От Феодора Мопсуетского к Несторию

Вероятно, правда. У Нестория, действительно, обнаруживается оригинальное христологическое учение, которого еще не было у Феодора. В то же время, нужно дать и отрицательный ответ на поставленный выше вопрос: те положения, которые определил как “несторианство” III Вселенский собор, у Феодора уже содержались. (Вполне могло быть, что Несторий развивал свои оригинальные богословские идеи уже после Ефесского собора; впрочем, мы не имеем никаких данных для установления хронологии).

Только в последние десятилетия в нашем распоряжении оказываются источники, по которым мы можем пытаться судить о подробностях богословия как Феодора, так и Нестория. Это всегда сирийские версии утраченных греческих оригиналов, сохранявшиеся у несториан. Переводы обычно делались точные (этот вывод был сделан на основании тех случаев, когда был доступен и перевод, и оригинал), и термины передавались таким образом, что мы почти всегда можем, исходя из сирийского текста, реконструировать греческую терминологию оригинала.

Феодор Мопсуетский.Феодор был автором огромного количества экзегетических трудов, а также был прославленным обличителем ереси Аполлинария. Во многих отношениях его учеником был св. Иоанн Златоуст, начинавший свою церковную деятельность в качестве пресвитера в Антиохии. Многое из писаний Феодора сохранилось даже на греческом языке, и эти писания не содержат ничего специфически еретического. Естественно, что и большинство христологических утверждений Феодора — тем более, высказанных против Аполлинария — также не содержат ничего еретического. (Так, поставленные под подозрение св. Кириллом Александрийским формулировки Антиохийской школы о человечестве Христа как “храме” Его Божества, равно как и о “соприкосновении” (ooiUoaea) во Христе Божества и человечества — все традиционны и никак не могут интерпретироваться как специально “несторианские”. Например, последнее выражение Несторий заимствовал у Великих Каппадокийцев, которые выражали с его помощью единство ипостасей Св. Троицы).

Из дошедших до нас (только по-сирийски) писаний Феодора наиболее прямо формулировку “несторианской” христологии содержит фрагмент из соч. Против Евномия: “Лицо говорится двояко: ибо оно либо обозначает ипостась <...>, или же оно относится к чести, величию и поклонению. <...>”. Далее объясняется, что в первом смысле “ипостась” говорится о каждом из людей, а во втором — о Христе (его “лице единения”).

Итак, очевидно, что Феодор отрицал в единстве Христа единство реальности. — Как бы ни понимать значение термина “ипостась” в его богословской терминологии, но ясно, что оно должно было означать какую-то самостоятельную реальность, и именно такого рода реальность отрицалась во Христе. Вместо этого Божество и человечество во Христе рассматривались как две реальности и два самостоятельных субъекта — на сегодняшнем языке мы бы сказали, как два самостоятельных “Я”.

В этом и состоит суть несторианского учения, хотя подобные же утверждения будут еще часто возникать среди тех, кто, по-видимому, анафематствовал Нестория. (Достаточно сказать, что та же тема станет главной на V Вселенском соборе и при осуждении латинской ереси в 1054 г.).

Несторий.То богословие Нестория, которое мы знаем по его сохранившимся трудам, полемично, или, точнее оправдательно — он защищается от обвинений; из них главное было в том, что он вводит двух “сынов” вместо одного. В связи с этим, его тезис звучит почти как формула Халкидонского ороса (см. след. главу) — “Исповедую нераздельное единство двух природ в одном лице” (КИ 142); у него даже встречается формула “одно лицо в двух природах” (КИ 209). Различие с Халкидоном здесь будет именно в том, что это “лицо” Несторий отказывается понимать как особую реальность — “ипостась” Сына. Во Христе Несторий видит две ипостаси (КИ 283-284), причем, термин “ипостась” тут служит ему для обозначения реальности природ — Несторий пишет это в ответ на тезис св. Кирилла о различении двух природ во Христе “только в созерцании” (разумеется, для Нестория эти слова св. Кирилла означают отказ от признания самостоятельной реальности за каждой из двух природ во Христе).

Можно заметить из этого, что позднейшее несторианское учение о двух ипостасях во Христе — именно в смысле двух самостоятельных личностей, Сына Божия и человека Иисуса — у Нестория уже имплицировано. Но было бы ошибкой прямо отождествлять термин “ипостась” в христологии Нестория с позднейшим термином “ипостась”, означающим индивидуальное бытие, — Несторий все еще пользуется старой христологической терминологией, в которой “ипостась” служит простым синонимом “природы” (то, что существует реально и само в себе); триадологическое словоупотребление Великих Каппадокийцев, в котором ипостась отличается от природы как индивидуальное бытие от родового, все еще не переходит в христологию — ни у Нестория, ни у св. Кирилла (за редкими исключениями). Новая христологическая терминология будет вырабатываться только в 430-е гг. св. Проклом Константинопольским, чтобы затем быть закрепленной в постановлениях Халкидонского собора.

До сего момента мы говорили о тех аспектах учения Нестория, которые являются фундаментом позднейшего несторианства. Нужно сказать немного и об оригинальных воззрениях Нестория, хотя мы пока ничего не знаем ни об их предыстории, ни о восприятии их в позднейшем несторианстве.

“Лицо” у Нестория понимается совершенно особым образом. Он строго следует принципу: не может быть ни лица без природы, ни природы без лица (КИ 219) — здесь “лицо” (а не “ипостась”) служит для обозначения индивидуализации... но не индивидуума. Коль скоро во Христе сошлись две реально существующие природы, каждая из них должна была иметь собственное лицо. Почему же “лицо соединения” (классическое понятие Антиохийской христологии) — лицо Христа — едино? — Происходит какой-то взаимообмен лиц (альтернатива православному понятию “общения свойств” между двумя природами во Христе): “По еже приимати и еже даяти, и по обычаю взаимнаго единения, лица взаимно приемлют и дают” (КИ 223); “Божество употребляет лицо человечества и человечество — лицо Божества” (КИ 212-213; ср.: 194, 266). Итак, само “лицо единения” мыслится как-то “динамически” — это уже, во всяком случае, не есть лицо в обычном (хотя бы для того же Нестория) смысле слова. Если “лицо”, по Несторию, каким-то образом выражает индивидуальность бытия, то, применительно ко Христу, это будет уже некоторая “сверх-индивидуальность”, принадлежащая двум другим индивидуальностям. Повторим, что это учение Нестория нуждается в дальнейшем изучении.