сыне и затем в недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136-

Седмица и неделя мясопустные
Седмица после недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее неделя (воскресенье) называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушения мяса. Само воскресенье назыв

Особенности службы мясопустной субботы
1) На вечерни вместо прокимна поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами, глас 8-й. 1. «Блажени, яже избрал и приял еси Господи». 2 стих: «Память их в род и род». 3 стих: «Души их во благих водворятс

Седмица и неделя сыропустные
Последняя подготовительная к Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии масляной, масляницей – от употребления в эту

Уставные особенности сырной седмицы
1. В песнопениях всей этой седмицы святая Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. 2. Во все дни сырной седмиц

Вечерня
Вечерня (после часов в среду и пятницу) совершается обычная, вседневная, но со следующими особенностями: 1. после «Свете тихий» поется прокимен, читается паремия и затем – второй прокимен;

Общее понятие о Великопостном богослужении
В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения – полной литургии в седмичные дни Вел

Вечерня сыропустной недели
Святая Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни сыропустной недели (воскресенья). Сыропустное воскресенье называется еще Прощеным воскресеньем. Вечеро

Чин прощения
После отпуста вечерни (в сыропустное воскресенье) совершается чин, или обряд прощения[86]. На аналоях перед солеей, с правой стороны, кладутся иконы Спасителя и Божией Матер

Общий порядок великопостных церковных служб и их особенности
В дни Четыредесятницы совершаются следующиее основные виды служб: 1. Великое повечерие. 2. Утреня. 3. Часы с чином изобразительных. 4. Вечерня. 5. Литур

Великопостная утреня
1. Начало утрени – до шестопсалмия включительно – такое же, как и вседневной утрени. 2. Вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» (3) по гласу Октоиха и Троичные тропари гласа, причем к перво

Порядок пения канона
Песнь 1-я. По Следованной Псалтири или Ирмологию поются или читаются стихи от «Господеви поем...» до «Огустеша...» включительно (условная цифра 14), затем поется ирмос канона Минеи[99]. Отсюда к ст

Общие особенности Великопостных часов
1. Великопостные часы совершаются в среду и пятницу сырной седмицы (если эти дни не совпадут о праздником Сретения Господня или храмовым праздником). В понедельник, вторник, среду, четверг и пятниц

Порядок чтения Великопостных часов
1-й час читается непосредственно за произнесением священником в конце утрени молитвы святого Ефрема Сирина. Чтец: «Приидите, поклонимся...» (3) и обычные псалмы: 5-й, 89-й, 100-й, затем чт

Й, 6-й и 9-й часы
Служба 3-го часа начинается как обычно: по возгласе священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает: «Аминь». Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и прочее. Часы же 6-й и 9-й начинаются чтен

Изобразительны
После 9-го часа (отверзается завеса от царских врат) хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас. Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и прочие стихи «Блаженных», с припевом в конце: «Помяни нас,

Вечерня
Вседневная вечерня, отправляемая в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы, не имеет начального возгласа. После изобразительных и молитвы святого Ефрема Сирина чтец читает: «

Литургия Преждеосвященных Даров
Под именем литургии Преждеосвященных Даров понимается литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествующей полной литургии и сохраняющ

Происхождение литургии Преждеосвященных Даров
Начало литургии Преждеосвященных даров восходит к первым векам христианства. Святой Симеон Солунский говорит: «Преждеосвященная литургия произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Кер

Освящение Святых Даров для литургии Преждеосвященных Даров
Святые Дары для литургии Преждеосвященных Даров заготавливаются в воскресенье, когда совершается полная литургия. На проскомидии священник произносит над первым Агнцем все проскомидийные действия,

Чин литургии Преждеосвященных Даров
Литургия Преждеосвященных Даров всегда предваряется чтением часов, изобразительных и вечерней, с которой непосредственно соединяется, и состоит из священнодействий и молитв: 1) вечерних, т

Первая седмица и неделя (воскресенье) Великого Поста
С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон святого Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, при

Вторая седмица и неделя (воскресенье) Великого поста
В субботу второй седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й[137] седмиц поста совершается заупокойная служба. Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной силой р

Третья седмица и неделя (воскесенье) Великого поста
Третье воскесенье Великого поста называется крестопоклонной: в службе этой недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью б

Четвертая седмица и неделя (воскресенье) Великого поста
В богослужении этой недели (воскресенья) Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века – преподобного Иоанна Лествичника (память 30 март

Пятая седмица и неделя (воскресенье) Великого поста
Пятая седмица и неделя Великого поста характерны тем, что в четверг на этой неделе на утрени прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частя

Богослужебные особенности чтения Великого канона
По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двухпсалмия. После шестопсалмия и Великой ектеньи бывает «Аллилуиа» и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, «Слав

Уставные особенности богослужения в субботу Ваий
Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. «Бог Господь», тропарь «Общее воскресение». На утрени стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тр

Вход Господень во Иерусалим
Об этом событии сказано у всех четырех Евангелистов (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лука 19,29-44; Иоанн 12,12-19). Этот праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), или Цветон

Уставные особенности богослужения
В Неделю Ваий – на вечерни и на утрени – поются два тропаря: первый – «Общее воскресение...» (дважды) и второй – «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскрес

Великий понедельник
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христ

Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы
В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы. В Неделю Ваий (воскресенье), вечером, служба начинае

Великий четверг
В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство святой Евхаристии; о

Особенности богослужения
Накануне (в Среду вечером) совершается малое повечерие с трипеснцем святого Андрея Критского. На утрени, после «Аллилуиа» и стихов обычных постовых поется (трижды) особым напевом тропарь:

Богослужения Великой пятницы
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая повечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста

ПАСХА. Светлое Христово Воскресение
Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит в своем слове и святой Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и

История праздника
Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обо

Особенности пасхального богослужения
Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. С вечера в храме читаются Деяния Апостолов, составляющие непреложные свидет

Полунощница
Эта служба относится еще к Постной Триоди. Она начинается за час или полчаса до пасхальной утрени. Перед этим священнослужители совершают входные молитвы и облачаются в полное облачение. Н

Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди
Пасхальная утреня предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.[173] Перед на

Пасхальные часы
Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. На Светлой седмице 1-й час поется после утрени, 3-й и 6-й часы – перед литургией и 9-й час – перед вечерней. 1-й час во вс

Литургия
Литургия в день Святой Пасхи бывает «порану», «труда ради бденнаго». Начало литургии[188] – такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: «Благослови, владыко». Священник: «Благослов

Чин освящения артоса
В конце литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение артоса (в переводе с греческого означает «хлеб»). Артосом называется большая просфора с изобра

Великая вечерня в первый день Пасхи
Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается по все священнические одежды.[196] По окончани

Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице
Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора (66-е правило) повелевают верующим в течение все

Уставные особенности в Неделю Антипасхи
Богослужение посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вс

Особенности служб от Фоминой недели до отдания Пасхи
В состав воскресных богослужений от недели Фоминой до Пятидесятницы входят следующие песнопения: 1) пасхальные; 2) воскресные (по гласу недели); 3) Цветной Триоди.

Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его
Всего недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь. 1-я неделя – Пасхальная; 2-я – Фомина; 3-я – святых жен-мироносиц; 4-я – о расслабленном;

Четвертая неделя – о расслабленном
В эту неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. В среду 4-й седмицы празднуется

Шестая неделя – о слепом
В эту неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновления храма (Мф., зачало 67-е). Отдание

История праздника
Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, глава 18). Особенно важны в этом отно

Особенности богослужения
Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает

Неделя седьмая по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора
В эту неделю Святая Церковь празднует память 318-ти отцев I Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года. Собор, как говорится в Синакс

История праздника
Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,1

Уставные особенности богослужения
На Великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: «Царю Небесный...» (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на «И ныне). По «Ныне отпущаеши

Неделя 1-я по Пятидесятнице – Всех святых
В песнопениях Недели Всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых. Неделей (воскресеньем) Всех святых оканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное

Петров пост
С понедельника после недели (воскресенья) Всех святых начинается Петров пост, установленный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, память которых празднуется 29 июн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги