рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Богословие св. Иринея

Богословие св. Иринея - Лекция, раздел Религия, Лекции по патрологии У Св. Иринея Мы Впервые Встречаем Триадологию Того Типа, Кот...

У св. Иринея мы впервые встречаем триадологию того типа, который, может быть, кажется нам единственно возможным и естественным, — близкого к учению великих отцов IV в. Но в контексте II в. она была весьма примечательным исключением, и даже в течение III в. она далеко не успела стать общепринятой. Читая св. Иринея, можно подумать, что он писал после I Вселенского Собора — настолько его концептуальные построения были необычными для его времени. Конечно, в первую очередь, такой “современностью” его творений для посленикейского богословия объясняется довольно хорошая сохранность его творений — весьма необычная для богословских произведений отцов II в.

У св. Иринея совершенно однозначно различаются в Троице Отец, Сын и Святой Дух. Становится совершенно невозможным отождествление Сына и Духа — тогда как среди современников св. Иринея мы едва ли найдем хотя бы одного, который бы их не отождествлял. У св. Иринея впервые слова, обозначающие имена Лиц Святой Троицы — Отец, Сын и Дух Святый, — окончательно становятся понятиями в нашем смысле слова, то есть, имеющими какой-то свой смысл безотносительно к тому, говорим ли мы о Боговоплощении и Откровении Бога или же нет.

Важнейшее и часто встречающееся (в 4 и 5 кн. ПЕ) определение Духа и Сына — “руки Божии”. Это выражение, само по себе, уже призвано исключить их отождествление. Может показаться, что оно несет в себе субординационизм — подчинение двух ипостасей ипостаси Отца. Впоследствии так и сделают ариане, которые будут ссылаться на св. Иринея в подкрепление своего учения. Но во времена св. Ириния никакого арианства не было, и ему не было нужды избегать выражений, которые могли бы дать повод к субординационистским толкованиям. Важнее всего тогда было показать саму троичность лиц.

Современники св. Иринея, не говоря уже о предшественниках, излагали учение о Боге только в связи с Его откровением к людям и, особенно, в связи с Боговоплощением. Триадологическая полемика с гностиками потребовала от Церкви учения о Боге безотносительно к Его откровению — то, что в схоластическом богословии получит именование ad intra, в противоположность ad extra. Первый и весьма решительный шаг тут был сделан св. Иринеем. У него еще нет учения о Боге безотносительно к откровению вообще — такого учения нужно будет ждать до второй половины IV в. (до Великих Каппадокийцев). Однако, сами главные категории троичного богословия — именования ипостасей — определяются им уже безотносительно к откровению. У св. Иринея значение имени “Сын”, равно как и имени “Дух”, более не зависит от факта боговоплощения. Ему важно утвердить, что за этими именами стоят разные реальности — хотя и в едином и единственном Боге.

Важнейшее определение дано в ПЕ 4,38,3: “действует Бог (имеется ввиду Отец) через Сына в Духе Святом”. Это потом будут повторять другие святые отцы, напр., св. Кирилл Александрийский в V в. Здесь мы видим, что о Троице по-прежнему говорится в контексте откровения миру — именно это подразумевается в слове “действует”. Но одновременно здесь утверждается — с помощью использования разных предлогов — различие лиц, несмотря на единство их общего действования.

Подобные формулировки св. Иринея были непосредственно вдохновлены св. Феофилом. Это особенно заметно в случае ПЕ 4,20,1: “Отец всегда имел при Себе Слово и Премудрость — Сына и Духа, — Которыми и в Которых Он свободно сотворил всё”. Ср. у св. Феофила ( 2 Авт., 15), где дается определение вводимого им термина “Троица — Бога, и Его Слова и Его Премудрости”. Св. Ириней последовал за св. Феофилом в именовании Духа Премудростью, но, в отличие от св. Феофила, у него уже станут невозможными фразы наподобие “Сын, Иже есть Дух”.

Итак, заимствованная от св. Феофила концептуальная форма — сама по себе, еще тогда весьма новая — наполняется у св. Иринея еще более новым содержанием. Однако, когда мы тут говорим о новизне, не следует думать, будто существенно новым было богословское учение как таковое. Новыми были только его концептуальные формы, которые потребовались в связи с новыми запросами времени.

Весьма традиционным и даже архаичным оказывается св. Ириней в своем учении о спасении, или обожении.

Подобно прежним отцам, св. Ириней учит о Церкви как о едином организме, участвующем во внутренней жизни Св. Троицы. В Церкви каждый из нас получает свое личное отношение к Отцу, Сыну, и Св. Духу. Особенно важное, в этом отношении, место — ПЕ 5,18,2:

“Отец носит вместе творение и Свое Слово, а Слово, носимое Отцом, подает Духа всем, соответственно воле Отчей <...>. Превыше всего — Отец, и Он — глава Христа; чрез все — Слово, и Оно — глава Церкви; во всем — Дух, и Он есть вода жива, которую Господь подает всем православно верующим в Него и любящим Его”.

В другом месте (ПЕ 3,17,2) св. Ириней говорит, что мы делаемся едино во Христе, благодаря Духу, Который есть “небесная вода”. Церковь здесь “вписывается” во внутреннюю жизнь Св. Троицы.

Это происходит, конечно же, благодаря боговоплощению, в котором мы физически соединяемся со Христом. — Такова основная мысль св. Иринея об отношении Воплощения Бога к спасению каждого из нас: Христос умер и воскрес — следовательно, воскреснут и наши тела, если они питаются Им (ПЕ 5,2,3). Здесь особенно важно, что не только само боговоплощение не было лишь умозрительным, — вопреки докетам, — но и наше общение со Христом точно так же не является умозрительным, а есть вполне физическое соединение с ним в единое Тело Церкви.

Этот аспект учения св. Иринея наиболее известен и наиболее очевиден. Мы поэтому ограничимся самой яркой цитатой, в которой св. Ириней самую православную веру выводит из опыта Евхаристии:

“Как же они (докеты), говорят, будто плоть идет во истление, непричастна жизни, та плоть, которая напитана Телом и Кровью Господа, но наша вера согласна с Евхаристией, и Евхаристия утверждает нашу веру” (ПЕ 4,18,5).

Вообще, тема нашего пребывания в Боге, если мы в Церкви, в 5-й книге рассматривается очень подробно. В этом же контексте у св. Иринея мы находим одно из первых выражений веры Церкви относительно Богоматери:

“Итак, явно Господь пришел к своим, и был носим Своим собственным созданием, которое носится Им Самим, и непослушание, бывшее по поводу древа, исправил Своим послушанием на древе. И обольщение, которому несчастно подверглась уже обрученная мужу дева Ева, разрушено посредством истины, о которой счастливо получило благовестие также обрученная мужу Дева Мария. Ибо, как та была обольщена словами ангела к тому, чтобы убежать от Бога, преступив Его слово, так другая через слово Ангела получила благовестие, чтобы носить Бога, повинуясь Его слову. И как та была непослушна Богу, так эта склонилась послушанию Богу, дабы Дева Мария была заступницею девы Евы. И как через деву род человеческий подвергся смерти, так через Деву и спасется, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного. (имеется ввиду Христос, который был наказан) И хитрость змия побеждена простотою голубя. И таким образом разорванны узы, которыми мы были привязаны к смерти” (ПЕ 5.19.1).

Это место интересно еще и тем, что в нем проводится одна из основных мыслей св. Иринея относительно всего характера домостроительства нашего спасения как анакефалеосиса (Piaeaoaea?uoeo), или рекапитуляции (recapitulatio). Буквальный перевод этого термина — “переоглавление”, т. е. перечисление “глав” (пунктов) какого-либо списка, возможно (и именно это подразумевается в данном случае), в обратном порядке. Список дел, подлежащих “переоглавлению”, — это дела Адама, выполненные им плохо или не выполненные вовсе. Осуществил их “переоглавление” Новый Адам — Христос.

“<...> Господь наш в последние времена, восстановляя (букв., “переоглавляя”) в Себе все, пришел к нам не так, как Он мог, но как мы могли Его видеть. <...> И поэтому Он, совершенный хлеб Отца, представил нам младенцам Себя Самого как молоко — таково было Его человеческое пришествие — дабы, как бы вскормленные от сосцев Его плоти и чрез такое млекотворение приученные есть и пить Слово Божие, мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца” (ПЕ 4.38.1).

“Рекапитуляция” приводит нас обратно к Творцу, но уже не в то — внешнее по отношению к Творцу положение, в котором находился Адам, и из которого было возможно грехопадение, — а во внутреннюю жизнь Св. Троицы, из которой уже новое грехопадение невозможно.

Важнейшим аспектом учения св. Иринея о спасении является его эсхатология, а именно, учение о тысячелетнем Царстве праведных на земле (различные формы этого учения часто называются “милленаризмом”, или “хилиазмом” — соотв., от лат. и греч. слов, обозначающих “тысячелетие”). Само понятие “тысячелетнего Царствия” восходит, в христианской традиции, к гл. 20 Апокалипсиса Иоанна, но из текста этой главы прямо не следует, насколько материальным и насколько духовным нужно считать это Царствие. Абсолютная “дематериализация” этого учения оказалась бы в явном противоречии с основными понятиями о спасении, которое совершается во плоти. Но, если не впадать в крайность “дематериализации”, то остается еще довольно широкий спектр возможных интерпретаций.

Различные милленаристические учения были очень распространены во II в., и не все из них были впоследствии приняты Церковью. Наиболее принципиальным вопросом в этом случае было: является ли “тысячелетнее Царствие” каким-то периодом истории, которого нужно ждать в будущем, или же оно уже наступило для Церкви. Только решения второго типа Церковью принимались. В византийский период наиболее принятым стало то решение, которое предложил св. Андрей Кесарийский (вторая пол. VI в. или самое начало VII в. — Не путать со св. Андреем Критским!) в своем Толковании на Апокалипсис: 1000 лет — это все время от Воплощения Христова до Второго Пришествия. Однако, такое толкование не является единственно возможным, и ранняя Церковь его не знала. Но св. Ириней явно принимает толкование первого типа — когда под “тысячелетием” подразумевается нечто, долженствующее наступить в будущем:

“<...> праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновленном создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам, и царствовать в нем, а потом настанет суд” (ПЕ 5,32,1).

Насколько близко и насколько далеко это толкование отстояло от принятого Церковью? Во времена св. Иринея еще не было утверждено никакого учения, и оставалась лишь рассуждать на свой страх и риск. Но спустя менее, чем столетие, св. Мефодий Олимпский (о нем см. гл....) изложит весьма близкое к св. Иринею учение, в котором, однако, не будет предусмотрено никакого ожидания особой эпохи прежде всеобщего воскресения и Суда (Пир десяти дев, гл. 9).

Согласно св. Мефодию, все время земной истории — это 6 тысяч лет. Седьмая тысяча — это уже не время, но вечность, наступившая внутри Новозаветной Церкви. После седьмой тысячи должна будет наступить восьмая — вечность, в которой исчезнет существующее пока что противостояние между Церковью и миром. Таким образом, седьмая тысяча лет — это вообще не время; это вечность. — В этом концепция св. Мефодия отличается от позднейших толкований византийских отцов. В то же время, наступления этой вечности не следует ожидать в будущем — она уже наступила для Церкви, хотя и содержится лишь внутри нее. А “снаружи” продолжается и заканчивается шестая тысяча лет всемирной истории.

Св. Ириней, подобно св. Мефодию, укладывает земную историю в шесть тысяч лет, а вслед за ней помещает Суд, уподобляемый им Жатве (еще более развит этот образ у св. Мефодия, где вся глава Пира посвящена эсхатологической Жатве):

“Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. <...> а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год” (ПЕ 5,28,3; ср. там же, 4 — о Жатве).

Однако, как мы уже видели, св. Ириней не сразу вслед за концом истории помещает суд, а вставляет между ним и переживаемой эпохой еще один период царствования праведных. Подобные воззрения отмечаются и у св. Юстина.

Возникает вопрос: кто ближе следовал изначальному церковному Преданию — упомянутые ли отцы II в. или писавший на рубеже III и IV вв. св. Мефодий Олимпский?

Доступный нам сейчас корпус текстов II—III вв. не является достаточно репрезентативным, чтобы ответить на этот вопрос. Нужно обратиться к текстам более ранним и, в первую очередь, Нового Завета. Не углубляясь в подробности евангельской эсхатологии, я позволю себе упомянуть лишь о том немногом, что заставляет меня склониться в пользу исконности толкования св. Мефодия. Это, прежде всего, евангельские притчи о суде, где суд изображается в виде брачного пира (притчи о 10 девах, о пришедшем на вечерю в непраздничных одеждах и др.). Этот пир, по исконному церковному пониманию, есть Евхаристия Церкви и жизнь будущего века. В то же время, это и суд — для внешних (ср. еще притчу о званых и избранных, а также слова о том, что праведные “на суд не приидут” (Ин.)). В этих притчах налицо такое же понимания “сосуществования” истории (конца истории) с “седьмой тысячей лет” внутри Церкви, какое мы видим у св. Мефодия.

Обе концепции — и св. Иринея, и св. Мефодия — имели корни в дохристианском иудейском мире, и когда-нибудь мы, быть может, узнаем, в какой именно среде сформировалась каждая из них.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по патрологии

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции по патрологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Богословие св. Иринея

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизнь и творения
Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны. Почему епископ города Лиона — довольно далекой римской провинции — оказался с

КРАТКИЙ ОБЗОР ЕРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ III—IV вв. Учение I Вселенского собора
1. Историография. Происхождение большинства рассматриваемых ниже учений представляет собой весьма сложную проблему; это особенно относится к учениям доникейской эпохи. Можно

Ересь Савеллия (вторая пол. III в.)
  Часто термин “савеллианство” используется в контексте, где историческое савеллианство III—IV вв. никак не могло иметься в виду. Савеллианство как направление мысли, сливающее три ли

Павел Самосатский
У Павла Самосатского акцент был сделан не на триадологии, а на христологии — но также в системе модализма. Павел Самосатский, еп. Антиохийский (ок. 260 г.), также станет в церковном Предании одним

Ересь Ария
Ересь александрийского пресвитера Ария была замечена еще епископом Александрии священномучеником Петром († 312 г.), обличена на поместном соборе в Александрии при следующем епископе Александре, нак

Полуарианство
Дополнит. лит.: M. Tetz. Zur Theologie des Markell von Ankyra // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1964. 75. 217–270; 1968. 79. 3–42; 1972. 83. 145–194. По имени одного из основопо

Фотин, епископ Сирмийский
Фотин был учеником Маркела. Именно в его редакции маркеллианство было осуждено первоначально. Согласно Фотину, Бог — одна ипостась и имеет у Себя Логос, Который при пребывает при Нем (этот

Ересь аномеев
Доп. лит.: E. Cavalcanti. Studi Eunomiani. Roma, 1976 (Orientalia Christiana Analecta, 202). Если собственное учение Ария остается весьма слабо документированны

Ересь Аполлинария
Доп. лит.: A. Grillmeier. Christ in Christian Tradition. [Vol. 1]. From the Apostolic Age to Chalcedon (451) / Transl. by J. S. Bowden. N. Y., 1965. (Важно и для влияния иде

Ересь Македония
Ересь Македония возникла как еще одна попытка со стороны православных найти компромисс с арианством, причем осуществленная в тех условиях, когда уже попыка Маркелла была отвергнута. После провала “

ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА СПОРОВ IV ВЕКА
В триадологической полемике IV в. с православной стороны особенно выделялись св. Каппадокийцы, “троица воспевавшая Троицу”: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Их богословие, как

Триадологическое учение св. Василия Великого.
Главные оппоненты Евномий и Македоний в сущности продолжали ересь Ария тик или иначе ее модифицируя т.е. признавая Сына и Духа самостоятельными реальностями, чем они отличались от савелиан и др. мо

Аргументация Евномия
У Евномия Божия сущность объявлялась нерожденной и в этом смысле отрицалось какое бы то ни было подобие истинному Богу Отцу со стороны чего бы то ни было другого. Бог — "нерожденный&q

Св. Василий Великий против рационалистического агностицизма Евномия
Он не соглашается, что "нерожденность" — сущность Божия, но он не соглашается, что это не примышление и не лишение. В противовес Евномию, св. Василий излагает учение о том, что впоследств

Сочинения свт. Афанасия
В Византии к концу первого тысячелетия составился дошедший до нас довольно объемистый Corpus Athanasianum на греческом языке. Не все эти сочинения с равной достоверностью могут быть ему атри

Христология
Выступая против Ария в своем послании к епископу Адельфию, св. Афанасий пишет: “Как тварь не была создана тварью, так тварь не могла бы быть спасена тварью, если бы Логос не был бы Творцом

Христология “псевдо-афанасиевой” части Corpus Athanasianum
Некоторые из важнейших мыслей аутентичных произведений св. Афанисия нашли продолжение в “псевдо-афанасиевой” части греческого корпуса его творений. (Согласно предположениям некоторых ученых, часть

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АСКЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В IV в.
Евагрий Понтийский (345—399) вошел в церковную историю, прежде всего, как еретик. В то же время, это уникальный на Востоке (и сопоставимый только с преп. Иоанном Кассианом на Западе) аскетический п

Биографические сведения о Евагрии
Евагрий был весьма образованным молодым человеком, жившим в столице Константинополе, был близок к великим Каппадокийцам: Григорий Богослов был его духовным отцом, Григорий Нисский в свою бытность е

Сочинения Евагрия
Греческая традиция как таковая сохранила под его именем незначительное количество работ, но они важны по содержанию. Это исключительно то, что полезно для души. Кроме того, греческая традиция таког

Оригенизм Евагрия
Исторически оригенизм Евагрия сыграл в истории Церкви более значительную роль, нежели “оригенизм” самого Оригена, и поэтому мы остановимся на нем подробнее. Три вида “феории” (созе

Систематизация Евагрием православного аскетического учения
“Праксис” и “феория”.От еретических воззрений Евагрия мы переходим теперь к наиболее важной части его наследия — к тому, что им написано по систематизации уже вполне сформировавшег

Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum
Под именем св. Макария Египетского церковная традиция подразумевает св. Макария Великого, настоятеля одного из четырех монастырей Скита. Он жил в Египте в IV в. (преставился ко Господу в 400-е гг.)

ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕСТОРИАНСТВА И III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Богословие св. Кирилла Александрийского
1. Историография.Лучшим введением в историю догматич. полемики может считаться J. Meyendorff. Christ in the Byzantine Thought. Crestwood, N. Y., 19872

От Феодора Мопсуетского к Несторию
Вероятно, правда. У Нестория, действительно, обнаруживается оригинальное христологическое учение, которого еще не было у Феодора. В то же время, нужно дать и отрицательный ответ на поставленный выш

Учение св. Кирилла Александрийского
Как мы уже сказали, учение св. Кирилла было одобрено III Вселенским собором, причем, это было сделано самым однозначным образом: собор издал от своего имени 12 анафематизмов ереси Нестория, составл

Триадология св. Фотия
Начиная со Льва III, а, значит, ко времени св.Фотия, папы принимали учение Filioque по существу и только считали дисциплинарно неправильным изменение Символа. Как показывают разные документы, позиц

ПОЛОЖЕНИЕ НА НЕГРЕЧЕСКОМ ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ В XI–XIII вв.
В этой обзорной главе нам придется довольно много говорить не только о богословии, но и о церковной истории. Это необходимо потому, что не существует пособий, по которым можно было бы легко сориент

Эпоха армянского преобладания в монофизитском Египте
Между монофизитами, которые формально состоят между собой в евхаристичесом общении, т.е. сирийцами, армянами и коптами, начинаются какие-то новые трения. Уже в конце Х века какие-то намеки на то, ч

Развитие догматических споров внутри Армянской церкви и армяно-сирийские отношения
Говоря о положении монофизитского мира, нужно сказать, что где-то в XI-XII веках главным возмутителем спокойствия становится Армения, где возрождается актистизм, и где (это пока спорно) принимается

Армяно-сирийско-коптский спор о Евхаристии и триадологии
Внутри монофизитского мира также происходили споры о триадологии. Однако, здесь надо учитывать, что в этих спорах о триадологии стороны апеллировали друг ко другу, пользуясь не философским

Сирийско-коптские отношения: превращение коптов в яковитов
С коптской стороны также есть очень интересный и очень важный памятник для последующей истории монофизитства, появление которого связано с окончанием рассмотренной выше полемики о сирийском обычае

Армяно-византийские отношения
В течение XI-XII веков происходит целая серия попыток объединиться с византийцами. Перечислим только официальные переговоры, не принимая во внимание постоянное общение с армянами-монофизитами, живш

Отношения между монофизитами и православными в Египте
В 933 году в Египте был восстановлен православный патриархат после трехсот лет вдовства Александрийской кафедры. С тех пор православный патриархат в Александрии постоянно оказывает влияние на моноф

Дело Марка Ибн-аль-Канбара
В конце XII века в Египте произошел один громкий скандал. Героем его выступил некий Марк Ибн-аль-Канбар († 1208) ок.1186 года. Он, будучи коптским монофизитом, облеченным саном пресвитерства, с сон

Краткие итоги
Мы рассмотрели длинный ряд противоречий как внутри монофизитского мира, так и между отдельными частями этого мира и внешней средой. Египет был той сценой, на которой чаще всего менялись де

Обзор состояния православного богословия сер. XV — кон. XIX века
В большой степени нас будут интересовать методологические проблемы изучения этого периода, потому что они являются по своей сути богословскими, когда мы говорим о истории богословия. Начне

Св. Геннадий Схоларий
XV век ознаменован деятельностью великого святого отца - св.Георгия Схолария, который стал патриархом с именем Геннадий, как раз сразу после завоевания КП-ля в 1453 году, и был патриархом до своей

Период до конца XVI века
Рубежом этого периода можно назвать переписку Вселенского патриарха ИеремииII (который, кстати, посещал Москву, и именно при нем установлено Московское патриаршество) с лютеранами из Тюбингена, в к

Период с кон. XVI века до сер. XVIII века
Это период, когда православное богословие в самой тяжелой форме, как никогда до тех пор, испытывало двойственное западное влияние: с одной стороны латинство, с другой — протестантизм, в основном в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги