рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ересь Ария

Ересь Ария - Лекция, раздел Религия, Лекции по патрологии Ересь Александрийского Пресвитера Ария Была Замечена Еще Епископом Александри...

Ересь александрийского пресвитера Ария была замечена еще епископом Александрии священномучеником Петром († 312 г.), обличена на поместном соборе в Александрии при следующем епископе Александре, наконец, против нее был созван I Вселенский собор в Никее (325 г.). Такое большое число противников не помешало Арию собрать еще больше сторонников, во главе которых стоял самый влиятельный епископ своего времени — Евсевий Никомидийский. После Никейского собора Арий был оправдан “официальной церковью”, но и это не привело к церковному миру — строго православная часть епископов составила оппозицию... Началась эпоха церковных смут, конец которой на Востоке был положен только II Вселенским собором (380—381 гг.), а на Западе (где арианство добилось огромных успехов) — лишь в VII в. Арий умер в 336 г., успев увидеть кажущееся торжество своей партии.

В ереси Ария все смешано — и еретическая триадология, и христология. Традиционно для того времени все это подано как учение о Логосе.

Арий принимал православное учение в том отношении, что учил о вневременности и предвечности Логоса, но он отрицал что Логос вечный и совечный Богу. Логос “вневременный” и “предвечный”, но не “вечный и совечный Богу”. — Признавая предвечность и довременность Логоса, он отрицал, что они присущи Логосу в том же смысле, что и Богу, отрицая совечность Логоса Богу.

Тогда откуда Он взялся, не будучи таким же вечным, как Бог? Арий прямо говорит, что Логос сотворен из ничего — “из не сущих”. Только Логос был создан из ничего, все же остальное было создано Логосом. Утверждая, что Логос сотворен из ничего, Арий, тем самым, отрицал, что Логос — из сущности Божией.

Но если таково учение о Логосе, то кто такой Сын Божий, в каком смысле тогда Логос оказывается Сыном? Арий говорит, что Сын Он по благодати: “в отношении благодати”, а не “по природе”.

Арианское учение о Христе представляло Его первым из святых, но не Богом. Это очень важно запомнить на будущее, так как впоследствии важнейшим критерием проверки христологических учений на “доброкачественность” станет то, усваивают ли они должное различение обожению спасаемых и божественности Христа.

Когда учение Ария обсуждалось на I Вселенском Соборе, то часто православные говорили, что Сын Отцу единосущен, и когда составлялся Символ Веры, принятый на этом соборе, то по предложению председательствовавшего св. императора Константина (светская власть председательствовала на соборах как нейтральная по отношению к церковным партиям) слово “единосущный” - омоусиос было введено в Символ. в 325 г. Никейский Собор, опровергнув Ария, принял Символ веры в такой редакции:

“Верую во единаго Бога Отца; и во единаго Господа Иисуса Христа, нас ради человека и нашего ради спасения распятаго же за ны, и воскресшаго в третий день, и восшедшаго на небеса, и паки грядущего со славою; и верую в Духа Святаго. Аминь”.

Интересна история термина омоусисос — единосущный. Впервые как богословско-философский термин он появляется у гностиков, которые используют его для учения о происхождении эонов. Отношения между эонами определяются постепенной эманацией Божества, подразумевающей его деградацию (ко все менее и менее божественному), но все эти эоны, по гностическим воззрениям, являются, тем не менее, Божеством. И как объединяющий термин был введен омоусиос. В полемике с гностиками христиане по-разному относились к этому термину (напр. Ориген, будучи сам субординационистом, его отрицал). Использовал его для христианских учений еретик Павел Самосатский, и как ни странно, именно в значении, противоположном никейскому — чтобы показать, что Христос ниже чем Бог —только омоусиос. На Никейском соборе термину было придано православное содержание.

По всей видимости, на Никейском Соборе подробно не обсуждался вопрос о Св. Духе в связи с ересью Ария. Поэтому подлинное учение Ария о Св. Духе по источникам в точности неизвестно. Но с большой правдоподобностью оно может быть реконструировано как включавшее в себе уже ересь Македония (см. ниже). Видимо, он считал, что Св. Дух сотворен Сыном. Это догадка большинства ученых, но нельзя утверждать наверняка. (Может быть, он просто отождествлял Духа и Сына.)

Признавая Сына как особенное создание Божие, первое, которым все сотворено, и совершенное, Арий не считал, что этому совершенному творению свойственно такое специфически божественно свойство, как неизменность (непреложность), и прямо говорил, что Сын “изменчив”, “преложен” (ona?ouo). В каком же смысле тогда Сын — Бог? Ведь во времена Ария нельзя было сказать, что Он ни в каком смысле не Бог. И Арий говорит, что Сын — Бог по обожению (Церковь, в отличие от Ария, усваивает такого рода обожение святым, а не Сыну).

Ересь Ария дала основу для многих других. Одни продолжали Ария, другие отрицали, но так, чтобы самим на почве отрицания создать новую ересь...

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по патрологии

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции по патрологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ересь Ария

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизнь и творения
Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны. Почему епископ города Лиона — довольно далекой римской провинции — оказался с

Богословие св. Иринея
У св. Иринея мы впервые встречаем триадологию того типа, который, может быть, кажется нам единственно возможным и естественным, — близкого к учению великих отцов IV в. Но в контекс

КРАТКИЙ ОБЗОР ЕРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ III—IV вв. Учение I Вселенского собора
1. Историография. Происхождение большинства рассматриваемых ниже учений представляет собой весьма сложную проблему; это особенно относится к учениям доникейской эпохи. Можно

Ересь Савеллия (вторая пол. III в.)
  Часто термин “савеллианство” используется в контексте, где историческое савеллианство III—IV вв. никак не могло иметься в виду. Савеллианство как направление мысли, сливающее три ли

Павел Самосатский
У Павла Самосатского акцент был сделан не на триадологии, а на христологии — но также в системе модализма. Павел Самосатский, еп. Антиохийский (ок. 260 г.), также станет в церковном Предании одним

Полуарианство
Дополнит. лит.: M. Tetz. Zur Theologie des Markell von Ankyra // Zeitschrift fur Kirchengeschichte. 1964. 75. 217–270; 1968. 79. 3–42; 1972. 83. 145–194. По имени одного из основопо

Фотин, епископ Сирмийский
Фотин был учеником Маркела. Именно в его редакции маркеллианство было осуждено первоначально. Согласно Фотину, Бог — одна ипостась и имеет у Себя Логос, Который при пребывает при Нем (этот

Ересь аномеев
Доп. лит.: E. Cavalcanti. Studi Eunomiani. Roma, 1976 (Orientalia Christiana Analecta, 202). Если собственное учение Ария остается весьма слабо документированны

Ересь Аполлинария
Доп. лит.: A. Grillmeier. Christ in Christian Tradition. [Vol. 1]. From the Apostolic Age to Chalcedon (451) / Transl. by J. S. Bowden. N. Y., 1965. (Важно и для влияния иде

Ересь Македония
Ересь Македония возникла как еще одна попытка со стороны православных найти компромисс с арианством, причем осуществленная в тех условиях, когда уже попыка Маркелла была отвергнута. После провала “

ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА СПОРОВ IV ВЕКА
В триадологической полемике IV в. с православной стороны особенно выделялись св. Каппадокийцы, “троица воспевавшая Троицу”: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Их богословие, как

Триадологическое учение св. Василия Великого.
Главные оппоненты Евномий и Македоний в сущности продолжали ересь Ария тик или иначе ее модифицируя т.е. признавая Сына и Духа самостоятельными реальностями, чем они отличались от савелиан и др. мо

Аргументация Евномия
У Евномия Божия сущность объявлялась нерожденной и в этом смысле отрицалось какое бы то ни было подобие истинному Богу Отцу со стороны чего бы то ни было другого. Бог — "нерожденный&q

Св. Василий Великий против рационалистического агностицизма Евномия
Он не соглашается, что "нерожденность" — сущность Божия, но он не соглашается, что это не примышление и не лишение. В противовес Евномию, св. Василий излагает учение о том, что впоследств

Сочинения свт. Афанасия
В Византии к концу первого тысячелетия составился дошедший до нас довольно объемистый Corpus Athanasianum на греческом языке. Не все эти сочинения с равной достоверностью могут быть ему атри

Христология
Выступая против Ария в своем послании к епископу Адельфию, св. Афанасий пишет: “Как тварь не была создана тварью, так тварь не могла бы быть спасена тварью, если бы Логос не был бы Творцом

Христология “псевдо-афанасиевой” части Corpus Athanasianum
Некоторые из важнейших мыслей аутентичных произведений св. Афанисия нашли продолжение в “псевдо-афанасиевой” части греческого корпуса его творений. (Согласно предположениям некоторых ученых, часть

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АСКЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В IV в.
Евагрий Понтийский (345—399) вошел в церковную историю, прежде всего, как еретик. В то же время, это уникальный на Востоке (и сопоставимый только с преп. Иоанном Кассианом на Западе) аскетический п

Биографические сведения о Евагрии
Евагрий был весьма образованным молодым человеком, жившим в столице Константинополе, был близок к великим Каппадокийцам: Григорий Богослов был его духовным отцом, Григорий Нисский в свою бытность е

Сочинения Евагрия
Греческая традиция как таковая сохранила под его именем незначительное количество работ, но они важны по содержанию. Это исключительно то, что полезно для души. Кроме того, греческая традиция таког

Оригенизм Евагрия
Исторически оригенизм Евагрия сыграл в истории Церкви более значительную роль, нежели “оригенизм” самого Оригена, и поэтому мы остановимся на нем подробнее. Три вида “феории” (созе

Систематизация Евагрием православного аскетического учения
“Праксис” и “феория”.От еретических воззрений Евагрия мы переходим теперь к наиболее важной части его наследия — к тому, что им написано по систематизации уже вполне сформировавшег

Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum
Под именем св. Макария Египетского церковная традиция подразумевает св. Макария Великого, настоятеля одного из четырех монастырей Скита. Он жил в Египте в IV в. (преставился ко Господу в 400-е гг.)

ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕСТОРИАНСТВА И III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Богословие св. Кирилла Александрийского
1. Историография.Лучшим введением в историю догматич. полемики может считаться J. Meyendorff. Christ in the Byzantine Thought. Crestwood, N. Y., 19872

От Феодора Мопсуетского к Несторию
Вероятно, правда. У Нестория, действительно, обнаруживается оригинальное христологическое учение, которого еще не было у Феодора. В то же время, нужно дать и отрицательный ответ на поставленный выш

Учение св. Кирилла Александрийского
Как мы уже сказали, учение св. Кирилла было одобрено III Вселенским собором, причем, это было сделано самым однозначным образом: собор издал от своего имени 12 анафематизмов ереси Нестория, составл

Триадология св. Фотия
Начиная со Льва III, а, значит, ко времени св.Фотия, папы принимали учение Filioque по существу и только считали дисциплинарно неправильным изменение Символа. Как показывают разные документы, позиц

ПОЛОЖЕНИЕ НА НЕГРЕЧЕСКОМ ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ В XI–XIII вв.
В этой обзорной главе нам придется довольно много говорить не только о богословии, но и о церковной истории. Это необходимо потому, что не существует пособий, по которым можно было бы легко сориент

Эпоха армянского преобладания в монофизитском Египте
Между монофизитами, которые формально состоят между собой в евхаристичесом общении, т.е. сирийцами, армянами и коптами, начинаются какие-то новые трения. Уже в конце Х века какие-то намеки на то, ч

Развитие догматических споров внутри Армянской церкви и армяно-сирийские отношения
Говоря о положении монофизитского мира, нужно сказать, что где-то в XI-XII веках главным возмутителем спокойствия становится Армения, где возрождается актистизм, и где (это пока спорно) принимается

Армяно-сирийско-коптский спор о Евхаристии и триадологии
Внутри монофизитского мира также происходили споры о триадологии. Однако, здесь надо учитывать, что в этих спорах о триадологии стороны апеллировали друг ко другу, пользуясь не философским

Сирийско-коптские отношения: превращение коптов в яковитов
С коптской стороны также есть очень интересный и очень важный памятник для последующей истории монофизитства, появление которого связано с окончанием рассмотренной выше полемики о сирийском обычае

Армяно-византийские отношения
В течение XI-XII веков происходит целая серия попыток объединиться с византийцами. Перечислим только официальные переговоры, не принимая во внимание постоянное общение с армянами-монофизитами, живш

Отношения между монофизитами и православными в Египте
В 933 году в Египте был восстановлен православный патриархат после трехсот лет вдовства Александрийской кафедры. С тех пор православный патриархат в Александрии постоянно оказывает влияние на моноф

Дело Марка Ибн-аль-Канбара
В конце XII века в Египте произошел один громкий скандал. Героем его выступил некий Марк Ибн-аль-Канбар († 1208) ок.1186 года. Он, будучи коптским монофизитом, облеченным саном пресвитерства, с сон

Краткие итоги
Мы рассмотрели длинный ряд противоречий как внутри монофизитского мира, так и между отдельными частями этого мира и внешней средой. Египет был той сценой, на которой чаще всего менялись де

Обзор состояния православного богословия сер. XV — кон. XIX века
В большой степени нас будут интересовать методологические проблемы изучения этого периода, потому что они являются по своей сути богословскими, когда мы говорим о истории богословия. Начне

Св. Геннадий Схоларий
XV век ознаменован деятельностью великого святого отца - св.Георгия Схолария, который стал патриархом с именем Геннадий, как раз сразу после завоевания КП-ля в 1453 году, и был патриархом до своей

Период до конца XVI века
Рубежом этого периода можно назвать переписку Вселенского патриарха ИеремииII (который, кстати, посещал Москву, и именно при нем установлено Московское патриаршество) с лютеранами из Тюбингена, в к

Период с кон. XVI века до сер. XVIII века
Это период, когда православное богословие в самой тяжелой форме, как никогда до тех пор, испытывало двойственное западное влияние: с одной стороны латинство, с другой — протестантизм, в основном в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги