рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ - раздел Религия, Московская Духовная Семинария ...

Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ

 

 

Учебное пособие

для студентов 3 курса

 

 

Сергиев Посад

СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие о науке «Практическое руководство для пастырей»………………...3

История науки…………………………………………………………………….3

Место науки среди богословских наук………………………………………….4

Источники практического руководства для пастырей…………………………5

Богоучрежденность пастырского служения…………………………………….7

Христос – идеал пастырей. Личный пример его в борьбе с искушениями…...8

Призвание апостолов……………………………………………………………11

О высоте пастырского служения……………………………………………….13

Притча о добром пастыре………………………………………………………15

Грозное обличение Спасителем книжников и фарисеев……………………..18

Первосвященническая молитва Иисуса Христа………………………………20

Пастырство в апостольские времена…………………………………………...21

Наставление апостола Петра пастырям (Петр. 5,1-4)…………………………23

Речь апостола Павла к ефесским пастырям (Деян. 20,16-35)………………...24

Учение апостола Павла о нравственных качествах священнослужителей….25

Пастырство по учению святых отцов Церкви………………………………....31

Святитель Амвросий Медиоланский.

Об Обязанностях Пастыря Церкви» (De offciis cliricorum)…………………32

Святитель Иоанн Златоуст. «Шесть слов о священстве»…………………......35

Святитель Григорий Двоеслов «Правило пастырское»…………………........37

Необходимость образования для пастырского служения…………………….39

Ответственность пастырского служения………………………………………43

Учительская деятельность священника………………………………………..45

Служение священника как настоятеля храма.

Попечение о храме и его благолепии……………………………………….....46

Взаимоотношения настоятеля с членами причта……………………………..48

 

 


Понятие о науке

  Понятие о науке «Практическое руководство для пастырей» вытекает из содержания… Такое назначение может быть достигнуто пастырством двумя путями:

История науки

Наука «Практическое руководство для пастырей» довольно молода. Появление её вызвал Устав духовной школы 1867 года. Наука эта была создана путем… В результате «Практическое руководство для пастырей» должно изложить учение о… Руководства:

Место науки среди богословских наук

Обилие, многообразие, важность, неясность, спорность и трудность вопросов, разрешаемых нашей наукой, определяют ее осо­бенное место среди… Преподаваемые в семинариях богословские предметы отли­чаются преимущественно…

Источники практического руководства для пастырей

Наука «Практическое руководство для пастырей» ставит перед собой задачу представить будущим пастырям необходимый круг знаний относительно как… Указанной задачей определяется и состав источников на­шей науки. Прежде всего пастырь должен иметь своим идеалом Самого Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа, Который…

Богоучрежденность пастырского служения

По учению Библии, всякое служение на земле определяется волей Божией. Об этом ясно говорит апостол Павел в своем пос­лании к Евреям: «Никтоже сам… Ещё в Ветхом Завете, по непосредственному повелению Божию отделено было колено… Когда же, по усмотрению Божию, сень законная прошла, тогда необходимо должно было упраздниться и ветхозаветное…

Христос - идеал пастырей.

Личный пример его в борьбе с искушениями

 

Одним из мест Священного Писания, содержащим в себе указание на нравственные достоинства и обязанности пастыря, может служить евангельское повествование об искушении Господа нашего Иисуса Христа в пустыне Иорданской (Мф. 4,1-11; Мк. 1, 12-13; Луки 4,1-13).

Из этого повествования следует, что всякий, желающий быть пастырем Церкви Христовой, должен готовиться к делу служе­ния спасения людей по примеру Божественного Пастыреначальника, через отвержение от себя всех предметов искушения.

Господь наш Иисус Христос, будучи истинным Богом, вместе с тем был и истинным Человеком. Как Бог, Он повелевал стихиями природы, воскрешал мертвых и Сам воскрес в третий день после смерти. Как человек, подобный нам, хотя и чуждый нашей гре­ховности, Он жаждал, алкал, утруждался и плакал. Вообще, под­вергался всем тем условиям нашего земного бытия, которые вы­текают частью из человеческой природы, а частью – из тех пос­ледствий, какие произвел в мире грех первых наших прародите­лей. Человеку, состоящему из тела и души, присущи особые по­требности для каждой из этих двух сторон его природы.

Телес­ные потребности побуждают человека к пище, питью и другим сред­ствам удовлетворения. Духовные же его стремления, духовные требования его природы для своего удовлетворения нуждаются в духовных средствах, каковыми служат возвышение ограниченного человеческого духа к бесконечному, чистейшему Духу, общение с Ним, теснейшее единение со своим Первообразом — Богом.

Но, обладая свободой, человек может в удовлетворении своих потребностей поступать согласно с требованиями своей природы, а может и не сообразовываться с ней. В особенности возможность подобного противления законным требованиям своей природы усилилась в человеке с тех пор, как грех прародителей произвел порчу и некоторого рода извращение в самой его природе.

Со времени грехопадения потребности человеческой приро­ды в своем удовлетворении все более и более начинают отступать от своей нормы. Диавол, искуситель наших прародителей, успев­ший совратить их волю с должного пути при их ещё первобытном, непорочном состоянии, над поврежденными грехом потомками их стал иметь почти полную власть.

Как телесные, так и духовные потребности своей природы после грехопадения человек удовлетворял большей частью так, как угодно было сатане, чем как требовала его природа или как бы желала его воля.

Для избавления человека от власти сатаны является на землю Сам Господь в человеческом образе. Конечно, Своею Бо­жественною, всемогущею силою Он мог одним словом разрушить все дела диавола и его власть над человеком. Но, чтобы это дело освобождения было не без участия воли и самого человека, Господь наш Иисус Христос не только победил диавола Своею властью и своим подвигом, но вместе с тем указал своим приме­ром для всех Своих последователей средства для борьбы и победы над ним, предоставив пользование этими средствами свободе каждого.

В особенности ясно указаны Им средства для борьбы с са­таною во время искушения в пустыне. Так как сатана главным образом владел человеком при посредстве его плоти, испорчен­ной грехом, извращая плотские потребности его, также через ложную славу мира его, зараженного грехом, и блага его, то и Господь допустил искусителю подвергнуть Себя испытанию с этих же трех сторон.

Когда после сорокадневного поста в пустыне Иисус Хрис­тос почувствовал голод, диавол приступил к Нему со своими искушениями. Злой дух хотел сначала своими злобными советами усилить тяготение духа Христова к плоти, в которой от продол­жительного поста чувствовалось истощение сил, до исключительной заботы о ней, — так, чтобы Христос, не терпя больше голо­да, решился бы воспользозаться чудом для Своего насыщения. «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4,3).

Это первое искушение Иисус Христос отражает словами Писания, взятыми из Второзакония (8,3), где Моисей призывал народ Израильский к исполнению заповедей, напоминает ему чу­десное странствование по пустыне: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет че­ловек, но всяком словом, исходящем из уст Господа, живет человек».

Иисус Христос приведением этого места хотел сказать: человек при недостатке обыкновенных средств к прокормлению себя может оставаться в живых сверхъестественным образом, посредством творческого Слова Божия, так что, следовательно, нет нужды превращать камни в хлеб и не должно для насыщения пользоваться чудом, являя чрез это нетерпение и недостаток преданности воли Божией.

Для второго искушения диавол зовет Иисуса Христа на кровлю храма — на крылообразную крышу одного из притворов или галереи, окружавших храм Иерусалимский, из которых неко­торые находились над такою пропастью, что кружилась голова, если смотреть с высоты их вниз.

Пользуясь тем, что Господь выразил в первом искушении полную преданность воле Божией, диавол, ссылаясь на слова псалмопевца (Пс. 90, 11-12), где речь идёт о покрове Божием над благочестивыми вообще, говорит, что если и относительно обыкновенных людей, которые имеют Господа своим упованием и прибежищем, высказано такое обетование, что ангелы сохранят их, если бы они падали с высоты, то тем более это имеет силу относительно Сына Божия.

1. Слово, исходящее из уст Господа, нужно понимать в смысле творческого Слова Божия, которым все вызвано к бытию и которым все сохраняется.

Итак, бросься с кровли храма, и Ты решительным образом докажешь, что Ты действительно Сын Божий, и весь Иерусалим уверует в тебя.

Коварная хитрость сатаны состояла здесь в том, что он образное выражение псалма: «на руках возьмут Тя» и т.д., по­буждает Христа испытать на Себе в собственном и буквальном смысле.

Если бы Иисус Христос провел опыт, исполнятся ли над Ним слова в собственном смысле, то этим Он, с одной стороны, показал бы сомнение в Себе, как Сыне Божием, а с другой — честолюбие.

Послушаться совета сатаны и сделать это, что предлагал он, значило бы безрассудно подвергать жизнь Свою опасности только для того, чтобы вынудить от Бога чудо, как испытать Его: сотворит ли Он чудо? Поэтому Иисус Христос отвечает сло­вами Второзакония (6,16): «Не искушайте Господа Бога вашего, как вы искушали Его в Массе». Эти слова первоначально были сказаны евреям по поводу их ро­пота в пустыне, когда у них не стало воды. В ропоте их заклю­чалось сомнение в силе Божией и благом Его попечении, кото­рое вместо с тем служило как бы вызовом Богу — показать, что Он не хочет помочь им. Такой дерзкий вызов Бога Священное Писание называет искушением Бога; и в таком искушении Бога был бы ви­новен и Иисус Христос, если бы Он, как предлагал Ему сатана, самовольно и только для того, чтобы видеть, может ли и хочет ли Бог помочь Ему, бросился с крыши крыла церковного.

В предыдущих искушениях диавол мог представлять себя человеческим собеседником, доселе сатана все еще притворял­ся в своих искушениях, показывая вид, что ради Иисуса Христа делает Ему предложение — обратить камни в хлебы и низвергнуть­ся с храма, чтобы и Он Сам и люди могли убедиться в Его Бо­жественном достоинстве: «Еще Сын еси Божий», в третьем же ис­кушении он прямо выступает как диавол, обнаруживая свою цель совершенно уклонить Иисуса Христа от Бога. До этого диавол не получил ещё полной уверенности, действительно ли Иисус Христос есть Сын Божий. Теперь он предлагает решительное ис­пытание. Ложно приписывая себе полное владычество над всем – громадные пространства которого он показывает Господу с вы­сокой горы, — диавол, с целью устрашить Искупителя, говорит Ему, что никакие Его усилия не могут освободить из под его диавольской власти мира, если он добровольно не отдаст Ему. Он предлагает Христу, — вместо того, чтобы совершить продол­жительный и трудный путь искупительного служения, на который намерен вступить Господь, — купить у него власть над миром самою легкою ценою: выражением покорности перед ним, князем, мира сего, — поклонением ему.

Более дерзкого слова уже невозможно было услышать и от сатаны, и Господь властно отгоняет от Себя его, ссылаясь при этом на слова закона: «Господа, Бога твоего бойся, и Ему одному служи» (Втор. 6,13). Господь Иисус Христос дает сатане понять, что Он должен и намерен для искупления людей идти путем, предуказанным Ему Богом, Которому одному должно поклоняться и служить.

Своим подвигом в отражении искушения сатаны, Иисус Хрис­тос всем Своим последователям, а в особенности продолжателям Его служения роду человеческому, пастырям Церкви, показал, что для борьбы с искусителем единственными средствами служат Слово Божие, покорность, всецелая преданность в волю Божию и теснейшее единение с Господом.

Только тот может отразить от себя и от других все мно­гообразные обольщения диавола, кто приучился всегда сообразо­вывать свои действия с Божественным откровением и, кроме воли Божией и единения со Своим Создателем, ни в чем другом не по­лагать своего счастья и блага.

В истории Церкви Христовой мы видим, что действительно, только те пастыри избавлялись, не увлекались многовидными советами диавола, а также успешно боролись с его кознями над стадом Христовым, которые еще до своего вступления в священный сан показывали себя доблестными подвижниками и непобедимыми от сатаны воинами Христовыми.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, знаменитейшие столпы Вселенской Церкви, до вступле­ния своего на пастырское служение не только славились своею ученостью и своим красноречием, но вместе с тем известны были и своей опытностью в духовной брани со вратами человеческого спасения. Владея в совершенстве Словом Божиим, этим, по сло­вам апостола Павла (Еф. 2,17), духовным мечом для отражения сатаны, они при этом были такими мужами, которые умерли для всех плотских страстей, этих помощников сатаны, жили уже ду­хом, — отложив всякое попечение о мирских благах, помышляя только о благах духовных, внутренних.

Призвание апостолов

Первых благовестников совершившегося искупления человеческого рода, Богочеловек воззвал из Иудейской области Галилей, от рыбарских мреж. По слову… Эти первозванные были людьми простыми, неучеными; но Гос­подь открыл им тайны… По совершении же Своего земного служения Господь тор­жественно поручил Своим апостолам послужить всюду верными…

Матфей 10, 2-4

Симон, Петр и Андрей, Иаков и Иоанн Заведевы, Филипп, Варфоломей, Фо­ма и Матфей мы­тарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фадеем, Симон Кананит и Иуда Искариот.

Марк 1, 26-20

  2, 14 – Левий Алфеев  

О высоте пастырского служения

«Вы – соль земли; Вы – свет мира» (Мф. 5,13-16). Вот то нравственное достоинство, какого требует от своих пре­емников Сам Спаситель. Иисус Христос… Называя их градом, стоящим наверху горы, Спаситель дает разуметь, что жизнь и…

Наставление Иисуса Христа апостолам

При отправлении их на проповедь

(Мф. 10,1-42; 28, 18-20, Мк. 6,7-11; 16,16-18; Лк. 9,1-5; 10,1-11)   Наставления эти касались круга действий, проповеди, от­ношения к поучаемым и поведения апостолов. Иисус Христос,…

Грозное обличение

  «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Это образное выражение… Образ взят из восхождения их на синагогальные кафедры. Книжничество и фарисейство — суть термины, которыми рельефно…

Характеристика

«Хранилища» — это ящички с листами из пергамента, на которых писались слова Закона Моисея. Они прикреплялись к го­ловной повязке на лбу, и на левой… «Воскрилия риз» — это четыре кисточки, пришивавшиеся к краям верхней одежды, и… Таким образом, обличается лицемерное благочестие и тщеславие. «Горе» возвещается за грехи и пороки. Восемь раз властью…

Первосвященническая молитва Иисуса Христа

  Пред Своими страданиями Иисус Христос вознес к Небесному Отцу трогательную и… В первосвященнической молитве Иисус Христос молится сна­чала за Себя, потом за учеников. О Себе Он молится, чтобы Отец…

Пастырство в апостольские времена

Апостолы в самом обетовании Господа — быть с ними до окончания века, в Его повелении обойти весь мир с Евангель­скою проповедью видели указание на… Апостолы по вознесении Господа немедленно явили нача­ло преемст-венного… Когда предложенное Петром было принято всеми верующими, то они помолились, и как все апостолы были призваны на своё…

Учение апостола Павла о нравственных

  Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением испол­нять там пастырские… Мы будем иметь в виду именно эту главу послания к Ти­мофею. В этой главе апостол Павел учит, на какие нравственные…

Непорочность

По учению апостола Павла, пресвитер дол­жен быть непорочен, т.е. пользоваться хорошей ре­путацией, не иметь никакого пятна на своей чести, потому что это мешало бы успеху его деятельности.

Нравственное и телесное целомудрие

«Епископ должен быть одной жены муж». Несмотря на различные толкования, какие давали этому требованию апостола и на его, так ска­зать, специальный смысл, Христианская Церковь понимала это наставление так, что служители алтаря Господня должны быть свободны от всякого вида нецеломудрия.

 

Трезвенность

Внешняя благопристойность

С душевной благопристойностью пастырь Церкви должен соединять и внешнюю: он должен быть чуж­дым пустой чопорности и важничанья, равно как должен избегать грязной и неаккуратной внешности. Люди привыкли, прежде всего, обращать внимание на внешность, так как это легче всего под­дается наблюдению. Особенно внешнюю благопристойность священ­ник должен соблюдать, когда он бывает в обществе, будет ли это общество у него в доме, или он сам будет в чужом доме.

Страннолюбие

Так понимаемое страннолюбие и у современных пастырей может являться в форме гостеприимства. Обладая добрыми ка­чествами радушного хозяина и принимая… Конечно, слова апостола, пред­писывающие священнику страннолюбие, не тре­буют… Требуя затем, чтобы пастырь был «не бийца», апостол постановляет, что священником не может быть такой человек, который…

Пастырство по учению святых отцов Церкви

В первые три века юная Церковь Христова находилась в стесненных обстоятельствах, при которых ей трудно было рег­ламентировать со всей подробностью… Мысль о взаимном мире и единении между епископом, пас­тырями и пасомыми, а… Святитель Поликарп, епископ Смирнский (§ 167 г.) требует, чтобы и пресвитеры были «благосердны, милостивы ко всем,…

Святитель Амвросий Медиоланский

  Книга «Об обязанностях пастырей» святителя Амвросия заключает в себе подробные… Амвросий взят был почти насильно с блиста­тельного поприща гражданской службы на епископскую кафедру Медиоланской…

Святитель Иоанн Златоуст

  Святитель Иоанн Златоуст, состоя в звании диакона в Антиохии (380-386) и желая… «Священство, — говорит он, — совершается на земле, но принадлежит к порядку небесных учреждения, и — весьма…

Необходимость образования для пастырского служения

От пастыря требуется, чтобы он был «учителем», т.е. способный назидать других... да силен будет и утешати во здравом учении и противящиеся обличати»… а) научных; б) познания самого себя;

Ответственность пастырского служения

1. Трудное. 2. Ответственное. 1. Трудно оно по самой своей сущности. Мы видели, что это распинание себя пастве, принятие на себя страданий и грехов…

Учительская деятельность священника

Учительство составляет самую первую обязанность свя­щенника. Еще в Ветхом Завете Господь Бог угрожал тяжкой от­ветственностью за небрежение этой… Иисус Христос, посылая апостолов на служение, запове­дует им прежде всего… И апостолы смотрели на учительство как на главную свою обязанность: «Ибо, если я благовествую, — говорит ап. Павел, —…

Служение священника как настоятеля храма.

Попечение о храме и его благолепии

Православный христианский храм есть не только дом об­щественной молитвы (Лк. 19,45), но и место особенного при­сутствия Самого Бога, а также место… Храм, сообразно с высоким своим назначением, издавна выделялся из ряда всех… В церковь нельзя вносить ни мяса, ни молока, в алтарь же ничего, кроме вещества для евхаристии, свечей, масла и ладана…

Взаимоотношения настоятеля с членами причта

По церковным постановлениям отечественной Церкви при­ходской священник, будучи настоятелем храма, по отношению ко всем остальным членам причта…    

– Конец работы –

Используемые теги: Практическое, руководство, пастырей0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Практическое руководство Г.Г. Гончаренко, А.А. Сурков, А.Н. лысенко
Учреждение образования... Гомельский государственный университет... имени Франциска Скорины Г Г Гончаренко А А Сурков А Н лысенко...

Приобрести студентам основные навыки практической работы с клавиатурой ПК при выполнении практических работ в Microsoft Office
Современные сервисные пакеты прикладных программ ППП Microsoft Office... Такое положение привело к мысли разработать и составить практическое руководство в котором процесс освоения...

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ по дисциплине Финансы организаций Тема и варианты практического задания разработаны в соответствии с учебным материалом дисциплины. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ по дисциплине Финансы организаций... ВВЕДЕНИЕ Тема и варианты практического задания разработаны в соответствии с учебным материалом дисциплины Учебные цели и задачи...

Пояснительная записка Перечень практических работ Практические работы Действия с рациональными числами
Практическая работа Действия с рациональными числами Место проведения учебная аудитория... Практическая работа Решение рациональных... Практическая работа Решение рациональных уравнений неравенств систем уравнений и...

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по курсу Семейное право На семинарских и практических занятиях обсуждаются теоре­тические проблемы
по курсу Семейное право... для студентов дневного факультета... Участие студентов в семинарских и практических занятиях яв ляется обязательным Если студент посещает семинарские занятия и работает на них то он...

АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ
АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ...

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ"

Искусство словесной атаки: Практическое руководство
Искусство словесной атаки Практическое руководство... Содержание...

Составлено по лекциям профессора КДА Олесницкого и архимандрита Платона Игумнова Практическая деонтология Запада и православная этика
Составлено по лекциям профессора КДА Олесницкого и архимандрита Платона Игумнова... Билет... Введение в нравственное богословие Действия нравственные и безнравственные Нравственный закон Совесть...

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Определение класса опасности вредных веществ
Определение класса опасности вредных веществ... Практическое занятие предназначено для освоения теоретических знаний и получения навыков по определению класса опасности вредных веществ в...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам