Существо молитвы

Существо молитвы в умном предстоянии Господу со взыванием к Нему в чувстве ли благодарения, или славословия, или прошения, или сокрушения, или страха, или упования, или другого какого чувства, к Господу относящегося. Так что коль скоро нет какого-либо к Господу чувства, то и молитва не в молитву. Когда кто в чувстве, то ему некогда обращать внимания на внешнее положение как всего тела, так и разных частей его - губ, языка, пальцев. В сердце надо стоять вниманием, но не пред сердцем, а пред Богом. Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет.

Вы много поклонов кладете. Это хорошо, но старайтесь, чтоб при этом было и внимание к Господу, и чувство. Самое приличное нам чувство есть сокрушение: "Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". Это бывает от страха Божия, а страх Божий оживает от памяти о смерти и о Суде Божием. Всякий раз, как приступаете к молитве, восстановляйте в себе страх Божий и сокрушение, и затем молитесь, не давая ослабеть сим чувствам. Удобнее всего быть в страхе Божием и сокрушении в церкви. Позаботьтесь с сими чувствами всегда быть в церкви. А потом и дома будете в них... И благо вам! (Вып. 5, пис. 899, стр. 169)

17. Плод молитвы. В чем он состоитМонах обители П. хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святые. Плод молитвы главный - не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать. (Вып. 5, пис. 902, стр. 175)