Христология “псевдо-афанасиевой” части Corpus Athanasianum

Некоторые из важнейших мыслей аутентичных произведений св. Афанисия нашли продолжение в “псевдо-афанасиевой” части греческого корпуса его творений. (Согласно предположениям некоторых ученых, часть этих произведений могла принадлежать Маркеллу Анкирскому. В этом бы не было ничего удивительного, т. к. нередко в истории еретикам принадлежали лучшие формулировки православного учения по каким-то частным вопросам). Кто бы ни оказался автором этих произведений, для истории православного богословия они значат не меньше, чем аутентичные творения св. Афанасия.

В “Слове против ариан” (дошло в греческом корпусе св. Афанасия, но принадлежит неизвестному автору сер. или конца IV в.) мысль о том, как нас спасает плоть, принятая на Себя Логосом, поясняется еще следующим образом:

“Мы во Христе все оживотворяемся, потому что наше тело становится уже не земным телом, но оно уже теперь ологосенное (“ословесненное”) через Бога-Слова, который нас ради пострадал телом”.

Эта мысль вполне в духе св. Афанасия.

В другом сочинении (О Воплощении и против ариан, 8; авторство св. Афанасия под вопросом) сказано: Бог стал “Богом плотоносным”, чтобы мы стали “людьми духоносными”. Здесь подчеркивается полная “симметрия” обожения: совершенство вочеловечения Бога нужно для совершенства обожения нас.

Вочеловечение вводит нас во внутритроичную жизнь:

“Бог нам дал от сущности Отца начаток Св. Духа, чтобы мы стали Сынами Божьими по подобию Сына Божия. Ибо Он есть истинный и природный Сын Божий и носит в Себе всех нас, чтобы мы носили в себе Единого Бога”.

Здесь говорится, о том, что мы получаем через Сына Духа, а через Духа становимся сами сынами Божиими. В начале фразы устанавливается жесткий параллелизм между подобием человечества Христа нашему и подобием Богосыновства нашего во Христе с Его Сыновством Сына, природным, во второй части говорится, что Он носит нас всех, а не единого из нас какого-нибудь Иисуса-человека, чтобы мы носили в себе единого Бога. — Как Он носит в Себе всех нас, так мы должны носить в себе Его одного.

Если еще остаются сомнения относительно “количества” — можем ли мы настолько стать Богом, насколько Бог стал человеком) из псевдо-афанасиева трактата “Против Аполлинария”:

“Мы стали сотелесниками и общниками Христу, чтобы и человек стал Богом истинно, и Бог стал человеком истинно”.

— В едином Теле Христовом, по отношению к которому все христиане — “сотелесники” (выражение из Еф. 3:), одинаково “истинно” становятся: Бог — человеком, человек — Богом. Сформулированная здесь мысль будет звучать у святых отцов многократно, и мы скоро увидим ее выражения у Свв. Каппадокийцев.

Св. Григорий Богослов (Назианзин) (330—390)

О жизни и деятельности св. Григория Богослова недавно появился прекрасный очерк: Иером. Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998.

Мы ограничимся самыми краткими наблюдениями относительно развития некоторых важных мотивов христологии св. Афанасия (и псевдо-Афанасия) у св. Григория Богослова. Из Каппадокийцев он больше всего писал на христологические темы, в основном, в своих беседах на праздники.

“Господь воплотился и стал человек дольний Богом, чтобы соединиться и стать с Ним единым, но и более того, чтобы стать мне настолько Богом, насколько Тот стал человеком ” (слово 29: 19).

Здесь прямо выражена мысль о “количественной” симметрии между вополощением Бога и обожением человека. Совершенство воплощения для того и нужно, чтобы даровать людям совершенство обожения. О том же говорит св. Григорий в Слове 40, на Св. Крещение:

“Веруй: насколько Бог стал ради тебя человеком, настолько и ты станешь через Него Богом”.

Нелишне подчернуть, что здесь святой отец обращается даже не к христианам, а к оглашенному, который еще только готовится принять крещение. Из этого мы должны убедиться, что учение о обожении составляет не какую-то далекую и почти эзотерическую область вероучения, но относится к самым основам христианской веры. Без правильного понимания обожения — цели Боговоплощения — не может быть правильного понимания и того, чем является само Боговоплощение. Другими словами, не может быть правильной веры во Христа.

Григорием Богословом вводятся еще некоторые важные термины и принципы:

Когда Логос воплощается, происходит Его “истощание” — “полный — истощавается (можно перевести — “опустошается”) от Своей славы и не для иного чего, как чтобы я имел участие в Его полноте” (Слово 38).

Здесь вводится понятие божественного “кеносиса” (слав. “истощание”): Бог “истощавается” (как бы опустошает Себя) от Своей славы, чтобы наполнить этой славой человека.

Говоря об особенно важных богословских принципах, нужно упомянуть о примененном св. Григорием к опровержению ереси Аполлинария принципе: то, что не воспринято, то не исцелено:

“Еже бо не восприятое не уврачевано, еже убо единится Богови, сие и спасается” (перевожу эту фразу со всей возможной буквальностью на славянский).

Любовь Божия не могла бы быть выражена без восприятия именно тела, а не просто души, Богом. Потому что всем ясно, что душа лучше тела, и Логос, воспринявший тело, воспринял и худшее (вплоть до худшего).