рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Святитель Амвросий Медиоланский

Святитель Амвросий Медиоланский - раздел Религия, ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ «Об Обязанностях Пастыря Церкви» (De Offciis Cliricorum)...

«Об Обязанностях Пастыря Церкви» (De offciis cliricorum)

 

Книга «Об обязанностях пастырей» святителя Амвросия заключает в себе подробные наставления пресвитерам. Она, так сказать, исчерпывает во всей глубине и подробности характер и поведе­ние священников. Амвросий высказывает высокий взгляд на пастырское служение как на служение великое и святое и от­носится к этому делу весьма строго.

Амвросий взят был почти насильно с блиста­тельного поприща гражданской службы на епископскую кафедру Медиоланской церкви общим голосом народа. Став во главе пастырства, святитель слишком серьёзно посмотрел на свое епис­копское звание и в порыве апостольской ревности стал требо­вать от подведомственных ему пастырей чистоты и святости. Строгость взгляда Амвросия относилась не только к служению пастырей, но и к их поведению, поступкам и действиям. Рекомен­дуя скромность в словах и делах, Амвросий требовал от пастырей, чтобы они соблюдали её в своих телодвижениях. «В движении тела, говорит он, — выражается состояние души, и по внешним действи­ям необходимо заключать и о внутренних свойствах нашей природы. И мы, не видя души человека, об одних говорим, что они ветре­ны, о других — степенны; одних называем гордыми и надменными, других — смиренными и кроткими; в одних подозревая хитрость и лукавство, в других усматриваем искренность и чистосердечие. Словом, говорим о людях единственно на основании их внешних приемов, телодвижений и проч.» «Помните, дети мои, — говорит Амвросий, — как я одного приятеля нашего, искавшего у нас мес­та, несмотря на все его желание и усердие занять при нас дол­жность, не принял в свой клир потому только, что приемы его телодвижения в обращении и действовании были очень непристой­ны; а другого, которого я застал в нашем клире, удалил от се­бя, приказав ему и на глаза не являться — по той причине, что он своей наглой и неистовой походкой и разными кривляниями, как бичем поражал взор мой. И не обманулся я в своем о них мнении и распоряжении, ибо оба они впоследствие отпали от Церкви, чем и доказали на самом деле, что какими являлись по внешним телодвижениям своим, такими оказались через своё ве­роломство и по внутренним качествам душевным».

Так строг был святитель Амвросий к телодвижениям. Еще более строгим является он по отношению к словам и делам. «Каждый из нас, — говорит он, – строжайше обязан наблюдать за собой, чтобы никакие слова гни­лые не исходили из уст его (Ефес. 4,29); каковы, например, злословие, сквернословие, разного рода ругательства и т.п., но чтобы все добрые дела запечатлевались печатью смирения. Самый голос наш, в речи ли, в пении ли одним голосом или под музыку, вообще во всяком образе и роде произношения, — должен быть приятен, благозвучен и умилителен, отражая в себе цело­мудренную скромность» (Кн. 1, гл. 18, парагр. 67,71 и 72).

В своих действиях, по словам Амвросия, пресвитеры должны прежде всего быть строги при выборе знакомства и то­варищества. Люди невоздержанные, распутные, под видом прият­ного дружества, вливают яд в сердца непорочные. Знакомство и обращение с такими людьми, особенно на пиршествах, забавах, играх и всякого рода увеселениях, среди разгульного препро­вождения времени, незаметно подрывают и самое прочное осно­вание доброй нравственности. «Посему-то служителям Церкви прилично и благоразумно удаляться от пиршеств посторонних. На пиршестве посторонних занимаются и делами сторонними, при том так открыт бывает повод и подстрекается охота к сласто­любию и сладострастию. Нередко заводят нескромные речи о пред­метах соблазнительных, подносят один за другим бокалы и стака­ны. Извинительнее уже и лучше предлагать изредка скромнее и приличное угощение в своем доме, нежели часто присутствовать на чужих пирах. Дома и сам ты всегда можешь встать из-за сто­ла, трезв, наблюдая за благочинием...»

В выборе лиц, мест и времени для взаимного общения и об­ращения надобно нам наблюдать крайнюю осторожность и являть благоразумие. Лучше для нас знакомство с пожилыми и вообще с людьми испытанных правил честности и заслужившими общее ува­жение. Сколько обращение с равными нам по возрасту приятнее, столько со старшими безопаснее; ибо при опытности в жизни старших и руководительстве их, нравственность младших возвы­шается, облагораживается, укрепляется добрыми качествами и приукрашается ими как бы ризой благочестия. Как не знающие мест обыкновенно путешествуют со знающими, так и юноши, всту­пая на неизвестное поприще жизни, имеют нужду в руководитель­стве опытных стариков, чтобы им не заблудиться и не совратить­ся с истинного пути. И нет ничего лучше и надежнее, как иметь стариков учителями жизни и свидетелями оной.

Обыкновенные люди в своих междуприятельских отношениях придают довольно важное значение шуткам и резвости. Святитель Амвро­сий, намекая на это обыкновение, строго воспрещает пресвитерам даже и невинные шутки, потому что они также несовместимы с пра­вилами церковными и в Священном Писании нигде не говорится о них. «Шуток надобно избегать даже в обыкновенном разговоре, чтобы они не подрывали у нас важности там, где шутливость вовсе неуместна». «Горе вам, смеющимся ныне: яко возрыдаете», сказал Господь (Лук. 6,26); и мы ли станем изыскивать поводы и случаи к смехотворным и шутливым забавам, чтобы потом рыдать и плакать? Полагаю, что больше принесем пользы, если будем ос­терегаться не только из лишних, но всяких вообще шуток, и раз­говорам своим в этом отношении будем сообщать только приятность и занимательность, без этих суетных прикрас. Речь наша также должна быть простая, ясная, раздельная и не сбивчивая, без притязаний на искусственное украшение, но вместе с тем и не грубая. Она должна сопровождаться спокойствием и степенно­стью. Самый даже голос должен быть естественный, не слишком громкий и не слишком тихий».

Чтобы строгость святого Амвросия не представилась нам од­носторонней, обращенной на мелочные предметы, мы должны знать, как высоко смотрел он на звание пастырей и их обязанности. «Служитель Господень, — говорит Амвросий, — должен являть в себе высокие качества совершенства и умственного и нравствен­ного, опираясь в том на доброе свидетельство не только со сто­роны верных, но и неверных. Во свидетельство всех наших дей­ствий и поступков призывается общественное мнение, суд которо­го должен служить для нас и нашего звания, как бы предостере­жением и предохранением от всякого уничижения — так, чтобы всякий, кто бы он ни был, видя служителя алтаря Господня, ук­рашенного соответствующими ему добродетелями, чтил и прослав­лял Творца и Господа, имеющего таковых делателей в вертограде Своем. Ибо что вверенно священнослужителям Нового Завета? Вам вверено ведение высочайших тайн Божиих, а это требует от вас свыше откровенной мудрости. Вашему попечению вверена стража и бдительность надзора за нравственностью и спасением народа, что есть дело величайшей правды. Вам вверено хранение Завета, требующее от вас мужества мучеников. Вам вменяется в непре­менную обязанность хранить трезвенность ума и блюсти чистоту сердца, т.е. воздержание от всех страстей. Всему же этому основание — Христос, а живая вера в Него — высочайшая премуд­рость».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ

На сайте allrefs.net читайте: "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Святитель Амвросий Медиоланский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие о науке
«Практическое руководство для пастырей»   Понятие о науке «Практическое руководство для пастырей» вытекает из содержания этой науки. Главное ее содержание со

История науки
  Наука «Практическое руководство для пастырей» довольно молода. Появление её вызвал Устав духовной школы 1867 года. Наука эта была создана путем соединения пастырского богословия с ц

Место науки среди богословских наук
  Обилие, многообразие, важность, неясность, спорность и трудность вопросов, разрешаемых нашей наукой, определяют ее осо­бенное место среди богословских наук. Преподаваемые в

Источники практического руководства для пастырей
  Наука «Практическое руководство для пастырей» ставит перед собой задачу представить будущим пастырям необходимый круг знаний относительно как нравственных начал, руководство­ваться

Богоучрежденность пастырского служения
  По учению Библии, всякое служение на земле определяется волей Божией. Об этом ясно говорит апостол Павел в своем пос­лании к Евреям: «Никтоже сам себе преемлет честь, но зван­ный от

Призвание апостолов
  Первых благовестников совершившегося искупления человеческого рода, Богочеловек воззвал из Иудейской области Галилей, от рыбарских мреж. По слову Его: «Идите за Мною!» (Мф. 4,19), о

Марк 1, 26-20
Симон и Андрей, Иаков и Иоанн Заведеевы.   2, 14 – Левий Алфеев   3, 74-19 –Симон Петр, Иа­ков и Иоанн Заведеевы, Анд

О высоте пастырского служения
  «Вы – соль земли; Вы – свет мира» (Мф. 5,13-16). Вот то нравственное достоинство, какого требует от своих пре­емников Сам Спаситель. Иисус Христос называет апостолов, а в лице их и

При отправлении их на проповедь
  (Мф. 10,1-42; 28, 18-20, Мк. 6,7-11; 16,16-18; Лк. 9,1-5; 10,1-11)   Наставления эти касались круга действий, проповеди, от­ношения к поучаем

Грозное обличение
Спасителем книжников и фарисеев (Мф. 23)   «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Это образное выражение обозначает то, что книжники и фарисеи сде­

Характеристика
Разлад между словом и делом («говорят и не делают»): на паству возлагают бремена тяжелые и неудобносимые, а сами не хотят и перстом двинуть их. Внешне показная сторона благочестия, чтобы видели их

Первосвященническая молитва Иисуса Христа
(Иоанн, 17)   Пред Своими страданиями Иисус Христос вознес к Небесному Отцу трогательную и полную глубокого смысла и значения молитву. Эта молитва называется

Пастырство в апостольские времена
  Апостолы в самом обетовании Господа — быть с ними до окончания века, в Его повелении обойти весь мир с Евангель­скою проповедью видели указание на то, что поскольку они на земле не

Учение апостола Павла о нравственных
качествах священнослужителей (1 Тим. 3,1-13)   Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением испол­нять там пастырские обязанности. Обязанности эти и сами

Трезвенность
Под трезвенностью здесь нужно понимать отсутствие страстей. Апостол требует, чтобы никакая страсть не ослепляла священника и не мешала ему правильно судить о предметах. Ум, вследствие известной нас

Страннолюбие
Уже как христианин священник должен лю­бить гостеприимство; тем более как пастырь он должен оказывать его всем бедствовавшим в тогдашнее тяжелое время, изгнанным и преследуемым христианам.

Пастырство по учению святых отцов Церкви
  В первые три века юная Церковь Христова находилась в стесненных обстоятельствах, при которых ей трудно было рег­ламентировать со всей подробностью как условия избрания в священнослу

Святитель Иоанн Златоуст
«Шесть слов о священстве»   Святитель Иоанн Златоуст, состоя в звании диакона в Антиохии (380-386) и желая избежать принятия пастырского служения, на­писал в

Необходимость образования для пастырского служения
  От пастыря требуется, чтобы он был «учителем», т.е. способный назидать других... да силен будет и утешати во здравом учении и противящиеся обличати» (Тит. 1,9). Но «и в свете, — гов

Ответственность пастырского служения
Пастырство — дело: 1. Трудное. 2. Ответственное. 1. Трудно оно по самой своей сущности. Мы видели, что это распинание себя пастве, принятие на себя страданий и грехов пас

Учительская деятельность священника
  Учительство составляет самую первую обязанность свя­щенника. Еще в Ветхом Завете Господь Бог угрожал тяжкой от­ветственностью за небрежение этой обязанностью. «И не возвес­тивши ему

Попечение о храме и его благолепии
  Православный христианский храм есть не только дом об­щественной молитвы (Лк. 19,45), но и место особенного при­сутствия Самого Бога, а также место совершения тайн Божиих (1 Кор. 9,2

Взаимоотношения настоятеля с членами причта
  По церковным постановлениям отечественной Церкви при­ходской священник, будучи настоятелем храма, по отношению ко всем остальным членам причта вверенной ему Церкви — есть ближайший

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги