Мы рассмотрели длинный ряд противоречий как внутри монофизитского мира, так и между отдельными частями этого мира и внешней средой.
Египет был той сценой, на которой чаще всего менялись декорации. Именно там происходили наиболее радикальные перемены. В этих переменах погибла сформировавшаяся с середины VI по середину VII вв. собственно-коптская монофизитская традиция. В конечном итоге, ее вытеснила сирийская.
В Армении происходит окончательное разделение с сирийцами, кратковременное объединение с коптами и, наконец, складываются предпосылки для раскола между Киликийской и Восточной Армениями. Первая склоняется в пользу унии с Римом, а во второй побеждает крайнее юлианитство.
О Нубии известно мало. Официальная церковь хранит единство с коптами. Кроме того, действуют епархии, подчиненные православному патриарху Александрии.
О происходящем в Эфиопии почти ничего не известно.
Кавказская Албания перестала играть сколько-нибудь самостоятельную роль, вполне превратившись в одну из церковных провинций Армянской церкви.
В Сирии — острые противоречия между яковитами и православными, но о характере догматической полемики, если она была, ничего не известно.