рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum

Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum - Лекция, раздел Религия, Лекции по патрологии Под Именем Св. Макария Египетского Церковная Традиция Подразумевает Св. Макар...

Под именем св. Макария Египетского церковная традиция подразумевает св. Макария Великого, настоятеля одного из четырех монастырей Скита. Он жил в Египте в IV в. (преставился ко Господу в 400-е гг.). Его следует отличать от другого современного ему подвижника — преп. Макария Градскаго, или Александрийского (изречения того и другого часто путаются в рукописях патериков).

Именно из патериков мы получаем основные сведения о биографии св. Макария Великого. Первоначально он стал вести подвижническую жизнь недалеко от мирского селения. Но спустя некоторое время ему пришлось оттуда уйти — жители селения слишком легко переходили от неумеренных восторгов по отношению к подвижнику к самой ужасной клевете и обратно. После этого св. Макарий нашел место совершенно безлюдное, которым был Скит.

Как правило, трудно различить даже между изречениями двух названных Макариев — Великого и Александрийского. Но проблема чрезвычайно осложняется еще и наличием так называемого Corpus Macarianum — большого собрания проповедей и посланий, которые в позднейшей рукописной традиции атрибутируются св. Макарию Великому. Общий объем Корпуса очень велик даже на греческом языке, а восточные версии (сирийская, арабская, грузинская) его расширяют дополнительно. Как показывают современные исследования, основная часть этих сочинений никак не могла принадлежать египетскому подвижнику — слишком многое в них выдает носителя специфически сирийской культуры (это не соответствует известной нам биографии св. Макария, хотя сирийцев среди египетских монахов могло быть не так уж мало) и даже жителя Сирии (некоторые места Корпуса читаются как аллюзии на конкретные исторические события). Впрочем, не надо думать, будто, отказываясь признать Корпус аутентичным произведением св. Макария, мы автоматически отрицаем за ним достоинство святоотеческого творения. О достоинстве любого сочинения говорит, прежде всего, не атрибуция его тому или иному лицу, а его признание Церковью — и это условие в данном случае выполняется полностью. Но и сама атрибуция Корпуса св. Макарию не столь уж абсолютна даже и в рукописной традиции. В арабских рукописях (дошедшая арабская версия Корпуса является переводом сирийской, однако не такой, которая дошла по-сирийски до нас) автором этих сочинений называется некий Симеон. Сознавая всю проблематичность атрибутирования Корпуса св. Макарию, ниже я все-таки буду держаться традиционного именования автора этих сочинений св. Макарием.

Учение Корпуса и мессалианство.Некоторые произведения Корпуса были использованы еретиками-мессалианами (о происхождении названия этой ереси см. главу о Евагрии), которые составили на их основе свой Аскетикон, осужденный на поместном соборе в К.п в 426 г. и затем повторно — на III Всел. соборе в 431 г. в Эфесе. Мессалианам импонировала идея св. Макария о необходимости еще на земле вкусить спасения — но они развивали эту идею по-своему, создавая особую касту как бы уже спасенных людей. Кроме того, мессалианству был в какой-то степени свойственен неправославный дуализм — представление о сообитании диавола в душе человека. Однако, отличие православного учения в этой области от осужденного у мессалиан не так велико, как можно подумать с точки зрения европейского гуманизма. Еретическим является только мнение, будто таковое сообитание есть свойство самой природы человека вследствие ее порчи от грехопадения прародителей. Православное же учение, о котором говорит св. Макарий, отрицают сообитание в душе человека бесов как свойство человеческого естества, но, в то же время, полностью признают его как факт. Различие тут в том, что не всякий факт должен следовать из свойств естества. Естество человеческое не предполагает никакого сообитания бесов, даже и после грехопадения. Но человек стал удобопреклонен ко греху, а через грех к нему уже и открывается доступ бесам, которые в него вселяются. Для того, чтобы изгнать их из сердца, необходима духовная брань — которой и учат святые подвижники. Осуждение Церковью мессалианства никак не сказалось на доверии к Corpus Macarianum.

Ниже мы остановимся на нескольких собственно богословских идеях Корпуса. В основном, они будут относиться к учению о спасении и соответствию принципов аскетической жизни этому учению.

Стяжание Св. Духа и невидимая брань.Ограничимся одной обширной цитатой, в которой сам автор Корпуса как бы сфокусировал свое учение:

“Как мясо без соли загнивает, наполняется великим зловонием и по причине несносного смрада все отвращаются от него и в загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем. Но коль скоро посыпана соль, питавшиеся мясом черви истребляются и гибнут, зловонный запах прекращается, потому что соли свойственно истреблять червей и уничтожать зловоние. Таким же образом и всякая душа не осиянная Св. Духом, не причастная небесной соли, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов. Почему Лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и страстей, живущих в такой душе. Движутся в ней злые и страшные черви, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее. Ибо сказано: “возсмердеша и согниша раны моя” (Пс. 37), но как скоро душа прибегает к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, человеколюбивого Духа, исшедшая небесная соль истребляет в ней страшных червей, уничтожает вредное зловоние и очищает душу действием силы своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солью (Левит. 2: 13). Как в видимом мире, кто обнажен, тот терпит великий стыд и бесчестие, и друзья отвращаются от друзей и родные от своих, если они обнажены, и дети... (сыновья Ноя), так и Бог отвращается от душ, которые не облечены с полным удостоверением в ризу Духа, в силе и истине не облекшись в Господа Иисуса Христа... Если телесная нагота подвергает такому стыду, то кольми паче большим покрывается стыдом и бесчестием страстей та душа, которая обнажена от Божественной силы, не имеет на себе и не облечена по всей Истине в неизреченную, нетленную, духовную ризу Самого Господа Иисуса Христа. И всякий, кто обнажен от оной Божественной славы, столько же должен стыдиться себя самого и сознавать бесчестие свое, сколько устыдился Адам, будучи наг телесно. И хотя сделал он себе одеяние из смоковных листьев, однако же носил стыд, сознавая свою нищету и наготу, посему такая душа да просит у Христа, дающего ризы и облекающего славою в неизреченном свете. И да не делает одеяние себе из собственных помыслов, и да не думает, обольщаясь собственною праведностью, что есть иные ризы спасения.

Посему, когда кто услышит Божие Слово, вступит в подвиг, отринет от себя дела житейские и мирские связи, отречется от всех плотских удовольствий и отрешится от них, тогда с постоянством устремляя мысль ко Господу, может он дознать, что в сердце есть иная борьба, иное тайное противление, иная брань помыслов от лукавых духов и что предлежит ему иный подвиг. И таким образом с несомненною верою и великим терпением, непрестанно призывая Господа, ожидая от Него помощи, нужно здесь еще получить освобождение от уз, тенет, преград и тьмы лукавых духов, т.е. от действия тайных страстей.

Господь творит избавление тем, которые призывают Его, к Нему обращаются. По собственной воле и непринужденно удаляются по мере сил от всякой мирской любви, отвлекают ум от земли и к Нему устремлены своим желанием и исканием”.

Св. Фалассий (VI—нач. VII в.) оставил одно близкое высказывание: “Не может возлюбить людей тот, кто не возненавидит всего человеческого”. Т.е. когда перестает рвать на части житейская брань за житейские блага, то тогда ты узнаешь, что есть брань с помыслами, что она самая жестокая и самая главная. Процитируем еще немного из Corpus Macarianum:

“Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться со своею природою, с прежними нравами и с тем навыком, который тебе прирожден. А во время борьбы с сим навыком найдешь противящиеся тебе помыслы и борющиеся с умом твоим. Помыслы сии повлекут тебя и станут кружить тебя в видимом, от чего ты бежал. Тогда-то начнешь борение и брань, восставляя помыслы против помыслов, ум против ума, душу против души, дух против Духа.

Это ведет к истинному и настоящему видению Бога”.

Антропология св. Макария (Corpus Macarianum). Особую ценность поучения Корпуса имеют еще и в том отношении, что подробно говорят о значении тела для подвижничества и вообще для спасения человека. В этом существенное отличие учения Корпуса от того, что мы увидим у Евагрия.

Не произойдет не только развоплощения (ересь оригенистов), но и о самом теле надо иметь особое попечение, чтобы преуспевать в молитве, хотя молится вроде и не тело. Все это происходит потому, что в теле есть сердце, о котором св. Макарий говорит (Беседа 15: 20): “Ум и все помышления души находятся в сердце, как в своем органе”.

Исходя из того, что ум имеет природное свое место — сердце, особенное внимание должно быть к нему.

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4: 23).

У св. Макария еще нет детально сформулированного учения о сведении ума в сердце. У него подготовлена к этому почва.

“Самые слова, которые Бог с миром изглаголал Марии (Мария и Марфа) были дух и некая сила. Слова сии вошли в сердце, стали душою в душе, духом в духе, и Божественная сила наполнила сердце ея. Потому что где привитает (обитает) оная сила, по необходимости делается она там пребывающая как неотъемлемое стяжание. Посему и Господь, зная, что даровал ей, сказал: Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея. Но со временем и то, что делала Марфа из усердия служить, привело ее к тому же дарованию, потому что и она приняла Божественную силу в душу свою. И ныне любящие Господа, оставившие все и постоянно пребывающие в молитве, в тайне научаются тому, чего не ведали. Сама истина по их произволению открывается им и учит их. “Аз есмь Истина”. Посему те, которые пребывают в служении и усердно все делают из ревности по вере из любви к Богу, со временем сие самое приводит к ведению самой истины. Потому что Господь открывается душам и учит их сопребыванием Духа Святаго. Сказано “вкусите и видите, яко благ Господь” (Пс. 33). Вкушение же сие есть в несомненности действенная сила Духа, совершающее служение в сердце. Ибо те, кто сыны Света и служения Нового Завета в Духе Святом, ничему не научаются у людей, как научаемые Богом. Сама благодать пишет в сердцах их законы Духа. Посему не в писаниях только начертанных чернилами должны они находить для себя удостоверение, но и на скрижалях сердца благодать Божия пишет законы Духа и небесные тайны, потому что сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении. И когда благодать овладеет пажитями сердца, тогда царствует оно над всеми членами и помыслами, ибо там ум и все помыслы и чаяния души, почему благодать и проникает во все члены тела”.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по патрологии

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции по патрологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизнь и творения
Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны. Почему епископ города Лиона — довольно далекой римской провинции — оказался с

Богословие св. Иринея
У св. Иринея мы впервые встречаем триадологию того типа, который, может быть, кажется нам единственно возможным и естественным, — близкого к учению великих отцов IV в. Но в контекс

КРАТКИЙ ОБЗОР ЕРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ III—IV вв. Учение I Вселенского собора
1. Историография. Происхождение большинства рассматриваемых ниже учений представляет собой весьма сложную проблему; это особенно относится к учениям доникейской эпохи. Можно

Ересь Савеллия (вторая пол. III в.)
  Часто термин “савеллианство” используется в контексте, где историческое савеллианство III—IV вв. никак не могло иметься в виду. Савеллианство как направление мысли, сливающее три ли

Павел Самосатский
У Павла Самосатского акцент был сделан не на триадологии, а на христологии — но также в системе модализма. Павел Самосатский, еп. Антиохийский (ок. 260 г.), также станет в церковном Предании одним

Ересь Ария
Ересь александрийского пресвитера Ария была замечена еще епископом Александрии священномучеником Петром († 312 г.), обличена на поместном соборе в Александрии при следующем епископе Александре, нак

Полуарианство
Дополнит. лит.: M. Tetz. Zur Theologie des Markell von Ankyra // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1964. 75. 217–270; 1968. 79. 3–42; 1972. 83. 145–194. По имени одного из основопо

Фотин, епископ Сирмийский
Фотин был учеником Маркела. Именно в его редакции маркеллианство было осуждено первоначально. Согласно Фотину, Бог — одна ипостась и имеет у Себя Логос, Который при пребывает при Нем (этот

Ересь аномеев
Доп. лит.: E. Cavalcanti. Studi Eunomiani. Roma, 1976 (Orientalia Christiana Analecta, 202). Если собственное учение Ария остается весьма слабо документированны

Ересь Аполлинария
Доп. лит.: A. Grillmeier. Christ in Christian Tradition. [Vol. 1]. From the Apostolic Age to Chalcedon (451) / Transl. by J. S. Bowden. N. Y., 1965. (Важно и для влияния иде

Ересь Македония
Ересь Македония возникла как еще одна попытка со стороны православных найти компромисс с арианством, причем осуществленная в тех условиях, когда уже попыка Маркелла была отвергнута. После провала “

ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА СПОРОВ IV ВЕКА
В триадологической полемике IV в. с православной стороны особенно выделялись св. Каппадокийцы, “троица воспевавшая Троицу”: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Их богословие, как

Триадологическое учение св. Василия Великого.
Главные оппоненты Евномий и Македоний в сущности продолжали ересь Ария тик или иначе ее модифицируя т.е. признавая Сына и Духа самостоятельными реальностями, чем они отличались от савелиан и др. мо

Аргументация Евномия
У Евномия Божия сущность объявлялась нерожденной и в этом смысле отрицалось какое бы то ни было подобие истинному Богу Отцу со стороны чего бы то ни было другого. Бог — "нерожденный&q

Св. Василий Великий против рационалистического агностицизма Евномия
Он не соглашается, что "нерожденность" — сущность Божия, но он не соглашается, что это не примышление и не лишение. В противовес Евномию, св. Василий излагает учение о том, что впоследств

Сочинения свт. Афанасия
В Византии к концу первого тысячелетия составился дошедший до нас довольно объемистый Corpus Athanasianum на греческом языке. Не все эти сочинения с равной достоверностью могут быть ему атри

Христология
Выступая против Ария в своем послании к епископу Адельфию, св. Афанасий пишет: “Как тварь не была создана тварью, так тварь не могла бы быть спасена тварью, если бы Логос не был бы Творцом

Христология “псевдо-афанасиевой” части Corpus Athanasianum
Некоторые из важнейших мыслей аутентичных произведений св. Афанисия нашли продолжение в “псевдо-афанасиевой” части греческого корпуса его творений. (Согласно предположениям некоторых ученых, часть

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АСКЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В IV в.
Евагрий Понтийский (345—399) вошел в церковную историю, прежде всего, как еретик. В то же время, это уникальный на Востоке (и сопоставимый только с преп. Иоанном Кассианом на Западе) аскетический п

Биографические сведения о Евагрии
Евагрий был весьма образованным молодым человеком, жившим в столице Константинополе, был близок к великим Каппадокийцам: Григорий Богослов был его духовным отцом, Григорий Нисский в свою бытность е

Сочинения Евагрия
Греческая традиция как таковая сохранила под его именем незначительное количество работ, но они важны по содержанию. Это исключительно то, что полезно для души. Кроме того, греческая традиция таког

Оригенизм Евагрия
Исторически оригенизм Евагрия сыграл в истории Церкви более значительную роль, нежели “оригенизм” самого Оригена, и поэтому мы остановимся на нем подробнее. Три вида “феории” (созе

Систематизация Евагрием православного аскетического учения
“Праксис” и “феория”.От еретических воззрений Евагрия мы переходим теперь к наиболее важной части его наследия — к тому, что им написано по систематизации уже вполне сформировавшег

ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕСТОРИАНСТВА И III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Богословие св. Кирилла Александрийского
1. Историография.Лучшим введением в историю догматич. полемики может считаться J. Meyendorff. Christ in the Byzantine Thought. Crestwood, N. Y., 19872

От Феодора Мопсуетского к Несторию
Вероятно, правда. У Нестория, действительно, обнаруживается оригинальное христологическое учение, которого еще не было у Феодора. В то же время, нужно дать и отрицательный ответ на поставленный выш

Учение св. Кирилла Александрийского
Как мы уже сказали, учение св. Кирилла было одобрено III Вселенским собором, причем, это было сделано самым однозначным образом: собор издал от своего имени 12 анафематизмов ереси Нестория, составл

Триадология св. Фотия
Начиная со Льва III, а, значит, ко времени св.Фотия, папы принимали учение Filioque по существу и только считали дисциплинарно неправильным изменение Символа. Как показывают разные документы, позиц

ПОЛОЖЕНИЕ НА НЕГРЕЧЕСКОМ ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ В XI–XIII вв.
В этой обзорной главе нам придется довольно много говорить не только о богословии, но и о церковной истории. Это необходимо потому, что не существует пособий, по которым можно было бы легко сориент

Эпоха армянского преобладания в монофизитском Египте
Между монофизитами, которые формально состоят между собой в евхаристичесом общении, т.е. сирийцами, армянами и коптами, начинаются какие-то новые трения. Уже в конце Х века какие-то намеки на то, ч

Развитие догматических споров внутри Армянской церкви и армяно-сирийские отношения
Говоря о положении монофизитского мира, нужно сказать, что где-то в XI-XII веках главным возмутителем спокойствия становится Армения, где возрождается актистизм, и где (это пока спорно) принимается

Армяно-сирийско-коптский спор о Евхаристии и триадологии
Внутри монофизитского мира также происходили споры о триадологии. Однако, здесь надо учитывать, что в этих спорах о триадологии стороны апеллировали друг ко другу, пользуясь не философским

Сирийско-коптские отношения: превращение коптов в яковитов
С коптской стороны также есть очень интересный и очень важный памятник для последующей истории монофизитства, появление которого связано с окончанием рассмотренной выше полемики о сирийском обычае

Армяно-византийские отношения
В течение XI-XII веков происходит целая серия попыток объединиться с византийцами. Перечислим только официальные переговоры, не принимая во внимание постоянное общение с армянами-монофизитами, живш

Отношения между монофизитами и православными в Египте
В 933 году в Египте был восстановлен православный патриархат после трехсот лет вдовства Александрийской кафедры. С тех пор православный патриархат в Александрии постоянно оказывает влияние на моноф

Дело Марка Ибн-аль-Канбара
В конце XII века в Египте произошел один громкий скандал. Героем его выступил некий Марк Ибн-аль-Канбар († 1208) ок.1186 года. Он, будучи коптским монофизитом, облеченным саном пресвитерства, с сон

Краткие итоги
Мы рассмотрели длинный ряд противоречий как внутри монофизитского мира, так и между отдельными частями этого мира и внешней средой. Египет был той сценой, на которой чаще всего менялись де

Обзор состояния православного богословия сер. XV — кон. XIX века
В большой степени нас будут интересовать методологические проблемы изучения этого периода, потому что они являются по своей сути богословскими, когда мы говорим о истории богословия. Начне

Св. Геннадий Схоларий
XV век ознаменован деятельностью великого святого отца - св.Георгия Схолария, который стал патриархом с именем Геннадий, как раз сразу после завоевания КП-ля в 1453 году, и был патриархом до своей

Период до конца XVI века
Рубежом этого периода можно назвать переписку Вселенского патриарха ИеремииII (который, кстати, посещал Москву, и именно при нем установлено Московское патриаршество) с лютеранами из Тюбингена, в к

Период с кон. XVI века до сер. XVIII века
Это период, когда православное богословие в самой тяжелой форме, как никогда до тех пор, испытывало двойственное западное влияние: с одной стороны латинство, с другой — протестантизм, в основном в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги