рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ответственность пастырского служения

Ответственность пастырского служения - раздел Религия, ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ Пастырство — Дело: 1. Трудное. 2. Ответственное. 1...

Пастырство — дело:

1. Трудное.

2. Ответственное.

1. Трудно оно по самой своей сущности. Мы видели, что это распинание себя пастве, принятие на себя страданий и грехов пасомых. Он требует полного самоотречения, забвения своих и себя. Но, оставляя эту сторону дела, трудно пастырст­во и по другим условиям, так как не все то, что доступно ми­рянам, разрешается пастырям. Иначе не может быть. Тяжек, как известно, был и подвиг Пастыреначальника Христа. Он не имел, где главу приклонить. Его дело старались опозорить клеветой — называли делом вельзевула. Его преследовали, гнали, возвели на крест. И в дополнение к этому, Он был одинок. «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7,5). Тяжек подвиг пастырства уже и потому, что он требует напряженнейшего внимания к себе, к своему поведению, исключительной чистоты жизни. Он — пас­тырь, идущий впереди и своим примером указывающий дру­гим те пути, какими они должны следовать: овцы, вверенные его попечению, идут за ним, смотря на него, как на своего руководителя.

Он — град, поставленный вверху горы, и светильник, по­ставленный на подсвечнике, чтобы светить всем, живущим вок­руг него (Мф. 5,14-15). Пастырь, по словам святителя Григория Бо­гослова, подобно серебру и золоту, обращаясь всюду, во всяком обстоятельстве и деле, не должен звучать как поддельная и не­чистая монета... Стоя впереди других, обязанные производить доброе влияние на пасомых и увлекать их за собою, пастыри должны бояться, как бы «не оказаться худыми живописцами чуд­ной добродетели — как выражался тот же святитель Григорий Богослов, – особенно же негодным подлинником для других живописцев», что­бы нам не подойти под пословицу: «беремся лечить, а сами по­крыты струпьями».

За каждым шагом пастыря следят, каждый его грех взвеши­вают «тройным весом». «Душа священника, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — ничем не разнится от корабля, обуреваемого волна­ми; со всех сторон она уязвляется от друзей и от врагов, от своих и от чужих... Другим, когда они гневаются, прощают, а ему — никогда, других, если они согрешат, охотно извиняют, а его — нет... Самые последние нищие поносят его площади... Никто не боится обвинить и оклеветать его... Рассердится ли он, посмеется ли, захочет ли дать себе отдых сном, — является много насмешников, много соблазняющихся, много таких, которые припоминают прежних и осуждают настоящего и это делают не по­тому, что хотят похвалить тех, — нет! Вспоминают о прежних епископах и пресвитерах только для того, чтобы уязвить этого».

Священник часто должен стеснять себя и ограничивать, даже в позволительном, если это позволительное может смутить и соблазнить паству. То, что для мирянина вполне допустимо, в священнике считается преступлением. Ему не всегда можно петь светскую песню, не везде позволят даже невинную музыку. И как тяжка часто эта необходимость применяться к постоянному подо­зрительному надзору.

Нелегко пастырство и по свойству пастырского труда. Он никогда не может принадлежать себе: в любой час, среди ночи, в холод и дождь его могут увести из дома. От умирающего ребен­ка своего, жены он должен идти к чужим.

2. Но над всеми этими трудностями стоит еще великая тя­жесть великой ответственности. Пастырь берет на себя ответст­венность за души пасомых... Он должен на будущем Суде привести целым стадо своё. Должен иметь право сказать: Судье: «Вот я и дети мои, которых мне дал Бог» (Евр. 11,13). И тяжек ответ за каж­дую пропавшую овцу. Недаром эта ответственность пугала даже великих учителей и отцов христианства. «Не полагаю, — говорит Иоанн Златоуст, — в беседе на Деяния, — чтобы между священ­никами было много спасающихся. Напротив, гораздо более погиба­ющих и именно потому, что это дело требует великой души... И тогда, когда другие грешат, — вина падает на него. Не говоря ни о чем другом, скажу только, что если и один он отойдет (от этой жизни) без освящения в таинстве (или без напутствования таинствами), — не ниспровергнет ли это всего его спасения?

Известно, что и погибель одной души составляет такую потерю, которой не может выразить никакое слово. Если спасение её име­ет такую ценность, что и Сын Божий сделался для этого челове­ком и столько потерпел, то подумай, какое наказание повлечет за собою её погибель. Если тот, через кого гибнет другой, дос­тоин в настоящей жизни смерти, то тем более там... Когда ты сильно возжелаешь священства, то противопоставь геену, противо­поставь отчет, какой там нужно дать... противопоставь степень наказания». Да, все это тяжело, и может отпугивать от креста пастырства.

3. Но значит ли это, что иго пастырства неприемлемо? Что можно бегать от него даже тем, кого зовет Голос Божий? Нет. Человек, который слышит голос Божий, призывающий его к пастырству, найдет для себя и достаточную поддержку в иных сторонах пастырства. Да, пастырь часто одинок, но и в одино­честве своем он близок к Господу. «И Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Ин. 16,32), говорит Господь. То же может сказать о себе пастырь. Пастыря оскорбля­ют, но ведь Господа заушали и оплевывали. За то какая радость ждет его, если он добьется, что дети его после многих, может быть, лет склонятся перед ним, как перед отцом. Он может и должен верить, что ничья ненависть, ничья вражда, не в си­лах разрушить дела его.

Дело его — дело созидания на земле Царства Божия, и ведет это дело не он, пастырь, а Сам Пастыреначальник Господь, «победивший мир». Пугают лишения, труд­ности внешнего свойства? Но и они побеждены: не победит нужда семью доброго пастыря, потому что с нею паства его и Господь. Его планы разрушаются силами зла. Но он должен знать, что доб­рое всегда борется со злом и не побеждает его сразу. Но с ним, с его делом (повторяем) — тот, Кто победил (победил Голгофой, т.е. путем крестным зло и смерть). Велика ответственность пастыря... Но Пастыреначальник знает, что даже Его проповедь и Его Кровь не омыла всех, не спасла всех. И будет взвешивать меру любви и желания, а не результаты только работы слуг Своих.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ

На сайте allrefs.net читайте: "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ответственность пастырского служения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие о науке
«Практическое руководство для пастырей»   Понятие о науке «Практическое руководство для пастырей» вытекает из содержания этой науки. Главное ее содержание со

История науки
  Наука «Практическое руководство для пастырей» довольно молода. Появление её вызвал Устав духовной школы 1867 года. Наука эта была создана путем соединения пастырского богословия с ц

Место науки среди богословских наук
  Обилие, многообразие, важность, неясность, спорность и трудность вопросов, разрешаемых нашей наукой, определяют ее осо­бенное место среди богословских наук. Преподаваемые в

Источники практического руководства для пастырей
  Наука «Практическое руководство для пастырей» ставит перед собой задачу представить будущим пастырям необходимый круг знаний относительно как нравственных начал, руководство­ваться

Богоучрежденность пастырского служения
  По учению Библии, всякое служение на земле определяется волей Божией. Об этом ясно говорит апостол Павел в своем пос­лании к Евреям: «Никтоже сам себе преемлет честь, но зван­ный от

Призвание апостолов
  Первых благовестников совершившегося искупления человеческого рода, Богочеловек воззвал из Иудейской области Галилей, от рыбарских мреж. По слову Его: «Идите за Мною!» (Мф. 4,19), о

Марк 1, 26-20
Симон и Андрей, Иаков и Иоанн Заведеевы.   2, 14 – Левий Алфеев   3, 74-19 –Симон Петр, Иа­ков и Иоанн Заведеевы, Анд

О высоте пастырского служения
  «Вы – соль земли; Вы – свет мира» (Мф. 5,13-16). Вот то нравственное достоинство, какого требует от своих пре­емников Сам Спаситель. Иисус Христос называет апостолов, а в лице их и

При отправлении их на проповедь
  (Мф. 10,1-42; 28, 18-20, Мк. 6,7-11; 16,16-18; Лк. 9,1-5; 10,1-11)   Наставления эти касались круга действий, проповеди, от­ношения к поучаем

Грозное обличение
Спасителем книжников и фарисеев (Мф. 23)   «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Это образное выражение обозначает то, что книжники и фарисеи сде­

Характеристика
Разлад между словом и делом («говорят и не делают»): на паству возлагают бремена тяжелые и неудобносимые, а сами не хотят и перстом двинуть их. Внешне показная сторона благочестия, чтобы видели их

Первосвященническая молитва Иисуса Христа
(Иоанн, 17)   Пред Своими страданиями Иисус Христос вознес к Небесному Отцу трогательную и полную глубокого смысла и значения молитву. Эта молитва называется

Пастырство в апостольские времена
  Апостолы в самом обетовании Господа — быть с ними до окончания века, в Его повелении обойти весь мир с Евангель­скою проповедью видели указание на то, что поскольку они на земле не

Учение апостола Павла о нравственных
качествах священнослужителей (1 Тим. 3,1-13)   Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением испол­нять там пастырские обязанности. Обязанности эти и сами

Трезвенность
Под трезвенностью здесь нужно понимать отсутствие страстей. Апостол требует, чтобы никакая страсть не ослепляла священника и не мешала ему правильно судить о предметах. Ум, вследствие известной нас

Страннолюбие
Уже как христианин священник должен лю­бить гостеприимство; тем более как пастырь он должен оказывать его всем бедствовавшим в тогдашнее тяжелое время, изгнанным и преследуемым христианам.

Пастырство по учению святых отцов Церкви
  В первые три века юная Церковь Христова находилась в стесненных обстоятельствах, при которых ей трудно было рег­ламентировать со всей подробностью как условия избрания в священнослу

Святитель Амвросий Медиоланский
«Об Обязанностях Пастыря Церкви» (De offciis cliricorum)   Книга «Об обязанностях пастырей» святителя Амвросия заключает в себе подробные наставления пресвит

Святитель Иоанн Златоуст
«Шесть слов о священстве»   Святитель Иоанн Златоуст, состоя в звании диакона в Антиохии (380-386) и желая избежать принятия пастырского служения, на­писал в

Необходимость образования для пастырского служения
  От пастыря требуется, чтобы он был «учителем», т.е. способный назидать других... да силен будет и утешати во здравом учении и противящиеся обличати» (Тит. 1,9). Но «и в свете, — гов

Учительская деятельность священника
  Учительство составляет самую первую обязанность свя­щенника. Еще в Ветхом Завете Господь Бог угрожал тяжкой от­ветственностью за небрежение этой обязанностью. «И не возвес­тивши ему

Попечение о храме и его благолепии
  Православный христианский храм есть не только дом об­щественной молитвы (Лк. 19,45), но и место особенного при­сутствия Самого Бога, а также место совершения тайн Божиих (1 Кор. 9,2

Взаимоотношения настоятеля с членами причта
  По церковным постановлениям отечественной Церкви при­ходской священник, будучи настоятелем храма, по отношению ко всем остальным членам причта вверенной ему Церкви — есть ближайший

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги