рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Урок 12 О Господе Иисусе Христе

Урок 12 О Господе Иисусе Христе - раздел Религия, Учебный Православный катехизис, изложенный по святителю Филарету Московскому 129. Как Следует Понимать Имена “Иисус”, “Христос,” “Сын Божий”? Сыном Б...

129. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА “ИИСУС”, “ХРИСТОС,” “СЫН БОЖИЙ”?
Сыном Божиим называется второе лицо Св. Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю.
130. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ИИСУС”?
Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом.
131. Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей.
132. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ХРИСТОС”?
Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Св. Духа.
133. КОГО ЕЩЁ НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ?
Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков.
134. ПОЧЕМУ ИИСУС, СЫН БОЖИЙ НАЗВАН ПОМАЗАННИКОМ?
Иисус, Сын Божий называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Св. Духа. Таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.
135. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ГОСПОДЬ”?
Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог. Имя Господь есть одно из имён Божиих.
136. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖЕСТВЕ ИИСУСА ХРИСТА?
Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1).
137. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ИМЕНУЕТСЯ СЫНОМ БОЖИИМ ЕДИНОРОДНЫМ?
Иисус Христос именуется Сыном Божиим единородным потому, что Он один только есть Сын Божий, рождённый из существа Бога Отца, и поэтому единого существа с Богом Отцом; и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по благодати (см. Ин 1:12).
138. НАЗЫВАЕТ ЛИ СВ. ПИСАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ЕДИНОРОДНЫМ?
Св. Писание называет Иисуса Христа единородным. Например, в следующих изречениях ев. Иоанна: И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца (Ин 1:14). Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1.18).
139. КАКОВО ОТЛИЧИЕ СЫНА БОЖИЯ ОТ ДРУГИХ ЛИЦ СВ. ТРОИЦЫ?
В Символе веры о Сыне Божием сказано, что Он рождён от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Св. Троицы.
140. КОГДА РОЖДЁН СЫН БОЖИЙ?
Сказано, что Он рождён прежде всех век (предвечно), для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Этим указывается на то, что Иисус Христос есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.
141. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “СВЕТА ОТ СВЕТА”?
В Символе веры слова Света от Света есть пример, который в некоторой степени объясняет непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (см. 1 Ин 1:5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества.
142. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА”?
Слова Символа веры: Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец.
143. Это слова св. Писания, и они взяты из следующего изречения ев. Иоанна:
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5:20).
144. БЫЛ ЛИ СЫН БОЖИЙ СОТВОРЁН?
В Символе веры сказано, что Сын Божий рождён, не сотворён. Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворён.
145. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ”?
Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий имеет одно Божественное существо с Богом Отцом.
146. КАК ОБ ЕДИНОСУЩИИ СЫНА И ОТЦА ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ?
В св. Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Я и Отец — одно (Ин 10:30).
147. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ИМЖЕ ВСЯ БЫША”?
Слова Символа веры Имже вся быша показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей и вечным словом Своим. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:3).

Подробнее о тайне рождения Сына Божия так учит преп. Иоанн Дамаскин: «(Веруем) во единого Сына Божия Единородного, Господа нашего, Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло. Говоря о Нем: прежде всех веков, - мы показываем, что Его рождение - безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр.1,3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он всегда был с Отцом и в Отце, из Которого родился вечно и безначально. Ибо Отец никогда не существовал, когда не было бы Сына, но вместе Отец, вместе и Сын, от Него рожденный. Ибо Отец без Сына не назывался бы Отцом, если бы существовал когда-либо без Сына, то не был бы Отцом, и если после стал иметь Сына, то также после сделался Отцом, не будучи прежде Отцом, и подвергся бы изменению в том, что, не быв Отцом, стал Им, а такая мысль есть ужаснее всякого богохульства, ибо нельзя сказать о Боге, чтобы Он не имел естественной силы рождения, а сила рождения состоит в способности родить из себя, т.е. из собственной сущности, существо, подобное себе по естеству.

Итак, нечестиво было бы утверждать о рождении Сына, что оно произошло во времени и что бытие Сына началось после Отца. Ибо мы исповедуем рождение Сына от Отца, то есть из Его естества. И если мы не допустим, что Сын изначала существовал вместе с Отцом, от Которого Он рожден, то введем изменение ипостаси Отца в том, что Отец, не будучи Отцом, после сделался Отцом. Правда, тварь произошла после, но не из существа Божия; а волею и силою Божьею приведена из небытия в бытие, и поэтому не произошло никакого изменения в естестве Божием. Ибо рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего и созидающего, и есть совершенно неподобно по естеству.

Поэтому в Боге, Который один только бесстрастен, неизменяем, не превращается ни во что и всегда одинаков, бесстрастно как рождение, так и творение. Ибо, - будучи по естеству бесстрастен и чужд истечения, потому что прост и несложен, - Он не может подлежать ни страданию, ни истечению ни в рождении, ни в творении, и не имеет нужды ни в чьем содействии. Но рождение (в Нем) безначально и вечно, так как оно есть действие Его естества и происходит из Его сущности, иначе рождающий потерпел бы изменение, и был бы Бог первый и Бог последующий, и произошло бы приумножение… Итак, присносущный Бог рождает Слово Свое совершенное безначально и нескончаемо, чтобы не рождал во времени Бог, имеющий высшие времени и естество, и бытие. Человек же, как очевидно, рождает противным образом, потому что подлежит и рождению, и истлению, и истечению, и размножению, и облечен телом, и в естестве человеческом заключается пол мужской и женский, и муж имеет нужду в пособии жены. Но да будет милостив Тот, Который выше всего и Который превосходит всякую мысль и разумение.

Итак, святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит вместе и об Отце, и о Единородном Его Сыне, из Него рожденном безвременно, без истечения, бесстрастно и непостижимо так, как ведает это один только Бог всего. Как вместе существуют и огонь, и свет, из него происходящий, - не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе - и как свет, всегда рождающийся из огня, всегда есть в огне и никогда от него не отделяется, - так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем. Но свет, неотделимо рождающийся от огня и всегда в нем пребывающий, не имеет собственной, по сравнению с огнем, ипостаси, ибо он есть природное свойство огня; Сын же Божий Единородный, из Отца рожденный нераздельно и неразлучно и в Нем всегда пребывающий, имеет Свою собственную ипостась, сравнительно с ипостасью Отца.

Итак, Сын называется Словом и сиянием, потому что рожден от Отца без всякого сочетания и бесстрастно, и без времени, и без истечения, и неразлучно; (называется) же Сыном и образом Отчей ипостаси потому, что Он совершен, ипостасен и во всем подобен Отцу, кроме нерожденности ; (называется) Единородным потому, что Он один только от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение не подобно рождению Сына Божия, и нет другого Сына Божия. Дух Святой, хотя исходит от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Здесь другой образ бытия, также непостижимый и неведомый, как и рождение Сына (Божия). Поэтому все, что имеет Отец, имеет и Сын, кроме нерожденности, которая означает не различие в сущности или в достоинстве, а образ бытия - подобно тому как Адам, который не рожден, ибо он - творение Божие, и Сиф, который рожден, ибо он - сын Адамов, и Ева, которая вышла из ребра Адамова, ибо она не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они - люди, но образом бытия...

Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения не от нас перенесены на блаженное Божество, но, напротив, нам переданы оттуда, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесах и на земли (Еф.3,14–15).

Если же говорим, что Отец есть начало Сына и больше Его (Ин.14,28), то этим не показываем, что Он первенствует пред Сыном по времени или по естеству; ибо чрез Него Отец веки сотвори (Евр.1,2). Не первенствует и в каком-либо другом отношении, если не в отношении причины; то есть потому, что Сын родился из Отца, а не Отец из Сына, что Отец есть виновник Сына по естеству, подобно тому, как не говорим, что огонь происходит из света, но, напротив, свет от огня. Итак, когда услышим, что Отец есть начало и больше Сына, то должны разуметь Отца как причину. И как не говорим, что огонь - одной сущности, а свет - другой, так нельзя говорить, что Отец - одной сущности, а Сын - иной, но (оба) - одной и той же. И как говорим, что огонь сияет чрез выходящий из него свет, и не полагаем, что свет, происходящий из огня, есть служебный его орган, а, напротив, есть естественная его сила; так говорим и об Отце, что все, что делает Отец, делает чрез Единородного Сына Своего не как чрез служебное орудие, но как чрез естественную и ипостасную Силу; и как говорим, что огонь освещает и опять говорим, что свет огня освещает, так все, что творит Отец, и Сын также творит (Ин.5,19). Но свет не имеет особенной от огня ипостаси; Сын же есть совершенная ипостась, неотлучная от Отчей ипостаси, как это мы выше показали. Невозможно, чтобы среди тварей был найден образ, во всем сходно показывающий в себе самом свойства Святой Троицы. Ибо сотворенное и сложное, скоротечное и изменчивое, описываемое и имеющее образ и тленное - как в точности объяснит чуждую всего этого пресущественную Божественную сущность? А известно, что всякая тварь подчинена большей части таких свойств и по самому естеству подлежит истлению» (Точное изложение православной веры Кн.1.8).

 

Вопросы к занятию:

КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ИМЕНА “ИИСУС”, “ХРИСТОС,” “СЫН БОЖИЙ”?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ИИСУС”?
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ХРИСТОС”?
КОГО ЕЩЁ НАЗЫВАЛИ ПОМАЗАННИКАМИ?
ПОЧЕМУ ИИСУС, СЫН БОЖИЙ НАЗВАН ПОМАЗАННИКОМ?
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ “ГОСПОДЬ”?
КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖЕСТВЕ ИИСУСА ХРИСТА?
ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ИМЕНУЕТСЯ СЫНОМ БОЖИИМ ЕДИНОРОДНЫМ?
НАЗЫВАЕТ ЛИ СВ. ПИСАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ЕДИНОРОДНЫМ?
КАКОВО ОТЛИЧИЕ СЫНА БОЖИЯ ОТ ДРУГИХ ЛИЦ СВ. ТРОИЦЫ?
КОГДА РОЖДЁН СЫН БОЖИЙ?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “СВЕТА ОТ СВЕТА”?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА”?
БЫЛ ЛИ СЫН БОЖИЙ СОТВОРЁН?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ”?
КАК ОБ ЕДИНОСУЩИИ СЫНА И ОТЦА ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ?
ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “ИМЖЕ ВСЯ БЫША”?

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебный Православный катехизис, изложенный по святителю Филарету Московскому

На сайте allrefs.net читайте: "Учебный Православный катехизис, изложенный по святителю Филарету Московскому"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Урок 12 О Господе Иисусе Христе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Как пользоваться этим изданием?
Первоначально можно прочитать основной текст в вопрос – ответной форме. В ряде мест составители добавили более мелким кеглем ряд комментариев, которые дают возможность лучше вникнуть в содержании т

Урок 1.О вере и знании
1.ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС? Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

Урок 3 О Священном Предании
16. КАКИМ ОБРАЗОМ БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ СОХРАНЯЕТСЯ И РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ? Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами

Урок 4 О Священном Писании
25. КОГДА НАПИСАНЫ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ? Священные книги написаны в разные времена. Одни до рождения Христа, а другие — после. 26. КАК РАЗДЕЛЯЮТСЯ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ?

Урок 5 О богодухновенности Библии
57. ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТ ТО, ЧТО СВ. ПИСАНИЕ ЕСТЬ СЛОВО БОЖИЕ? Церковь представляет следующие признаки того, что учение откровения Божия и св. Писание есть истинное слово Божие: в

Урок 6 О Символе веры
62. НА КАКИЕ ТРИ ЧАСТИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ КАТЕХИЗИС? Чтобы правильно представить состав катехизического учения благочестия, в соответствии с “Православным исповеданием,” одобренн

ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ ВЕРЫ? Символ веры есть кратко и точно описанный предмет веры христиан. 67. КАК ЧИТАЕТСЯ СИМВОЛ ВЕРЫ?
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде вс

О членах Символа веры.
74. ИЗ СКОЛЬКИХ ЧЛЕНОВ СОСТОИТ СИМВОЛ ВЕРЫ? Чтобы лучше понять Символ веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов (частей) и рассмотреть отдельно каждый

Урок 7 О Божественной Природе.
76. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕРОВАТЬ В БОГА? Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода.

Урок 8 О тайне Святой Троицы.
90. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА СИМВОЛА “ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА”? Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Св. Троицы, потому что Бог один по с

Урок 9 О творении мира. Ангелы.
100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. Прекрасно говорит об этом святитель Григорий Богослов: «Как солнечный луч из безоблачного неба, в

Урок 10 О происхождении человека
111. ЧТО ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА? Св. Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была неоформленна и пуста. Затем Бог посте

Урок 11 О Промысле Божием
121. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ? Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству. 122. ОСТАЕТСЯ ЛИ ЭТО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ КО БЛ

Урок 13 О первородном грехе
154. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ? Грех — это преступление закона. Грех есть беззаконие (1 Ин 3:4). 155. ОТКУДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ? Грех вошёл в людей от диавола, несмотря на то, что они сотворены

Урок 14 О Боговоплощении
169. ОСТАВАЛАСЬ ЛИ У ЛЮДЕЙ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ? Когда первые люди исповедали перед Богом свой грех, то Бог по милосердию Своему дал им надежду на спасение. 170. В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА

Урок 15 О тайне Искупления
148. О КОМ ГОВОРИТСЯ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ “СОШЁЛ С НЕБЕС”? Сошёл с небес — так сказано в Символе веры о Сыне Божием. 149. КАК БОГ МОГ СОЙТИ С НЕБЕС, ЕСЛИ ОН ВЕЗДЕСУЩ? Будучи вездесущ, Бог

О четвертом члене Символа веры.
197. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС БЫЛ РАСПЯТ? Господь Иисус Христос был распят, тогда как Его учение и дела должны были во всех возбуждать благоговение к Нему. Это произошло потому, что иудейс

Урок 16 О Воскресении Христовом
210. ПОЧЕМУ СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА ДЛЯ НАС СПАСИТЕЛЬНЫ? Потому, что Он воскрес, и этим положил основание нашему блаженному воскресению. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерши

Урок 17 О Вознесении Христовом
221. ОТКУДА ВЗЯТО УКАЗАНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА? Указание на вознесение Господа заимствовано из следующих слов св. Писания: Нисшедший, Он же есть и воскресший превыше всех небес,

Урок 18 О Втором Пришествии Спасителя
224. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БУДУЩЕМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТА? Св. Писание о будущем пришествии Христа говорит следующее: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы виде

Урок 19 О Духе Святом
236. В КАКОМ СМЫСЛЕ СВ. ДУХ НАЗВАН ГОСПОДОМ? Св. Дух назван Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, т.е. Св. Дух есть истинный Бог. 237. Об этом свидетельствует св. Писание с

Урок 20 О единстве Церкви.
250. ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ? Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. 251. ЧТО ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ В ЦЕРКОВЬ?

Урок 21 О единстве Церкви небесной и земной
260. ЕДИНА ЛИ ЦЕРКОВЬ, ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА ЗЕМЛЕ И ПРЕБЫВАЮЩАЯ НА НЕБЕ? Существует единство между земной и небесной Церковью, как в их отношении к общей главе Господу нашему Иисусу Христу, так и в

Урок 22 О святости Церкви
266. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ? Церковь святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства. Христос возлюбил Церковь и п

Урок 23 О Вселенскости Церкви
268. ПОЧЕМУ МЫ ЦЕРКОВЬ НАЗЫВАЕМ СОБОРНОЙ? Церковь называется Соборной, или, что то же, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а закл

Урок 24 О апостольстве Церкви
272. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ “АПОСТОЛЬСКОЙ”? Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Св. Духа через свящ

Урок 25 О таинствах Церкви
280. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ УПОМИНАЕТСЯ О КРЕЩЕНИИ? В Символе веры о Крещении упоминается потому, что вера запечатлевается (утверждается) Крещением и другими Таинствами. 281. ЧТО ТАКОЕ ТАИ

Урок 26 О таинствах Крещения и Миропомазания
285. ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ? Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа умирает для жизни плотской, греховной и воз

О Миропомазании.
304. ЧТО ТАКОЕ МИРОПОМАЗАНИЕ? Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний — ред). во имя Св. Духа подаются дары

Урок 27 О таинстве Причастия
312. ЧТО ТАКОЕ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ? Причащение (или Евхаристия) есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни. 313

Урок 28 О таинстве Покаяния
348. ЧТО ТАКОЕ ПОКАЯНИЕ? Покаяние есть Таинство, в котором каящийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Х

Урок 29 О таинстве Священства
354. ЧТО ТАКОЕ СВЯЩЕНСТВО? Священство есть Таинство, в котором правильно избранного кандидата Св. Дух посредством епископского рукоположения поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христов

Урок 30 О таинстве Брака
358. ЧТО ТАКОЕ БРАК? Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз во образ духовн

Урок 31 О таинстве Елеосвящения
361. ЧТО ТАКОЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ? Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем (освящённым растительным маслом) призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и теле

Урок 32 О воскресенье мертвых
363. ЧТО ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ? Воскресение мёртвых, которого мы ожидаем — это действие всемогущества Божия, через которое тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и стан

Урок 33 О вечной жизни.
375. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА? Жизнь будущего века — это жизнь, которая будет после воскресения мёртвых и всеобщего Суда Христова. 376. КАКОЙ БУДЕТ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА? Эта жизн

Урок 34 О христианской надежде и молитве.
383. ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА? Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Оннепрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное бла

О молитве Господа.
394. ЕСТЬ ЛИ МОЛИТВА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ВСЕХ МОЛИТВ? Молитва, которая может быть общей христианской молитвой и образцом для всех молитв — молитва Господа. 395. ЧТО ТАКОЕ МОЛИТ

О призывании.
398. КАК БОГА МЫ ОСМЕЛИВАЕМСЯ НАЗЫВАТЬ ОТЦОМ? Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения. Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть

О первом прошении.
402. ИСПОВЕДУЕМ ЛИ МЫ СВЯТОСТЬ ИМЕНИ БОЖЬЕГО? Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе. Свято имя Его (Лк 1:49). 403. КАК ИМЯ БОЖИЕ МОЖЕТ ЕЩЁ И СВЯТИТЬСЯ? Имя Божие может с

О втором прошении.
405. О КАКОМ ЦАРСТВЕ ГОВОРИТСЯ В МОЛИТВЕ ГОСПОДА? Во втором прошении молитвы Господа говорится о царствии Божием, т.е. о царстве благодатном, которое, по апостолу, есть праведность и мир и рад

О третьем прошении.
409. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОШЕНИЕ “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ”? Прошение да будет воля Твоя означает, что мы просим Бога, чтобы всё, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как желаем мы, а

О четвертом прошении.
412. ЧТО ТАКОЕ ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ? Хлеб насущный — это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать или жить. 413. О ЧЕМ МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ПРОСЯ БОГА О НАСУЩНОМ ХЛЕБЕ? Согласно наставл

О пятом прошении.
417. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ДОЛГАМИ НАШИМИ? В молитве Господа под наименованием долгов наших следует понимать наши грехи. Грехи называются долгами, потому что мы всё получили от Бога и должны всё

О шестом прошении.
424. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ИСКУШЕНИЕМ? В молитве Господа под искушением следует понимать стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. 4

О славословии.
428. ДЛЯ ЧЕГО К МОЛИТВЕ ГОСПОДА ПРИСОЕДИНЕНО СЛАВОСЛОВИЕ? К молитве Господа присоединено славословие для того, чтобы: мы, прося себе у Отца небесного милостей, в то же время воздавали Ему спра

Урок 36 О заповедях блаженств. Первая, вторая и третья заповеди
431. ЧТО НУЖНО, КРОМЕ МОЛИТВЫ, ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ В НАДЕЖДЕ СПАСЕНИЯ? Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженств

О первой заповеди Блаженства.
435. КАКАЯ ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть нищими духом. 436. ЧТО ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ НИЩИМ ДУХОМ? Быть нищим духом означает иметь духовн

О второй заповеди Блаженства.
441. КАКАЯ ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть плачущими. 442. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ПЛАЧЕМ? Во второй заповеди под наименованием плача с

О третьей заповеди блаженства.
446. КАКАЯ ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть кроткими. 447. ЧТО ТАКОЕ КРОТОСТЬ? Кротость — тихое расположение духа, соединённое с ост

О четвертой заповеди Блаженства.
451. КАКАЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды. 452. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ИМЕНЕМ ПРАВДЫ? Хотя следует пон

О пятой заповеди Блаженства.
456. КАКАЯ ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть милостивы. 457. КАК СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ ЭТУ ЗАПОВЕДЬ? Исполнить эту заповедь следует посред

О шестой заповеди Блаженства.
463. КАКАЯ ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть чисты сердцем. 464. ЧТО ТАКОЕ ЧИСТОТА СЕРДЦА? Чистота сердца не есть чистосердечие. Чист

О седьмой заповеди Блаженства.
467. КАКАЯ СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть миротворцы. 468. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МИРОТВОРЦЕМ? Быть миротворцем означает поступать друже

О восьмой заповеди Блаженства.
471. КАКАЯ ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей. 472. КАКИЕ НУЖНЫ КАЧЕСТВА, ЧТОБЫ СТОЙКО

О девятой заповеди Блаженства.
474. КАКАЯ ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христа и за истинную

Урок 39 О христианской любви и заповедях. О союзе между верой и любовью.
477. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕМ И ПЛОДОМ ИСТИННОЙ ВЕРЫ? Действием и плодом истинной веры в христианине являются любовь и соответствующие этой любви добрые дела. Во Христе Иисусе, — говорит ап. Пав

О первой заповеди.
499. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “Я — ГОСПОДЬ БОГ ТВОЙ”? Словами Я — Господь Бог твой — Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа Бога. 500. КАК М

О второй заповеди.
512. ЧТО ТАКОЕ ИДОЛ? Во второй заповеди говорится о идоле. В заповеди объяснено, что идол есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в воде живущей, которой поклоняются и сл

О третьей заповеди.
528. КОГДА ИМЯ БОЖИЕ ПРОИЗНОСИТСЯ НАПРАСНО? Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благо

О четвертой заповеди.
532. ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ПОСВЯЩАТЬ БОГУ? Седьмой, а не другой день недели полагается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел твор

О пятой заповеди.
550. КАК СВ. ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ? Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: почтительно обходиться с ними; повиноваться им; пи

О шестой заповеди.
570. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ? Шестой заповедью запрещается убийство, или лишение жизни ближнего каким бы то ни было образом. 571. ВСЯКОЕ ЛИ УБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОПРЕСТУПЛЕНИЕМ?

Урок 46 О седьмой заповеди
580. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ? Седьмой заповедью запрещается любодеяние. 581. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ПОД ИМЕНЕМ ЛЮБОДЕЯНИЯ? Ап. Павел советует и не говорить христианам об этих

О восьмой заповеди.
588. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ? Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. 589. КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕХИ, ЗАПРЕЩАЕМЫ

О девятой заповеди.
593. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ? Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также всякая ложь. 594. КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА? Запрещается

О десятой заповеди.
598. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ? Десятой заповедью запрещаются желания и связанные с ними помышления, противоречащие любви к ближнему. 599. ПОЧЕМУ ЗАПРЕЩАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЕЛА, НО И

Как пользоваться учением о вере и благочестии.
605. Чтобы правильно пользоваться учением о вере и благочестии, надо исполнять то, что мы познали, под страхом тяжкого осуждения за неисполнение. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги