рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Армяно-византийские отношения

Армяно-византийские отношения - Лекция, раздел Религия, Лекции по патрологии В Течение Xi-Xii Веков Происходит Целая Серия Попыток Объединиться С Византий...

В течение XI-XII веков происходит целая серия попыток объединиться с византийцами. Перечислим только официальные переговоры, не принимая во внимание постоянное общение с армянами-монофизитами, жившими целой колонией в самом Константинополе.

Первая попытка была при св. Никите Стифате, в связи с которой он писал свои сочинения против армян (нач. 1050-х гг.). Они сохранились по-гречески в одной рукописи, которая находится в государственном историческом музее в Москве и не издано до сих пор. Пятое слово было написано специально против служения Армян на опресноках; позднее оно было отредактировано против латинян и сохранилось во многих рукописях. А комплект всех пяти слов остался только в одной рукописи в Москве. Однако, с этих пяти слов был сделан полный грузинский перевод, который сохранился и сейчас подготовлен к изданию. Подробности этого этапа богословской полемики пока не изучены — нужно ждать публикации пяти слов св. Никиты Стифата.

Вторая попытка такого рода — та самая поездка царя Гагика, о которой упоминалось выше (1065 г.). Едва ли за ней стояло что-то кроме ближайших политических расчетов самого Гагика.

Следующая попытка была предпринята около 1117 года, когда митрополит Евстратий Никейский участвовал в собеседованиях с византийской стороны. Попытка тоже провалилась, и провалился сам Евстратий Никейский, который, не желая противоречить армянам, сам впал в ересь, за которую и был осужден.

Следующая попытка была в 1160-е годы при царе Мануиле Комнине и была наиболее успешной. Там собеседовал философ Феориан, который был скорее светским политиком, чем богословом, потому что латинянам — с ними ему тоже приходилось вести собеседования — он прямо писал, что никаких различий между их верой и Православием не усматривает. С армянской стороны действовавали сначала великий армянский католикос Нерсес Шнорали (Благодатный), при котором прошли собственно богословские этапы собеседований, а затем, после его смерти, наследовавший ему его племянник Григор Тха (Отрок). Армянские католикосы занимали престол Сиса — столицы Киликийского армянского государства.

Согласно армянским источникам, эта попытка законичилась тем, что Синод в Константинополе признал унию, но умер царь, и якобы только поэтому дело дальше не пошло. Царь Мануил Комнин был признан у армян святым. Греческие источники не могут, конечно, поспорить с армянскими относительно факта смерти царя Мануила, но ни о каком положительном итоге переговоров не упоминают.

Есть еще очень интересный славянский источник: Житие св. Илариона Меглинского (Болгария). Там говорится, что когда армянская ересь распространилась до такой степени, что даже благочестивый царь Мануил был обманут, то св. Иларион его обличил и вразумил, и тот расторг нечестивый союз.

Так или иначе, но к концу XII в. армяне стали смотреть на дальнейшие переговоры с Византией как бесперспективные. Уже Григор Тха обращает свои взоры к Риму. Заданное им направление привело Сисский католикосат к унии с Римом, заключенной в первый раз на соборе в Сисе в 1307 г. и затем подтвержденной на Аданском соборе 1314 г. Сисский католикосат будет и дальше настаивать на унии, но это вызовет такое сопротивление (центр его находился в Восточной Армении), которое совершенно похоронит и унию, и, вместе с ней, сам Сисский католикосат. Так, после Григора Тха, в Армянской церкви начнутся те процессы, которые приведут к перенесению десницы Григория Просветителя, а с ней и престола католикосов, из Сиса в Эчмиадзин (1441 г.), к еще одной попытке унии с Римом в 1445 г. (когда делегация армян присоединилась к Флорентийской унии) — и далее к образованию двух независимых армянских католикосатов в Сисе и в Эчмиадзине.

Новые тенденции в сиро-яковитской христологии: воскрешение “фанатолатрии”

Наиболее авторитетный сирийский богослов XIII в. — упоминавшийся выше Григорий Бар-Гебрая, — говоря о ереси армян, рассматривает и вопрос о том, как на самом деле быть с нетлением Тела Христова. Он пишет, что юлианиты учат, будто Христос принял тело Адама до греха, делая отсюда вывод, будто это тело нетленно, но на самом деле святые отцы здесь разногласят, и так, как юлианиты, об этом учит только Филоксен Мабокский. Другие же “отцы” говорят, что тело, которое имел Адам прежде греха, “не имело нужды в исправлении, и именно по-этому Христос облекся телом, которое согрешило, и Он облекся в него Своими страданиями и заставил его перейти в бесстрастие. Посредством Своей смерти Он дал ему бессмертие, и посредством Воскресения Своего восставил его от падения. А если бы Он и не пострадал бы и не умер, и не пал бы, то какая нужда была бы Ему облекать в нетление и бессмертие и давать Воскресение, если все это Он имел уже заранее.” — Поскольку Христос преложил Свое Тело в бессмертие и дал ему воскресение, значит, это было то тело, которое Адам имел после греха.

Здесь мы видим настоящее севирианство, настоящий взгляд Севира, который тот высказывал против Юлиана, но о котором предпочли забыть севириане уже в конце VI века. Мнение о тленности Тела Христова воскресает в этих новых спорах против юлианизма — на сей раз, армянского.

У сирийцев сложно найти связующие звенья от VI века, но очевидно, что они есть, хотя бы потому, что рукописи Севира, где встречались его еретические заявления, все-таки переписывались. Очевидно, что преодоление севирианства не было столь безусловным, чтобы при случае не выйти на поверхность. Видимо, для яковитов вопрос о тленности Тела Христова во гробе оставался нерешенным сколько-нибудь официально и общеобязательно, о чем и говорит Григорий Бар-Гебрая, когда пишет, что святые отцы разногласят по данному вопросу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по патрологии

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции по патрологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Армяно-византийские отношения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизнь и творения
Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны. Почему епископ города Лиона — довольно далекой римской провинции — оказался с

Богословие св. Иринея
У св. Иринея мы впервые встречаем триадологию того типа, который, может быть, кажется нам единственно возможным и естественным, — близкого к учению великих отцов IV в. Но в контекс

КРАТКИЙ ОБЗОР ЕРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ III—IV вв. Учение I Вселенского собора
1. Историография. Происхождение большинства рассматриваемых ниже учений представляет собой весьма сложную проблему; это особенно относится к учениям доникейской эпохи. Можно

Ересь Савеллия (вторая пол. III в.)
  Часто термин “савеллианство” используется в контексте, где историческое савеллианство III—IV вв. никак не могло иметься в виду. Савеллианство как направление мысли, сливающее три ли

Павел Самосатский
У Павла Самосатского акцент был сделан не на триадологии, а на христологии — но также в системе модализма. Павел Самосатский, еп. Антиохийский (ок. 260 г.), также станет в церковном Предании одним

Ересь Ария
Ересь александрийского пресвитера Ария была замечена еще епископом Александрии священномучеником Петром († 312 г.), обличена на поместном соборе в Александрии при следующем епископе Александре, нак

Полуарианство
Дополнит. лит.: M. Tetz. Zur Theologie des Markell von Ankyra // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1964. 75. 217–270; 1968. 79. 3–42; 1972. 83. 145–194. По имени одного из основопо

Фотин, епископ Сирмийский
Фотин был учеником Маркела. Именно в его редакции маркеллианство было осуждено первоначально. Согласно Фотину, Бог — одна ипостась и имеет у Себя Логос, Который при пребывает при Нем (этот

Ересь аномеев
Доп. лит.: E. Cavalcanti. Studi Eunomiani. Roma, 1976 (Orientalia Christiana Analecta, 202). Если собственное учение Ария остается весьма слабо документированны

Ересь Аполлинария
Доп. лит.: A. Grillmeier. Christ in Christian Tradition. [Vol. 1]. From the Apostolic Age to Chalcedon (451) / Transl. by J. S. Bowden. N. Y., 1965. (Важно и для влияния иде

Ересь Македония
Ересь Македония возникла как еще одна попытка со стороны православных найти компромисс с арианством, причем осуществленная в тех условиях, когда уже попыка Маркелла была отвергнута. После провала “

ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА СПОРОВ IV ВЕКА
В триадологической полемике IV в. с православной стороны особенно выделялись св. Каппадокийцы, “троица воспевавшая Троицу”: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Их богословие, как

Триадологическое учение св. Василия Великого.
Главные оппоненты Евномий и Македоний в сущности продолжали ересь Ария тик или иначе ее модифицируя т.е. признавая Сына и Духа самостоятельными реальностями, чем они отличались от савелиан и др. мо

Аргументация Евномия
У Евномия Божия сущность объявлялась нерожденной и в этом смысле отрицалось какое бы то ни было подобие истинному Богу Отцу со стороны чего бы то ни было другого. Бог — "нерожденный&q

Св. Василий Великий против рационалистического агностицизма Евномия
Он не соглашается, что "нерожденность" — сущность Божия, но он не соглашается, что это не примышление и не лишение. В противовес Евномию, св. Василий излагает учение о том, что впоследств

Сочинения свт. Афанасия
В Византии к концу первого тысячелетия составился дошедший до нас довольно объемистый Corpus Athanasianum на греческом языке. Не все эти сочинения с равной достоверностью могут быть ему атри

Христология
Выступая против Ария в своем послании к епископу Адельфию, св. Афанасий пишет: “Как тварь не была создана тварью, так тварь не могла бы быть спасена тварью, если бы Логос не был бы Творцом

Христология “псевдо-афанасиевой” части Corpus Athanasianum
Некоторые из важнейших мыслей аутентичных произведений св. Афанисия нашли продолжение в “псевдо-афанасиевой” части греческого корпуса его творений. (Согласно предположениям некоторых ученых, часть

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АСКЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В IV в.
Евагрий Понтийский (345—399) вошел в церковную историю, прежде всего, как еретик. В то же время, это уникальный на Востоке (и сопоставимый только с преп. Иоанном Кассианом на Западе) аскетический п

Биографические сведения о Евагрии
Евагрий был весьма образованным молодым человеком, жившим в столице Константинополе, был близок к великим Каппадокийцам: Григорий Богослов был его духовным отцом, Григорий Нисский в свою бытность е

Сочинения Евагрия
Греческая традиция как таковая сохранила под его именем незначительное количество работ, но они важны по содержанию. Это исключительно то, что полезно для души. Кроме того, греческая традиция таког

Оригенизм Евагрия
Исторически оригенизм Евагрия сыграл в истории Церкви более значительную роль, нежели “оригенизм” самого Оригена, и поэтому мы остановимся на нем подробнее. Три вида “феории” (созе

Систематизация Евагрием православного аскетического учения
“Праксис” и “феория”.От еретических воззрений Евагрия мы переходим теперь к наиболее важной части его наследия — к тому, что им написано по систематизации уже вполне сформировавшег

Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum
Под именем св. Макария Египетского церковная традиция подразумевает св. Макария Великого, настоятеля одного из четырех монастырей Скита. Он жил в Египте в IV в. (преставился ко Господу в 400-е гг.)

ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕСТОРИАНСТВА И III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Богословие св. Кирилла Александрийского
1. Историография.Лучшим введением в историю догматич. полемики может считаться J. Meyendorff. Christ in the Byzantine Thought. Crestwood, N. Y., 19872

От Феодора Мопсуетского к Несторию
Вероятно, правда. У Нестория, действительно, обнаруживается оригинальное христологическое учение, которого еще не было у Феодора. В то же время, нужно дать и отрицательный ответ на поставленный выш

Учение св. Кирилла Александрийского
Как мы уже сказали, учение св. Кирилла было одобрено III Вселенским собором, причем, это было сделано самым однозначным образом: собор издал от своего имени 12 анафематизмов ереси Нестория, составл

Триадология св. Фотия
Начиная со Льва III, а, значит, ко времени св.Фотия, папы принимали учение Filioque по существу и только считали дисциплинарно неправильным изменение Символа. Как показывают разные документы, позиц

ПОЛОЖЕНИЕ НА НЕГРЕЧЕСКОМ ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ В XI–XIII вв.
В этой обзорной главе нам придется довольно много говорить не только о богословии, но и о церковной истории. Это необходимо потому, что не существует пособий, по которым можно было бы легко сориент

Эпоха армянского преобладания в монофизитском Египте
Между монофизитами, которые формально состоят между собой в евхаристичесом общении, т.е. сирийцами, армянами и коптами, начинаются какие-то новые трения. Уже в конце Х века какие-то намеки на то, ч

Развитие догматических споров внутри Армянской церкви и армяно-сирийские отношения
Говоря о положении монофизитского мира, нужно сказать, что где-то в XI-XII веках главным возмутителем спокойствия становится Армения, где возрождается актистизм, и где (это пока спорно) принимается

Армяно-сирийско-коптский спор о Евхаристии и триадологии
Внутри монофизитского мира также происходили споры о триадологии. Однако, здесь надо учитывать, что в этих спорах о триадологии стороны апеллировали друг ко другу, пользуясь не философским

Сирийско-коптские отношения: превращение коптов в яковитов
С коптской стороны также есть очень интересный и очень важный памятник для последующей истории монофизитства, появление которого связано с окончанием рассмотренной выше полемики о сирийском обычае

Отношения между монофизитами и православными в Египте
В 933 году в Египте был восстановлен православный патриархат после трехсот лет вдовства Александрийской кафедры. С тех пор православный патриархат в Александрии постоянно оказывает влияние на моноф

Дело Марка Ибн-аль-Канбара
В конце XII века в Египте произошел один громкий скандал. Героем его выступил некий Марк Ибн-аль-Канбар († 1208) ок.1186 года. Он, будучи коптским монофизитом, облеченным саном пресвитерства, с сон

Краткие итоги
Мы рассмотрели длинный ряд противоречий как внутри монофизитского мира, так и между отдельными частями этого мира и внешней средой. Египет был той сценой, на которой чаще всего менялись де

Обзор состояния православного богословия сер. XV — кон. XIX века
В большой степени нас будут интересовать методологические проблемы изучения этого периода, потому что они являются по своей сути богословскими, когда мы говорим о истории богословия. Начне

Св. Геннадий Схоларий
XV век ознаменован деятельностью великого святого отца - св.Георгия Схолария, который стал патриархом с именем Геннадий, как раз сразу после завоевания КП-ля в 1453 году, и был патриархом до своей

Период до конца XVI века
Рубежом этого периода можно назвать переписку Вселенского патриарха ИеремииII (который, кстати, посещал Москву, и именно при нем установлено Московское патриаршество) с лютеранами из Тюбингена, в к

Период с кон. XVI века до сер. XVIII века
Это период, когда православное богословие в самой тяжелой форме, как никогда до тех пор, испытывало двойственное западное влияние: с одной стороны латинство, с другой — протестантизм, в основном в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги