рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Оригенизм Евагрия

Оригенизм Евагрия - Лекция, раздел Религия, Лекции по патрологии Исторически Оригенизм Евагрия Сыграл В Истории Церкви Более Значительную Роль...

Исторически оригенизм Евагрия сыграл в истории Церкви более значительную роль, нежели “оригенизм” самого Оригена, и поэтому мы остановимся на нем подробнее.

Три вида “феории” (созерцания) и два вида “природы”.Знаменитый оригенистский тезис еще с III в., толкование пс. 148 “Изведи из темницы душу мою” в смысле изведения души из темницы тела, у Евагрия удерживается. Св. Отцы (Св. Василий Великий) толковали это в том смысле, что речь идет о темнице греха (греховные страсти плоти, но не сама плоть), а у Евагрия удерживается тот смысл, что сама плоть, хотя и смягчается полемический накал. Говорится так, что тюрьма — это полезное заведение для исправления. Евагрий буквально говорит следующее: “не каждому подобает говорить : “Изведи из темницы душу мою” — не каждому время так говорить, а только тем, кто уже находясь в темнице совершил ?nUieo (славянский термин — “деяние”, т. е. область деятельных добродетелей). Темница это место, где совершается “праксис”, и цель этого “праксиса” — достижение бесстрастия, еще не спасения, но некоторого важнейшего этапа на пути к спасению, а именно, бесстрастия, освобождения от страстей плоти. Такое понимание “праксиса” — это общеправославное учение. Но дальше важно то, что открывает eaun?a (слав. “видение”, рус. “видение”, или “созерцание”), когда он совершен. Страстному человеку доступно созерцание внешности предметов, но это eaun?a внешняя, которая нам просто дана в силу того, что мы родились людьми. Если же мы станем бесстрастными, то средостение греха, которое помрачает наше видение и не дает ему проницать в глубь предметов, исчезнет, и тогда откроется oooeex eaun?a — физическая феория, природное созерцание. Это означает, что за внешними предметами, за творением, уже будет видно реальное Божественное присутствие в каждом творении, т. е. то, как Бог присутствует в каждой вещи как ее Создатель. Потому что Он не просто (это и по православному учению) сотворил и отстранился, а пока вещь существует, Он в ней присутствует. И видит глубину вещей тот, кто видит в них Бога непосредственно и ясно, сквозь эту поверхность вещей. Каково же видение Бога, которое возможно внутри вещей, которое открывается любому, кто достиг бесстрастия? По православному учению, как и у Евагрия, это сформулировали св. Каппадокийцы в полемике с Евномием (вопреки Евномию, учившему, из своих арианских соображений, что Бог познаваем по сущности), которые говорили, что Бог непознаваем по сущности, а познаваем только по Своей энергии или премудрости. (Поэтому св. Григорий Палама часто ссылается на св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, на материалы этой полемики с Евномием и обвиняет своих противников евномианстве. Т.к. само мнение о том, что Бог может быть виден по сущности, а не только по энергии — это евномианская ересь, хотя противники Григория Паламы в XIV в совершенно другими путями к ней подошли). Евагрий и все оригенисты его времени считают, что евномианство — страшная ересь, и Евагрий ни в коем случае не повторяет учение Евномия в этом вопросе. Кстати другой оргенист Дидим Слепец вошел в историю как выдающийся противник Евномия. Поэтому Евагрий о oooeex eaun?a говорит так, что сущность Божия не становится в ней доступной и видимой, а становится доступна и видима многоразличная премудрость Божия (Еф. 3: 10), т.е. энергия. Премудрость — энергия, этим не исчерпывается значение слова премудрость в патристике, но это одно из наиболее принятых значений. Премудрость и становится объектом феории (особенно у авторов IV—V вв. часто встречается утверждение о том, что по премудрости мы можем познать Бога, а по сущности нет). Евагрий как ученик каппадокийцев, заимствует их учение о энергии, но вставляет его в совершенно иной контекст.

Различие начинается с самого понимания творения. По Евагрию, это не просто творение, а второе творение. Это особенности оригенизма не Оригена, а Евагрия: Бог сотворил некий тварный мир, который был первым творением, а потом это творение отпало и началась духовная деградация его, и для этого творения Бог сотворил тварный мир — второе творение.

“Вещество не вечно, но было создано специально после грехопадения и конечно на время, потому что когда все спасется, все это упразднится, вся темница”, — это учение Евагрий излагает в своих “Гностических главах”.

Это еще одно отличие Евагрия от Оригена. Ориген учил вообще о вечности материи, о том, что Бог является только творцом качеств, т.е. Ориген был здесь как все язычники. Этого Евагрий не принимает, но считает, что Бог сотворил материальный мир, который нужен для жизни во грехе, потому что грех уже предопределяет эту надобность, и Бог совершил это второе творение свой премудростью и в oooeex eaun?a мы видим Бога в этом втором творении. Это не так далеко от православного учения, как может показаться сначала, т.к. по православному учению, такой важнейший элемент творения Божия, который можно считать как бы аналогом этого второго (хотя так никто не называет) — это разделение полов. Ведь оно совершилось до грехопадения, и по единогласному учению св. отцов, это было сделано в предвидении грехопадения. В. Н. Лосский сказал, что “на корабле спасательный круг в предвидении кораблекрушения, но он никак не подталкивает к кораблекрушению”. Также и здесь, чтобы человеческий рода не пресекся из-за греха, когда войдет в смерть. Итак, “праксис” завершается в oooeex eaun?a — при освобождении от страстей.

Уже здесь происходит видение Света, т.к. энергия, премудрость Божия — это свет. Однако, исполнение “праксиса” — это еще не воскрешение ума. Ум должен воспрянуть от своей мертвости. Это звучит вполне православно, но Евагрий под этим понимает, что воскрешение ума есть его преложение от вещественного видения к невещественной “феории”.

По Евагрию, различаются три вида “феории”:

- То, что все мы видим, когда просто смотрим; это даже не “фисики феориа”;

- oooeex eaun?a, — и, наконец,

- видение (феория) первой природы. Это так наз. “сущностное видение” (eaun?a isoe?aco). Это и есть то самое познание природы Бога вне энергии, непосредственное познание по сущности Божией, о котором учил Евномий. Евагрий подошел к евномианскому выводу с совершенно противоположной стороны.

Учение о познании сущности Божией.Мы Бога познаем полностью, но по энергии, а сущность непознаваема. В энергии Бог полностью, а не кусочком каким-то, Бог не делится на части. Если вообще мы познаем Бога по энергии, по православному учению мы познаем Его полностью, потому что в каждой энергии Бог полностью. Это ответ на вопрос ЧТО? Но на вопрос КАК мы это познаем, можно сказать, что только по энергии, а не по сущности. Почему Евагрий приходит к мнению о познании Бога по сущности, как следующей и высшей стадии, нежели познание по энергии? Видно, что генезис этой идеи очень неправославный, это как раз стержень оригенизма. С другой стороны, сказать, что всякое учение о познании Бога по сущности неверное, нельзя, потому что ап. Петр говорит, что мы станем причастниками Божественного естества (1 Пет. 1:4). Как во Христе соединяются нераздельно и неслиянно две природы своими энергиями, так должно происходить соединение тех же двух природ в каждом из нас, если мы становимся Телом Христовым. Тело Христово одно. В него входят все члены Церкви. И в каждом из нас должно происходить соединение нашей человеческой природы, которая та же, что и воспринятая Христом, с природой Божественной, и тогда можно говорить о познании Божественной сущности — в известном смысле этого слова. Однако, и во Христе, и в нас природы не могут соединиться иным образом, нежели по энергиям. Энергия — движение сущности. Если нет движения, то нет соединения.

По Евагрию, дело обстоит совершенно иным образом. Есть два вида богопознания: тот, кто познает Бога, имеет или ведение Его сущности, или ведение Его премудрости, которой Он пользовался, создавая все. Ведение сущности, помимо премудрости Божией, — учение неправославное.

Учение о единой природе “умов”.Евагриево учение о познании сущности Божией следует из его представления о единой “умной природе”. Бог, ангелы и человек — это одна умная природа. В Боге она в своем исконном состоянии, в ангеле она “подпорчена”, в людях совсем испорчена, но все равно она одна и та же, и поэтому просто очищение себя и жизнь по своей природе и будет соединением с природой Бога, т. к. природа ума — это и есть Божественная природа. Потому исходя из этой оригенстской посылки, Евагрий не мог избежать в то время уже скомпрометированного евномианского вывода о познании Бога по сущности, а не только по энергии.

Евагрий говорил, что “познание своего ума означает то же самое, что познание Бога по сущности, и оно невозможно пока мы живем чувственным познанием”.

Из Большого письма к Мелании:

“Сие неизреченное чудо — природа словесных (в обратном пер. на греч. с сир. — oyoeo o§i eiaee§i) смешивается с природой своего Творца так, что в результате остается энада [оригенистская] в трех ипостасях”. Умы не вносят ни новой ипостаси, ни тем более новой природа, т.е. полностью смешиваются с энадой, подобно тому как речная вода не сообщает морю своего цвета и вкуса.

Возникает вопрос, зачем вообще в этой схеме нужен Христос, если и так природа умов и пророда Бога — одна и та же? Евагрий держится ответа, общего для оригенистской традиции: Христос — это тот единственный ум, который удержался от грехопадения, увлекшего всех остальных, и в нем сохранилась природа неиспорченная. он нужен как руководитель, чтобы нас привести к Отцу. Он принимает условия второй природы для того, чтобы возвести нас к первой природе. Когда это случится, “царство Христово приимет конец” — Он его передаст Отцу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по патрологии

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции по патрологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Оригенизм Евагрия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизнь и творения
Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны. Почему епископ города Лиона — довольно далекой римской провинции — оказался с

Богословие св. Иринея
У св. Иринея мы впервые встречаем триадологию того типа, который, может быть, кажется нам единственно возможным и естественным, — близкого к учению великих отцов IV в. Но в контекс

КРАТКИЙ ОБЗОР ЕРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ III—IV вв. Учение I Вселенского собора
1. Историография. Происхождение большинства рассматриваемых ниже учений представляет собой весьма сложную проблему; это особенно относится к учениям доникейской эпохи. Можно

Ересь Савеллия (вторая пол. III в.)
  Часто термин “савеллианство” используется в контексте, где историческое савеллианство III—IV вв. никак не могло иметься в виду. Савеллианство как направление мысли, сливающее три ли

Павел Самосатский
У Павла Самосатского акцент был сделан не на триадологии, а на христологии — но также в системе модализма. Павел Самосатский, еп. Антиохийский (ок. 260 г.), также станет в церковном Предании одним

Ересь Ария
Ересь александрийского пресвитера Ария была замечена еще епископом Александрии священномучеником Петром († 312 г.), обличена на поместном соборе в Александрии при следующем епископе Александре, нак

Полуарианство
Дополнит. лит.: M. Tetz. Zur Theologie des Markell von Ankyra // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1964. 75. 217–270; 1968. 79. 3–42; 1972. 83. 145–194. По имени одного из основопо

Фотин, епископ Сирмийский
Фотин был учеником Маркела. Именно в его редакции маркеллианство было осуждено первоначально. Согласно Фотину, Бог — одна ипостась и имеет у Себя Логос, Который при пребывает при Нем (этот

Ересь аномеев
Доп. лит.: E. Cavalcanti. Studi Eunomiani. Roma, 1976 (Orientalia Christiana Analecta, 202). Если собственное учение Ария остается весьма слабо документированны

Ересь Аполлинария
Доп. лит.: A. Grillmeier. Christ in Christian Tradition. [Vol. 1]. From the Apostolic Age to Chalcedon (451) / Transl. by J. S. Bowden. N. Y., 1965. (Важно и для влияния иде

Ересь Македония
Ересь Македония возникла как еще одна попытка со стороны православных найти компромисс с арианством, причем осуществленная в тех условиях, когда уже попыка Маркелла была отвергнута. После провала “

ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА СПОРОВ IV ВЕКА
В триадологической полемике IV в. с православной стороны особенно выделялись св. Каппадокийцы, “троица воспевавшая Троицу”: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Их богословие, как

Триадологическое учение св. Василия Великого.
Главные оппоненты Евномий и Македоний в сущности продолжали ересь Ария тик или иначе ее модифицируя т.е. признавая Сына и Духа самостоятельными реальностями, чем они отличались от савелиан и др. мо

Аргументация Евномия
У Евномия Божия сущность объявлялась нерожденной и в этом смысле отрицалось какое бы то ни было подобие истинному Богу Отцу со стороны чего бы то ни было другого. Бог — "нерожденный&q

Св. Василий Великий против рационалистического агностицизма Евномия
Он не соглашается, что "нерожденность" — сущность Божия, но он не соглашается, что это не примышление и не лишение. В противовес Евномию, св. Василий излагает учение о том, что впоследств

Сочинения свт. Афанасия
В Византии к концу первого тысячелетия составился дошедший до нас довольно объемистый Corpus Athanasianum на греческом языке. Не все эти сочинения с равной достоверностью могут быть ему атри

Христология
Выступая против Ария в своем послании к епископу Адельфию, св. Афанасий пишет: “Как тварь не была создана тварью, так тварь не могла бы быть спасена тварью, если бы Логос не был бы Творцом

Христология “псевдо-афанасиевой” части Corpus Athanasianum
Некоторые из важнейших мыслей аутентичных произведений св. Афанисия нашли продолжение в “псевдо-афанасиевой” части греческого корпуса его творений. (Согласно предположениям некоторых ученых, часть

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АСКЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В IV в.
Евагрий Понтийский (345—399) вошел в церковную историю, прежде всего, как еретик. В то же время, это уникальный на Востоке (и сопоставимый только с преп. Иоанном Кассианом на Западе) аскетический п

Биографические сведения о Евагрии
Евагрий был весьма образованным молодым человеком, жившим в столице Константинополе, был близок к великим Каппадокийцам: Григорий Богослов был его духовным отцом, Григорий Нисский в свою бытность е

Сочинения Евагрия
Греческая традиция как таковая сохранила под его именем незначительное количество работ, но они важны по содержанию. Это исключительно то, что полезно для души. Кроме того, греческая традиция таког

Систематизация Евагрием православного аскетического учения
“Праксис” и “феория”.От еретических воззрений Евагрия мы переходим теперь к наиболее важной части его наследия — к тому, что им написано по систематизации уже вполне сформировавшег

Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum
Под именем св. Макария Египетского церковная традиция подразумевает св. Макария Великого, настоятеля одного из четырех монастырей Скита. Он жил в Египте в IV в. (преставился ко Господу в 400-е гг.)

ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕСТОРИАНСТВА И III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Богословие св. Кирилла Александрийского
1. Историография.Лучшим введением в историю догматич. полемики может считаться J. Meyendorff. Christ in the Byzantine Thought. Crestwood, N. Y., 19872

От Феодора Мопсуетского к Несторию
Вероятно, правда. У Нестория, действительно, обнаруживается оригинальное христологическое учение, которого еще не было у Феодора. В то же время, нужно дать и отрицательный ответ на поставленный выш

Учение св. Кирилла Александрийского
Как мы уже сказали, учение св. Кирилла было одобрено III Вселенским собором, причем, это было сделано самым однозначным образом: собор издал от своего имени 12 анафематизмов ереси Нестория, составл

Триадология св. Фотия
Начиная со Льва III, а, значит, ко времени св.Фотия, папы принимали учение Filioque по существу и только считали дисциплинарно неправильным изменение Символа. Как показывают разные документы, позиц

ПОЛОЖЕНИЕ НА НЕГРЕЧЕСКОМ ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ В XI–XIII вв.
В этой обзорной главе нам придется довольно много говорить не только о богословии, но и о церковной истории. Это необходимо потому, что не существует пособий, по которым можно было бы легко сориент

Эпоха армянского преобладания в монофизитском Египте
Между монофизитами, которые формально состоят между собой в евхаристичесом общении, т.е. сирийцами, армянами и коптами, начинаются какие-то новые трения. Уже в конце Х века какие-то намеки на то, ч

Развитие догматических споров внутри Армянской церкви и армяно-сирийские отношения
Говоря о положении монофизитского мира, нужно сказать, что где-то в XI-XII веках главным возмутителем спокойствия становится Армения, где возрождается актистизм, и где (это пока спорно) принимается

Армяно-сирийско-коптский спор о Евхаристии и триадологии
Внутри монофизитского мира также происходили споры о триадологии. Однако, здесь надо учитывать, что в этих спорах о триадологии стороны апеллировали друг ко другу, пользуясь не философским

Сирийско-коптские отношения: превращение коптов в яковитов
С коптской стороны также есть очень интересный и очень важный памятник для последующей истории монофизитства, появление которого связано с окончанием рассмотренной выше полемики о сирийском обычае

Армяно-византийские отношения
В течение XI-XII веков происходит целая серия попыток объединиться с византийцами. Перечислим только официальные переговоры, не принимая во внимание постоянное общение с армянами-монофизитами, живш

Отношения между монофизитами и православными в Египте
В 933 году в Египте был восстановлен православный патриархат после трехсот лет вдовства Александрийской кафедры. С тех пор православный патриархат в Александрии постоянно оказывает влияние на моноф

Дело Марка Ибн-аль-Канбара
В конце XII века в Египте произошел один громкий скандал. Героем его выступил некий Марк Ибн-аль-Канбар († 1208) ок.1186 года. Он, будучи коптским монофизитом, облеченным саном пресвитерства, с сон

Краткие итоги
Мы рассмотрели длинный ряд противоречий как внутри монофизитского мира, так и между отдельными частями этого мира и внешней средой. Египет был той сценой, на которой чаще всего менялись де

Обзор состояния православного богословия сер. XV — кон. XIX века
В большой степени нас будут интересовать методологические проблемы изучения этого периода, потому что они являются по своей сути богословскими, когда мы говорим о истории богословия. Начне

Св. Геннадий Схоларий
XV век ознаменован деятельностью великого святого отца - св.Георгия Схолария, который стал патриархом с именем Геннадий, как раз сразу после завоевания КП-ля в 1453 году, и был патриархом до своей

Период до конца XVI века
Рубежом этого периода можно назвать переписку Вселенского патриарха ИеремииII (который, кстати, посещал Москву, и именно при нем установлено Московское патриаршество) с лютеранами из Тюбингена, в к

Период с кон. XVI века до сер. XVIII века
Это период, когда православное богословие в самой тяжелой форме, как никогда до тех пор, испытывало двойственное западное влияние: с одной стороны латинство, с другой — протестантизм, в основном в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги