Величит душа Моя Господа

1. Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем:

Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

2. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди

Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

3. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято Имя Его, и милость Его в роды родов боящихся Его:

Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

4. Сотвори державу мышцею Своею

 

103 псалом: “Благослови душе моя Господа”, называется в Уставе предначинательным, ибо он повествует о создании Богом мира, а также потому, что этим псалмом начинается первая суточная служба, т.е. вечерня. В псалме прославляется Бог Творец, выражается восхищение, удивление великолепием творения — небесного и земного, видимого и невидимого.

 

“Свете тихий” - эта песнь повествует о пришествии на землю в конце ветхозаветного времени Христа, о начале нового, благодатного дня, свет которого принес Спаситель. В этом песнопении нашло выражение христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, и о Христе — Источнике этого благодатного света.

 

“Ныне отпущаеши” — это песнопение благовествует об исполнении Божия обетования о ниспослании в мир Спасителя. Эта молитва воспета Симеоном Богоприимцем — последним ветхозаветным праведником, сподобившимся в конце своей жизни увидеть Спасителя Израиля — Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир. Святой Симеон просил разрешения души от тела, увидев Спасение Божие, мы же просим разрешения души от страстей, от вражиих искушений и сугубых недугов, душевных и телесных.

 

“Богородице Дево” — радостное приветствие Архангела Гавриила и праведной Елисаветы Пресвятой Деве Марии в день Благовещения Ей тайны Воплощения Сына Божия.

 

“Кресту Твоему поклоняемся Владыко” — это песнопение поется в третий воскресный день Великого поста в связи с воспоминанием воскресения Христова. Во время поста поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню служит для христиан укреплением, ибо что может более ободрить нас в духовном подвиге, как не представление бесконечной любви Господа, Который предал Себя Крестной смерти, чтобы спасти нас. Господь, восшедший на Крест, прославился и обещал всем, несущим крест, прославление.

 

“Мира мятеж...” — стихира преподобному Сергию, нашему пок­ровителю, в ней повествуется о его пустынническом подвижническом житии, усердном служении Богу и достижении благодатных даров (исцелять различные недуги). Мы верим, что Преподобный является нашим предстателем пред Господом и просим его молитв и ходатайства.

 

“Блажени яже избрал и приял еси Господи” — в дни Великого поста Церковь молится Господу о упокоении усопших, ибо мы исповедуем, что не только прославленные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо, по слову Христову, “Бог несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть”.

 

“Хвалите Господа с небес” — причастный стих, связанный по смыслу с читавшимися за богослужением Апостолом и Евангелием; в воскресный день Церковь воспевает славословие Воскресшему Спасителю мира “хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних”.